Конспект НОД в старшей группе «Юные экологи спешат на помощь».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жеребкова Алла Николаевна

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Познавательное развитие:

- Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.

Развивающая задача:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

-Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

 Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.

- Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельного подхода (создание проблемных ситуаций).

- Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

- Воспитывать доброе отношение к природе.

Речевое развитие:

- Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

- Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

- Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

- Активизировать словарь (экология, ядовитые отходы, выхлопные газы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_ekologi_speshat_na_pomoshch.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №12 «Сказка»

Конспект НОД в старшей  группе

«Юные экологи спешат на помощь».

                                                Воспитатель: Жеребкова А. Н.

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Познавательное развитие:

- Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.

Развивающая задача:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

-Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

 Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.

- Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельного подхода (создание проблемных ситуаций).

- Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

- Воспитывать доброе отношение к природе.

Речевое развитие:

- Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

- Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

- Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

- Активизировать словарь (экология, ядовитые отходы, выхлопные газы).

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесные методы – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы – использование ТСО (презентация), иллюстраций.

Практические методы – использование метода наглядных моделей.

Планируемы результаты: Развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту».

Организация пространства.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, мольберт,  карточки, иллюстрации,  пять контейнеров с надписью того материала, который нужно в них  бросать (стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы), карточки с изображением «мусора»

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычное путешествие, сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.

Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слова:

 – Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о родном крае вы знаете? 

Дети:

- Нет земли краше, чем Родина наша

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Береги землю любимую, как мать родимую.

Дети,  как понимаете эту пословицу - Береги землю любимую, как мать родимую (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна).  

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг -

Тут речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря, -

Всё называется Земля!

Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович  Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни".

- Как вы думаете ребята,  о каких  сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин? (рассуждения детей). -Правильно, это растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много и они все разные, А что бы сохранить все эти богатства, у нас  есть специальная  наука.. Может кто знает, как она называется?( Экология).

 ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой

Ребята, давайте ещё раз вспомним кто же такие экологи.

Ответы детей: Это учёные, которые изучают  природу, защищают её.

Экология – учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. (загадка о глобусе)

На нем уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны, леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдешь,  а если захочешь-

В руках унесешь.

Воспитатель. (показывает глобус) Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса.

Посмотрите на глобус. Какой формы Земля?

Ответы детей. (Шар)

 Какой основной цвет нашей планеты?

Ответы детей (Голубой)

А что он обозначает?

Ответы детей (большая часть планеты занята морями и океанами)

Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?

Ответы детей (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).

Воспитатель: Наша планета Земля очень красива, потому что, она живая, а почему мы её называем «живой»?

Ответы детей: На ней обитают люди, животные, рыбы, насекомые, растения. Воспитатель: Молодцы. Вот сколько замечательных соседей живёт с нами на Земле. А что необходимо для нашего существования на планете, вам помогут вспомнить загадки.

ЗАГАДКИ:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все… (Солнце)

-Зачем нам нужно солнце? (Чтобы согревать всё живое на Земле)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

Я и твердой быть могу! (Вода)

- Зачем нужна вода? (Чтобы пить, поддерживать гигиену)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух)

-Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (Чтобы дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, получать электричество с помощью ветренных установок).

Слайд 1. – Мигает надпись SOS!

Воспитатель: Ребята нам пришло срочное сообщение с планеты «Грин»

Слайд 1. – Мигает надпись SOS!

Воспитатель. Что это за надпись? (Ответы детей). Это сигнал бедствия, просьба о помощи! Что же случилось, давайте посмотрим.

Слайд 2.  Я планета, сейчас я беде.

И в этом, поверьте, не наша  вина.

Я людям не верю и им в назиданье

Придумаю страшное наказание.

Вы пожалеете о том, что родились на свет,

За все, что натворили вы,

Придется дать ответ.

Сейчас суда настанет час,

Все встаньте - призывают вас!

Затем читает ребенок:

* Постой, постой, не торопись!

Ведь мы за взрослых не в ответе.

Да, люди мы, но только дети.

Позволь нам разобраться в том,

За что ты нам грозишь судом?

Воспитатель. Ребята, нам нужно срочно отправиться на планету Грин и помочь ее обитателям.

 Под музыкальное сопровождение  планета берет детей за руки и ведет змейкой (на фоне Слайд 3 «Космические пейзажи»)

Воспитатель. Ребята, мы прибыли на планету Грин. Давайте рассмотрим ее внимательно.

Слайд 4. –  изображения земли, водоема и неба. Трава пожухла и пожелтела, водоём стал цвета ржавчины, небо стало мутным и серо-красным. На земле и в воде разбросан мусор.

Воспитатель. Ребята посмотрите, какой ужас. Что же случилось?

Ответы детей: Загрязнена почва, воздух, вода.

Воспитатель. Как вы думаете, из-за чего загрязнён воздух?

Ответы детей: фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитый дым.

Слайд5.- изображения фабрик/заводов, загрязняющих атмосферу

Воспитатель. Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Они делают воздух непригодным для дыхания. Сажа и пыль также оседают растениях , почве и вредят им.

Воспитатель. Как же защитить воздух от загрязнения?

Ответы детей: На заводах и фабриках надо построить специальные фильтры (очистительные сооружения), нужно больше парков и садов, потому что листья растений хорошо очищают воздух.

Слайд6.изображение голубого неба и белых облаков.

Ребёнок: Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой?

Воспитатель. Расскажите, что случилось с водоёмом? Каким он стал?

Ответы детей: В реки и озера сливают грязную воду с заводов и фабрик, с жилых домов. От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, страдают растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья.

Слайд7.изображение загрязнённой реки.

Воспитатель. Как же защитить водоёмы от загрязнения?

Ответы детей: Строить очистительные сооружения.

Ребёнок: Воду нужно уважать —

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет —

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!

Слайд8.изображение чистой реки/моря

Воспитатель. Ребята, а посмотрите . какие чистые и прозрачные стали водоемы.

Воспитатель. А посмотрите ребята, как много мусора вокруг! Скажите, какими бедами это грозит?

Ответы детей: Мусор отравляет почву и наносит вред всему живому.

Слайд9. изображение мусорных свалок.

Воспитатель. Всё верно, ребята. Но ведь мусор может быть разным. Какие виды мусора вы знаете?

 Ответы детей: стекло, пластмасса, бумага, пищевые отходы.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что отходы, могут еще принести пользу, если конечно они будут правильно переработаны. Для этого их нужно грамотно отсортировать.  Планета Грин: Ребята научите, пожалуйста, нас жителей планеты Грин сортировать мусор.

Воспитатель: Научим?

Подвижно-дидактическая игра «Сортировка мусора»

Слайд10. изображение мусорных баков для раздельного сбора мусора, мусороперерабатывающего завода.

Ребёнок: Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.

Планета: Ребята, благодаря нашим советам и небольшой помощи, я думаю, вы  помогли спасти нашу планету Грин от экологической катастрофы! Но, чтобы вновь не случилась беда, жителям нашей  планеты нужно запомнить правила о том, как можно обращаться с природой, а как нельзя.

Воспитатель :Давайте на память оставим им  памятку с правилами , как надо беречь свою природу, что можно делать, а что нельзя.

(звучит музыка) Слайд 11

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы помогли нам своими советами и навели порядок  на нашей планете  Теперь мы видим, что вы настоящие защитники природы - Юные экологии. 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проделали большую работу. Мы с вами очистили от мусора  Планету Грин. И нам пора возвращаться  домой. ( Встаем змейкой возвращаемся )  Сегодня вы отлично справились с поставленными задачами и, я думаю, еще не раз сможете прийти на помощь природе и на своей планете!

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать полюбить!

 Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

-Не наукой, а частью души.

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь». Занятие из раздела «Познание».

Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. Развитие интегративных качеств...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии "Юные экологи спешат на помощь"

Занятие по экологии в подготовительной к школе группе "Юные экологи спешат на помощь".иСоставитель Багинская Т.А....

Интегрированное занятие в подготовительной группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

- Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.-  Расширить представления детей о значимости воздуха, воды в жизни человека.- Учить работать в коллективе и ...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы. Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением....