Педагогический проект для детей 5 -6 лет «Моя деревня»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Варенцова Галина Владимировна

«Любовь к родному краю - месту, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, настоящему и прошлому, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_derevnya.docx874.44 КБ
Файл proekt_moy_dom_moya_semya.docx164.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Беласовский детский сад

Педагогический проект

для детей 5 -6 лет

«Моя деревня»

C:\Users\varen\OneDrive\Рабочий стол\IMG20230320151639.jpg

                                                  Выполнила воспитатель:

                                                                   Варенцова Г. В.

д. Беласовка

Вид проекта: педагогический.

   Тип проекта:

  1. по количеству участников: фронтальный.
  2. по содержанию: интегративный.
  3. по продолжительности: долгосрочный
  4. по характеру содержания: познавательно-творческий.
  5. по доминирующему виду: ребенок, общество.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

1 этап – целеполагание

«Любовь к родному краю - месту, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, настоящему и прошлому, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачёв

Пояснительная записка

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка,  как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.  Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть   красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. И мы серьёзно задумываемся, как воспитать у детей патриотические чувств, которые будут выражаться в соответствующих поступках и поведении.

Актуальность проекта

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Цель проекта: Формирование у детей любви к родной деревне и её истории, чувства  гордости за свою малую Родину. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Задачи проекта:

  1. Способствовать формированию у детей представлений о родной деревне, её истории, культуре, достопримечательностях, природе родного края.
  2. Воспитание уважения к землякам, прославившим свой край, к людям труда и предметам народного творчества; чувства гордости за достижения родного края.
  3. Поддержка детской самостоятельности и инициативы в проектной деятельности.

        

Предполагаемые итоги реализации проекта

  1. У детей сформированы представления о родной деревне, его истории, культуре, достопримечательностях, поэтах – земляках, природе родного края.
  2. Дети испытывают уважение к землякам, прославившим свой край, к людям труда и предметам народного творчества; чувства гордости за достижения родного края.
  3. Дети проявляют самостоятельность и инициативу в проектной деятельности.

2 этап – разработка проекта

  1. Подбор методической литературы, которая соответствует теме проекта.
  2. Подбор детской литературы: стихи, рассказы, сказки, загадки
  3. Подбор иллюстраций  и фотоматериалов по теме.
  4. Подготовить перспективный план работы по проекту.
  5. Беседа с родителями об оказании помощи в разработке проекта и принятии активного участия в нем.
  1. Разработать конспекты мероприятий согласно разработанному плану проекта.

7. Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта:

1) Словесные:

  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • подвижные игры;
  • рассказ воспитателя.

2) Наглядные:

  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • наблюдения.

3) Практические:

  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • дидактические игры;
  • продуктивная деятельность: рисование, конструирование.

8. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями, способствующие реализации проекта.

3 этап – выполнение проекта

Перспективный план работы с детьми

№ п/п

Мероприятие

1

Рассматривание альбома «Деревня Беласовка»

2

Развлечение «Богатыри Земли Русской»

3

Беседа «Достопримечательности нашей деревни»

4

Дидактическая игра «Архитектор»

5

Экскурсия «Улицы нашей деревни»

6

Творческая мастерская:  «Дома на нашей улице»

7

Беседа «Поэты – земляки»

8

Дидактическая игра «Собери здание»

9

Творческая мастерская «Куколка Веснянка»

10

Экскурсия «Пожарная часть»

11

Дидактическая игра «Путешествие по родной деревне»

12

Беседа «Керженский заповедник»

13

Творческая мастерская «Жалобная книга природы»

14

Дидактическая игра «Природа родного края»

15

Творческая мастерская «Растительный мир Керженского заповедника»

16

Встреча «Знаменитые люди деревни»

17

Беседа «Чем помочь родной деревне?»

18

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

19

Лэпбук «Деревенский двор»

20

Акция «Ветеран живет рядом»

22

Дидактическая игра «Расскажи, где ты живешь»

24

Выставка рисунков «О войне, которой мы не знали»

Перспективный план работы с родителями

№ п/п

Мероприятие

1

Консультация «Воспитываем патриотов с детства»

2

Конкурс макетов  «Беласовка – настоящее  и будущее»

3

Оформление альбома «Обитатели Керженского заповедника»

4

Праздник  «День защитника Отечества»

5

Консультация «Учите детей любить природу»

6

Фотоконкурс «Моя деревня самая лучшая»

7

Развлечение «Беласовская ярмарка»

8

Папка-передвижка «Люби и знай свой край родной»

9

Лэпбук «Моя деревня»

10

Праздник  «День Победы»

11

Акция «Сделаем нашу деревню чище»

12

Оформление альбома «Птицы Нижегородского края»

13

Выставка поделок «Военная техника»

Перспективный план работы с социумом

№ п/п

Мероприятие

1

Экскурсия в библиотеку «Шаг в прошлое - как появилась наша деревня»

3

Мастер – класс «Один из этапов изготовление деревянной ложки»

4

Экскурсия в ложкарную мастера

5

Экскурсия в пожарную часть

4 этап – подведение итогов проекта

  1. Оформление альбомов: «Птицы Нижегородского края», «Обитатели

Керженского заповедника»

  1. Выставка макетов «Беласовка – настоящее и будущее»
  2. Лепбук «Моя деревня»
  3. Викторина «Знаешь ли ты свою деревню?»
  4. Акция «Сделаем нашу деревню чище»
  5. Фотоконкурс «Моя деревня самая лучшая»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Беласовский детский сад

Педагогический проект для детей 5 – 6 лет

«Мой дом, моя семья»

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-03/1646186153_72-kartinkin-net-p-kartinki-semya-dlya-detskogo-sada-77.jpg

Подготовила воспитатель:

Варенцова Г.В.

д. Беласовка

Вид проекта: педагогический.

   Тип проекта:

  1. по количеству участников: фронтальный.
  2. по содержанию: интегративный.
  3. по продолжительности: краткосрочный
  4. по характеру содержания: познавательно-творческий.
  5. по доминирующему виду: ребенок, общество.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

1 этап – целеполагание

Что такое семья – понятно всем.

Семья – это домсемья – это мир,

Семья – это крепость, за стенами которой

могут царить лишь покой и любовь.

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Семья - это самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем счастья и добра. Семья сильна любовью, уважением.

Актуальность проекта

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными и ответственными друг к другу, сострадать.

Чувство ответственности…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, брату, сестре, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта: Включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков. Формирование представления о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений.

Задачи проекта: 

  1. Включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков.
  2. Формирование представления о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений.
  3. Воспитание чувства сопричастности: к семье, родному дому.
  4. Поддержка детской самостоятельности и инициативы в проектной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта

1. Дети имеют представления о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин, о нравственном отношении к семейным традициям.

2. Дети проявляют любовь, заботу, уважение к старшему поколению; чувство привязанности к родному дому, семье; сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

3. Дети с удовольствием выполняют общественно значимые задания, добрые дела для семьи, родного дома.

2 этап – разработка проекта

  1. Подбор методической литературы, которая соответствует теме проекта.
  2. Подбор детской литературы: стихи, рассказы, сказки, загадки по теме «Мой дом, моя семья».
  3. Подбор иллюстраций  и фотоматериалов по теме.
  4. Подготовить перспективный план работы по проекту.
  5. Беседа с родителями об оказании помощи в разработке проекта и принятии активного участия в нем.
  1. Разработать конспекты мероприятий согласно разработанному плану проекта.

7. Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта:

1) Словесные:

  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • подвижные игры;
  • рассказ воспитателя.

2) Наглядные:

  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • наблюдения.

3) Практические:

  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • дидактические игры;
  • продуктивная деятельность: рисование, конструирование.

8. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями, способствующие реализации проекта.

3 этап – выполнение проекта

Перспективный план работы с детьми

№ п/п

Мероприятие

1

Беседа на тему «Мой дом». Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом». Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому. Закрепить умение называть свой адрес.

2

Беседа на тему «Как я помогаю дома». Цель: формировать стремление помогать родным.

3

Дидактическая игра « Как мы помогаем родным». Цель: дать понятие о видах деятельности в семье, о женских и мужских видах домашних занятий.

4

Творческая мастерская по конструированию «Мой дом». Цель: развитие элементарных конструктивных навыков; научить самостоятельно выбирать строительный материал; продолжать развивать воображение, умение обыгрывать постройку.

5

Беседа «Моя семья». Цель: формировать у детей представления о доме, семье, родителях, воспитывать уважение и любовь к близким.

6

Беседа «Семейные праздники и традиции». Цель: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

7

Творческая мастерская по речевому развитию «Собираем добрые слова». Цель: Формировать у детей представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими, раскрыть значения вежливых слов.

8

Дидактическая игра «Чьи детки». Цель: Закрепить знания детей о животных, их детенышах, кто как кричит. 

9

Творческая мастерская по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Моя семья». Цель: воспитывать уважение чуткое и бережное отношение к окружающим и членам своей семьи.

10

Дидактическая игра «Кем быть». Цель: закреплять и расширять знание детей о профессиях, об орудиях труда и его результатах. Формировать представление об общественной значимости труда представителей разных профессий, его необходимости. Закреплять представление детей о том, какими личностными качествами должен обладать человек той или иной профессии. Воспитывать у детей уважение и доброжелательное отношение к людям различных профессий.

11

Дидактическая игра «Моя семья». Цель: Закрепить умение детей называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье.

12

Творческая мастерская по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Моя семья». Цель: улучшение внутрисемейных отношений, содействие сохранению семьи, ее приверженности здоровому образу жизни путём проведения совместно с родителями выходного.

14

Дидактическая игра «Профессии». Цель: формировать умение соотносить действия людей с их профессией.

15

Творческая мастерская по художественно-эстетическому развитию (аппликации) «Букет для мамы». Цель: создание подарка для мам методом аппликации, повторить названия растений родной природы.

16

Дидактическая игра «Моя семья». Цель: Закрепить умение детей называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье.

17

Развлечение «Папа, мама, я – дружная семья». Цель: повышать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни дошкольников и их родителей.

Перспективный план работы с родителями

№ п/п

Мероприятие

1

Оформление альбома «Моя семья». Цель: формировать у детей представления о доме, семье, родителях, воспитывать уважение и любовь к близким.

2

Консультация для родителей «Семейные ценности». Цель: Привлечь внимание родителей к имеющимся семейным традициям. Стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих сплочению семьи.

3

Оформление альбома «Генеалогическое древо моей семьи». Цель: составить родословное (генеалогическое) древо  семьи.

4

Родительское собрание «Традиции моей семьи». Цель: помочь родителям осознать значимость семьи и семейных традиций в жизни ребёнка.

5

Развлечение «Папа, мама, я – дружная семья».

Цель: повышать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни дошкольников и их родителей.

6

Создание мини-музея «Комната старого быта»

Перспективный план работы с социумом

№ п/п

Мероприятие

1

Конкурс поделок «Осенняя фантазия». Цель: развивать совместное творчество детей, родителей; формировать у воспитанников эстетическое отношение к природе.

2

Экскурсия в детскую библиотеку на программу «Вся семья вместе – так и душа на месте». Цель: показать ценность семейных отношений значимость дружной семьи, воспитывать любовь и уважение к семье; помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга; формировать коммуникативные навыки.

4 этап – подведение итогов проекта

  1. Оформление альбомов: «Моя семья», «Генеалогическое древо моей семьи».
  2. Развлечение «Папа, мама, я – дружная семья».
  3. Создание мини-музея «Комната старого быта»
  4. Выставка детско-родительских работ «Осенняя фантазия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность педагога, детей и родителей "Филимоновская деревня"

Мероприятие можно проводить с детьми младшей  и средней групп детского сада....

Комплексное занятие для детей младшей группы « В ДЕРЕВНЕ У БАБУШКИ»

Данное занятие предствляет собой сюжетно-игровую деятельность воспитателя,музыкального руководителя с детьми с использованием элементов театрализации...

Конспект НОД на тему "Ехали дети из города в деревню!"

Приобщение детей к истокам русской национальной культуре....

Педагогический проект на тему:«Утро в деревне»

Познание окружающего мира через искусственно созданнуюсреду....

проект "Знакомство детей с бытом русской деревни, через русские народные сказки"

Дать первоначальное представление о жизни русской деревни....

Дидактическая игра для детей «У бабушки в деревне»

Одним из основных направлений работы в детском саду является социализация личности ребенка через игру. Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок....

Педагогический проект «МЫ ИГРАЕМ». Тема «В деревню к бабушке». Для детей с нарушением интеллекта.

Педагогический проект «МЫ ИГРАЕМ». Тема «В деревню к бабушке». Для детей с нарушением интеллекта....