Выступление на педсовете. Роль экологических сказок в речевом развитии дошкольников
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пискарева Светлана Александровна

 «Зачем живем?» и «Что оставим после?»

Пустыню, радиацию, разгром,

Седую Землю, клены, ивы сосны.

И это, если сами не умрем…

Измучена и выжжена природа:

Вулканы, горы лишь вокруг меня.

Становится ведь хуже год от года.

Любимая, но бедная Земля!..

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Роль экологических сказок в речевом развитии дошкольников

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии неуважительным и губительным отношением ко всему живому. Большое количество техники гаджетов, компьютерных технологий приходят  к тому, что дети  меньше общаться с взрослыми и сверстниками, меньше взаимодействуют с окружающим миром, с миром природы.

Дошкольный возраст – возраст сказок.

Сухомлинский  писал: «Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах».

Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей. Чтение сказок о животных, о растениях, о временах года  очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают. Исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Экологические сказки от других сказок отличаются, прежде всего, тем, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Через знакомство с героями экологических сказок ребенок упражняется в решении многих интеллектуальных задач: учится рассуждать, мыслить логически и обосновывать свои действия, тем самым развивая свою речь. Экологическая сказка позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей правильному видению природы.  Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и могут инсценировать некоторые из них.  Сказочные образы долго живут в сознание детей. 

В образной словесной форме они показывают детям сущность явлений, подготавливают научное миропонимание, учат   любить и охранять окружающую природу.

Содержание сказки выступает в качестве различных проблемных ситуаций, заданий, для решения которых необходимо подумать и предложить пути выхода.

Приключения героев связаны с познанием реальных явлений окружающего мира. Важно вызвать интерес и искреннее желание помочь героям выйти из проблемной ситуации.

Лучше, если сказку воспитатель будет не читать, а рассказывать, эмоционально, с выражением, тогда эмоциональный отклик позволит превратиться ребенку в активного, а не пассивного  слушателя.

Чтобы настроить детей на слушание сказки, можно использовать сюрпризные моменты: появление персонажей из сказки, волшебного сундучка, волшебные слова, книжки – самоделки и т.д.

Прежде чем рассказывать сказку, необходимо продумать мотив для организации взаимодействия детей и взрослых в совместном поиске решений.

Чему учат экологические сказки?

- познавать окружающий мир;

- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

- думать и рассуждать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, за сохранение ее богатства и красоты. 

Сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы, побуждают к эмоциональному высказыванию. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.

Выделяет следующие виды экологических сказок :

- сказки - «рассказки», характеризующиеся тем, что в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира, посредством встречи с которыми дошкольники узнают новое, интересное из жизни растений и животных; («Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное перышко»)

- сказки - «почемучки» помогают взрослым отвечать на многочисленные вопросы детей. В названии таких сказок содержится вопрос; («Путешествие капельки»)

- сказки - «катастрофы» повествуют о глобальном изменении климата, экологических проблемах всего человечества. («Сова» В. Бианки)

Какие варианты работы со сказкой:

Работа с экологической сказкой включает в себя следующие этапы:

- чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение.

- рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;

- драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя роль.

Ребята могут сами придумывать сказки, обсуждая проблему.

Можно использовать фрагменты сказок, где есть описания  растений и среды их обитания, животных и особенностей их жизни. Например, В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).

Использование сказок для организации игр - многие сказки могут стать основой игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». В этой сказке, в художественной форме объясняются взаимосвязи в природе. После чтения сказки и обсуждения ее с детьми раздаются картинки с изображением персонажей (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и предлагается построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке). Каждый участник цепочки должен объяснить, почему он находиться именно в данном месте, как связан со своими соседями. Можно внести в игру элемент соревнования, поделив группу детей и устроив соревнование.

Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия. 

Можно зачитывать сказку перед продуктивной деятельностью: слушать описание того, что хотим изобразить, использовать иллюстрации из сказки.

Примеры экологических сказок: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Корноушка» Э. Сетон-Томпсона; «Русачёк», «Подземный путешественник» Н. Романовой , «Как ходят деревья» Л. Толстого,  Н. Павлова «Зимняя пирушка», Л. Толстой «На что нужны мыши», «Серая звездочка» Б. Заходера . Жила – была Река”, “Как люди речку обидели”, “История одного пруда”, “Ходит капелька по кругу”, “Вот труба, над нею – дым”, «Приключение улитки Ули», «Лилипут – Озорник» , сказка «Ёлкино платье» Э. Шима.

Итог. На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Тексты экологических сказок расширяют словарный запас, помогают правильно оформлять диалоги, влияют на развитие связной речи

 «Зачем живем?» и «Что оставим после?»

Пустыню, радиацию, разгром,

Седую Землю, клены, ивы сосны.

И это, если сами не умрем…

Измучена и выжжена природа:

Вулканы, горы лишь вокруг меня.

Становится ведь хуже год от года.

Любимая, но бедная Земля!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологических игр в речевом развитии дошкольников

В общественной среде у ребёнка развиваются определённые виды деятельности, которые определяют его взаимоотношения с окружающими людьми и формируют его личность. Таким видом деятельности в до...

выступление на педсовете «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»

применение театрализованной деятельности в детском саду для речевого развития дошкольников...

презентация к выступлению на педсовете «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»

повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду...

Выступление на методическом часе "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников"

Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников...

Выступление на педсовете «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников».

Выступление на педсовете «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников»....

Выступление на педсовете «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников».

Выступление на педсовете «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников»....