Конспект НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ Тема: «В стране маленьких человечков» Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Плетнева Ирина Сергеевна

Цель: Создать условия для расширения знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.

Программные задачи:

Образовательные: формировать умение выстраивать логические цепочки; учить правильно выделять свойства веществ, находить общее и различное, определять состояние вещества, закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;

Развивающие: продолжать развивать умение работать с моделями, развивать внимание, образную и зрительную память, развивать связную речь, творческое воображение.

Воспитывающие: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа рабочего посёлка (посёлка городского типа)

Ерофей Павлович

(группы дошкольного образования)

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ

Тема: «В стране маленьких человечков»

Старшая группа

   Воспитатель: Плетнева И.С.

Цель: Создать условия для расширения знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.

Программные задачи:

Образовательные: формировать умение выстраивать логические цепочки; учить правильно выделять свойства веществ, находить общее и различное, определять состояние вещества, закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;

Развивающие: продолжать развивать умение работать с моделями, развивать внимание, образную и зрительную память, развивать связную речь, творческое воображение.

Воспитывающие: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Наглядность и материалы: Волшебный сундучок, письмо, обручи, карточки с изображением разных агрегатных состояний веществ, карточки с изображением маленьких человечков,  моделирующих  состояния вещества, ведро со льдом, ведро с леденцами; аудиозапись загадочной музыки, смеха  Снежной Королевы.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие.

Форма проведения: игровая, коммуникативная.

Предварительная работа:  

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками), наблюдение с детьми за разными агрегатными состояниями воды, рассматривание моделей  состояний вещества, состоящих из маленьких человечков, беседы о значении воды в жизни человека,  просмотр мультимедийной презентации «Круговорот воды в природе».

Ход непосредственно образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Педагог: Ребята, посмотрите  к, нам сегодня пришли гости, они посмотрят, как мы свами будем играть, давайте дружно поприветствуем их.

Педагог: Дети, сегодня нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? Давайте его прочитаем.

Ребятам от жителей страны маленьких человечков.

Дорогие ребята!

В нашей стране случилась беда, злая Снежная Королева заколдовала всю воду. Помогите нам, пожалуйста!

Мы вас очень ждем!

Педагог: Поможем нашим друзьям?

  1. Основная часть:

ПедагогРебята, а как вы думаете, тяжело маленьким человечкам без воды?

А всегда ли вода= это хорошо?

Дидактическая игра: «Хорошо - плохо: вода».

Что хорошего в воде?

Что плохого в воде?

Педагог: Молодцы! Делаем вывод, что у воды больше хороших свойств и жить без воды маленькие человечки не смогут.  И, чтобы им помочь, мы с вами отправимся в страну маленьких человечков.Ребята путь этот непростой, на пути нам будут встречаться препятствия, которые приготовила для нас Снежная Королева.

Педагог: Ребята, а какие человечки там живут?

Дети: Твердые, жидкие, газообразные.

Педагог: Чтобы попасть в страну маленьких человечков и помочь им, вам нужно показать этих человечков.

Мальчики показывают твердых человечков.

Почему вы так встали? 

Дети: Человечки дружные и крепко держатся за руки.

Педагог: Девочки покажут нам жидких человечков.

-Почему вы так встали?

Дети: Человечки дружные, но за руки не держатся.

Педагог: Все вместе покажите газообразных человечков.

-Почему вы двигаетесь?

Дети: Потому, что человечки не дружные и все время в движении

Дети показывают этих человечков: жидких- девочки, твердых-мальчики и все вместе –газообразных.

Педагог: Молодцы.

Дети под веселую музыку  шагают по тропинке.

Педагог: А вот и первое препятствие.

Дидактическая игра: «Раз, два, три – в свой домик беги»

В обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных состояний веществ.

Педагог:  Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка.  Внимательно посмотрите,  подумайте! Раз, два, три – беги!

Дети занимаю свой домик. Игра проводится два-три раза.

Педагог: Молодцы, и с этим препятствием вы справились! Можно отправляться дальше.

Педагог: А вот и второе препятствие.

Игра «Маленькие человечки»(моделирование с помощью карточек «маленькие человечки).

Давайте разделимся на три команды (по 4 чел) .Вам нужно обозначить предметы схемой с помощью маленьких человечков и знаков + и –

1 - команда

2- команда

3- команда

1.Стакан с водой Т+Ж

2.Дерево с отломанной веткой Т-Т

3.Чашка с горячим чаем Т+Ж-Г

1.Воздушный шарик Т+Г

2.Лейка без воды Т+Ж

3.Бутылка с лимонадом Т+Ж+Г

1.Камни в воде Т+Ж

2.Чайник кипит Т+Г

3.Хлеб и отрезанный кусок Т-Т

Кто составил схему, прочитайте ее объясните, почему так составили

Дети составляют схему и «читают» ее.

Педагог: молодцы! И с этим препятствие мы справились! Ну вот, мы с вами и пришли в страну маленьких человечков.

Звучит музыка, появляется Снежная Королева.

Снежная Королева: Не думала я, что вы со всеми моими препятствиями справитесь! У меня есть еще один вопрос для вас справитесь и с ним -  отдам воду. Что умеет превращаться из твердого в жидкое? (комок снега, мороженное, сливочное масло, шоколад)

Дети: Лед.

Снежная Королева: Правильно! Что делать -  отдам вам воду!

(Отдает ведерко со льдом, смеется и уходит).

Педагог: Смотрит в ведерко. Ребята, обманула нас Снежная королева, посмотрите, разве это вода?

Дети: Нет, лед!

Педагог: А лед - это разве не  вода?

Дети: Вода. Лед – это твердое состояние воды.

Педагог: А что нам нужно сделать, чтобы этот лед превратился обратно  в воду?

Дети: Взять его в руки и согреть в руках, подышать на него.

Педагог: Правильно. Мы с вами добрые и очень хотим помочь маленьким человечкам, давайте я раздам вам  льдинки, они растаю в наших руках, и в стране маленьких человечков появится вода.

Педагог: Ну вот, у нас с вами все получилось. Лед растаял, и в стране маленьких человечков появилась вода. Ребята, посмотрите в наше ведерко, вместо льдинок в нем появились конфетки – леденцы, это подарок нам от маленьких человечков.

Педагог:

Но наше путешествие закончилось. Нам нужно возвращаться в детский сад. Для этого давайте встанем в круг, закроем глаза и скажем волшебное заклинание:

Чудо чудное явись,

И ребятам покажись,

Дверь волшебную открой,

Возвращаемся домой!

  1. Итог:

Ну вот, наше путешествие закончилось. Вы все сегодня были молодцы, все препятствия Снежной Королевы сумели преодолеть и помочь маленьким человечкам (педагог раздает детям конфеты).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка (посёлка городского типа) Ерофей Павлович

Технологическая карта НОД

 в старшей группе с использованием ТРИЗ – технологии

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема:  «В стране маленьких человечков».

Воспитатель:  Плетнева Ирина Сергеевна

п.г.т. Ерофей Павлович

2016 год.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие,  социально-коммуникативное, физическое,

Форма проведения: игровая, коммуникативная.

Цель: Создать условия для расширения знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.

Задачи:

Образовательные: формировать умение выстраивать логические цепочки; учить правильно выделять свойства веществ, находить общее и различное, определять состояние вещества, закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;

Развивающие: продолжать развивать умение работать с моделями, развивать внимание, образную и зрительную память, развивать связную речь, творческое воображение.

Воспитывающие: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Методы:

  • Словестный
  • Наглядно-демонстративный
  • Игровой
  • Метод контроля
  • Проблемно-поисковый

Технологии:

  • Деятельностный подход
  • Игровые технологии
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения

Предварительная работа:                                                                                                                                                      Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками), наблюдение с детьми за разными агрегатными состояниями воды, рассматривание моделей  состояний вещества, состоящих из маленьких человечков, беседы о значении воды в жизни человека,  просмотр мультимедийной презентации «Круговорот воды в природе».

Оборудование: Волшебный сундучок, письмо, обручи, карточки с изображением разных агрегатных состояний веществ, карточки с изображением маленьких человечков,  моделирующих  состояния вещества, ведро со льдом, ведро с леденцами; аудиозапись загадочной музыки, смеха  Снежной Королевы.

Приложения № 1, №2.

                                                           Технологическая карта НОД

 

 

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент,

введение в проблему, (мотивация).

Воспитатель переключение внимания воспитанников на   письмо.  

(Воспитатель обращается к детям)

Дети, сегодня нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? Давайте его прочитаем.

 Проблемная ситуация:

Поможем нашим друзьям?

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, проявляют сочувствие друзьям, соглашаются им помочь.

1 мин.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность.

 

Воспитатель обращается к детям: - ребята, а как вы думаете, тяжело маленьким человечкам без воды?

А всегда ли вода= это хорошо?

Дидактическая игра: «Хорошо - плохо: вода».

Что хорошего в воде?

Что плохого в воде?

Молодцы! Делаем вывод, что у воды больше хороших свойств и жить без воды маленькие человечки не смогут.  И, чтобы им помочь, мы с вами отправимся в страну маленьких человечков. Ребята путь этот непростой, на пути нам будут встречаться препятствия, которые приготовила для нас Снежная Королева.

Воспитатель обращается к детям: - Ребята, а какие человечки там живут?

Дети: Твердые, жидкие, газообразные.

Воспитатель: Чтобы попасть в страну маленьких человечков и помочь им, вам нужно показать этих человечков.

Мальчики показывают твердых человечков.

Почему вы так встали? 

Дети: Человечки дружные и крепко держатся за руки.

Воспитатель: Девочки покажут нам жидких человечков.

-Почему вы так встали?

Дети: Человечки дружные, но за руки не держатся.

Воспитатель: Все вместе покажите газообразных человечков. - Почему вы двигаетесь?

Дети: Потому, что человечки не дружные и все время в движении

Воспитатель: Молодцы.

Дети под веселую музыку  шагают по тропинке.

Воспитатель: А вот и первое препятствие.

Дидактическая игра: «Раз, два, три – в свой домик беги»

Воспитатель:   Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка.  Внимательно посмотрите,  подумайте! Раз, два, три – беги!

Игра проводится два-три раза.

Воспитатель: Молодцы, и с этим препятствием вы справились! Можно отправляться дальше.

Приложение №2

 Воспитатель обращается к детям: - ребята а вот и второе препятствие.

Игра «Маленькие человечки» (моделирование с помощью карточек «маленькие человечки).

Давайте разделимся на три команды (по 4 чел). Вам нужно обозначить предметы схемой с помощью маленьких человечков и знаков + и –Кто составил схему, прочитайте ее объясните, почему так составили

Воспитатель: молодцы! И с этим препятствие мы справились! Ну вот, мы с вами и пришли в страну маленьких человечков. Приложение №3

Звучит музыка, появляется Снежная Королева.

Снежная Королева: Не думала я, что вы со всеми моими препятствиями справитесь! У меня есть еще один вопрос для вас справитесь и с ним -  отдам воду. Что умеет превращаться из твердого в жидкое? (комок снега, мороженное, сливочное масло, шоколад)

Дети: Лед.

Снежная Королева: Правильно! Что делать -  отдам вам воду!

(Отдает ведерко со льдом, смеется и уходит).

Воспитатель: Смотрит в ведерко. Ребята, обманула нас Снежная королева, посмотрите, разве это вода?

Дети: Нет, лед!

Воспитатель:  А лед - это разве не  вода?

Дети: Вода. Лед – это твердое состояние воды.

Воспитатель: А что нам нужно сделать, чтобы этот лед превратился обратно  в воду?

Дети: Взять его в руки и согреть в руках, подышать на него.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами добрые и очень хотим помочь маленьким человечкам, давайте я раздам вам  льдинки, они растаю в наших руках, и в стране маленьких человечков появится вода.

Сюрпризный момент.

Воспитатель:  Ну вот, у нас с вами все получилось. Лед растаял, и в стране маленьких человечков появилась вода. Ребята, посмотрите в наше ведерко, вместо льдинок в нем появились конфетки – леденцы, это подарок нам от маленьких человечков.

Воспитатель: Но наше путешествие закончилось. Нам нужно возвращаться в детский сад. Для этого давайте встанем в круг, закроем глаза и скажем волшебное заклинание:

Чудо чудное явись,

И ребятам покажись,

Дверь волшебную открой,

Возвращаемся домой!

Дети выполняют игровые действия «садятся в сани,  едут в лес».

Дети отвечают на вопросы педагога

Дети показывают этих человечков: жидких - девочки, твердых-мальчики и все вместе –газообразных.

Детям раздаются карточки с изображением разнообразных состояний веществ.

 (В обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества.)

Дети занимаю свой домик.

Дети составляют схему и «читают» ее.

Дети отвечают на вопросы  Снежной Королевы

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети берут лед и согревают в руках, лед тает в тарелочку.

Имитирующими движениями согласно словам в тексте.

22 мин.

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Итог занятия. Систематизация знаний.

 Воспитатель: Ну вот, наше путешествие закончилось. Вы все сегодня были молодцы, все препятствия Снежной Королевы сумели преодолеть и помочь маленьким человечкам (педагог раздает детям конфеты).

 

Отвечают на вопросы воспитателя

2 мин.

Приложение №1

Письмо от жителей страны маленьких человечков.

Ребятам от жителей страны маленьких человечков.

Дорогие ребята!

В нашей стране случилась беда, злая Снежная Королева заколдовала всю воду. Помогите нам, пожалуйста!

Мы вас очень ждем!

                

                       

Приложение №2

Приложение №3

1 - команда

2- команда

3- команда

1.Стакан с водой Т+Ж

2.Дерево с отломанной веткой Т-Т

3.Чашка с горячим чаем Т+Ж-Г

1.Воздушный шарик Т+Г

2.Лейка без воды Т+Ж

3.Бутылка с лимонадом Т+Ж+Г

1.Камни в воде Т+Ж

2.Чайник кипит Т+Г

3.Хлеб и отрезанный кусок Т-Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

Конспект НОД с применением технологии ТРИЗ Тема: «Где живут маленькие человечки» Средняя группа

Цель: Закрепить знание элементов ТРИЗ (метод маленьких человечков) и формировать представления о свойствах различных предметов и веществ. Задачи:1....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами здоровьесберегающих технологии на тему: «Волшебная страна – Здоровье» в старшей группе

Данный конспект разработан для работы с воспитанниками старшей группы с элементами здоровьесберегающих технологии (су - джок терапия, дыхательная гимнастика, массаж ушек, релаксация)...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Осень»

Конспект занятияпо познавательному развитию  с использованием технологии ТРИЗТема: «Осень»...