Технологичекая карта по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Волшебница - вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель:Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значения для жизни и здоровья.

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:1. Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования; познакомить с некоторыми свойствами воды.

2. Развивать исследовательские способности у воспитанников, любознательность, наблюдательность.

3. Воспитывать умение сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_vodaekperiment.docx45.03 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область

Познавательно-исследовательская деятельность

Возраст детей, группа

5-6 лет

Тема

Волшебница – вода

Цель

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значения для жизни и здоровья.

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи

1. Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования; познакомить с некоторыми свойствами воды.

2. Развивать исследовательские способности у воспитанников, любознательность, наблюдательность.

3. Воспитывать умение сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий.  

Материал

Два стаканчика (один с водой, другой - с молоком), 2 палочки или ложечки.

Соломинки или трубочки по количеству детей, стакан с водой на каждого ребенка.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели.

Ребята, меня просили передать для Вас это письмо. Что же там может быть? Давайте откроем и прочитаем.

«Здравствуйте, дети, - я научный сотрудник лаборатории в Институте экспериментирования. У нас в лаборатории очень много работы, и мне нужна ваша помощь. Я знаю, в вашем саду есть лаборатория, и хочу попросить, чтобы вы провели исследования воды и результаты своих опытов прислали бы в нашу лабораторию. Заранее благодарю. Желаю Вам удачи.

- Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь ученым?

- Замечательно. Но только для начала немного поговорим о воде.  

- Вода - самое распространенное и удивительное вещество в природе. Невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть краны с горячей и холодной водой. - - Вспомним, когда мы открываем кран и пользуемся водой?

- Правильно. Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот. Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения. Значит вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.

- Вода, ребята, нужна не только человеку, но и животным, птицам, рыбам, растениям. Без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать.

- Если мы хотим помочь ученым, предлагаю отправиться в путешествие в волшебную лабораторию. И стать настоящими исследователями.

- А вы знаете, что такое лаборатория?

- Верно. Лаборатория – это специальное место, где ученые проводят опыты, ставят эксперименты.

- А, вы любите экспериментировать? 

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей и будем проводить опыты по исследованию воды.

Дети вместе с воспитателем открывают и читают письмо.

- Да, сможем помочь.

- Умываемся, поливаем растения, стираем одежду, моем полы, готовим кушать.

У детей вызван интерес к предстоящей деятельности.

- Это место, где проводят опыты.

- Да, любим.

Мотивация к познавательной деятельности

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения

Ответы детей

II.Актуализация знаний

Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. Упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности.

Воспитатель сообщает детям, что чтобы отправиться в Волшебную лабораторию, нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова.

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в учёных превратились!

- Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с Вами будем исследовать воду. Но прежде чем приступим к исследованиям, предлагаю вспомнить правила поведения в лаборатории.

- Правильно. Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, работать сообща, точно выполнять указания, не толкаться и соблюдать тишину, аккуратно работать с оборудованием, в конце опытов делать выводы.

Дети берутся за руки, закрывают глаза и произносят волшебные слова.

Пока дети произносят волшебные слова, воспитатель вносит необходимое для проведения опыта оборудование. Открывают глаза, видят оборудование для лаборатории.

- Быть аккуратным, внимательным, соблюдать тишину.

Умение анализировать, доказывать свою точку зрения, устное объяснение.

Выполнение заданий

III. Затруднение в ситуации

Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения.Развивать у детей внимание, логическое мышление.

- Ребята, как вы думаете, вода имеет вкус?

- А какого цвета вода?

- Как пахнет вода?

- Я смотрю мнения разделились, поэтому предлагаю приступить к опытам.

- да, вода очень вкусная.

- Нет, вода не имеет вкуса.

- белая.

- прозрачная

- вода не имеет запаха.

Выбор источников информации  из личного опытаУмение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение

Наблюдение в процессе работы

Беседа с детьми.

IV.

Открытие способа применения знаний,действий

Создать условия для применения новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде.

1.  Перед вами стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положите ложечки.

В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет?

- Верно, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.

Как думаете, почему?

- Правильно, ребята. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет. То есть, вода не имеет цвета.

- Ребята, вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, сока. Попробуйте воду на вкус. Можно ли сказать, что вода солёная, сладкая, кислая? Имеет ли вода вкус?

- Предлагаю Вам попробовать через трубочку воду. Что бы понять: есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная.

Для сравнения воспитатель дает попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети очень часто слышать от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что, когда человек очень хочет пить, с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

- Что можем сказать, ребята, вода имеет вкус?

 

- Все правильно, вода не имеет вкуса. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

- Когда в детском саду пекут булочки, готовят еду аппетитный запах мы слышим здесь. «Ах, как вкусно пахнет!»- говорите вы. А теперь попробуйте определить, есть ли запах у воды? 

«У воды нет запаха»

Воспитатель предлагает детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что нет запаха.

- Вы верно заметили, вода не имеет запаха. Однако, хочу заметить, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Дети подходят к столу, где стоят стаканчики с водой и молоком.

- в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком не видим.  

- вода прозрачная, а молоко - нет.

Дети подходят к другому столу, где стоят стаканчики с водой и лежать трубочки.  

Дети берут стаканчики и через трубочку пробуют воду.

- нет, у воды нет вкуса.

Дети берут стаканчики с водой и нюхают. И

- вода не имеет запаха.

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов

Создание проблемных ситуаций. Наблюдение за процессом деятельности

V. Введение знаний в систему знаний

Закреплять способы применения знаний.

- А теперь, ребята, давайте немного отдохнем, поиграем.

Как приятно в речке плавать.

Берег слева, берег справа. 

 Речка лентой впереди. 

 Сверху мостик — погляди. 

 Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? 

 А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем 

И на травке отдыхаем.

- Ну, что же ребята, вы сегодня побыли настоящими учёными и провели много экспериментов, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в кружок и произнесём волшебное заклинание:

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в ребяток превратились!

- Ребята, а вы не забыли, что мы должны были отправить в лабораторию?? 

- Вы хорошо поработали.  Теперь надо послать ответ на письмо. Предлагаю рассказать ученым о результатах наших исследований в лаборатории.

- С чего мы начнем?

- Правильно. Какие опыты мы проводили?

А в конце рассказ не забудьте попрощаться с учеными. Все ваши ответы я буду снимать на видео. Кто хочет рассказать о результатах исследований?

Дети расслабляются, снимают мышечную утомленность.

(Плавательные движения.)

(Повороты влево и вправо.)

(Потягивания — руки вперёд.)

(Потягивания — руки вверх.)

(Плавательные движения.) 

(Ходьба на месте.)

- нет, не забыли

- сначала надо поздороваться.

Затем сообщим, что мы провели опыты по исследованию воды.

 

- вода прозрачная, у воды нет вкуса и вода не имеет запаха.

Дети анализируют. Один из детей рассказывает на камеру сделанный вывод. Развивается умение делать выводы.

Умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи

Соблюдение правил в работе по проведению опыта

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

- Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде?

Понравилось вам наше занятие?

Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Я думаю, вы много интересного узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.

- вода прозрачная

- вода не имеет запаха

- у воды нет вкуса.  

Дети собираются около воспитателя, Отвечаю на вопросы воспитателя.

Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебница Вода»

Тема: «Волшебница Вода»Цели: 1. Уточнить знания детей о воде, о её свойствах (форма, цвет, растворитель, запах, отражатель, текучесть и т.д), признаках и разных состояниях.Задачи:Образовательные: Дать...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность «Весна, свойства воды». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Цель: Создать условия для формирования  умения детей замечать изменения в природе, сравнивать погоду в зимнее и весеннее время.Задачи:- Организовать деятельность для формирования закрепления умен...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности Тема : «Волшебница-водица»

Цель: развитие наблюдательности детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. совершенствовать представления детей о трёх состояниях воды...

Познавательно-исследовательский проект на тему: «Волшебница зима»

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение трех месяц...