Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами родного края
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Кириченко Наталья Дмитриевна

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Изучение этой темы экологического воспитания дошкольников посредством ознакомления с птицами родного края дает:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

-  большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых.

Материал, опыт работы по этой теме может быть полезен педагогам-дошкольникам, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ  «: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами родного края »

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В течение семи лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и занимаюсь данной темой, основываясь на содержании организации психолого – педагогической работы и задачах образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы». Я считаю, что Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы помочь детям постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, что наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Стараюсь давать детям знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми. 

Основываясь на том, что дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи, я стараюсь организовывать непрерывную образовательную деятельность так, чтобы с большим интересом они принимали участие в самой разнообразной исследовательской деятельности. В ходе организованной с детьми деятельности я отмечаю неумолимую жажду новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Считаю, что важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе.

        Актуальность моей тематики состоит в том, что в настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.

Изучение этой темы способствуют:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

-  большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых.

В ходе образовательно-воспитательного процесса я выявила, что у детей недостаточно знаний о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц; также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.

Целью моей работы является: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

 Основными задачи для детей  я поставила :

- формировать у детей целостные представленияо сезонных изменениях в природе;

- знакомить детей с жизнью птиц (на примере 4-5), их повадками, особенностями образа жизни;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, аппликации, оригами и выполнения поделок из природного материала;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

- дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие»- «домашние» птицы.     

- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;

- формировать экологическое сознание детей.

При выстраивании образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с природой родного края придерживаюсь определенных принципов:

Доступность - этот принцип предполагает соотнесение содержания, характера¬ и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.  

Системность - принцип системного подхода, который предполагает анализ¬ взаимодействия различных направлений экологического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о экологическом воспитании в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.  

Наглядность - позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное¬ мышление ребенка-дошкольника. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

Проблемность - предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в- решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

Безопасность - предполагает, что используемые педагогом формы и методы¬ работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы. Принцип безопасности подразумевает также, что воспитатель не забывает о призыве «Не навреди природе!». То есть в процессе организуемых им наблюдений, опытов не должны пострадать объекты природы. Для успешной реализации программы использую на практике разнообразные формы работы.

 

Теперь я хочу описать свой опыт работы по выбранной теме «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами родного края».

Для  детей старшей группы подбирала произведения устного народного творчества, которые имеют большое воспитательное значение для формирования положительного отношения к окружающему миру. Дети старшей группы « приобщались» к экологическим проблемам, получая знания о птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним. Потешки и прибаутки главными героями, которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторениютекстов и звукоподражаниям. Например:

«Уж ты, пташечка, ты залетная…»

Уж ты, пташечка, ты залетная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето.

                                     

При слушании потешки у дошкольников формирую правильное отношение к «братьям нашим меньшим», например:

   «Грачи-киричи…»

«Грачи-киричи…»

Грачи - киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

Обыгрывая потешки, дети с удовольствием повторяют  движения птиц, копируют их повадки, подражают им, например:

«По дубочку постучишь»

По дубочку постучишь – вылетает сизый чиж.

У чижа, у чижика хохолочек рыженький.

Чижик по лесу летал, правой ноженькой стучал.

Скив-скив, не зевай, себе пару выбирай.

Герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы, щедры, что также воспитывает в детях бережное отношение к ним, например:

«Ласточка – ласточка…

- Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну.

Песенки- потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи.(Приложение 2)

В старшей группе с детьми закрепили полученные ранее знания о домашних птицах с их образом жизни, провела экскурсию в зооуголок при Станции Юный Натуралист, где наблюдали куриное семейство. На закрепление этих знаний провела занятия «Домашние птицы», «Птичий двор».Играли в дидактические игры «Посмотри и назови», «У кого кто в семье» С помощью потешек, песенок мы подошли к уже  знакомому понятию домашние и дикие птицы ,а также играли в дидактические игры«Домашние и дикие», «Голоса птиц», «Каждой птице своё место», «Зоологическое лото». На прогулках обращала внимание на пение птиц, наблюдали за их поведением, любовались внешним видом пернатых, расцветкой их оперения (Приложение 3).

В своей работе большое внимание уделяла обучению подвижным играм, которые также способствуют расширению знаний об образе жизни птиц: имитация движений, звукоподражание, место проживания, питание. Любимые подвижные игры детей это«Гуси-лебеди», «Перелёт птиц», «Коршун и наседка» (Приложение 4).

Дети старшей группы хорошо  отличают птиц от других животных, знают, что птицы летают, клюют, знают названия многих птиц, но не всегда, узнавали их на картинках (Приложение 5). Поэтому была поставлена задача, вызвать интерес к наблюдениям за птицами и воспитывать бережное отношение к ним. Самой распространённой птицей является воробей. Наблюдая за воробьями во время кормления, стараласькомментировать их поведение: прыгают, хватают крошки хлеба, улетают с ними, клюют; называла некоторые части тела и их функции ( видят глазами, клюют клювом, взмахнули крыльями, держатся за веточку и др.). Регулярно вносила картинки и выясняла, каких птиц дети знают. Перед прогулкой вела с детьми разговор о том, что нужно взять с собой, чтобы покормить птиц, как вести себя, чтобы не испугать их.

Наблюдая за погодой, обращала внимание на простейшие связи между состоянием погоды и поведением птиц: воробьи весёлые, громко чирикают, потому что тепло; холодно, ветер, дождь - птиц не видно. Наблюдали с детьми за птицами у кормушки на участке, затем в группе предлагала найти этих птиц на картинке, что способствует развитию у детей наблюдательности, памяти.

Для систематизации и конкретизации, имеющихся у детей  представлений о птицах были составлены наблюдения на прогулках (Приложение7).

Для разработки своих занятий использовала методические рекомендации С. Н. Николаевой « Методика экологического воспитания дошкольников».  

В старшей группе продолжается расширение, уточнение и систематизация знаний детей о птицах нашего края. Для этого были подобраны занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на которых знакомила детей с зимующими и перелётными птицами, птицами леса и другими птицами. Темы занятий следующие:

 «Тайны птичьего мира»,«Какие бывают птицы»,«На шесте – дворец, во дворце – скворец»,  «Классификация птиц по образу жизни». «Зависимость птиц от сезонных условий», «Сравнение диких птиц с домашними»,«Птицы разных стран».

 На этих занятиях дети знакомились с конкретными видами птиц родного края, узнавали их названия, характерные особенности внешнего вида, поведения, чем питаются, как приспособлены к наземному  и воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время суток птицы не успевают прокормиться ). Они по разному приспособились к жизни в зимнее время: насекомоядные улетают в тёплые края, где нет снега и морозов -это перелётные птицы; те же, кто питается семенами растений, остатками пиши человека, приближаются к его жилью, на юг не улетают, это  зимующие птицы.  Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, крупой, семенами различных растений. А также как птицы размножаются: самка откладывает яйца в гнездо и высиживает их. Сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло, самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы выводятся, родители создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми: могут самостоятельно находить корм, строить гнездо, откладывать яйца и выращивать потомство. На занятиях подводила детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания – лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу и т. д.(Приложение 6)

Одним из действенных методов знакомства детей с птицами нашего края является наблюдения, которые направлены на формирование у детей представлений о реальных размерах птиц, их окраске, их повадках, поведении, которое меняется в связи с сезонными изменениями среды обитания.

Регулярные наблюдения на прогулке за птицами вызвали у детей большой интерес к ним. В тёплое время года обращала внимание детей на множество разнообразных жуков, гусениц, червей, бабочек, которых можно увидеть на цветах и деревьях, на огородных грядках. Привлекала внимание детей к поведению птиц, которые питаются этими насекомыми. Осенью же отметили, что насекомые встречаются всё реже, а перелётные птицы собираются в стаи. После этих наблюдений дети получили знания о том, что если в тёплое время года перелётные птицы без труда находят для себя еду, то с наступлением осенних холодов пищи для птиц становится недостаточно, и именно это обстоятельство становится причиной отлёта. А вот зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят остатки пищи: крошки хлеба, крупу и т. д., и в холодное время могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы. Для того, что бы облегчить жизнь птицам кормушки сделанные папами и детьми  были  развешаны на деревьях, тем самым ребята получили возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня, подкармливать их. С детьми велась беседа о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время.  Детям предлагалось ответить на вопросы:

- Какие птицы залетают на наш участок?

- Как они называются?

- Что они делают у нас на участке?

- Как мы заботимся о птицах в зимнее время?

- Как этих птиц можно  назвать одним словом?

- Почему люди должны помогать птицам зимой?

Ребята на практике знакомились с правилами подкормки птиц:

- подкармливать птиц нужно каждый день;

- кормушки наполнять необходимо утром;

- во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпать больше;

- кормушки регулярно очищают от шелухи, снега;

- никогда не кормят птиц чёрным хлебом.

Участие в подкормке птиц способствовало формированию у детей ответственности, отзывчивости, заботливости - качеств, которые являются составными элементами бережного отношения к природе.

Во время наблюдений старалась использовать в своей речи художественное слово, чтобы вызвать у детей положительное отношение к птицам, стремление им помочь.  

        Скачут под окном

        Воробьи – воробушки,

        Кормятся зерном.

        Мы зимой холодною

         За ними поглядим,

        Воробьям – воробушкам

        Зёрнышки дадим.

        *  *  *

        Что поют сегодня птицы

           Целый зимний день подряд?

        Это шустрые синицы

        Нам « спасибо» говорят.

Зимняя подкормка птиц – одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение. Птицы привыкают к месту подкормки. А затем можно легко проводить наблюдения за ними. Мы завели календарь наблюдений, который заполняли карточками с рисунками зимующих птиц. Заполнение календаря в период зимней подкормки позволяет детям познакомиться  с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего вида и поведения (Приложение 7).

Непосредственные наблюдения пополнялись чтением рассказов о птицах, стихов, народных примет, отгадыванием загадок, потому что чтение позволяет дать детям представления о многообразии видов птиц, различиях в их образе жизни, среде обитания; пробуждает интерес к слову и к книге как носителю информации. Для этого была подобрана художественная литература и составлены сборники «Домашние птицы», «Птицы родного края», которые во многом помогают в работе с детьми.  А также использовалась литература(Приложение  9)

В весенний период дети отметили, что птиц стало больше и, искренне радовались прилёту птиц. Прилетели грачи, галки, скворцы, трясогузки. Вокруг слышалось их весёлое  пение.  С детьми рассмотрели картину А. Саврасова «Грачи прилетели», разучили стихотворение:

        Гнездо на ветке – птичий дом,

        Вчера птенец родился в нём.

        Ты птичий дом не разоряй

        И никому не позволяй.

Дети с интересом слушали  рассказы о прилётных птицах, о их пользе, как и чем они питаются

Мы слушали весёлые и радостные песни скворца. Рассматривали его внешность, отметили, что это крупная птица с чёрным оперением и длинным прямым клювом. Я обратила внимание детей на то, что клюв у птиц разного цвета: чёрный у самок и ярко-жёлтый у самцов. Наблюдали с детьми, как семейная пара скворцов устраивала гнездо в своём скворечнике: они приносили сухие травинки и прутики, и всё это пропихивали в леток. Через некоторое время, когда скворцы стали прилетать с разной добычей в клювах (червяки, бабочки и т.п.), мы с ребятами сделали вывод – в скворечнике появились птенцы. Я рассказала детям, что как только скворчата подрастут и окрепнут, родители научат их летать, добывать себе пищу, защищаться от врагов.

Дети с интересом слушали  рассказы о прилётных птицах, о их пользе, как и чем они питаются.Для закрепления знаний разыграли с детьми стихотворение Г. Ходырева  

«Скворец»:                          

Скворец – заботливый отец,

Но чем унять скворчат?

 Лишь выйдет из дому скворец,

 Они опять кричат:

  - Хочу букашку.

  - Червячка.

  - Давай комарика.

  - Жучка.

  -А мне бы до обеда хотя бы короеда.

   Скворец – заботливый отец,

   И всё, что есть в меню,

   Из рощи в дом несёт скворец

   И кормит ребятню.

На территории нашего детского сада находится огород.На огороде мы вскапывали землю под грядки. Гуляя на прогулке, ребята обратили внимание на то,что там где вскопана земля, кружатся воробьи . Они вытаскивали клювом из почвы жирных личинок, червяков и других вредителей. Этот наглядный пример ещё раз подтверждает, что птицы полезны для людей. Ещё мы вместе с ребятами проводили такой опыт. Прикрепили к забору кусок войлока и стали следить, не понадобится ли он воробья, живущим под крышей нашего детского сада. Сначала воробьи не трогали его, но затем, осмелев, стали растаскивать по кусочкам и носить в гнездо.

Однажды дети заметили, что воробей и синицы склёвывают семена маргариток. Это наблюдение навело нас на мысль, что нужно собирать семена различных растений на зиму для птиц. Дети это предложение приняли с восторгом. Всю осень мы собирали семена разных растений, для подкормки их в зимнее время.

Осенью мы с детьми наблюдали, как скворцы собираются в стаи, чтобы отправиться в дальний путь. Дети обратили внимание, что стаи птиц стремительно носятся в воздухе, резко и одновременно, как будто по команде меняют направление движения, затем садятся на крыши домов и вновь срываются в полёт. Я рассказала детям, что таким образом птицы тренируют себя, чтобы выдержать дальние перелёты. Предложила ребятам ответить на вопрос, почему улетают птицы. Дети, прежде всего, вспомнили, чем питаются скворцы – насекомыми, а с приходом осени насекомые исчезли, значит, птицы начинают голодать. Вот поэтому и отправляются в тёплые страны, где легко добыть пищу – дети сделали правильный вывод.

С наступлением заморозков на нашем участке можно увидеть красивых снегирей, но понаблюдать за ними чаще удаётся из окна, так как они трусливы и при приближении людей улетают. Я объяснила детям, что снегири живут в северных лесах, а с приходом снежной и морозной зимы перебираются ближе к человеческому жилью. Внимательно рассмотрели внешний вид этих птиц. Обратили внимание, что самец и самка отличаются друг от друга. У самца спина синевато-серая, хвост и крылья чёрные, а грудка – ярко-красная. У самочки же грудка тёмно-серая. Рассказала детям о том, что яички в гнезде снегирей насиживает самка, а самец в этот период заботится о ней, приносит корм. Лучшее лакомство для снегирей – ягоды рябины, шиповника, боярышника. Но не отказываются они и от корма в кормушках, приготовленных людьми

 Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи и различного рода упражнения. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных и птицах. В своей работе я использовала различные игры. Так, например: «Кто к кормушке прилетел», в этой игре уточняются знания о зимующих птицах; «Где живут птицы», здесь закрепляются знания о домашних и диких птицах; «Найди, где, чьё гнездо», ребята должны назвать птицу и показать её гнездо; «Кому, что по вкусу», дети по картинкам находят корм каждой птицы; «Что забыл нарисовать художник», ребята подбирают клюв и лапки каждой птицы,  «Кто живёт в лесу, кто живёт у озера», местожительство каждой птицы; «Кто во что одет», в этой игре уточняются представления детей о внешнем виде птиц ( окраска перьев, величина и форма туловища, клюва, особенности строения ног ), учатся замечать особенности внешнего вида птиц и образно описывать их. «Сложи птицу», ребятам предлагается выложить птицу из частей. Также сделаны планшетки – загадки, по которым воспитатель загадывает загадки, а ребёнок стрелочкой показывает отгадку ( птицу ). Подобраны игровые задания о птицах: «Где, чьё пёрышко», «Кто здесь птица, а кто нет», «Пернатые солисты», «Где, чей домик», «Кто как разговаривает», «Пернатые – крылатые», «Где и как живут птицы», «Птички – невелички», «Лесные песни», «Дорисуй птицу», «Сравни двух птиц», «Угадай, какая птица заглянула ко мне в окно»

        Я также подобрала серии иллюстраций о птицах: «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Экзотические птицы».

Работа с природным материалом развивает у детей зрительное восприятие, творчество, фантазию, формирует целостный образ предметов. С этой целью мы вместе с детьми собирали природный материал, а затем выкладывали птиц из листьев, семян, лепестков на плоскости.  На занятиях по изо деятельности рисовали птиц, лепили, и делали коллективные аппликации. С большим  интересом ребята выполняли поделки из бумаги (оригами )это были голуби, вороны, курицы, утки, лебеди и др.

  Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, птиц, их образу жизни. Ребята очень любят «птичьи» игры, такие как: «Гуси – лебеди», «Вороны и воробьи», «Лисичка и курочки», «Дети и петух», «Воробушки и кот», «Воробьи – попрыгунчики», «Совушка»,  «Скворечники»  и другие.

Я думаю, что когда дети научатся чувствовать природу, все животные, птицы и растения превратятся в их добрых знакомых. Выйдя на улицу, они уже не будут одиноки, их окружат друзья, которым можно сказать «Привет! Как поживаешь?». Вырастет уважение к окружающему живому миру, дети утратят дурную привычку ломать ветки, рвать цветы, стрелять из рогаток в птиц.

Старалась привлекать внимание детей к экологическим проблемам так как

в 5 – 6 лет они уже способны понять,  что хорошо, а что плохо. Например, что нельзя мыть в речках и озёрах машины или спускать в них промышленные отходы. В отравленном водоёме гибнет рыба, исчезают водоплавающие птицы. В последнее время перестали собирать и уничтожать осенью, опавшую листву. В результате размножилась тополевая моль, ведь её личинки зимуют в гниющих листьях. И стоят тополя с пожухлой листвой. Но нет худа без добра, прилетают птицы и как  могут уничтожают этих прожорливых гусениц. Получается, что в природе нет мелочей. Иважно, чтобы дети научились не только оберегать и всё живое, но и прослеживать последствия действий человека. Нам хочется вырастить их  ответственными, мудрыми, экологически мыслящими. Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую большую нашу планету. И, кто знает, может быть, через пятьдесят лет, человечество обретёт «потерянный рай», научится жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологического грамотного человека. Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных  учреждений в  экологическом  воспитании  детей.

Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.  Моя деятельность эффективна при помощи и поддержки родителей, которые в течение всего года активно принимали участие в нашей совместной деятельности.

Я использовала следующие формы и методы работы с родителями:

1.Для родителей в группе был оформлен стенд с  детскими работами по теме «Зимующие и перелётные птицы»

2.В родительском уголке я размещала статьи-консультации:

«1 апреля - Международный день птиц»

Папка-передвижка «Охрана птиц»

«Ребёнок и птицы: научим любить».

«Чтобы дети были добрыми».

« Воспитание доброты к природе»

3.Родителям была предложена серия наблюдений в природе, типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката…. Совместно с родителями были составлены правила поведения в природе. Были использованы и словесные ситуации, которые предлагалось родителям обсудить дома с детьми. Например: на ваших глазах малыш подбежал к стае птиц и разогнал их.

- Дайте оценку этому поступку.

- Как бы вы поступили?

- Что надо делать,  когда встречаете птиц?

- Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

- Надо ли помогать птицам? Как?

4. Активное участие пап и детей приняли в конкурсе: «Кормушка», «Самый уютный скворечник».

5. Мамы с детьми приняли активное участие в конкурсе поделок на тему «Перелётные птицы»

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о птицах в природе должны быть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры

 В результате проделанной работы получены следующие  положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети научились практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности: создание  рисунков поделок (бумага, природный материал ,бросовый),   речевой деятельности, игре.

   

Считаю необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края:  

 -расширять знания детей о жизни птиц, и об  особенностях их образа  жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка,  кукушка и другие;

-расширять и активизировать словарь по данной теме;

- развивать наблюдательность, внимание, память;

- воспитывать отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы."Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края."

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве орган...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообр...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и си...

Опыт работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края, формирование основ экологической культуры....

 Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".

Рабочая программа по самообразовательной деятельности  в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"....