Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
методическая разработка (подготовительная группа)

Веденская Марина Анатольевна


 

 

Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме:

 

"ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

 

воспитателя первой квалификационной категории Веденской Марины Анатольевны. 

Содержание:

 

    I. Введение………………………………………..…………………...….стр. 2

   II. Основная часть…………………………………………………......стр.8 

  Глава   1.    Театрализованная деятельность как особый мир дошкольника в воспитании толерантности.

  1. Понятие толерантности. ……………………………………...….......стр. 8
  2. Театрализованная деятельность в дошкольном образовании …….стр. 10
  3. Организации театрализованной деятельности в детском саду……стр. 11

 Глава 2. Практическая часть. Воспитание толерантности в процессе организации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..........стр. 13 

  1. Воспитание толерантности в процессе организации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………......стр. 13
  2. Определение уровня толерантности у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………...…стр.17

 

2.3. Система работы по воспитанию толерантности по средствам театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…..стр. 20 

 2.4.  Результат контрольной диагностики уровня толерантности у детей старшего дошкольного ………………….…………………………….….стр. 26

   III. Заключение……………………………………...……….…………. стр. 27

   IV. Литература…………………………………………………...……....стр. 28

   V. Приложение…………………………………………………….….…стр. 31

 

 

 

  1.  Введение.

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…»

(Б. М. Теплов)

Актуальность исследования.

Актуальность проблемы воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста сегодня во многом обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество.

Российское государство многонационально. Образовательный процесс должен не только учить человека новым знаниям, но и воспитывать этого человека, ибо без воспитания человек будет образованным «хамом». Этого категорически допускать нельзя. Поэтому совершенно оправдано, что третий стандарт ФГОС (2021г.) одним из приоритетов образовательного процесса ставит задачу воспитания нового поколения россиян в духе толерантности. Такова задача сегодняшнего дня для того, чтобы существовало великое многонациональное государство – Россия.

Рост нетерпимости, проявление агрессии, жестокости становятся частым явлением как в среде взрослых, так и в детской среде.

Не удивительно, что в последнее время в различных науках, в том числе в педагогической, заметно возрос интерес к проблеме воспитания толерантности у детей и подростков. 

Основополагающие аспекты проблемы толерантности обсуждаются в трудах отечественных и зарубежных философов, политологов и психологов В.М. Золотухина, М. Конша, П. Николсона, Н.К. Рериха, М. Уолцера, В.А. Тишкова, Ю.А. Шрейдера, Герасимова, Е.Ю. Клепцовой и др.

Как категория педагогики толерантность исследуется в трудах  Байбородовой, Б.З. Вульфова, В.Г. Маралова, М.С. Миримановой, À А. Погодиной, М.И. Рожкова, В.А. Ситарова, П.В. Степанова и др.

В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности.            В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах А.Г. Асмолова, М.П. Мчедлова, Г.У. Солдатовой, А.М. Кондакова, В.А. Лекторского, М.Б. Хомякова, Л.М. Дробижевой, Е.К. Быстрицкого, М.А. Джерелиевской.

Международный демократический опыт утверждения и реализации идеи толерантности нашел свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятый ООН в 1948 году. Идеи гуманизма, братской терпимости, гарантии прав и свобод граждан провозглашаются в Конституции Российской Федерации 1993 года. Наиболее масштабное определение феномена толерантности дается в «Декларации принципов толерантности» (16 ноября 1995 года, Париж).

Из «Декларации принципов толерантности» (Принята ЮНЕСКО,1995г.)

Статья 1. Понятие толерантности

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности...»

Степень разработанности вопроса характеризуется тем, что большинство авторов обосновывают необходимость признания толерантности важным элементом системы демократических ценностей, оптимальным механизмом взаимодействия различных социальных групп и главным условием становления гуманного общества.

Существует острая необходимость продолжать научные исследования в данной области, в том числе в части формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Под влиянием окружающей жизни у детей нередко искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Именно поэтому нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

В решении этих задач особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. На протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения; самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств; усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.

Практика показывает, что работа по нравственному воспитанию пронизывает всю жизнь детей в детском саду, ведется постоянно и будет проходить намного интереснее и эффективнее, если использовать элементы театрализации.

Театрализованная деятельность рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков (П.И. Жуковской, Н.С.Карпинской, Л.С. Фурминой) работа с детьми по воспитанию толерантности по средствам театрализованной деятельности получила научное обоснование – театр является одним из самых ярких, красочных и доступных воспитанию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, учит добру, состраданию, развивает воображение и фантазию, способствует разностороннему развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По значимости и влиянию на развитие ребенка театрализованная деятельность по праву принадлежит почетное место.

Итак, толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в культурном и этническом обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе.

Проведенный теоретический анализ указывает на необходимость дальнейшей разработки и практического разрешения данной проблемы, что и обусловило выбор темы моего исследования: «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности».

Новизна исследования состоит в том, что:

 - теоретически обоснована возможность и необходимость воспитания толерантности в старшем дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- разработана целостная модель   воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности;

- опытно-экспериментальным путём доказана эффективность реализации педагогических условий, необходимых для воспитания толерантности у старших дошкольников.

Цель исследования:

  • выявить и экспериментально проверить влияние театрализованной деятельности на воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить опыт работы педагогов в ДОУ по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.
  3. Определить понятие толерантности на основе анализа научно-методической литературы.
  4.  Актуализировать воспитания толерантности в процессе организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  5. Подобрать диагностические методики и определить уровень воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности на основе данных диагностики.
  6. Провести сравнительный анализ результатов проведенной работы.
  7.  Разработать мероприятия для старшего дошкольного возраста с целью воспитания толерантности и апробировать их в условиях дошкольной образовательной организации.

Гипотеза:

если рассматривать театрализованную деятельность как пространство толерантного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, то используемые методы и приемы этой деятельности позволят сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы.
  2. Изучение и обобщение педагогического опыта.
  3. Беседа, наблюдение, изучение поведения детей.
  4. Анкетирование
  5. Педагогический эксперимент
  6. Анализ экспериментальных данных.
  7. Рекомендации в работе по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

База исследования:

Работа проводилась на базе МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 35«Сказка» Южно-Сахалинска.

В исследовании приняли участие дети группы №12 «Солнышко» в количестве 20 человек.

Практическая значимость:

            Реализация опытно-исследовательской работы повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

                                  

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть.

Глава 1. Театрализованная деятельность как особый мир дошкольника в воспитании толерантности.

«Толерантность — это осознанная способность любить, уважать и принимать различия, которые делают людей уникальными».

Р. Байрон

В этой главе раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать всестороннему развитию и воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Понятие толерантности.

Понятие толерантности разнообразно и многозначно. В каждой культуре существует свое понятие толерантности, которые во многом похожи и вместе с тем имеют отличительные черты.

Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность.

 Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления.

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  1. Воспитание миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
  2. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
  3. формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
  4. развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
  5. развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности, национальности и мировоззрения;
  6. формирование умения определять границы толерантности.

Существует три вида толерантности:

1. Личностная;

2. Социальная;

3. Этническая.

Личностная толерантность – уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. Здесь важна позиция личности (ее установки, ценности и смыслы).

Социальная толерантность – взаимодействие личности с различными социальными группами общества. Социально – толерантным можно назвать поведение человека, признающего за другими людьми право и возможность принадлежности к иным социальным группам.

Этническая толерантность – отношение к «другим» на основе их этнической принадлежности. Эта толерантность выражается в терпимости к традициям, иному образу жизни, мнениям и идеям, чувствам, выражаемым представителям других этносов и культур.

Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других;
  • доброжелательна;
  • направлена на взаимодействие;
  • способна понять и принять;
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Отметим, что воспитание толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

 

  1. Театрализованная деятельность в дошкольном образовании.

 

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе, дети учатся сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. 

Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости.

Из всех видов игр театрализованная деятельность оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умению ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.

«В процессе этого сопереживания, как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

По мнению отечественных психологов Л. С. Выготского, Н. Я. Михайленко наибольшая ценность детской театрализованной деятельности содержится в том, что драматизация непосредственно связана с игрой.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  Сухомлинский В. А.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного и нравственного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности.                                                

Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их способностей.

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного и эффективного воображения.

  1. Организации театрализованной деятельности

в детском саду.

        Исходя из задач по воспитанию толерантности через театрализованную деятельность у старших дошкольников, определяется их содержание работы в детском саду. При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия.

Основная форма –занятие.

Л.В. Куцакова и С. И. Мерзлякова выделили следующие типы занятий по театрализованных деятельности:

  • Типовые - которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку
  • Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.
  • Тематические - на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «О собаках и кошках» и т. п.
  • Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.
  • Интегрированные - в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.
  • Репетиционные - на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.

Формы работы:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
  • Игры драматизации
  • Упражнения для социально – эмоционального развития детей
  • Коррекционно-развивающие игры
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика)
  • Упражнения по этике
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности
  • Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения

   Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.

  Глава 2.  Практическая часть

Воспитание толерантности в процессе организации театрализованной деятельности у детей

 старшего дошкольного возраста

2.1. Воспитание толерантности в процессе организации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Углубляясь в тему: «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности», я изучила и проанализировала базовую программу дошкольного образовательного учреждения, психолого-педагогическую, методическую литературу, научные исследования ведущих специалистов, обобщение педагогического опыта ДОУ и предметно – развивающую среду своей группы.

Для достижения наибольшей результативности я подобрала

методы и приемы воспитания толерантности у старших дошкольников, разработанные известными педагогами (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук)

Метод:

  • убеждения и самоубеждения (формируется при воздействии на интеллектуальную сферу ребенка)
  • Стимулирование (мотивационная сфера)
  • внушения и самовнушения (эмоциональная сфера)
  • воспитывающих ситуаций.  (предметно практическая среда)
  • коррекции поведения (сфера саморегуляции)
  • развития инициативы настойчивости (волевая сфера)
  • дилемм и рефлексия (экзистенциональная сфера)

Метод убеждения и самоубеждение - предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения., реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Самоубеждение –предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

Метод стимулирования - может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону.

Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий педагога.

Метод внушение и самовнушения - в эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и стыд и др.

Метод внушения может реализовываться через использование цитат, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

Метод воспитывающих ситуаций – это такая проблемная ситуация, созданная преднамеренно или возникающая стихийно, при разрешении которой ребенок своим поведением выявляет уровень развития своих личностных качеств. В роли этих качеств могут выступать способность к сотрудничеству с другими детьми, организаторские способности, нравственные качества и т.д.

Метод коррекции поведения - направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок часто может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Метод развития инициативы настойчивости направлен на самостоятельность, стремление к инициативе. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

Метод дилемм и рефлексия - помогает человеку вступать в определённые отношения с другими людьми. У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, высоконравственные установки, которые позже не позволяют вести себя непорядочно бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души».

На основе изученного материала было проведено практическое исследование в старшей - подготовительной группе № 12 МАДОУ «Сказка» г. Южно-Сахалинска по выбранной теме.

Создан цикл мероприятий, направленных на воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста, реализовывался он по трём направлениям:

  • совместная деятельность с детьми
  • взаимодействие с музыкальным работником
  • взаимодействие с родителями

На начальном этапе была поставлена следующая цель:

  • выявить уровень толерантности детей моей группы.

Деятельность работы с детьми строилась по принципам:

  • создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать воспитанию толерантности у детей.
  • психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
  • активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
  • наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.
  •  индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • чуткости и внимания к детям с ОВЗ или иной национальности.
  • преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Подобраны средства воспитания толерантности:

  • сказки (через сказки ребенок познает добро и зло, справедливость),
  • общение, художественная литература (ребенок начинает подражать герою, который ему понравился),
  • традиции (формируют чувство единства на уровне семьи, этноса),
  • пословицы и поговорки,
  • национальные куклы,
  • подвижные игры с национальной атрибутикой.

        Для этого были выделены следующие этапы экспериментальной работы: организационный, обучающий, творческий.

  1. Организационный этап. Определяются уровни толерантности старших дошкольников с помощью заданий начального контрольного среза. Организуется пространственно-ориентационная развивающая среда. Создаются условия благоприятные для толерантного развития детей.
  2. Обучающий этап. Реализация проекта на практике.
  3. Творческий этап. На этом этапе детям даются самостоятельные задания. Определяются уровень толерантности старших дошкольников с помощью итогового контрольного среза.

 

  1.  Определение уровня толерантности у детей старшего дошкольного возраста

С детьми старшей группы в начале года я провела констатирующую диагностику, применяя в своей работе театрализованную деятельность как средства воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Для этого были разработаны определяющие критерии.                                                          

  1. умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности.
  2.  способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё
  3. способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
  4. способность принятия и понимания детей инвалидов, других людей по этническим признакам, позитивно с ними взаимодействовать в игре.
  5. не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре.

Каждый критерий я оценивала по трех бальной системе:

- высокий уровень толерантности (3 балла) - даёт оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности; желает помогать другим; сопереживает героям сказок в нужной ситуации; выражать своё мнение; принимает людей по этническим и другим признакам, позитивно с ними взаимодействует; помогает слабому. У него всегда приподнятое настроение и эмоциональное восприятие собеседника.

         - средний уровень толерантности (2 балла) – даёт оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности; желает помогать другим выборочно; ребёнок затрудняется в понимании эмоциональное состояние другого человека; взаимодействует с детьми не всегда позитивно, обидчив. Дошкольнику данного уровня свойственна эмоциональная нестабильность.

        - низкий уровень толерантности (1 балл) – поведения по отношению к слабому- доминантное; не всех детей принимает позитивно, взаимодействует с детьми выборочно; не способен дать правильную характеристику героям (оценить их поступки); не желает помогать другим, обидчив, капризен. Свойственна нестабильность, что заметно влияет на эмоциональное восприятие партнеров по деятельности.

Результаты 20-ти исследуемых детей показали:

  1. умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности

- высокий уровень – 1 человека (5%);

- средний уровень - 10 человек (50%)

- низкий уровень - 9 человек (45%)

  1. способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё

- высокий уровень – 2 человека (10%);

- средний уровень - 10 человек (50%)

- низкий уровень - 8 человек (40%)

    3. способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц

- высокий уровень – 1 человек (5%)

- средний уровень - 8 человека (40%)

- низкий уровень - 11 человек (55%)4

4. способность принятия и понимания детей инвалидов и людей по этническим признакам, позитивно с ними взаимодействовать в игре.

- высокий уровень - не выявлено

- средний уровень - 12человек (60%)

- низкий уровень - 8человек (40%)

5.  не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре.

- высокий уровень – 1 (5%)

- средний уровень - 8 человек (40%)

- низкий уровень - 11 человек (55%)                                   (Приложение №1)

С целью выявления уровня толерантности, одновременно с диагностикой было проведено анкетирование и тестирование родителей старших дошкольников, а также использование родителями различных средств повышения толерантности в системе семейного воспитания.                                                              

    Проанализировав данные диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы испытывали значительные сложности при выполнении практически всех диагностических заданий, что соответствуют среднему уровню.

image

Низкий уровень - 40%,

Средний уровень - 50%

Высокий уровень - 10%.

В процессе наблюдения за деятельностью детей можно было увидеть, что на начальном этапе дети проявляли недостаточный интерес к героям в театрализованной деятельности; были скованы; не желали помогать другим детям; не всегда проявляли сострадание; дети затруднялись понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё; взаимодействовали с детьми было не всегда позитивно; поведения по отношению к слабому было доминантное; в ситуациях эмоционально не выдержаны; не всегда могли  дать верную оценку поступкам действующих лиц; не способны были дать правильную характеристику героям (оценить их поступки); не желали помогать другим;  с неуверенностью и с неохотой включались в деятельность. Не задумывались, что люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления.

 Дети не могли действовать согласованно, вживаться в создаваемый образ, использовать мимику и жесты, не умели строить простейший диалог.

 А также в группе было недостаточно методических разработок по данному направлению, скудная предметно – развивающая среда, недостаточно информации и наглядного материала по воспитанию толерантности для работы с родителями.

Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень толерантности 20-ти детей старшей группы в начале учебного года, но и выбрать направления дальнейшей работы.

 

2.3. Система работы по воспитанию толерантности по средствам театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Для начала, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с разными видами кукольных театров.
  2. Обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами деятельности.
  3. Познакомить старших дошкольников с основными правами толерантности на примере сказочных героев.
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, не зависимо от их принадлежности, национальности и мировоззрения.
  5. Сформировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру толерантности.
  6. Сформировать толерантное поведение, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни.

Учитывая принцип интеграции, образовательной области «Социализация» (развитие игровой деятельности детей и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,) я включала театрализацию во все виды детской деятельности.

Методы, применяемые в работе с детьми:

  • Игровые.
  • Наглядные.
  • Словесные.

Использовала приёмы:

  1. Беседы.
  2. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Рассматривание иллюстраций.
  5. Дидактическая игра.
  6. Театрализованные игры и драматизация.
  7. Танцевальное и песенное творчество.
  8. Литературные игры и викторины.
  9. Художественное творчество.
  10. Подвижные игры.
  11.  Музыкальные спектакли.
  12. Праздники и развлечения

 

Для реализации поставленных задач в нашей многонациональной группе мы создали условия по воспитанию толерантного поведения и межнациональных отношений между детьми по средствам театрализованной деятельности.

1. Оборудовали уголок «ряженья» (ширмы, фланелеграф, костюмы, шапочки, маски, где ребёнок может выбрать себе понравившийся атрибут).

    3. Наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, видеоматериалы, альбомы «Детям о толерантности», «Народы России», «Вместе рекой быть, а врозь – ручейками», «Давайте дружить литературами», «Еду-еду я по свету», «Как войну не назови, мира не получится», «Мы все пассажиры корабля под названием «Земля», «Мы не одни в этом мире живем», «Нам в конфликтах жить нельзя, возьмёмся за руки друзья!», «Память народа культура хранит»)

    4. ТСО (телевизор; DVD-плейер, аудио и видеозаписи классической, национальной и релаксационной музыки; «звуков природы»; детские произведения разных народностей).

    5. Музыкальный уголок (металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки и др.);

   6. Дидактические игры («Моя семья», «Кого я боюсь?», «Что под маской» «Смайлик эмоций», «Из какого театра куклы», «В слове Мы - сто тысяч Я», «Театральная мастерская», «Назови одним словом» и др.).

   7. Различные виды кукольного театра:

  • Театр перчаток, рукавичек и носков.
  • Театр кружек.
  • Театр игрушек Би - ба – бо.
  • Деревянный настольный театр.
  • Бумажно-вырезной театр.
  • Тетра на фланелеграфе.
  • Театр теней.
  • Театр резиновой игрушки.
  • Театр на лопатках, крышках и на ложках.
  • Театр топотушек.
  • Пальчиковый театр.

В театрализованной зоне периодически обновляется материал, ориентируясь на интересы детей.

При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному, не пытаясь навязывать свои оценки и отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка.

Использование в воспитательно-образовательной работе с детьми информационные компьютерные технологии, способствовало повышению качества, доступности и эффективности образования, помогло создавать иллюстративный материал и методические пособия, учебные фильмы на электронных носителях, находить в сети Интернет, а затем демонстрировать данный материал на занятиях, знакомить детей с традициями разных народов, формировать чувство единства в группе и на уровне семьи.

В процессе опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у старших дошкольников эффективно зарекомендовали себя игры-путешествия; различные информационно-познавательные и нравственные детско-взрослые проекты; театрально-игровая деятельность; педагогические ситуации типа «Взаимоотношения», «Поссорились — помирились»; воспитательный диалог; игры со смайликами «Угадай и повтори эмоцию», «О чём думает смайлик?», «Альбом эмоций», «Разговор с портретом»; сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; русские народные подвижные игры; игры народов мира; игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; игры без слов; игры на развитие ассоциативности мышления.

А также мы практиковали сочинение сказок и историй самими детьми; разыгрывали маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например: изобразить, как девочка подарила свою игрушку другу; как, ребёнок испугался медведя; как успокоить малыша.

Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку». А также использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

Работу по воспитанию толерантности у дошкольников и накопления ими эмоционально - чувственного опыта проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях. Знакомимся с традициями своего народа, фольклором, проводим викторины, праздники и развлечения, готовим патриотические Флеш-мобы.

Большое внимание уделяем межнациональной толерантности.

В рамках региональной инновационной площадки происходит знакомство с семейными традициями народов. Приглашаем родителей, где они рассказывают детям о культуре нации, рода, семьи, о их быте, знакомят с достопримечательностями своей страны, танцами, слушаем национальные ритмы, играем в традиционные игры.

Ребята подготовили сказку «Как Иван Змея Горыныча победил», в которой дети представляют свою национальность, традиции. Эта сказка о дружбе и единстве народов в России, о добре и зле, взаимопомощи.

В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив нашей группы: совместно с детьми и родителями учим текст, готовим декорации, атрибутику, афиши, подбираем костюмы.

                           

                    Рекомендации родителям:

 

  1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
  2. Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей.
  3. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
  4. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
  5. Формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме на своем примере.
  6. Выслушивать его мнение ребенка и считаться с ним.
  7. Уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка.
  8. Уметь принять и любить его таким, каков он есть.
  9. Уметь договариваться с ребёнком без ссор и разрушительных конфликтов. 
  10. Нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  11. Предлагать детям задания, игры, упражнения для повышения уровня толерантности детей.
  12. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
  13. Посещение театров.
  14. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

 

 

 2.4. Результат контрольной диагностики

 уровня толерантности у детей подготовительной группы.

В середине учебного года в подготовительной к школе группе была проведена контрольная диагностика и тестирование.

Результаты оказались следующими:

  1. Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности:

- высокий уровень – 15 человека (75%);

- средний уровень – 5 человек (25%),

- низкий уровень - не выявлено

  1. Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё:

- высокий уровень - 12 человека (60%);

- средний уровень - 8 человек (40%),

- низкий уровень - не выявлено.

    3. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц:

- высокий уровень - 15 человек (75%);

- средний уровень – 5 человек (25%),

- низкий уровень - не выявлено,

   4. способность принятия и понимания детей инвалидов и людей по этническим признакам, позитивно с ними взаимодействовать в игре.

- высокий уровень – 11 человек (55%);

- средний уровень -9 человек (45%),

- низкий уровень - не выявлено,

5. Не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре.

- высокий уровень - 15 человека (75%);

- средний уровень - 5 человек (25%),

- низкий уровень - не выявлено                       (Приложение №3).

На заключительном этапе результаты заметно изменились средний показатель 40%, высокий 60%          (Приложение №4)

В результате целенаправленной работы по организации воспитания толерантности по средствам театрализованной деятельности дети:

имеют представление: о театре, театральной культуре; умеют: правдиво действовать в вымышленных условиях; взаимодействовать между собой; правильно оценивать свои и чужие поступки; разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол разных видов театров, элементов костюмов, декораций; чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев; вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией; готовы всегда прийти на помощь в трудную минуту, не зависимо от этнической и национальной принадлежности; быть добрее, терпимее и внимательнее к друг другу.

Анализ сравнительных результатов, полученных на первом и заключительном этапах опытно-экспериментальной работы, позволяет говорить о наметившейся положительной динамике уровня толерантности у старших дошкольников, отмечается качественный рост.  

 

III. Заключение

 

Таким образом, результаты показывают, что работа по театрализованной деятельности проводилась планомерно, целенаправленно, систематично.

Используемые методы и приемы театрализованной деятельности как пространство толерантного воспитания у детей старшего дошкольного возраста позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Из вышеперечисленного можно предположить, что гипотеза подтвердилась полностью.

Наблюдая положительную динамику проводимой работы, считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми. В дальнейшем буду больше использовать нетрадиционные методы работы, расширять представления детей о многообразии мира, больше привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей по мимо театрализованной деятельности будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.

Считаю, что накопленный мною опыт разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию толерантности по средствам театрализованной деятельности.

«Высший результат воспитания — толерантность»

- Хелен Келлер.

 

IV. Литература

- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

- Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду. – СПб.: Детство - пресс, 2011
- Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему.2 изд.

 – М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, 2011. – 240 с.
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему) // Изд. МПСИ; Воронеж: 2008. – 240 с.

- Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.
 -Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников

- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

- Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого // - - - Валеология: научно-практический журнал. 2003. – № 3 – С. 51-52.

- Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения: опыт работы в ДОУ города Москвы. М.: Школьная пресса, 2012

- Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет.

- Геворкян М.М. Концептуальные подходы к проблеме толерантности /Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С.48-49.

- Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO TN-TELLIGENTS // На пути к толерантному сознанию / под ред. Асмолова Л.Г. – М., 2000. – С. 43-51.

- Жмырова Е.Ю., Монастырский В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у молодежи. – Тамбов, 2012. - 189 с.
- Кирилюк О.М. Содержание понятия «толерантность» /Толерантность в современном обществе. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С. 57.
- Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре— М., 1994.

- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.

- Иванова Н. М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат. Елец, 2012

- Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.

- Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. – М., 1994.

- Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников/Методические рекомендации. Изд. «Сфера», 2008

- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

- Нижегородцева Н.В. Психологические механизмы и условия развития толерантности в детском возрасте: культурно - исторический подход /Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – С. 21-23.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
- Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции. - «Литера»,2010.
- Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими / Г.У. Солдатова, Л. А. Шалгерова, О.Д. Шарова. – М., 2001. — 112 с.
- Чусовская А.Н. Сценарии театрализованных представлений и развлечений. - М.:2011.

- Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в щколу/ Под ред. Т.С.Комаровой.-Ярославль: Академия развития, 2006.-144с.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
- Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. – 172с.

- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».- М.:АРКТИ, 2004.

- Сборник диагностических методик по исследованию развития толерантности. – НнАПК КМНС - филиал КГБОУ СПО «ХПК», 2013-  47с.

- Педагогический опыт коллег, просторы интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon tolerantnostopyt_2023.pdf527.56 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"

   Цель педагогической технологии     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

Опыт работы по самообразованию «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Опыт работы по самообразованию: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...

Семинар-практикум из опыта работы по теме: «Формирование этических основ личности ребёнка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет в...