"Мишкина лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру

Дудченко Наталья Юрьевна

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishkina_laboratoriya_okru_mir.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Мишкина лаборатория»

Цель: учить детей различать материалы по внешнему виду. Познакомить со свойствами и особенностями материала. Закрепить понятия "твёрдый", "мягкий", "хрупкий",

Развивать память, внимание, глазомер, тактильные навыки. Воспитывать интерес к окружающему миру и исследовательской деятельности.

Материал: металл, стекло, природный материал (ветки, солома, дерево, различные ткани, кожа, макеты сказочных персонажей (Золушка, Буратино, три поросёнка, музыкальный проигрыватель, три стола, ширма.

Ход занятия.

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот сегодня мы тоже попытаемся разгадать несколько загадок. Но сначала, я вас хочу кое с кем познакомить.

Воспитатель достаёт из корзины куклу Машу.

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Это Маша из мультфильма "про Машу и Медведя".

Воспитатель: Да, верно! Это ваша любимая, всегда весёлая и очень любопытная- как и все детки девочка Маша. Вот она сегодня и будет загадывать загадки.

Маша: Ой, привет ребята! А что это у вас там такое жёлтенькое или красное, а там что?

Так-так, надо полюбопытствовать.

Маша заглядывает в каждый уголок группы и удивляется.

Воспитатель: Маша, подожди! Ты же хотела ребятам загадки загадывать.

Маша: Ой, да, точно! А где же они у меня? Опять Мишка прибирался и всё переложил.

А, да вот же они!

Маша достаёт из своего кошелька листочки в виде лампочек и загадывает загадки про сказочных героях (трёх поросятах, Золушке, Буратино, Коте в сапогах).

Дети отгадывают.

Маша: Ух ты! Какие вы умные и хитрые, все мои загадки отгадали. А теперь я приглашаю вас в свою лабораторию. Правда она Мишкина, но он сейчас занят и я думаю, нас ругать не будут, если мы немного полюбопытствуем.

Дети вместе с Машей и воспитателем подходят к первому столу и ширме.

Воспитатель убирает ширму и дети видят фигурки трёх поросят, а рядом в коробках солома, веток и камешки.

Маша: Ого! Что же это за лапша, а это что за трубки, тут что за чудо-юдо?

Маша хватает все материалы и рассматривает.

Воспитатель: Маша, подожди, не спеши! А то устроишь здесь беспорядок и Мишка точно тебя поругает. Ребята, а давайте расскажем Маше обо всех материалах.

Воспитатель берёт из коробки солому и спрашивает у детей что это такое? Какого цвета

Какой звук издаёт, если её немного смять? Что с ней можно сделать?

Ответы детей воспитатель уточняет и акцентирует.

Те же действия воспитатель проделывает с камешками и веточками.

Маша: Вот это да! Сколько всего интересного. А зачем же здесь мои друзья-три поросёнка?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем Мишка оставил здесь фигурки трёх поросят?

Ответы детей акцентирую.

Воспитатель: Так вот ребята, Мишка наверное прочитал сказку про трёх поросят и решил выяснить, правда ли волк смог сломать домики всего лишь подув на них.

Маша: Ну Мишка, ну шутник!

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы проверим на прочность домики братьев поросят! Хотите?

Ответы детей.

Воспитатель просит детей помочь ей в строительстве домиков. Затем дети по очереди дуют на домики.

Воспитатель: Смотрите-домик из соломы разлетелся от нашего дуновения. А почему?

Ответы детей акцентирую.

Воспитатель: Да, солома очень лёгкий материал и непрочный. Солому можно использовать только вместе с глиной, смешать и вылепить кирпичики. И когда

он подсохнет, то станет отличным материалом для стен. Вы согласны?

Воспитатель показывает кирпичик из соломы и глины и даёт детям его взвесить и потрогать.

Маша: Ого, какой тяжёлый. О я его себе возьму. Пусть полежит, может пригодиться.

Те же действия проводятся с веточками.

Воспитатель: Смотрите, домик из веток не сразу сломался, пришлось Саше дунуть посильнее. Ветки тяжелее соломы, но к сожалению, тоже не прочны.

Всё-таки ветки лучше использовать для дров или шалаша. И польза и

тепло. Не так ли, ребята!

Дети: Да!

Затем Маша дует на домик из кирпичиков. И тяжело дышит.

Маша: Всё, лопну сейчас, сил больше нету!

Воспитатель просит Машу отдохнуть и подуть на домик кого-то из детей.

Воспитатель: Вот ребята, кирпичики не упали и не разлетелись. Значит этот материал самый прочный и тяжёлый. Такой дом ни один волк не сломает. А ещё в таком домике тепло и уютно, ведь кирпичики скрепляются друг с другом специальным раствором-цементом, который застывает и становится очень прочным и твёрдым.

Воспитатель даёт детям потрогать цемент в твёрдом состоянии.

Воспитатель: Так чей же домик прочнее и почему?

Ответы детей уточняются.

Маша: Вот это да, какие вы умные. Эх, мне ещё далеко до вас!

Воспитатель: Не расстраивайся Маша, ты тоже можешь всему научиться, когда подрастёшь. А теперь, ребята, нам пора двигаться дальше по Мишкиной лаборатории.

Дети подходят ко второму столу и воспитатель убирает ширму. За ширмой сидят игрушки.

Маша: Ух ты! Это когда же Мишка столько обуви нашёл? Надо, надо примерить! Ого, а игрушек-то сколько! Это как же я не видела?

Воспитатель: Ребята, а вы угадали этих героев?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, молодцы! Это Золушка, Буратино, кот в сапогах.

Маша: О, какой котик смешной. А это что у него на ногах?

Воспитатель: Ребята, во что обуты герои, давайте вспомним.

Ответы детей акцентируются.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем Мишка приготовил такую обувь?

Ответы детей.

Воспитатель: Наверное Мишка хотел проверить удобно ли ходить в такой обуви.

Посмотрите, туфелька Золушки была хрустальная, как вот этот бокал

А хрусталь как стекло хрупкое. А что это значит хрупкое?

Ответы детей.

Маша: Ну и Мишка, ну и шутник. Да кто же в таких туфлях в лесу ходить будет?

Воспитатель: Подожди Маша! Правильно ребята, стекло легко бьётся, холодное и скользкое. Можно такую обувь носить каждый день?

Ответы детей.

Воспитатель: Нет, такую обувь можно носить только в сказке. Ребята, а посмотрите на обувь Буратино.

Маша: О, да это просто бочонки какие-то, ну и насмешил!

Воспитатель: Подожди Маша. Давай разберёмся с этими башмачками. Во-первых они деревянные, а дерево это какой материал-прочный или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Да дерево прочное, лёгкое, не тонет в воде, но очень легко горит. Давайте проверим.

Воспитатель берёт кусочек дерева и кидает его в контейнер с водой, затем осторожно поджигает спичку без серы и показывает горючесть материала.

Маша: Вот это да, какой костёрчик. Ну где же, где же картошка-печь будем!

Воспитатель: Осторожно Маша, не обожгись! Вот ребята видите какие свойства есть у дерева. А можно носить такую обувь каждый день?

Ответы детей акцентирую.

Воспитатель: Да, ребята, такая обувь очень неудобная, она натирает ножки и можно поранить себя занозой. Да, Буратино в самый раз, но не для людей.

Маша: Ох и Мишка, ох и исследователь. А я то, я то как же? А я вот эти сапожки примерю!

Маша берёт сапожки и пытается надеть себе на ножку.

Воспитатель: Маша, Маша подожди, ты разве не знаешь, что чужую обувь носить нельзя!

Маша: Это что же получается, мне и примерить нельзя?

Воспитатель: Эти сапожки до тебя кто-то носил. А кто, ребята?

Дети: Кот в сапогах!

Воспитатель: Да, эти сапоги Кота. И теперь сапожки помнят только его лапку и носить другому их нельзя, потому что можно испортить свою стопу. Тем более, что подошва у сапожек твёрдая и коготки кота не цепляются за

материал. А давайте рассмотрим эту обувь. Кожа на сапогах сверху

мягкая, а снизу твёрдая. Материал не промокает и не натирает ножки,

а ещё, защищает от внешней среды (пыль, грязи, от колючек). Ребята,

а какая же обувь больше всего нам подходит?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, обувь, которую носит кот, самая подходящая для нас. А ты

Маша, давай обувай свои сандалики и помни, что -чужая обувь вредна

для здоровья. И вы ребята, помните об этом!

Маша: Да, век живи-век учись! Ну что ж. буду Мишке помогать в исследовании, пойду в лес, малину исследовать на вкусность.

Маша прощается и уходит.

Воспитатель: Ну вот ребята, экскурсия в Мишкину лабораторию подошла к концу. А я на прощание хочу вам подарить значки юных исследователей.

На этом занятие заканчивается.

Используемая литература:

Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

Н.Е.Веракса, О.Г.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015г.

Журнал «Дошкольная педагогика» -ООО «Издательство «ДЕТСЕВО-ПРЕСС», №5,8, 2016г и №4,5,7, 2017г.

И.Ю.Гуцал, Г.В.Мищенко «Познавательные путешествия: интегрированные занятия для детей» -М.: ТЦ СФЕРА, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...

Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"

Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...

Фото отчет на тему; «Экспериментальная деятельность детей подготовительной группы с использаванием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии» (лаборатория «кислотность»).

Практическое использование детской цифровой лаборатория «Наураша в стране Наурандии».Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспери...

Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет

Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...