«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кайтан Ия Миродовна

В проектной работе с детьми 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками» представлена актуальность, значение, возможности и условия работы по приобщению детей к православной культуре.

Комплекс организованной образовательной деятельности и совместной деятельности взрослых и детей составлен на основе педагогического опыта и соответствует требованиям православного компонента дошкольного образования. Описана организация предметно-развивающей среды, представлен перспективный годовой план работы в данном направлении с тематикой, программным содержанием, формами и методами работы с детьми и родителями.

Благодаря праздникам, в детском саду создаются условия, при которых стандарты дошкольного образования могут быть выполнены без скучного морализирования, при активном и радостном участии ребёнка.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей в процессе ознакомления с православными праздниками может быть использован в работе с детьми 6-7 лет.

 В пр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Духовно-нравственное воспитание

дошкольников в процессе ознакомления

 с православными праздниками»

            /из опыта работы/

Возраст детей 6 -7 лет

Срок реализации: 1 год.

Шлекис Ольга Алексеевна

Кайтан Ия Миродовна

Москва

2023

 Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни.

У каждого народа свои духовные приоритеты. Для нашего народа духовно-нравственная жизнь в первую очередь связана с Православием. Именно поэтому нашему обществу необходимо возвращение к своим истокам, к вере отцов и дедов, культурным традициям.   В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. В наш век компьютерных технологий чрезвычайно важно приобщение маленького человека к традициям русской православной культуры.   Наша задача дать детям такие основополагающие понятия как: любовь, вера, милосердие, сострадание. Они должны быть донесены нами до детей в доступной и понятной для них форме.

        О необходимости духовно-нравственного воспитания высказывается не только церковь. Вот что сказал об этом В. В. Путин при встрече с журналистами и монахами в Соловецком монастыре в 2011 году: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, без православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».

        Актуальность этой задачи отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Новой задачей является интеграция её содержания в повседневную жизнь детей, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами во все виды детской деятельности и методики дошкольного образования.

         Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте знакомить детей с традициями духовной и православной культуры, из которых самое видное место занимают, конечно, праздники. Они, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.

        Православные праздники - это удивительные и интересные явления русской народной культуры.  Предлагая детям ознакомиться с праздниками, принять в них участие, мы привлекаем их к истокам православной культуры, способствуем восстановлению традиций русского народа, сохранению духовного здоровья, возрождению традиций семейного воспитания, способствуем становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.

В соответствии с вышесказанным мы решили провести проектную работу с детьми, которая основана на годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных праздников. Мы, конечно же, не ставили перед собой цель вовлечь детей в православную веру, а лишь знакомить детей с православной  культурой. Главный ожидаемый результат видели в усвоении ребёнком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

        Прежде чем начать знакомить дошкольников с православием, провели опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал основы православной культуры в дошкольном учреждении. Анализ результатов анкетирования показал, что православное воспитание востребовано родителями. Оно не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. 

После проведения анкетирования, для все желающих родителей, давших согласие на изучение детьми основ православной культуры и по их просьбе, с целью помочь им осознать, что в семье в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей, была проведена презентация о главных праздниках Русской Православной Церкви. Мы напомнили родителям, что этих особых праздников – двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми. По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории.

Непереходящие праздники: они всегда приходятся на строго определённое число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников:

1. Рождество Пресвятой Богородицы.

2. Воздвижение Креста Господня.

3. Введение (вход) во храм Пресвятой Богородицы.

4. Рождество христово.

5. Богоявление, или крещение Господня.

6. Сретение Господне.

7. Благовещение Пресвятой Богородицы.

8. Преображение Господне.

9. Успение Пресвятой Богородицы.

Вторая категория двунадесятых праздников – переходящие. Они принадлежат к так называемому пасхальному циклу, всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа. Это три праздника:

1. Вход Господень в Иерусалим (иначе Вербное Воскресенье) празднуется за неделю до Пасхи.

2. Вознесение Господне (празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой месяц по Пасхе.

3. День Святой Троицы, Пятидесятница (через 7 недель, всегда в воскресенье).

Сам Праздник Пасхи – День светлого Христова Воскресенья – в этот счёт не входит, ибо он есть «праздник праздников и торжество торжеств» и поэтому не может стоять в ряду других праздников и быть с ними сравниваем. Праздник Пасхи перемещается – так называемые «пасхальные пределы» - в пределах 35 дней: от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и может падать на любой из воскресных дней в этот период. По значимости к двунадесятым, согласно церковной традиции приближаются великие праздники: в честь святого Иоанне Предтечи, в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Покров Пресвятой Богородицы и Обрезание Господне.

 В группе с помощью родителей оформили православный уголок, где находится православная литература для детей: раскраски, православные календари, консультативный материал для родителей, составленные родителями совместно с детьми генеалогические древа. Всё это для детей и родителей всегда в свободном доступе.

Совместно создали картотеки словесных игр духовно-нравственного

содержания. Изготовили дидактические игры по ознакомлению дошкольников  

с православной культурой.

После проведения семинара с родителями, разработали годовой план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие у них устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с православными праздниками.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

 

Бог – Творец мира,

в котором мы живём

Рождество Пресвятой

Богородицы

Формировать у детей первоначальные представления о Боге, как творце мира.

Познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. Воспитывать уважительное и благодарное отношение к своим родителям.    

                                   

Октябрь

Преподобный Сергий

Радонежский»

Праздник Покрова

Пресвятой

Богородицы

   Дать детям доступные представления о детстве преподобного Сергия, его любви к родителям. Расширить

    словарный запас детей, вводя традиционное название святого человека – «преподобный», «старец». Учить

    произносить старинное имя –

    Варфоломей.

 

    Познакомить с иконой праздника

    «Покрова Божьей матери», дать

     детям представление о Пресвятой

    Богородице как покровительнице,

    Заступнице и Представительнице

     перед Богом за всех людей.

Ноябрь

Ангел Хранитель

Храм – дом Божий.

 Понятие о кресте и

крестном знамении.

Внутреннее устроение храма: иконостас, алтарь и светильники в храме.

Понятие об иконе.

Расширение представлений о

 творении мира Богом, уточнение

представлений о мире видимом и

невидимом, духовном, земном и

ангельском.

Познакомить детей с разными

формами креста, вспомнить какие они видели при посещении храма. Дать

представление  о значении креста.

Дать детям представления о том, что

такое икона, познакомить их с православной традицией отношения к иконе – почитание икон. Учить узнавать на иконах Спасителя и

Богородицу, Божью Матерь.

Декабрь

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Праздник святителя Николая Чудотворца

Подготовка к празднику Рождества

 Христова

Дать детям знания о празднике

 Введения во храм Пресвятой

Богородицы. Развивать у детей

восприятие образа Богоматери как

святого и чистого человека,

рассказать о её

глубочайшем смирении и послушании.

Познакомить с образом и событиями жизни Святителя. Дать представление о его личностных качествах.

Приобщать детей к духовно-нравственным устоям православной культуры на основе изучения

 примеров из жизни святых.

Январь

 Сказание о Рождестве Христовом

Праздник Крещения  Господня

     Дать детям представление о

      содержании библейских

      повествований о Рождестве

     Христовом. Приобщить детей к

     традициям русского народа.

     Познакомить с событием Крещения

Господня и тем, как повествует об                            

     этом Евангелие. Знакомить детей с    

      главными особенностями праздника.

Февраль

Праздник Сретения Господня.

Русские богатыри – Защитники Отечества

     Познакомить с событиями и смыслом      

    Сретения Господня. Расширять знания  

    детей о земной жизни Господа Иисуса  

     Христа. Воспитывать уважение к

     старшим.

    Дать представление о традициях

    русского воинства, о храбрости

    защитников Отечества.

Март

Великий пост   

За добро добром платят (по сказке «Сивка-бурка»)

Добродетели и пороки. Что такое милосердие?

   Познакомить детей с особым временем

   православного календаря-Великий пост

– периодом подготовки к празднику

   Пасхи.

   Закреплять использование

   нравственных представлений как

   эталонов  для различения таких качеств
  как послушание-непослушание,

   дружба, милосердие, смелость.

   

Апрель

Пасхальные радости

Светлый праздник вечной жизни

Что такое добро и зло?

    Рассказать детям о последних днях    

    земной жизни Спасителя, о

    Воскресении Христовом.  

    Поддерживать в детях чувство

    пасхальной радости.

    Знакомить детей с базовыми,

    нравственными понятиями «добро» и

    «зло», доступно объяснить какой    

    Смысл люди вкладывают в эти

    понятия.

Май

  Святой Георгий Победоносец

Праздник Пресвятой Троицы

Икона Пресвятой Троицы

    Познакомить с образом Святого

    Георгия Победоносца.

    Знакомить детей с событиями

    Сошествия Святого духа на апостолов,    

    с праздником Святой Троицы.

     Дать понятие о том, что Бог – Троица.

     Познакомить с иконой «Троица»  

   преподобного Андрея Рублёва.

   Объяснить, что такое икона и для чего    

   она нужна.

   

        Знакомство дошкольников с праздником делится на 3 этапа: подготовительный, проведение праздника и заключительный. Все православные праздники связаны с теми или иными событиями, описанными в Священном писании. Поэтому на первом этапе мы старалась дать детям доступные знания о Боге, о Кресте, о Церкви. В этом нам помогла Библия для детей. Ребёнок, как известно, легко и быстро увлекается хорошими примерами, его сердце внимательно и чутко к великим подвигам, которых так много в Библии. В книге очень просто и наглядно проиллюстрированы важнейшие события Ветхого и Нового Заветов. Дети узнали о сотворении мира и человека, о рождении Девы – Марии, о том, как Бог послал на землю Спасителя – Иисуса Христа, о его детстве, о том, что он был усердный и внимательный, добрый и послушный, все поражались его умом и богатством знаний. С большим интересом дети слушали о чудесах Иисуса Христа, о том, как он исцелял людей, предании Иисуса и его распятии и как после смерти он воскрес. Очень просто и доступно дети узнали о простых истинах: учись дорожить каждой крошкой хлеба, любить всех людей, делать добро; поделись последним куском хлеба с товарищем; помогай другим и тебе помогут. «На хорошем, цветущем дереве не вырастут плохие плоды, так и хороший добросердный человек не сделает худого зла», - так учил Иисус народ. Понять содержание прочитанного помогают яркие, красочные иллюстрации в книге, которые уяснят и укрепят в детской душе всё то, что прочитано.

           Познакомив детей с событиями из Священной книги, можно было начинать знакомство с православными праздниками, связав их с событиями Церковной жизни.

Начинается учебный год праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Традиционно мы проводим Покровскую ярмарку. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют.

Кроме того, праздники разделены по сезонам. Согласно календарю, знакомили детей с историей праздника, рассказывали, как отмечают праздник в церкви, связывали церковное название праздника с народным.

          На всех этапах знакомства детей с праздниками мы использовала разные методы: словесные (чтение детской библии, наглядные (показ демонстрационного материала о празднике, дополнительно, при знакомстве с Воздвижением Креста, показывали детям крестики, а при знакомстве с праздником введения во Храм – изображения различных храмов, предметов церковной утвари – свечи, иконы и др.) и практические методы: рисование на темы праздника: «Матерь Божья с младенцем», крестики простой и восьмиугольный; использовали такой практический метод, как посещение храма с родителями, где ребёнок мог воочию увидеть то, о чём мы рассказывали: множество икон с изображением Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов, святых, горящие свечи и самое святое место в храме – алтарь). Многие родители откликнулись на наше предложение, а дети, побывавшие в церкви, рассказывали о том, что они видели, делились впечатлениями.

        Следующее знакомство с одним из самых великих праздников – с Рождеством Христовым. Провели с детьми беседу о празднике, рассказали о том, как встречают Рождество в церкви и как сопровождается этот праздник красочными народными обычаями. Читали очень много стихов, легенд, притчи о трёх деревьях, о рождественских розах и др.

         Для проведения праздников подбираем материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и при дать им необходимый запас знаний. Включаем в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки, подготовленные детьми.

Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мы знаем, что нет смерти. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути.

Праздник Рождества Христова, несомненно, является самым желанным и грандиозным для детей. Елка к этому празднику украшается по-особому: на ней украшения серебристо-синих тонов и обязательно игрушки, изготовленные руками детей, их родителей и сотрудников. Дети инсценируют Рождественскую сказку о рождении младенца Христа.

 Праздник всех праздников ─ «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения.  Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание постов, предшествующих некоторым праздникам (Рождественский пост, Великий пост), когда люди отказываются от некоторой еды. Но мы объяснили детям, что поститься - это не только отказываться от мясной и молочной пищи, а еще и проявлять умение не делать того, что нам хочется, но от чего можно воздержаться ради Бога и богоугодных дел: например, не смотреть телевизор, не затевать шумных игр, когда этого нельзя делать, и т.п. Иногда бывает очень трудно не делать того, что хочется, но надо стараться, упражняться в том, чтобы научиться сдерживать свои желания.

В этот праздник дети и родители участвуют в выставке поделок «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда.

 День Святой Троицы ─ это один из главных двунадесятых православных праздников. В этот день празднуется сошествие на апостолов Святого Духа, вследствие чего апостолы получили дар говорить на разных языках для проповеди христианства по всей земле. Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками и цветами, полы устилаются скошенными душистыми травами. Цветущие ветви напоминают о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей. В музыкальном зале, украшенном веточками березы и букетами душистых трав, дети водят хороводы и исполняют задорные русские танцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к православным праздникам».

Расширение знаний педагогов о традициях празднования православных праздников на примере «Благовещение  Пресвятой Богородицы»...

Методическая разработка проект: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)

На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэ...

РМО заведующих ДОУ, выступление по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников», октябрь 2021 г.

Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников»...