Совместная деятельность в средней группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Путешествие по России»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шишлянникова Евгения Владимировна

Обобщить и систематизировать знания детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – д/с «Теремок»

Совместная деятельность в средней группе

по гражданско-патриотическому воспитанию

«Путешествие по России»

Воспитатель: Шишлянникова Е.В.

г.п. Пойковский, 2023г

Совместная деятельность в средней группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Путешествие по России»

 

Цель: Развитие патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с неофициальными символами России: ромашкой, березой.

-Обогащать и активизировать словарный запас детей.

-Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.

Развивающие:

-Развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей.

- Обобщить и систематизировать знания детей о России.

- Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

-Воспитывать любовь и уважительное отношение к символам России, Родине.

Материалы:  наглядно-дидактические пособия: ромашка, лепестки ромашки, флаг, герб, гимн, береза; иллюстрации г. Москвы;  альбом «Моя Россия», альбом «Достопримечательности г.п. Пойковский»; Глобус; Карта России. Плоскостное сердечко. Игрушка Собачка.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства. Рассматривание альбома с достопримечательностями России и своего родного г.п. Пойковский.

Ход совместной деятельности:

 Организационный момент

Дети с воспитателем заходят в зал под музыку водят хоровод

Приветствие                       (Дети встают в полукруг)

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет          (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я:             (Показать рукой себя)

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны)

Отвечаю Солнцу я              (Поднять руки над головой)

Отвечаю Травам я               (Опустить руки на ковер)

Отвечаю Ветру я                  (Поднять руки над головой и покачать ими)

Здравствуй, Родина моя!    (Взять друг друга за руки)

Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала – россияне? (Ответы детей)

Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – РОССИЯ!

Давайте вместе повторим это слово – «Россия». А мы с вами граждане России – россияне. Ребятки, ответьте мне, пожалуйста, а как зовут жителей Франции? Во Франции живут?… В Испании живут?… В Китае живут?… В Италии живут?… В Германии живут?!… (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок символизирующий Россию. Я бы выбрала ромашку (воспитатель берёт в руки ромашку и ею любуется). Белая ромашка – это истинно русский цветок.

Вот только РОМАШКА наша грустит… (На доске расположена жёлтая серединка ромашки с грустным личиком, без лепестков. Звук ветра.)

Ах, это же проказник северный ветер сорвал лепестки с ромашки и раздул их по всей нашей огромной стране. Надо бы Ромашке помочь. Ребятки, поможем Ромашке собрать лепестки? (Да!) 

Воспитатель: Тогда предлагаю отправиться в путешествие по России, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашей Ромашке.

Воспитатель:  Ребятки, Вы любите путешествовать, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие? (Ответы детей: на машине, на самолете, на поезде, пешком, на корабле, на воздушном шаре….)

Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который нас уже ждёт. Но для того, чтобы занять места в салоне, надо приобрести билеты.

Цена билета – одна улыбка! (Дети подходят к воспитателю и приобретают билеты)

Остановка № 1 «Широка страна моя родная!»

Воспитатель: Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну? (На глобусе, на карте) А что такое глобус? (Маленькая модель Земли) Ребята, посмотрите, это карта России. (Карта расположена на мольберте)

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. (Воспитатель обводит указкой территорию нашей страны). Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

Физкультминутка «Наша Родина - Россия»
В нашей стране горы - высокие,         (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие,                                      (присаживаемся на корточки)
Степи широкие,                                    (раскидываем руками)
Леса большие,                                       (руки вверх)
А мы - ребята вот такие!                      (показываем большой палец)

Воспитатель: Ой, ребятки, кажется, я вижу лепесток Ромашки! 

Воспитатель поднимает с пола спрятанный лепесток. 

Ура! Мы его нашли и отдадим нашей Ромашке! (ребёнок прикрепляет на доске лепесток). Ну, что отправляемся дальше! Поехали!

Мы садимся в самолет,                         (дети приседают)

Отправляемся в полет!                         (заводят самолет, встают) 

Мы летим над облаками,                     (руки в стороны)

Машем папе, машем маме.                  (машут руками)

Осторожнее: гора!                                (наклон)

Приземляться нам пора.                      (приседают)

Остановка № 2 «Государственные символы России»

Воспитатель: У каждой страны есть свои государственные символы. А какие государственные символы Вы знаете.  (Ответы: герб, флаг и гимн)

Что это звучит? (Гимн)

А что такое гимн? (Гимн - это главная песня страны)

Как надо слушать гимн? (Стоя, не шевелиться, не разговаривать. Проявить уважение)

Наш гимн написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.
Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Выберите нужный символ. 

(Флаг России)

Дидактическая игра «Выбери нужное»

Цель: закреплять зрительное восприятие и знания государственной символики, развивать логическое мышление.                              

Ход игры: изображены разные флаги, нужно выбрать флаг России.

Какие цвета у флага России? (белый, синий, красный)

Воспитатель:  Что же за секреты хранят полосы нашего флага?

Три полоски флага - это неспроста:

Белая полоска - мир и чистота,

Синяя полоска - это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска - подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Что означает белый цвет?  - Это белые облака, снега. 

Это цвет доброты и мира.

А что означает синий цвет? - Это голубое небо, река и озера. 

Символ веры и верности.

И красный цвет, что означает? Красный - это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля, победа, любовь к своей Родине.

Кроме флага есть еще один государственный символ, который отличает нашу страну. 

Игра «Собери картинку»  

Цель: из частей собрать одно целое  и сказать, что получилось.

-Что у вас получилось?  - Герб России

Ребятки, посмотрите на герб.

-Что изображено  на гербе?

Герб – это эмблема государства.  «Государственный герб Российской Федерации  представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона».

(Находим с ребятами ещё один лепесток)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по России. (На доске иллюстрация с изображением Москвы)

– Вот мы с вами прибыли в самое сердце России! Ребята, как называется столица нашей Родины? (Город Москва)

Ребята, а почему город Москва – это главный город страны? - Там живет президент. Как зовут нашего президента?- Владимир Владимирович Путин?

Что делает президент? - Он руководит нашей страной.

-Вы правы, В.В. Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека. Посмотрите на портрет нашего президента В.В. Путина. Показ портрета президента России.

Продолжаем наше путешествие по России.

Станция № 3 «Берёза - символ России»

Воспитатель: Теперь продолжим наше путешествие пешком. В пути нас могут ожидать трудности. Но мы ведь справимся с ними?! Мы должны быть смелыми, ловкими, сильными и внимательными.

Покажите свои ладошки                                 (показывают)

Давайте потрем, их друг о друга                     (трут)

Что вы чувствуете?                                          (тепло)

Ребята, это тепло ваших добрых рук и ваших душ, давайте передадим его друг другу и улыбнемся. Какие вы молодцы! Вот теперь мы обязательно придем на выручку друг другу в пути.

(Дети путь начинают шагом на месте, а потом по канату, представляя переход реки по упавшему дереву в грозу. Оказывают помощь друг другу.)

 А вот и река. Упавшее дерево совсем узкое. Нам надо перейти реку по дереву. Оказывайте помощь друг другу! Не бросайте друзей в беде!

А, какое дерево является символом, России вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка

И красива, и стройна,

Средь подруг стоит она

Вся в кудряшках и серёжках

Это белая (Берёзка)

Воспитатель: Берёза - главное дерево нашей страны, это символ нашей Родины. Берёзку ещё называют - Белоствольная красавица, русская красавица. По всей нашей огромной стране России растёт много красивых берёз. Они растут повсюду: в каждом городе, в лесу, возле рек, в горах. Наши предки называли берёзу «веселкой», от этого дерева словно исходила радость жизни. На праздники народ наряжался в русские национальные костюмы, как мы с вами сегодня пели песни, плясали и играли в различные игры. Давайте и мы с вами поиграем. Становитесь в хоровод.

Хороводная игра «Ты расти, расти берёзка…»

Ты расти, расти берёзка

Ты берёзка, вырастай

Свою веточку, берёзка

Кому хочешь передай!

Остановка № 4 «Малая РОДИНА»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)

Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего города.

Рассматривание альбома «Мой край родной»

Воспитатель: Ребята, эти места вам ничего не напоминают? Это наш поселок. Как называется наш поселок, в котором вы родились? (Пойковский) Правильно, ребята, Пойковский – это наша малая Родина. 

Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

«С чего начинается Родина?» (читают дети)

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

Запомните: Родина у каждого человека одна, как мама.

Словесная игра «Передай сердечко и скажи словечко»

Воспитатель: Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наш поселок.

Я начинаю: «Мой поселок какой?». (Ответы детей: красивый, цветущий, зеленый, молодой, удивительный, родной, солнечный, праздничный, спортивный, уютный, лучший, развивающийся, сверкающий, чистый, любимый, гостеприимный, замечательный и т. д.)

Проблемная ситуация: «Собачка потерялась»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой адрес? Чтобы с вами такого не случилось! Давайте назовём свой домашний адрес. А адрес детского сада?

Забираем собачку и доставляем ее по адресу в детский сад.

Остановка № 5 «Детский сад»

Воспитатель: К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться в детский сад, а повезет нас туда замечательный поезд.

Поезд наш по рельсам мчится 

Дружно смотрим мы в окно, 

Поезд наш остановился 

Все мы вышли из него. 

И оказались на станции, которая называется «Детский сад»

Воспитатель: Ой! Я, кажется, заметила последний лепесток нашей Ромашки. Ура! Прикрепляем лепесток к Ромашке. Меняю желтую «грустную» серединку на «улыбающуюся» и читаем с детьми, что нам говорит Ромашка:

«Я ЛЮБЛЮ Пойковский!» (на лепестках были заранее написаны буквы)

Воспитатель: Ромашка любит Пойковский, потому, что она здесь выросла. Это и её Родина тоже. Ребятки, а вы любите свою Родину? (Да!)

Тогда вас можно назвать юными патриотами.

Патриот – это человек, который любит свою Родину.

Воспитатель: Дорогие ребята, на этом наше путешествие подошло к концу. 

Вы сегодня большие молодцы!

Рефлексия: Чем мы занимались? Ребята вам понравилось наше путешествие? О чем мы с вами беседовали? Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего?

Ребятки, любите свою Родину и гордитесь ею!!!

Ромашка благодарит вас за помощь и дарит вам раскраски «Символы России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по аппликации «Символы России».

Хочу предоставить вашему вниманию перспективное планирование совместной деятельности   воспитателя и детей старшей группы по аппликации  «Символы России» в технике бумажная пласти...

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"

Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....

План-конспект упражнений ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (средняя группа) по теме: " Зимние забавы" конспект совместной деятельности в средней группе

Уточнение знаний о весёлых зимних  играх - забавах, зимних  природных  явлениях , используя  упражнения для  развития  мелкой   моторики  пальцев рук...

конспект совместной деятельности в средней группе "Жили-были овощи" Технологии (проблемно-игровая, мнемотехника, здоровьесберегающая,проектная деятельность)

«Жили – были Овощи» Цель : подвести к самостоятельному продолжению сказки.Задачи : учить понимать идею сказки; учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками ; учить образовывать...

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме « Моя родина - Россия» в подготовительной группе

ОО «Конструирование из строительного материала»Конструкторское бюро «Проекты городов России»...

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию "Народы проживающие в России"

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Тема: Народы, проживающие в России.Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, восп...

Мастер класс «Игровая деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания» Серия дидактических игр.

Мастер класс «Игровая деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания»Подготовила:Карцева Елена Юрьевна, воспитательЦель мастер – класса: показать подход ...