выступление на педсовете «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи

Наталья Михайловна Пупкова

применение театрализованной деятельности в детском саду для речевого развития дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

 «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью,

говорит то что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

 фантазировать, сочинять,

придумывать — вот,

что необходимо ребёнку»

                                                                                                                              Джанни Родари

 

Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду для речевого развития дошкольников, эмоциональной выразительности образа.

Задачи:

  1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  2. Создать условия для практического освоения некоторых игр, упражнений, направленных на развитие образной красивой речи и передачи выразительности игрового образа.
  1. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.

             

         Для успешного развития речи ребёнка необходимо комплексное воздействие всех компонентов, влияющих положительно на её качественную и содержательную сторону.  Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Театр – это художественно-творческий процесс, участники которого осваивают доступные средства сценического искусства в зависимости от выбранной ими роли (актёра, художника-оформителя, режиссёра, зрителя). Раскрывая образ героя сценической постановки, ребёнок обогащает словарный запас, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, активизирует работу артикуляционного аппарата. Одновременно с формированием диалогической и монологической, эмоционально насыщенной речи с правильно построенными фразами как грамматически, так и фонетически, у детей формируется мышление и воображение, способность составлять простейшие по содержанию рассказы. В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованного искусства.

         

          Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

         

          К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацию, мимику.

          Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

         

          Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми приемами работы по театрализованной деятельности, которые способствуют развитию речи детей.

          Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

  1. Использование речевых упражнений.
  2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.
  3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.
  4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре.

          Предлагаю вам вместе со мной выполнить следующие упражнения:

          Речевые игры на голосовые характеристики:

  1. «Винни Пух и Пятачок»: вспомним мультфильм про Винни Пуха, когда они вместе с Пятачком пришли в гости к кролику и там наелись.

Пятачок вошёл и вышел – а-а-а- (звук одинаково лёгкий);

Винни Пух – вошёл, наелся, еле-еле вышел – звучит по-разному – легко и тяжело – «а-а-а»;

  1. «Заблудились в лесу» - зовём легко – «Ау, Маша, Катя!»…

          Игры на воспроизведение черт характера:

     «Старичок»

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

 Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

 Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

 А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

 Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!  

           

             Игра «Превращение предмета»:

Цель – развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Предмет кладётся на стул в центре круга или передаётся по кругу от одного ребёнка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка – ключ, отвёртка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щётка, кисточка для рисования и т.д.;

б) маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, колобок, ёжик и т.д.

        Упражнения для губ, мимической подвижности, произношения звуков, пальчиковые движения:

Цель – разрабатывать мимическую подвижность лица, разогреватьмышцы дыхательного аппарата, работать над произношением  шипящих и свистящих звуков, разрабатывать мелкую моторику кисти рук.

Лучик солнечный проснулся,

Мне в окошко улыбнулся

Широко, светло и ярко, -

В мире лучше нет подарка!

Улыбку солнца повторите

И друг другу подарите! (улыбка с закрытым ртом)

Вдруг тут тучка объявилась

И на лучик рассердилась.

Брови сдвинула, молчит,

Улыбаться не велит! (нахмуриться)

Щёки надула и глядит так хмуро.(надуть щёки)

Вскоре ветер объявился,

Очень ветер удивился. (удивление – поднять брови вверх)

Тихо-тихо засвистел,(тихий свист – «сссс…)

А затем не утерпел

С каждым разом громче свист!(с постепенным усилением свиста ветра)

Тучка наша, словно лист,

Улетела к облакам

И всплакнула тихо там (тихое «кап-кап»)

Лучик слёзы просушил,

Тучку с ветром помирил.

С тучкой ветер заплясал,

На лугу цветок помял.

Тут деревья зашумели,

О беде цветка пропели! (-шшшшш)

Лучик солнца встрепенулся

И цветочку улыбнулся,(улыбка с закрытым ртом)

Лепестки поцеловал (вытянуть губы и причмокнуть)

И бутончик приподнял.

Наш цветок ожил, ребята,

Показать бутончик надо.(строят бутон цветка из ладошек)

Лучик он благодарил,

Лепестками шевелил.(игра пальцами)

Стал бутончик открывать,(медленно)

Пчёлки начали жужжать! (жжжж)

И комар не утерпел,

Звонко-звонко зазвенел. (ззззз)

Аромат цветка силён,

Бабочек к себе привлёк.(из ладошек построить крылья бабочек)

Крыльями махали,

Над цветком порхали.

Тут и вечер наступил,

Лепестки цветок закрыл.(строят бутон цветка из ладошек)

Лучик наш растаял вмиг,

Ветер, наш шалун, затих.

Тучка капли пролила, (кап, кап, кап)

Цветочка корни полила.(построить корни из ладошек)

Чтоб не вяли лепестки,

Должны пить воду корешки.(движение пальцев-корешков)

       Игра «Веселые стихи»:

Цель– тренировать чёткое произношение согласных на конце слов.Подводить к умению подбирать рифму к словам.

«Летний день»

Ут-ут-ут-ут – на лугу цветы цветут (растут; дети хоровод ведут; в норке зайчики живут; дожди летние прольют) и т. д.

Ят-ят-ят-ят – злобно комары звенят; листочки на ветру шуршат; птицы высоко летят; на ветках ягодки висят; грустят и. т. д.

Ит-ит-ит-ит – ёжик под кустом сидит; ушами заяц шевелит; травка на лугу блестит.

Ёт-ёт-ёт-ёт – соловей в лесу поёт; белка семечки грызёт.

         

          Игра-драмматизация:

Цель: В процессе игры-драматизации передать содержание стихотворения.

Я прочитаю стих Т. Волгиной «Два друга», а вы будете выполнять движения по тексту.

Пришли два юных друга

На речку загорать.

Один решил купаться –

Стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке  

И смотрит на волну,

И плавать опасается:

«А вдруг я утону?!».

Пошли зимой два друга

Кататься на коньках.

Один стрелою мчится —

Румянец на щеках!

Другой стоит растерянный

У друга на виду.

«Тут место очень скользкое,

А вдруг я упаду?!».

Гроза дружков застала

Однажды на лугу.

Один пробежку сделал –

Согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком,

И вот дела плохи:

Лежит под одеялами-

«Кха-кха!..

Апп-чхи!!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

презентация к выступлению на педсовете «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»

повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду...

«Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника» Консультация для воспитателей

Для успешного развития речи ребёнка необходимо комплексное воздействие всех компонентов, влияющих положительно на её качественную и содержательную сторону.  Одним из таких средств является театра...

Статья для родителей и воспитателей "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников 1.10.2021 г

Статья "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников"...

Выступление на педсовете. Роль экологических сказок в речевом развитии дошкольников

laquo;Зачем живем?» и «Что оставим после?»Пустыню, радиацию, разгром,Седую Землю, клены, ивы сосны.И это, если сами не умрем…Измучена и выжжена природа:Вулканы, горы ли...

Консультация для воспитателей " Влияние театрализованной игры на речевое развитие дошкольника"

Театрализованная игра является благоприятной средой для  творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей....