Культурная открытая среда для дошколят в группе.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Прикасаться с прекрасным, так сложно и так лпросто. Сложность в том что предложить, чтобы загорелись глаза, точнее как предложить. Просто, потому что легко воспринимаемо, ярко и понятно. И всё это про народную игрушку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultsreda.docx153.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Открытая образовательная среда, как средство для саморазвития дошкольника

«Всё удивительное рядом, а гениальное просто» 

       Осуществление образовательного процесса в разные отрезки времени в течение всего дня с подгруппами и индивидуально, с учётом особенностей детей с ОВЗ заставило нас пересмотреть предметно-развивающую среду в группе. Чем руководствоваться? Как учесть все требования: и режим посещения, и форму организации, и личностно-ориентированный подход? И ещё много, много и.

          Среда, привлекательная  и понятная для всех детей;

                                                           Среда, ведущая к развитию;

                                                                        Среда, воспитывающая ребёнка.            

      Мы рассмотрели среду, как главное условие оптимального саморазвития дошкольника,  и пять основных составляющих развития личности ребёнка легли в основу:

Социальная: Умение работать в группе, играть, делиться с другими, следовать правилам, схемам последовательности, убирать рабочее место и материалы.

Физическая: Развитие физической активности, мелкой моторики в работе с соблюдением правил безопасности.

Интеллектуальная: Знание и понимание    окружающего мира.

Творческая: Развитие самовыражения и детского  воображения.

Эмоциональная: Развитие осознания самого себя, уверенности в себе, умения различать свои чувства и управлять эмоциями.

   Как известно, ребенок может что-то понять, узнать об окружающем мире, только если у него есть возможность активно действовать с предметами, субъектами или явлениями этого мира. Именно поэтому мы решили  сделать акцент в большей степени на создание условия для самостоятельной исследовательской и практической  деятельности. С опытами и экспериментами понятно -  мини макеты,  вещества, природный материал, приборы для измерения, мерки, схемы доступные для детей и плюс соблюдения мер безопасности. А для художественно эстетического воспитания не всё так просто.  Казалось бы – рисовать, лепить любят многие, дайте материалы и покажите как. Но наша цель, рассматривать с детьми народное искусство как наследие, историю русского народа. Приобщать к искусству, развивать умение у ребёнка видеть и замечать  прекрасное самому.  

Первым шагом в организации пространства для детей было желание представить, смоделировать его. А главным принципом – не важно, в каком порядке или  с какого этапа ребёнок начнёт знакомиться, пробовать, изучать, поскольку он подходит к нему сам.

 Если условно смоделировать окружающее пространство, то оно будет замкнутым. Если ему интересно, пройдёт все центры по кругу и не один раз.

C:\Users\user\Desktop\Снимок.PNG

 

Всё удивительное рядом, а гениальное просто хотели мы показать детям, когда затевали тему народного декоративного творчества. «Дымковские игрушки - чудо веселушки» появились в пространстве группы, с целью: Познакомить  детей с дымковской игрушкой, как наследием народного декоративного искусства,  традициями великого русского народа. Необходимым было расположить материал, изделия  дымковских мастеров так, чтобы они «заговорили»: «Смотрите, как просто и красиво! Каждая из этих  игрушек приветливо смотрит на нас, вызывает улыбку и, глядя на них, слышится народная балалаечка с переливами гармошки».

Мини музей, в котором было с помощью родителей представлено разнообразие материала для рассматривания, исследования. Это репродукции, фотографии, экспонаты,  дидактический  материал, альбомы и книги  по художественной росписи

Зона познания.  Видео презентации, фотоальбомы, энциклопедия в картинках. https://www.youtube.com/watch?v=6LN7KVnW-0c 

https://www.youtube.com/watch?v=qZ7m7eTer-8 

Задачи: создать условия для познавательной активности детей, развития художественного  восприятия; познакомить с образцами народного промысла; создать различные ситуации для общения, игр между собой.

Сам материал, точнее  его содержание, подводит детей к основополагающему вопросу: «Почему глиняную игрушку назвали Дымковской и как о ней узнали в других странах земного шара?»

Фокус на деталях.  «Секреты из сундучка»: схемы с пошаговым узором, шаблоны разной формы  для  выкладывания элементов (кружки разного размера и цвета, колечки). Наличие глинянных фигурок на разных этапах изготовления, покрытия и росписи, как бы «рассказывают» детям о том, как рождаются из тёмного куска глины веёлые и забавные животные, напыщенные важные индюки и раскошные барышни. Задачи: воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств; формировать чувство ритма, цвета, гармонии.

Активная зона. Фактором, определяющим уровень и качество развития детей, является собственная активность ребенка, самостоятельный и творческий характер его образования, формирование навыков и выбор способов изображения. Возможность экспериментировать в нетрадиционной технике изображения, использовать подручные материалы для конструирования объёмных барышень особенно вовлекают детей в процесс изучения и изображения узоров. Задачи: воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств; формировать чувство ритма, цвета, гармонии.  Развивать умения более точно передавать форму и характерные пропорции изображаемого образа. Учить самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, украшение налепом, аппликацию, печать спонжевой кистью.

Материал, предполагающий совместное творчество взрослого и ребёнка. Образцы на дорисовывание, дополнение узора. Схемы последовательности изображения элементов. Шаблоны из пластика, на которых можно пробовать,  легко смывать и наносить снова. В центре есть не только кисти разного размера, но и спонжевые кисти, штампы из поролона, дающие возможность наносить ровные круги, точки. Получается у всех красиво. Возможность решать задачу несколькими способами вовлекает детей в процесс и желание получить результат.

Предполагаемый результат нами был, почти достигнут:

 - овладение детьми первичными представлениями об особенностях дымковского промысла, его истории;

- развитие способности самостоятельно решать творческий замысел, технику изображения, интеллектуальные личностные задачи;                                                                

- появление у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к народной культуре, приобщение к истории и традициям своего народа;        

И, лишь, умение у детей, выражать в речи собственный взгляд, общаться  на языке художника,  используя  в речи понятия, ритм узора, шаг, налеп, волна, оборка, вызвало затруднения у многих.

Получился и непредполагаемый  результат. Помощь родителей в организации мини музея привела к возможности создания элементов  костюмов. На готовые белоснежные фартуки, сшитые родителями, дети наносили дымковскую роспись и акриловыми краскам и   аппликативно. Нарядные фартуки очень пригодились детям для участия народном обрядовом празднике – колядках. 

Расписанный по мотивам дымки стул, оказавшийся в музее, навёл нас на идею, придумать подвижную игру « Кто быстрее соберёт узор и займёт стул». 

Спустя некоторое время возникла идея,  украсить масленицу в наряд по мотивам дымковского узора. Родители и дети постарались на славу и наша масленица была представлена  в городском конкурсе.  

Так получилось, что в создании культурно-художественной среды дети сами принимали активное участие. На развитие художественного восприятия сработала совместная творческая и познавательная деятельность, которая сменялась дидактическими играми: «Подбери узор к игрушке», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».

Атрибуты для народных подвижных  игр и сами игры объединяли детей,  снимали напряжение у застенчивых, закрытых детей. Многие игры сопровождались звучанием народных инструментов. Всё это тоже среда, обстановка, которая помогала более глубже и детально погрузиться в народное, самобытное, понятное для всех народное творчество.

- Рассматривание альбомов, сопровождалось  чтением и заучиванием стихов и рассказов о дымке:Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».

- Используемые народные подвижные игры:

«Утка – Гусь», «Игра с платочком», «Жил был козлик»», «Игра с петушком», «Золотые ворота», «Капканы», «Углы».

- Используемая литература:

Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Детство- Пресс, 2016.

КирееваЛГ. Организация предметно развивающей среды: из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации

Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...

Культурно - образовательная среда региона Поволжье как средство социально – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваются возможности использования образовательной среды родного региона для формирования у детей 5-7 лет социально - нравственных ценностей....

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Краеведение. Культурно – образовательная среда в ДОУ

  В дошкольных учреждениях все чаще звучит слово краеведение.Что такое краеведение?Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории ...

Культурная образовательная среда для детей дошкольного возраста, как средство саморазвития и накопление собственного художественного опыта.

Всё удивительное рядом, а гениальное просто, хотели мы показать детям, когда затевали тему народного декоративного творчества....

Воспитание КГН ( культурно гигиенические навыки) у дошколят

В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жиз...

Воспитание чувства любви к Родине через погружение в культурно-историческую среду.

Воспитание у дошкольников любви к Родине является одной из самых важных задач дошкольного учреждения. Этот процесс должен быть направлен на формирование патриотических чувств и воспитания...