Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства Магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сазанова Алла Владимировна
  • Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.
  • Познакомить детей с понятиями магнитная сила –притяжение – «магнетизм».
  • Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект открытого занятия для старших дошкольников.

Познавательно-исследовательская деятельность

"СВОЙСТВА МАГНИТА"

с использованием цифровой лаборатории

"Наураша в стране Наурандии"

модуль "Магнитное поле"

Возрастная группа: 5-6 лет старшая/подготовительная группа.

Подготовила: воспитатель Сазанова Алла Владимировна.

Тема: «Свойства магнита».

Форма проведения: подгрупповая.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды деятельности: познавательно- исследовательская.

Используемые технологии: игровая, ИКТ, опытно-экспериментальная деятельность.

Методы, приёмы, формы работы:

  • Наглядный (показ способов действий).
  • Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
  • Игровой (включение и использование игры).
  • Практический (экспериментирование).

Предварительная работа:

знакомство с деревянными и стеклянными, пластмассовыми предметами; просмотр мультфильма «Малышарики» серия 50 про «Магнитик», мультфильм «Фиксики» серия «Магнит».

Опытно-экспериментальная деятельность в мини- лаборатории группы; Дидактические игры: «Магнитная азбука», «Рыболов»; «Геометрическая мозаика» и т.п.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.
  • Познакомить детей с понятиями магнитная сила –притяжение – «магнетизм».
  • Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
  • Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к экспериментированию.
  • Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников, умение работать в паре, договариваясь об очередности выполнения эксперимента.

Словарная работа: лаборатория, магнитная сила, притяжение, магнетизм.

Оборудование и материалы: Железные, пластмассовые, деревянные, резиновые, бумажные, стеклянные предметы, магниты 8шт., два подноса для демонстрационного материала, подносы для раздаточного материала 16шт., карточки-схемы магнетических предметов 8 шт., простые карандаши 8шт. Картон-«полянка» 8шт., бабочки с магнитами 8шт. Контейнеры с песком 8шт., железные гвозди, болты, гайки, булавки, скрепки. Стаканчики пластиковые с водой 8шт., змейки-скрепки 8шт. Детские халаты 8 шт. Цифровая лаборатория "Наураша" «Магнитное поле», ноутбук, программное обеспечение.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей войти в группу:

Воспитатель: - Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна

Гостей в группу привела!

Поздоровайтесь, ребята.

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку. Ответ на загадку лежит в коробке, которую я держу в руках.

Этот жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

Дети: — Это магнит.

Воспитатель открывает коробку, достает магнит.

Воспитатель: — Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: Какое свойство магнита мы уже знаем?

Дети: Он притягивает металлические предметы

Воспитатель: - Хотите еще больше узнать о магните?

Дети: Да. Хотим.

Воспитатель: - Скажите, где мы можем проводить свои исследования и эксперименты?

Дети: - Исследования и эксперименты мы можем проводить в лаборатории.

Воспитатель: - Кто из вас помнит, как называются профессии людей, которые работают в лаборатории?

Дети: - Ученые, исследователи, лаборанты

Воспитатель: - Верно. Сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, где вы станете маленькими учеными, исследователями.

Вспомним, какие правила нужно соблюдать, находясь в лаборатории?

Дети: - Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не сломать, не пролить и рассыпать. Незнакомые предметы и вещества не брать в руки без разрешения, не пробовать на вкус и запах. Работу выполнять по заданию старшего в лаборатории.

В лаборатории всегда тихо и чисто. Лаборанты работают в белых халатах. Предлагаю надеть халаты.

 (Дети проходят в импровизированную лабораторию, надевают халаты, шапочки, занимают за столами свои места).

  • Опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?»

(Железные, пластмассовые, деревянные, стеклянные, резиновые предметы, бумажные, магниты)

Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю подойти к столу и рассмотреть предметы, которые лежат на подносе. На подносе лежат предметы из разных материалов.

Как узнать, какие предметы дружат с магнитом, а какие нет?  Что же нужно сделать?

(ответы детей).

Воспитатель: Возьмите каждый себе по магниту. Выберите один предмет, который притягивается к магниту и переложите на пустой поднос.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, предмет, который вы переложили на пустой поднос и почему?

Дети: Я переложил (металлический) ключ, потому что он притягивается к магниту.

(ответы детей: ножницы, крючок, линейка, гвоздь, пуговица, булавка и т.д.)

Воспитатель: Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?

Дети: Они все из металла, металлические.

Воспитатель: остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (рассматривают)

Воспитатель: Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, бумаги). Что об этом можно сказать?

Дети: Магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, бумагу, резину.

Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?

Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.

Вывод: Совершенно верно! Магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство называется магнитной силой - магнетизм. 

Повторите вместе со мной «Свойство магнита притягивать только металлические предметы называется магнитной силой- магнетизм.

Воспитатель: Возьмём собой магниты, они нам понадобятся для следующих экспериментов. Приглашаю вас пройти к столам, занять места.

  • Заполнение карточки-схемы «Магнит притягивает – не притягивает»

(Карточки-схемы, карандаши)

Воспитатель: Положите магниты на край стола. Сейчас работаем с карточками- схемами.

Воспитатель: Рассмотрите карточки. Изображены предметы из различных материалов.

- Задание детям 5-6 лет: Вам нужно провести линию от магнита к тому предмету, который он примагнитит к себе.

- Задание детям 6-7 лет.: - Вам поставить «+» возле предметов, которые примагничиваются к магниту.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Воспитатель: Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга в правильности выполнения задания.

По окончании работы дети высказывают свое мнение.

«Действие магнита через другие материалы»

Воспитатель: -Юные исследователи, как вы считаете, если магнит притягивает металлические предметы, действует ли его сила через преграду? Например, картон?

Дети: - Да! Нет!

Воспитатель: - Давайте это проверим.

  • Опыт № 2 «Танцующая бабочка».

(Картон- «полянка», бабочки с магнитом, магниты)

На столе лежит цветочная поляна сделана из картона. Бабочка, на брюшке, которой расположен маленький магнит. Магнит, который помогает нам сегодня в наших экспериментах.

Возьмите в руки картонную полянку, расположите на ней бабочку, а магнит приложите с низу нашей картонной полянке и подвигайте магнитом по картону. Что, вы видите?

Воспитатель: Двигая магнит, мы можем заметить, что бабочка повторяет все его движения. Посадите бабочку на цветок с помощью магнита.

Воспитатель: - Какой вывод мы с вами можем сделать?

Дети: - Магнит действует через картон.

  • Опыт №3 «Что спрятано в песке?»

(лотки с песком, железные гвозди, болты, гайки, скрепки, магниты)

Воспитатель: На столе у каждого контейнер с песком на подносе, придвиньте его к себе ближе.

Воспитатель: - Следующий эксперимент - действует ли магнит через песок?

В песке спрятан металлический предмет, который надо достать без помощи пальцев рук, не касаясь песка. Подумайте: каким способом можно это сделать?

(ответы, предположения детей)

Воспитатель: медленно проведите магнитом над песком.

Дети проводят над песком магнитом и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные в песке.

Воспитатель: - Расскажите, что вы сделали и что получили?

Ответы детей: - Я провёл магнитом над песком и к нему примагнитил (притянулся) гвоздь (гайка, скрепка, булавка) спрятанный в песке

Вывод: Значит магнитные силы - магнетизм проходят сквозь песок.

Воспитатель: - Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам:

  • Физминутка Игра «Притягивает – не притягивает».

Воспитатель называет любые предметы, если магнит притягивает предмет, дети хлопают в ладоши, а если не притягивают - приседают.

Воспитатель: Отдохнули. Проходите на свои рабочие места.

Воспитатель: - Продолжаем наши эксперименты со свойствами магнита, но теперь с водой.

  • Опыт №3 «Как достать скрепку из воды, не намочив пальцы рук?»

(Стаканы пластиковые с водой, скрепки в стакане, магнит).

Воспитатель: - У вас у каждого стоят стаканчики пластиковые с водой на подносе, в которых лежат скрепки. Аккуратно придвиньте к себе поближе.

- Можно ли достать из стаканчика скрепки, не намочив ни пальцы рук, ни магнита? (предположительные ответы детей)

Воспитатель: - Давайте попробуем. Приложите магнит к стенке стакана на уровне скрепки. Как только скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит вверх.

Воспитатель: - Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

Ответы детей: - Я приложил магнит к стенке стакана с водой, скрепки примагнитили. Медленно двигал магнитом вверх и достал скрепки, не намочив пальцев рук и магнита.

Вывод: Значит, магнитные силы, магнетизм действуют на металлические предметы, даже если они разделены с ними водой и пластиком.

Воспитатель: - Ребята, сегодня в лаборатории с нами на связь хочет выйти юный исследователь, с которым вы уже знакомы – Наураша из страны Наурандия. Он в своей лаборатории тоже изучает свойства магнита, силу магнетизма. Для вас Наураша тоже приготовил задание.

Расстояние до магнита, сложение магнитов.

Задания на сравнительные измерения по инструкции «Наураша»

При работе в цифровой лаборатории дети делают вывод на основе результатов замеров:

Расстояние до магнита:

Дети: - Гирьки поднялись, примагнителись к магниту, когда датчик соприкасался с магнитом.

В первый раз поле магнитное было сильнее, т.к. датчик касался магнита.

Магнит отодвинулся от датчика:

Дети: - Второе измерение – датчик отодвинули от магнита, поле ослабло в дали от магнита, гирьки не поднялись на экране.

Вывод: Рядом с магнитом – сильное поле, чем дальше магнит от предмета, тем сила магнита магнетизм слабеет.

Сложение магнитов:

Дети: - При сложении магнитов гирьки тоже поднимались вверх и крепко держались.

Вывод: Два магнита дают более сильное магнитное поле.

Воспитатель: - Молодцы, мы отлично справились.

Воспитатель: Спасибо, Наураша, до свидания, до новых экспериментов в твоей лаборатории.

Воспитатель: - И так давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магните?

Ответы детей: - Магнитные силы притягивают металлические предметы.

Свойство Магнита - магнетизм проходит через картон, песок, воду и пластик.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнетизм действует через препятствия.

Итог занятия:

Воспитатель: — Как быстро летит время. К сожалению, нам пора заканчивать. Вам было интересно? Что было для вас трудно? А что больше всего понравилось? Какой силой обладает магнит?  

Ответы детей: - Притяжением – магнетизмом.

Воспитатель: А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, юные учёные! И в заключении наших экспериментов хочу вам подарить магнитики – смайлики, которые помогут вам проделать опыты дома вместе с родителями.

Воспитатель: Нам пора возвращаться из лаборатории в группу и стать снова ребятами.

Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Этот удивительный мир магнита»

Образовательная область: Познавательное развитие.Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.Тема: «Этот удивительный мир магнита»Возрастная группа: старшаяЦель занятия: Разв...

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе « Удивительный мир магнита»

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности детей в подготовительной группе« Удивительный мир магнита»...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Волшебство магнита» с детьми старшей группы

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.Задачи:- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предмет...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе "Свойства магнита".

Цель: создать условия для знакомства детей со свойствами магнита, его назначением....