Технологическая карта по познавательному развитию (окружающий мир)
план-конспект занятия по окружающему миру

Панюшкина Татьяна Николаевна

технологическая карта по познавательному рзвитию для детей старшей группы. разработана по технологии Л.Г.Петерсон "Ситуация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_irkutsk.docx25.98 КБ
Файл samoanaliz_zanyatiya.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»

Технологическая карта

занятия по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Перелётные птицы нашего Края».

Подготовила:

Воспитатель МДОУ

 детский сад «Теремок»

Т.Н. Панюшкина

                                                                                                                с. Едогон

Тулунский район

Иркутская область

2023г.

Занятие по ознакомлению детей

с окружающим миром (есттествознание).с использованием технологии «Ситуация»

для детей старшего возраста

Тема занятия: «Перелётные птицы нашего Края».

Возрастная группа: старшая

Образовательные области: познавательное развитие.

Интеграция видов деятельности: речевая, двигательная, игровая, поисково-исследовательская.

Используемая педагогическая технология: «Ситуация» Е.С. Петерсона

Цель занятия:  создание условий для закрепления опыта детей о перелётных птицах Прибайкалья, с использованием дидактического пособия бизиборд «Птичий домик».

Детская цель: проявление детской инициативы во всех видах деятельности.

Задачи занятия:

  Образовательные: - закреплять и расширять знания детей о жизни перелётных птиц;

особенности отлёта и прилета перелётных птиц, формировать знания о родном крае где мы живем, о том что,   озеро Байкал находиться в Иркутской области и край называется Прибайкалье.

Учить понимать образный смысл загадок.

       Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес детей, их стремление к самостоятельному поиску знаний., умение строить причинно-следственные связи; 

- развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

 Воспитательные задачи:  Воспитывать доброе отношение к перелетным птицам. Воспитывать умение выслушивать своих собеседников, умение договариваться.

   Словарная работа: активизировать и расширять словарь детей по данной лексической теме ( Бизиборд, Прибайкалье, водоплавающие, перелётные, насекомоядные) использовать в речи предлоги «на», под, около,жировая железа, смазывают.  

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Используемая педагогическая технология: «Ситуация» Е.С. Петерсона

Планируемый результат занятия: ребёнок активен, любознателен, владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослого,

Подготовительная работа: изготовление бизиборда по теме «Перелётные птицы Прибайкалья».

Материалы и оборудование: бизиборд, замки, ключи , раздаточный материал(карточки),наглядный( иллюстрации птиц, перо, вода , пипетка)

Этапы,продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Введение в ситуацию.

Создаю условия, возникновения интереса у детей к образовательной деятельности.

  Воспитатель входит в группу, в руках у нее бизиборд.

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Николаевна.

-ребята, посмотрите, что я вам принесла. Как вы думаете, что это? А что на нем есть? (ответы детей).

-Ребята, а как вы думаете, чей это домик?

Что нам нужно сделать с этими замочками? А кто может посчитать, сколько замков нам нужно с вами открыть?

Беседа.

 Ответы детей - это домик.

На нём есть птицы, замочки, цифры, ключи.

А  В КАКОЙ области вы живете? Озеро какое, значит мы живем в Прибайкалье. Наш край называется Прибайкалье.

Это домик птиц.

Замки нужно открыть.

Я могу посчитать (ребенок считает замки на бизиборде).

Дети включаются в общение с воспитателем.

2.

Основной этап

Актуализация детского опыта. Молодцы ребята, правильно это домик для птиц. А какие птицы живут в этом домике? Как можно назвать всех этих птиц одним словом, они какие? Почему их так называют? Куда и почему они улетают? Почему они возвращаются? С приходом какого времени года, птицы возвращаются к нам? (Ответы детей). Правильно ребята, молодцы, всё о чём вы сейчас сказали, это всё относится к перелётным птицам.

 Ребята, домик этот называется –бизиборд. А в домике есть пять дверей, каждая из которых закрыта замком. Как вы думаете почему? Предполагаемые ответы детей: потому что, там что- то спрятано, там какой- то секрет, что-то интересное и т.д. Ребята,вы хотите узнать, что же там находиться?  А чтобы открыть эти замки, вам нужно выполнить 5 заданий. Вы готовы? Ответы детей

( готовы).

2.1.

Этап постановки проблемы

Затруднение в ситуации: смогли? Не смогли? Почему?

Ребята, у меня есть для вас загадки. Если вы их отгадаете, то сможете открыть один замок, и увидеть, что под ним спрятано. Начнем?

Слушайте внимательно.

1.На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его (скворец) 

2.Солнце греет у порога,

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам (грачи).

3.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат (цапля)

Молодцы, ребята! Загадки отгадали, а теперь давайте откроим с вами замок, и посмотрим правильно ли вы отгадали.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, почему на дверках наклеены насекомые?

 Приступаем к заданию №2, готовы?

Возможные варианты ответов детей:

 Дети отгадывают загадки, вступают в беседу со взрослыми.

Дети открывают 1 замок, и находят под ним птиц, которые были в отгадках.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Да!

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Открытие новых знаний.

 2. Кто назовет водоплавающих птиц? А почему они так называются?

А те, которые питаются насекомыми? 

Внимание вопрос: Как вы думаете кто вперёд улетит в теплые страны водоплавающие или насекомоядные? 

Игра «Один-много»

-Грач- грачи- много грачей;

-Стриж – стрижи – много стрижей;

-журавль-журавли –много журавлей;

-гусь-гуси – много-гусей;

-Утка – утки – много уток.

Воспитатель: молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. А чтобы открыть следующий замок, ваша задача угадать птицу по пению. Попробуем? Готовы?

 

Живут на водоемах

Насекомоядные

В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.

Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

Когда замерзают водоёмы (реки, озёра и пруды, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси, утки и лебеди.два слова - плавать в воде.

Первыми возвращаются птицы которые улетели последними осенью и последними прилетают птицы,которые улетели на юг первыми

Весной птицы возвращаются с появлением насекомых и таяния водоемов. Строят гнезда, самки откладывают и высиживают яйца весной у птиц появляются птенцы.

Ребята, называют птиц, во множественном числе.

Дети открывают второй замок, и находят схему с изображением птиц.

Дети: мы готовы.

Ребята слушают пение птиц, отгадывают, какая птица поёт, если затрудняются, воспитатель загадывает загадку про данную птицу.

 Открывают замок №4, и там птицы которых прослушали.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Включение нового знания(способа действия) в систему знаний

№3 Опыт А чтобы выполнить это задание нам сначало надо открыть замок .там будет подсказка, что надо сделать. Воспитатель: а как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают

Воспитатель: возьмите пипетку, наберите немного воды и капните на перо. Что произошло

Воспитатель: то же самое происходит и у водоплавающих птиц – перо не намокает и птица может долгое время находиться в воде, а потом легко взлетать.

Ребята, мы с вами сегодня, отгадывали, загадки, играли в игру один-много, нашли под замками, разное количество птиц, но одной птицы здесь всё же нет. Кто был внимателен, и может сказать, изображения какой птицы тут нет.

- Воспитатель: ребята, я для вас приготовила, вот такие заготовки с изображением журавля, вам необходимо его вырезать, и наклеить на бизиборд.

Открываем замок , перышки берём, чьи это перышки. Почему не промокает.

Ответы детей у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Вода скатилась, не задержалась

Ребята, рассматривают бизиборд, обращают внимание на то, что нет картинки с изображением журавля.

3.

Заключительный этап

Осмысление рефлексия

Вот ребята, мы с вами и выполнили все задания и открыли все дверцы. Что же мы теперь знаем о перелетных птицах  Что было интересного, что больше всего запомнили. Ребята, мне будет интересно ваше мнение, о сегодняшней нашей встрече. Нарисуйте мне пожалуйста картинку (кто то рисует солнышко), кто то тучку).        На память о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить вам эти книжки. Они тоже про птиц. Каких?   До свидания.

Ребята, оценивают занятие, высказывают своё мнение.

 Рассматривают раскраски, и выбирают себе по одной.

Ответы детей, до свидания.



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятие по ознакомлению детей

с окружающим миром (есттествознание). С использованием технологии «Ситуация»

для детей старшего возраста

Тема занятия: «Перелётные птицы нашего Края».

воспитатель МДОУ детский сад «Теремок» Панюшкина Т.Н.

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Перелётные птицы нашего края» составлена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель образовательной деятельности создание условий для закрепления опыта детей о перелётных птицах Прибайкалья, с использованием дидактического пособия бизиборд «Птичий домик».

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

Образовательные: - закреплять и расширять знания детей о жизни перелётных птиц;

особенности отлёта и прилета перелётных птиц, формировать знания о родном крае где мы живем, о том что,   озеро Байкал находиться в Иркутской области и край называется Прибайкалье.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес детей, их стремление к самостоятельному поиску знаний., умение строить причинно-следственные связи;

- развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

 Воспитательные задачи:  Воспитывать доброе отношение к перелетным птицам. Воспитывать умение выслушивать своих собеседников, умение договариваться.

Структура НОД построена поэтапно: на 1 этапе организационно – мотивационном  - я создавала условия, для возникновения интереса у детей к образовательной деятельности (познакомила их с бизибордом, и его содержимым).

2.на основном этапе- этапе актуализации детского опыта- я с детьми, повторила, обобщила знания детей о перелётных птицах.

3.этап постановки проблемы – для того чтобы, ребята начали открывать замки, я создала для них ситуацию затруднения (использовав для этого загадки).

4.на этапе ознакомления с новым материалом – ребята познакомились с такими понятиями, как насекомоядные и водоплавающие перелётные птицы.

5. на этапе практического решения проблемы я использую опытно-экспериментальную деятельность, с помощью которой ребята узнают почему у водоплавающих птиц не намокают перья, прослушали пение птиц и нашли соответствующую карточку с изображением птицы, выполнив скворечники из геометрических фигур, ребята пришли на помощь, пернатым друзьям.

6. на заключительном этапе ребята высказали своё мнение, оценили занятие, подвели итог, что же они знают о перелётных птицах.

Выбранные мною технология и методическое пособие бизиборд способствовали развитию творчества, познавательной активности детей, удержания интереса и внимания воспитанников на протяжении всего образовательного процесса.

Весь материал соответствовал возрасту воспитанников и замыслу, отразил не только структуру, но и смысловую связанность. Дети проявляли любознательность, были активны и с удовольствием выполняли все задания.

Вывод: я считаю, что в результате проведённого занятия мною были выполнены поставленные цель и задачи, образовательная деятельность способствовала игровой мотивации обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора.

Технологическая карта по теме: «Праздник знанья, прилежанья и старанья»...

Технологические карты по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

Технологические карты  помогут педагогам спланировать непосредственную образовательную деятельность,  образовательные ситуации на игровой основе, совместную деятельность воспитателя с детьми...

Технологическая карта занятия («Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром», старшая группа компенсирующей направленности) "Кто на помощь к нам спешит?"

Тема: «Кто на помощь к нам спешит?».Автор-разработчик: Александрова М.С., воспитатель ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.Возрастная адресованность: 5-6 летЦель: д...

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...