Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по петербурговедению «Путешествие к петергофским фонтанам вместе с феей Фонтана, или занимательное экспериментирование с водоводом»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Ивановна Хоружая

Путешествие для дошкольников по фонтанному водоводу Петергофа. 

Фея Фонтанов и  Петр Великий открывают для ребят самый главный секрет петергофских фонтанов! Вот уже более трехсот лет вода к петергофским фонтанам поступает самотеком по трубам. Она течёт сама, благодаря уникальному и простому устройству фонтанной системы. Главные герои путешествия рассказывают  о фонтанной системе и проводят занятные опыты и эксперименты с водой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 в подготовительной группе по петербурговедению

 «Путешествие к петергофским фонтанам вместе с феей Фонтана,

 или занимательное экспериментирование с водоводом»

Тема: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников при знакомстве с экспонатами мини-музея ДОУ»

Подготовила воспитатель:

Хоружая И.И.

Санкт-Петербург

2022 г.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология, технология экспериментирования.

Методы и приемы: игровой, наглядный (карты местности, иллюстрации, фотографии), словесный-беседа; экспериментальной деятельности (наглядные методы, практические методы, словесные методы, метод игрового проблемного обучения, мнемотехника).

Планируемый результат: закрепление знаний о достопримечательностях Петергофа; совершенствование коммуникативных навыков; формировать умение детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

Рекомендации для педагогов: использовать конспект в совместной деятельности педагога с детьми в НОД, в культурных практиках, экспериментировании.

Цель: через экспонаты мини-музея расширять представления детей о Петергофе: фонтанах, фонтанном водоводе, устройстве фонтанов; разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования инновационной педагогической технологии — экспериментирования.

Задачи:

Обучающие: 

- Формировать у детей интерес к истории России.

- Через экспонаты мини-музея познакомить детей с историческими событиями, связанными с достопримечательностями Петергофа.

- Расширить знания детей по истории и культуре родного края.

- Совершенствовать навыки экспериментальной деятельности с водой и ее свойствами.

 Развивающие:

- Развивать внимание, коммуникативные навыки, память, обогатить словарь детей.

- Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.

- Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

- Развивать речевую активность детей.

Воспитывающие:

- Воспитывать гордость за историю своей страны.

- Воспитывать бережное отношение к историческим и культурным объектам.

- Воспитывать способность доводить начатое дело до конца, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с городом Петергофом, его историей, рассматривание изображений с видами Петергофа.

Оборудование: карта «Петергофа», фотографии фонтанов, карта «Петергофский водовод», электрический фонтан, столы для экспериментирования, пластиковые стаканы, пластиковые бутылки без дна, трубочки различных размеров из силикона и пластика, вода, тазы, бутылки с водой, медали «Юные ученые».

Ход НОД:

Фея фонтанов встречает детей в «Волшебной лаборатории».

Фея фонтанов: Здравствуйте ребята! Меня зовут Фонтана, я - фея петергофских фонтанов!

Дети: Здравствуйте Фея фонтанов!

Фея фонтанов: Что за комната у вас такая «волшебная» в детском саду?

Дети: Это - «Волшебная лаборатория», где мы проводим опыты и эксперименты: изучаем свойства воды, воздуха, снега и многих других веществ и материалов.

Фея фонтанов: Получается, что вы, как настоящие ученые занимаетесь наукой! Что-то изучаете, что-то исследуете, делаете открытия?

Дети: Да! Это очень интересно!

Фея фонтанов: Сегодня, я приглашаю вас совершить путешествие по нашему любимому городу Петергофу. Мы живем в удивительном городе, он известен во всем мире! Как только его не называют! «Столица фонтанов», «музей под открытым небом», «жемчужина петербургских пригородов». Такие восторженные названия даны Петергофу не случайно. Он поражает всех, кто сюда приезжает, своей красотой и невиданной роскошью. Главной достопримечательностью Петергофа являются что?

Дети: Парки, дворцы, фонтаны!

Фея фонтанов: Правильно! Молодцы! Я Фея фонтанов, поэтом наше путешествие сегодня будет посвящено моим любимым фонтанам! Задумайтесь, ребята! Ведь во многих странах мира есть парки с фонтанами и дворцами, но такого как у нас в Петергофе, не создал никто! Только простые русские люди смогли создать уникальный водовод, который действует до сих пор. Строители сумели заставить воду бежать к фонтанам самостоятельно – самотёком. Знаете как это?

Дети: Нет!

Фея фонтанов: А вы знаете, как работают петергофские фонтаны?

Дети: С помощью насоса?

Фея фонтанов: Нет, с помощью насоса работают фонтаны в парке «Версаля», во Франции, и только 2 часа в день! Наши фонтаны работают с утра и до вечера без остановки. А, откуда берётся вода для работы фонтанов?

Дети: Она поступает с водонапорной станции?

Фея фонтанов: Нет! Слушайте внимательно! Сейчас я вам открою самый главный секрет петергофских фонтанов! Вот уже более трехсот лет вода к петергофским фонтанам поступает самотеком по трубам. Она течёт сама, благодаря уникальному и простому устройству фонтанной системы. Я расскажу вам о ней.

Чтобы всем стало понятно проведем эксперимент!

(Дети и Фея подходят к столу с трубочками, стаканами, емкостями и водой. Карта петергофского водовода над столом.)

Фея  фонтанов: (показывает на карте «Фонтанный водовод») Вот уже более трехсот лет вода к петергофским фонтанам поступает самотеком по трубам. Она течет сама благодаря уникальному устройству фонтанной системы. Вода из многочисленных родников и   ключей, которых очень много в нашей местности и  находятся они высоко на холмах,  ручьями переходящими в реки (Стрелка, Шингарка)  собирается в пруды и водохранилища. Холмы эти называются Ропшинскими высотами. С высоты, по наклонным трубам, вода стремительно несется в низину, где расположены петергофские фонтаны.

Опыт с водой №1 «Система сообщающихся сосудов»

Стаканы пластиковые объёмом (0,3 л - 0,5 л с крышками). Два стакана: один с водой – отверстие внизу стакана, другой без воды – отверстие внизу стакана; на стаканы одеты крышки с дырочками; из одного стакана в другой перекинута мягкая трубочка. Поднимая один стакан, вода из него устремляется вниз – в другой, чем шире отверстие трубочки, тем с большей скоростью вода устремляется вниз, образуя небольшой фонтанчик. Трубочка должна быть мягкой с диаметром от 0.5 мм.

Фея фонтанов: Смотрите, у меня два стакана с водой. Первый стакан – это Ропшинские высоты, где большие запасы воды, второй стакан – фонтан в Нижнем парке в Петергофе! Больше нигде в мире подобный комплекс без насосов не работает! Вода самотеком, сверху-вниз, с Ропши в Петергоф стремиться прямо в петергофские фонтаны! Наши фонтаны работают без помощи насосов, в результате гидростатического напора, образуемого за счет естественного перепада высот. Это закон сообщающихся сосудов! Закон физический, а значит научный! Сам царь Петр I принимал участие в создании водовода, и лично выбрал место для строительства Петергофа!

Дети: Как здорово! Посмотрите, фонтанчик - вода по трубочке бежит!

Фея фонтанов: А сами хотите провести опыт? Стать настоящими фонтанными мастерами и инженерами!

Дети: Да! Хотим!

Фея фонтанов:

1. Необходимо найти себе пару! Для каждой пары на столе приготовлено специальное устройство: оно состоит из стакана и пластиковой бутылки без дна, которые  соединяет, прозрачная пластиковая трубочка. Один участник эксперимента берет в руки стакан, другой бутылку - между участниками эксперимента - трубочка.

2.Внимание! Волшебство! Простая вода в бутылочке вдруг становиться синей! (Фея встряхивает бутылки с водой, подкрашивая воду для того, чтобы детям был лучше виден результат эксперимента) 

3.Теперь я наливаю воду в стакан, а она у меня синяя, как море, чтобы вы лучше видели, как она двигается по трубочке. Держите стаканчики крепко. Теперь внимание, тот кто держит стаканчик с водой необходимо медленно поднять руку вверх, так, чтобы вода стремительно побежала по трубочке вниз к пластиковой бутылке. Что получилось?

Дети: Получается, что вода бежит сверху-вниз по трубочке к бутылке, и из трубочки вода поднимается вверх – образуя фонтан!

Дети: Чем выше мы поднимаем стакан с водой, тем сильнее бьет струя фонтана!

Фея фонтанов: Чем выше вы поднимаете стакан с водой, тем сильнее бьет струя фонтана! Это закон сообщающихся сосудов. Научный закон, благодаря которому и работают фонтаны в Петергофе!  Такую систему подачи воды для фонтанов придумал сам царь Пётр I, а схему водовода начертил русский инженер Василий Туволков.

Входит Петр Великий

Петр I: Кто тут про меня говорит? Кто про меня вспоминает? А, это вы, мои юные друзья! Наши юные ученые! Науку изучаете? Похвально!

Я – Великий Царь Петр I.  Так меня называют не спроста. Многое изменилось во время моего правления. В те далекие времена, Россия – огромная и могучая, стояла в стороне от прогресса, лишена была возможности общения с другими странами, за мое правление стала самой могущественной державой!

Дети: Здравствуйте Ваше Величество!

Петр I: Пришел я с вами поиграть, и опыт научный показать, но только, если вы ответите на мои вопросы. Петергоф стоит на берегу чего? (Финского залива) А частью какого моря является Финский залив? (Балтийского) Молодцы на вопросы мои ответили! 

Приглашаю поиграть со мной в игру - «Море волнуется». Каждый участник изображает фонтан, о котором сможет рассказать что-то интересное! Отгадывать фонтаны буду сам лично!

Игра с Петром I «Море волнуется»

(Дети изображают фонтаны, рассказывают о каждом 2-3 предложения)

Фонтан «Самсон», «Тритон», «Римские», «Чаши», «Дубок», «Пирамида».

Ребенок 1: Фонтан «Самсон». Самый главный фонтан в Петергофе. Символ победы России в Северной войне!

Ребенок 2: «Чаши» - два таких фонтана находятся по разные стороны от «Самсона» главного фонтана Нижнего парка! Эти два фонтана похожи на торжественный салют. Это салют в честь Самсона, победившего яростного льва. И в честь победы русских войск над шведами!

Ребенок 3: В центре Оранжерейного сада в круглом бассейне, находится золоченая скульптура – могучий «Тритон», который открывает пасть морскому чудовищу. Фонтан прославляет победу над шведами в сражении на острове Гангут и силу русского оружия.

Ребенок 4: Веселый фонтанный комплекс «Дубок» весь выполнен из металлических трубочек. Желтые и красные тюльпаны не растут летом. Подойдет любопытная дама поближе, наклонится к цветку, а струйка воды тут же обрызгает ей лицо. Рассердившись, она отступает к дереву, а невысокий дубок, словно оживая, фонтанными струями отгоняет от себя гостью. Это фонтан-шутиха.

Ребенок 5: Фонтан «Пирамида». Фигура фонтана создается струями воды, никаких украшений нет, только вода и много трубочек с водой. Петергофская водная пирамида тоже является памятником победы России. В русской армии существовали традиция на месте сражений ставить каменные обелиски – памятники в виде столба, суживающего к верху.

Ребенок 6: Римские фонтаны получили свое название в честь таких же фонтанов на площади Святого Петра в Риме. Они прославляют Россию и ее победу в Северной войне, прославляют выход к Балтийскому морю!

Фея фонтанов: Многие фонтаны в Петергофе являются символом победы России в Северной войне. Все прославляют Русских воинов и Царя Петра I, которые смогли вернуть России обратно южную часть Финского залива и частичку Балтийского моря, где мы с вами сегодня живем, где находится наш любимый город Петергоф.

Петр I: (Рядом с экспериментальным столом разворачивает карту Петергофа)

На моей карте много фонтанов, все они находятся в разных частях парка. Посмотрите какая длинная водная цепь! Фея фонтанов показала вам закон сообщающихся сосудов.

А как вы думаете он будет работать, если удлинить водовод? Можно ли создавать фонтаны далеко от источника воды? Будет ли работать закон сообщающихся сосудов?

Дети: Да! Давайте проверим! У нас много пластмассовых трубочек!

Опыт с водой №2 «Система сообщающихся сосудов» - «Удлинение водовода»

Петр I: Давайте сделаем так, как это сделал я - царь Пётр I: приказал проложить трубы от прудов до фонтанов, а мы соединим все трубочки вместе, т.е. проложим трубки от нашего водохранилища прямо к нашим фонтанчикам! (Дети с Феей фонтанов соединяют пластиковые трубочки вместе, создавая водовод).

Фея фонтанов: Что получилось?

Дети: Водовод, который начинается с водохранилища, нашей большой чаши, и заканчивается пластиковыми бутылками с трубочками - это фонтаны. Фонтаны пока не работают!?

Фея фонтанов: Наливаем воду в большую чашу и делаем перепад высоты, т.е. поднимаем гораздо выше, чем фонтаны и…фонтан заработал? Что происходит с фонтаном?

Дети: Фонтан работает и на большом расстоянии от чаши – источника воды.

Дети: Создавать фонтан можно на любом расстоянии от источника воды! Главное построить водовод! И подождать, пока водичка добежит до фонтанов.

Петр I: Молодцы ребята! Первая вода, от Ропши до фонтанов Петергофа, бежала почти три дня!

Фея фонтанов: Ваше Величество, у вас в Нижнем парке много фонтанов и все работают! Почему?

Петр I: Для вас, мои юные друзья, я покажу еще один опыт!

Опыт с водой №3 «Система сообщающихся сосудов» - «Четыре фонтана»

Петр I: Несите мне трубочки и стаканчики, присоединяйте их к нашему длинному водоводу. Необходимо одеть трубочку аккуратно на ответвление – их всего четыре. Присоединяйте крепко! Наливаем воду! Что получается?

Дети: Четыре фонтана работают одновременно! Если создать разветвления, то одновременно могут работать несколько фонтанов!

Фея фонтанов: Молодцы! Получилось очень здорово! Спасибо вам Ваше Величество! Спасибо ребятки!

Петр I: Вам понравилось в «Волшебной лаборатории»? Почему? Что понравилось больше всего? Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Сюрпризный момент: Фонтан стоит в лаборатории, он накрыт сверху тканью. При включении фонтана ткань снимают, слышен шум воды.

Петр I: Вот вам от меня царский подарок – это фонтан! Будете красотой любоваться и меня вспоминать!

Фея Времени: По-латински «фонтан» значит – «источник». Источник – это струя воды, выходящая на поверхность из-под земли. Если это место красиво оформить, то получится фонтан. Чем украшен фонтанчик?

Дети называют форму фонтана и его украшения.

Петр I: Чем отличается работа этого фонтана от наших петергофских?

Дети: Этот фонтан работает от электричества, а петергофские бегут сами с Ропшинских высот к Петергофу - самотеком.

Петр I: Молодцы! Умнички! Настоящие ученые! Спасибо вам ребята за прекрасную встречу! Спасибо тебе Фея фонтанов за помощь в учении, без тебя бы мы не справились! Был очень рад поделиться с вами знаниями и раскрыть вам секрет петергофских фонтанов! Берегите наши фонтаны и дворцы! Берегите наш любимый город Петергоф!

Фея Времени: Ребята сегодня выполняли сложные задания, проводили опыты и эксперименты, рассказывали о фонтанах! Молодцы ребятки! Вот для вас медаль – «Юные ученые»!

Фея Времени и Царь Петр I вручают детям медали.

Фея Времени и Петр I: До скорого свидания ребятки! До новых встреч!

Дети: Большое спасибо! До свидания!

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ К ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

Опыт с водой №1 «Система сообщающихся сосудов» - «Фонтан»

Опыт с водой №2 «Система сообщающихся сосудов» - «Удлинение водовода»

Опыт с водой №3 «Система сообщающихся сосудов» - «Четыре фонтана»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность подготовительной группы

Непрерывная образовательная деятельность  подготовительной группы на три месяца...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 5 до 6 лет образовательная область художественно – эстетическое развитие «Золотая осень»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 5 до 6 лет образовательная область художественно – эстетическое  развитие «Золотая осень»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 5-6 лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Весна - красна»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  "Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Родничок"Конспектнепрерывной образовательной деятельности в группе общераз...

Конспект непрерывной образовательной деятельности подготовительной группы (6-7 лет) комбинированной направленности для детей с ТНР образовательная область: ФЭМП (математика) Тема «Готовимся к школе».

ull; Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.   • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: ознакомление с окружающим миром ТЕМА: «Животные севера».

- закрепить  представления  о природных и  погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);- расширить  и  активизировать...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: развитие речи Тема недели: «Первый снег. Заучивание стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Образовательная область: речевое развитие Интегрирование областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с новым стихотворением...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: художественно эстетическое воспитание (рисование) «Кукла в русском национальном костюме»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.Программное содержание:1. Познакомить детей с русским национальным костюмом.2. Изображать силуэт...