Проект для детей 4-5 лет " В мире сюжетно-ролевой игры "Поварята""
проект по окружающему миру (средняя группа)

Карачева Наталья Владимировна

Творческо-познавательный краткосрочный проект разработан с целью развития у  дошкольников социально-коммуникативных навыков и расширения представлений о профессии повара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78» Энгельсского муниципального района Саратовской области

        

Проект

 для детей 4-5 лет

«В мире сюжетно-ролевой игры «Поварята»» 

                     Подготовили:  воспитатели  Карачева Н.В.

                                                         Никитина Т.Г.

                                               

                         

           

                             

                                       2023 г.

Паспорт проекта

Тип проекта: взросло-детский, познавательно-игровой

Продолжительность проекта: 3 недели (15.02.2023-09.03.2023 гг.)

Участники проекта: дети средней группы №7, родители, воспитатели группы.

Актуальность проекта

Дети 4-5 лет находятся в активном процессе познания окружающего мира. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, что является одной из главных задач рабочей программы воспитания  в контексте социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

У воспитанников группы наблюдаются проблемы в установлении дружеских взаимоотношений друг с другом, а так же другие пробелы социально-коммуникативного характера. Также у детей не достаточно сформированы представления о профессии повара.

Актуальность работы заключается в  ранней профессиональной ориентации  дошкольников, так как в процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего ознакомления с различными профессиями. Кроме того сюжетно-ролевая игра является средством развития коммуникативных навыков общения, и играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и их морально-нравственных качеств.

Гипотеза:

       Через  сюжетно-ролевую игру  «Поварята» ребёнок дошкольного возраста получит необходимые представления о профессии повара.

У детей появится возможность сыграть роль повара, наглядно увидеть, уточнить орудийные действия в процессе  приготовления пищи, расширение представлений о названии и способах использования кухонной утвари. Самостоятельное использование предметов-заместителей и готовых атрибутов

поможет развить детскую инициативу, самостоятельность, активность. Кроме того,  игра поспособствует активизации взаимоотношений в детском коллективе.

Цель проекта: Формирование представлений о профессии повара; воспитание уважения к труду; развитие детской инициативы, коммуникабельности, доброжелательности.

Задачи проекта:

     

  • Познакомить детей с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.
  • Показать значимость труда повара для окружающих, воспитывать уважение к данной профессии.
  • Поддерживать детскую инициативу в использовании игровых атрибутов, предметов заместителей: орудийные игрушки, муляжи продуктов питания, строительный материал, мозаика, кусочки ткани, наволочки, накидки, карандаши и пр.).
  • Расширять представления о правильном питании.
  • Развивать творческие и коммуникативные способности детей.
  • Привлечь родителей к реализации проекта с целью укрепления детско-родительских отношений и активизации участия в образовательном процессе.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

  • Беседы с детьми
  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение познавательной и художественной литературы
  • Продуктивная деятельность
  • Дидактические игры
  • Рассматривание альбомов, предметов заместителей, посуды, одежды повара
  • Экскурсия на кухню
  • Самостоятельная творческая деятельность
  • Обогащение предметно-пространственной среды
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Изготовление поварской книги

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность детей

Деятельность педагога

Деятельность родителей

I.Подгото-

вительный

1. Рассматривая альбом «Рецепты» и в процессе игры «Кому что?», дети задают вопросы «Что нужно повару? Как он готовит пищу?»

2.  Дети ощущают затруднение в конкретизации орудийных действий в процессе приготовления пищи и т.д. 3.Принятие задачи. Участие в обсуждении проекта.

1.Создание мотивации на проектную деятельность.

Создание  затруднения для детей «Что нужно повару? Как он готовит пищу? » в процессе дидактической игры «Кому что?» и рассматривания  альбома «Рецепты».

2. Составление перспективного плана по реализации проекта.

3. Подбор художественной и познавательной литературы, иллюстраций, загадок, игр по теме проекта.

4.Ознакомление родителей с планом работы над проектом.

1. Изучение материалов папок-передвижек, консультаций для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии ребёнка», «Ранняя профориентация ребёнка-дошкольника».

II. Основной

3. Рассматривание альбомов «Посуда»,  «Продукты питания», «Меню», «Рецепты», муляжей продуктов питания.

4.Дидактические игры «Полезная и вредная еда», «Какая еда вредит зубам», «Что нужно повару?», «Разрезные картинки».

5. Участие в беседах «Повар», «Что умеет повар», «Как приготовить суп?».

6. Экскурсия на кухню детского сада.

7.Изготовление мороженого и  кондитерских изделий из снега на прогулке.

8. Пальчиковые игры: «Повар», «Пельмешки»,

«Мы варили суп-суп…». Разгадывание загадок.

9. Подвижные игры  «Повар и котята», «Поварёнок и пирожок».

10.Раскрашивание «Повар на кухне», «Посуда», «Продукты питания».

11.Сюжетно-ролевая игра «Поварята»

1. Беседы  «Повар», «Что умеет повар», «Как приготовить суп».

2. Подготовка атрибутов к игре: муляжи продуктов питания из фетра, вискозы.

3. Организация экскурсии на кухню детского сада.

4. Проведение подвижных игр «Повар и котята», «Поварёнок и пирожок».

5.Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино горе». 

загадки о предметах  посуды, кухонной утвари, профессии повара.  

6. Изготовление дидактических игр.

7. Организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Поварята».

 

1. Чтение детям рекомендованной литературы.

2. Помощь в создании предметно-развивающей

среды.

3.Совместное с детьми приготовление простых блюд и сервировка стола.

 

III.Заключи-

тельный

1. Участие в изготовлении поварской книги.

2. Совместное обсуждение результатов проекта.

1. Изготовление поварской книги.

2. Презентация проекта.

1.Приготовление любимых семейных блюд с детьми и создание оригинальных рецептов для поварской книги.

                               

                           

                           Результаты проекта

  • дети получили знания о профессии повара, наглядно увидели, орудийные действия в процессе  приготовления пищи, расширили представления о названии и способах использования кухонной утвари;
  • у детей сформировался интерес и уважение к данной профессии;
  • проект способствовал обогащению словарного запаса;
  • дети получили представления о правильном питании;
  • проект способствовал сплочению детско-родительских отношений, активизации родителей в образовательном процессе;
  • обогащена предметно-развивающая среда группы: муляжи продуктов питания из фетра, альбомы и дидактические игры, сделанные вручную, колпаки и фартуки для поварят, детская посуда, поварская книга, меню.

Схема реализации проекта

Разделы программы

Виды детско-взрослой деятельности

Познавательное развитие

Экскурсия «Кухня»

Цели и задачи: Формировать представление детей о назначении кухни в детском саду. Продолжать знакомить с профессией повара; развивать познавательную активность; воспитывать уважение к труду взрослых; вызвать желание видеть необходимость результатов своего труда.

Рассматривание альбомов «Меню», «Продукты питания», «Рецепты», «Профессии», муляжей продуктов.

Цель: расширять представления детей о профессии повара. Дать наглядное представление о продуктах питания: цвет, форма, размер, способы приготовления. Развивать образное мышление, кругозор.

Беседы «Повар», «Что умеет повар», «Как приготовить суп».

Цели и задачи: расширять представления о труде повара, об особенностях приготовления пищи, о значимости профессии; активизировать диалогическую речь, словарь; способствовать развитию познавательных способностей детей.

Дидактические игры «Полезная и вредная еда», «Какая еда вредит зубам», «Разрезные картинки».

Цели и задачи: создать условия для знакомства с продуктами питания путем рассматривания картинок и классификации на полезные и вредные. Формировать представления о правильном питании. Обогащать словарный запас по теме.

Приготовление любимых семейных блюд. Создание поварской книги.

Цели и задачи: научить элементарным умениям и навыкам приготовления простых блюд, умениям правильно пользоваться посудой. Расширять знания о названиях блюд и рецептурных ингредиентах.

Речевое развитие

Пальчиковые игры: «Повар», «Пельмешки»,

«Мы варили суп-суп…».

Цели и задачи: обогащение и совершенствование речи путём проговаривания строчек и совершения определённых движений пальцами и кистями рук. Способствовать развитию мелкой моторики.

Разгадывание загадок.

Цели и задачи: расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами кухни, продуктов питания, посуды; развивать речь детей, мышление, память, творческую активность; развивать умение проявлять смекалку.

 Рассказывание «Повар», «Что умеет повар?»

Цель и задачи: создать условия для составления небольшого связного рассказа с опорой на иллюстрации. Развивать навыки планирования рассказа, диалогическую речь; продолжать активизировать слуховое восприятие при составлении грамматически правильных предложений.

Социально-

коммуникативное

развитие

1. Дидактические игры:

«Полезная и вредная еда» (лото)

Цель и задачи: формирование знаний детей о полезных и вредных продуктах. Познакомить детей с правилами правильного питания. Научить классифицировать продукты питания. Обогащать словарь детей названиями продуктов питания.

«Какая еда вредит зубам?»

Цель и задачи: закреплять представление детей о том, что существуют полезные и вредные продукты для зубов, сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

« Что нужно повару?»

Цель и задачи: формирование у ребенка элементарных представлений и знаний о профессии повара, о его трудовых действиях; развивать у детей умение отличать продукты друг от друга; создать условия для ознакомления с орудиями труда повара; дать первоначальные знания в области кулинарии. Воспитание у детей уважения к профессии повара.

Сюжетно-ролевая игра «Поварята»

Цель и задачи: Создать условия для возникновения сюжета «Мы - повара», носящий бытовой характер. Создать условия для названия роли (повар, помощник повара, посудомойка). Способствовать обеспечение игрового действия реальному, устойчивость замысла поддерживать игровой ролью и развитием бытовых отношений. Инициировать необходимость договариваться друг с другом в игре (повар определяет меню, готовит продукты, помощник повара готовит блюда, посудомойка моет посуду). Поддерживать детскую инициативу в использовании игровых атрибутов, предметов-заместителей, орудийные игрушки, строительный материал. Приветствовать возникшие отдельные фразы и реплики, направленные на игрушку или партнёра.

Художественно-

эстетическое развитие

Продуктивная деятельность:

- раскрашивание «Повар на кухне», «Посуда», «Продукты питания»;

- конструирование: разрезные картинки по теме.

- Изготовление мороженого и кондитерских изделий из снега на прогулке.

Цели и задачи: дать представления о творческом виде деятельности-лепке из снега; развивать творческие способности, фантазию и индивидуальность при выборе средств и цветового решения в процессе раскрашивания. Развивать мелкую моторику рук, мышление, образное восприятие, умение составлять целое из частей.

Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино горе».

Цели и задачи: учить детей внимательно слушать произведения, высказываться о прочитанном.  Расширять представления детей о различных профессиях, о необходимости и важности каждой из них. А так же закрепить знания о предметах посуды и кухонной утвари, и понимание о бережном аккуратном отношении ним. Развивать умения высказывать свою точку зрения.

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Повар и котята»

Игровые задачи: развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, развивать слух, координацию движений, ловкость, внимание, смелость, умение соблюдать правила игры.

«Поварёнок и пирожок»

Игровые задачи: формировать умение согласовывать слова с движениями, развивать внимание, ловкость, учить детей быстро бегать наперегонки в противоположные стороны круга по сигналу.

Методическое обеспечение

1.Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей/ О.А.Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В, Соловьева.М.: Просвещение, 2011.

2.Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко Н.А. Короткова.М. 2000

3.Психология игры. Эльконин Д.Б.-М.:Педагогика,1978

4.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. -М. :Педагогика, 1987

5.Как играть с ребенком/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А .-М.: Педагогика, 1990

6.Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А..- М.:Онега,1994

           

           

           

            Приложение к проекту

(беседы, экскурсия на кухню, дидактические    игры, подвижные игры, конспект сюжетно-ролевой игры, пальчиковые игры)

Беседа на тему «Повар»

Цель

Расширять знания детей о данной профессии.

Материалы и оборудование.

         Кухонная посуда, столовые приборы, ручные орудия труда повара. Сюжетные картинки по данной теме. Кулинарная книга.

Ход занятия.

Ребята! Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вспомним, какие существуют профессии? (Ответы детей)

Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, строитель, продавец… Профессий очень много.

Он у плиты стоит, творит,

Как на крыльях он парит.

Все бурлит вокруг него,

Кухня – кузница его.

Верно! Повар и в самом деле, все умеет приготовить вкусно и аппетитно, может красиво оформить любое блюдо.

Как вы думаете, трудная это работа или легкая? Некоторые ребята могут подумать, что совсем нетрудная. Ведь каждый день они видят, как мама или бабушка (родители) готовят завтрак, обед, ужин. Варят супы, жарят, тушат овощи, мясо, рыбу. А некоторые даже готовят дома торты, пекут пироги. Но одно дело – приготовить вкусный обед на 3-4 человека, и совсем другое – на 100-200 человек!

Повара вкусно и сытно кормят людей в ресторанах, кафе, столовых, детских садах, школах, санаториях, лагерях.

Современный повар работает на специально оборудованной кухне. В ней есть и электропечи, и холодильные установки, и автоматы для приготовления теста, разнообразные смесители, автоматические ножи для чистки и резки овощей. Но есть у повара и ручные орудия труда – ножи, половники, сито, разделочные доски. А каши, супы, борщи варятся не в кастрюлях, а в огромных котлах!

Работа повара требует чистоты во всем. К приготовлению пищи повара приступают только в специальной чистой одежде – колпаке, фартуке. От питания зависит здоровье людей, поэтому чистота очень важна.

Повар также должен обладать отличной памятью! Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов.

Приготовление пищи – это целое искусство. В мире есть великие повара, которые изобретают новые и необычные блюда. Выпускается много кулинарных книг, в них печатаются разные рецепты приготовления блюд.

Игра «Отгадай и найди»

Я вам буду загадывать загадки, отгадки находятся на столе. По очереди будете подходить к столу, и находить отгадки. Всем все понятно?

Начинаем:

  1. Армии ложек и вилок полковник,

Длинною ручкой сияет… (половник)

 

  1. Суп в ней варит нам бабуля,

На огне стоит… (кастрюля)

 

  1. Котлеты с корочкой всегда

Поджарит нам … (сковорода)

 

  1. Чтоб учился на пятерки

Мне морковку трут на … (терке)

 

  1. Ждут стакан и подстаканник,

Закипит когда друг … (чайник)

 

  1. Чтоб в работе был хорош,

Наточили остро … (нож)

 

  1. Чтоб покушать всем нам дружно,

Что на стол поставить нужно?

Глубокую или мелкую

Для еды … (тарелку)

 

  1. Для питья он предназначен,

Хрупок, из стекла, прозрачен,

Можно сок в него налить,

С удовольствием попить    (стакан)

 

  1. Ей набили мясом рот,

И она его жует,

Жует и не глотает,

А только измельчает    (мясорубка)

 

Итог занятия.

Ну что же, ребята! Сегодня мы узнали, что приготовление пищи – это целое искусство. В мире есть великие повара, которые изобретают новые необычные блюда.      

Знают повара секреты

Приготовленья вкусных блюд.

Спасибо скажем им за это –

Быть поваром – нелегкий труд!

  Беседа-игра «Как приготовить суп?»

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, развивать воображение у детей, выяснить, знают ли дети название и назначение предметов кухонной посуды (на сковороде жарят). Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Готовить детей к рассказыванию, учить повторять за воспитателем фразы, договаривать незаконченные фразы при повторном рассказе воспитателя. Упражнять в умении правильно называть предметы. Воспитывать умение играть дружно, слушать рассказ воспитателя и детей.

Предварительная работа: беседа о вкусной и полезной пище, приготовила посуду, плиту, овощи.

Ход: на стол поставила плиту, на ней кастрюля, рядом на столе сковорода, нож, ложка, лежат овощи.

Воспитатель: Ребята. сегодня я вас научу варить из овощей вкусный суп, а вы внимательно слушайте и запоминайте, что за чем кладем в кастрюлю чтобы потом рассказать повару как мы готовили суп.

Посмотрите. Что стоит на плите?

Дети: кастрюля.

Воспитатель: в этой кастрюле вода, посмотрите (зачерпываю ложкой воду и выливаю обратно). Сначала нужно включить плиту. Плиту включили, вода в кастрюли скоро закипит, надо чистить картофель. Вот картофель, ребята, расскажите какой он формы, какого цвета?

Детей: круглый, коричневый.

Воспитатель: сейчас я очищу картофель, посмотрите, какой стал картофель?

Дети: чистый, белый, без кожуры.

Воспитатель: как вы думаете, бросим картофель в кастрюлю целиком или надо порезать?

Дети: надо порезать.

Воспитатель: нарезаю картофель кусочками и опускаю в кастрюлю (все свои действия педагог сопровождает словами). Теперь нужно приготовить капусту. Я ее очищу от листьев и нашинкую. Ребята, что мы делаем с капустой?

Дети: шинкуем.

Воспитатель: возьму морковь и тоже порежу. Теперь очищу лук, мелко порежу, затем выкладываю на сковороду и обжариваю на масле. Послушайте, как шипит масло на сковороде: ш-ш-ш. Давайте, вместе повторим как шипит масло.

Дети: ш-ш-ш.

Воспитатель: выкладываю лук в кастрюлю, помешиваю суп. Что нужно еще сделать, что бы суп был вкусный?

Дети: посолить.

Воспитатель: очень, жаль «не горит» наша плита, но сейчас мы пригласим повара и попросим сварить наш суп из овощей на настоящей плите.

Стук в дверь, входит повар.

Повар: здравствуйте, дети. Мне сказали, что вы приготовили суп из овощей?

Воспитатель: мы хотели приготовить суп, но наша плита не настоящая. Доварите наш суп на настоящей плите, пожалуйста.

Повар просит рассказать как мы готовили суп.

Воспитатель: послушайте, сначала расскажу я. Мы налили воды в кастрюлю и поставили на плиту. Почистили картофель и порезали его, опустили кусочки в кастрюлю, потом положили капусту и морковь. Лук поджарили на сковороде в масле и опустили в кастрюлю. Посолили суп, помешал и поставили суп варить. Вот как мы варили овощной суп. А сейчас вам ребята расскажут, как мы варили суп из овощей.

Воспитатель повторяет рассказ, дети договаривают фразы, затем предлагает некоторым детям рассказать рассказ самостоятельно.

Воспитатель: сегодня, мы научились варить овощной суп. Молодцы, ребята, мне понравилось как вы мне помогали варить суп

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда»

Цель: ознакомление детей с полезными и вредными продуктами питания, витаминами, их значением для здоровья человека.

Задачи: формировать представления о разнообразии продуктов, их пользе для здоровья человека и входящих в их состав витаминах; развивать внимание, зрительный и слуховой аппарат; воспитывать бережное отношению к своему здоровью.

Ход игры: детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Задача детей разложить картинки продуктов на полезные и вредные. В конце игры воспитатель вместе с детьми проверяет правильность разложения продуктов питания. Если ребенок допустил ошибку, то следует рассмотреть, по какой причине была допущена ошибка. Предупредить детей быть внимательными, потому как эта ошибка может навредить здоровью.

Дидактическая игра «Какая еда вредит зубам?»

Цель: закрепление представлений детей о том, что существуют полезные и вредные продукты для зубов, сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

два игровых поля: на одном игровом поле изображен здоровый улыбающийся зубик, на другом игровом поле изображен больной плачущий зубик; набор карточек на прищепках с изображением полезных и вредных для зубов продуктов.

Правила игры:

Перед ребенком лежит два игровых поля и карточки. Ребенок должен разложить карточки на игровые поля так: полезные продукты разложить на поле, где изображен здоровый улыбающийся зубик, а вредные продукты разложить на игровом поле, где изображен больной плачущий зубик. Дети должны объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Что нужно повару?»

Цель: Расширение представлений детей о труде взрослых


Задачи: 1. Формирование у ребенка элементарных представлений и знаний о профессии повара, о его трудовых действиях;

2. Формировать у детей умение отличать продукты друг от друга;

3. Ознакомление с орудиями труда повара;

4. Получение ребенком знаний в области кулинарии.
5. Воспитание у детей уважения к профессии повара;

Ход игры:
Вариант 1

Играть могут от одного до шести игроков. На столе лежат пустые кубики и картинки с изображением разных продуктов, инструмента повара и действий повара. Воспитатель прикрепляет на свободную грань кубика, картинку с изображение блюда. И объясняет ребятам что из оставшихся картинок им необходимо подобрать карточки с изображениями действий, продуктов и инструмента, которые понадобятся повару для приготовления этого блюда. Когда карточки прикреплены, ребенок должен составить свой рассказ, начиная со слов

«Повару нужно для приготовления (блюдо)… 

Например: «Повару нужно для приготовления блинчиков-набор продуктов для блинчиков (мука, яйца, молоко, масло) – маленькая сковорода – венчик – лопатка (чтоб переворачивать блинчики) – а чтоб их зажарить нужно наливать тесто в сковороду;

Вариант 2

Играть могут от одного до шести игроков. На столе лежат кубики и картинки с изображением разных продуктов, блюд, инструмента повара и действий повара. Воспитатель объясняет, что ребенку необходимо взять один кубик и прикрепить на него блюдо (которое готовит повар). Далее дети сами выбирают карточки с изображением продуктов, инструмента повара и действий повара и прикрепляют на свободные грани кубика. Далее ребенок должен рассказать для начала воспитателю (потом соседу), какие он выбрал карточки. Задача воспитателя (далее соседа), проверить правильно ли подобраны карточки.

Например ребенок выбрал блюдо: Блинчики-набор продуктов для блинчиков (мука, яйца, молоко, масло) – маленькая сковорода – венчик – лопатка (чтоб переворачивать блинчики) – наливать тесто в сковороду;

Оборудование и материалы:

Кубики пластиковые с липучкой- 6 шт;

Сюжетные картинки с липучками 36 шт.

Конспект "Экскурсия на кухню детского сада"

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Цели: Создать условия для ознакомления детей с кухней в детском саду, с кухонной утварью, электрическими приборами, их назначением и правилами эксплуатации.

Ход экскурсии

Дети приходят в комнату «У Царицы Кухни». Воспитатель надевает халат и превращается в Царицу Кухню.

Царица Кухня: Здравствуйте, ребята! Я – Царица Кухня, давно живу в этом кулинарном царстве-государстве. Уж очень я люблю порядок в своих владениях. Каждый предмет на кухне знает свое место. Каждый посетитель моей страны соблюдает чистоту и порядок и никогда не начинает в ней трудиться, пока как следует, не жалея мыла и воды, не вымоет руки.

Вы мыли сегодня руки?

Подданных в моем царстве видимо-невидимо. И вот однажды случился бунт: стали подданные спорить о том, кто из них важнее. Первыми возмутились столовые, десертные и чайные ложки, вилки, ножи, мелкие и глубокие тарелки, блюдца и салатницы, чашки и стаканы.

(воспитатель демонстрирует предметы на подносе, дети рассматривают и называют их)

Они стали позвякивать, причитая металлическими и стеклянными голосами: «Мы самые главные в этом царстве, без нас невозможно ни есть, ни пить».

Тут возмутилась кухонная посуда: загремели кастрюли, зашипела сковорода, задребезжали чайники, половники, ковши, заплясала шумовка…

(продемонстрировать предметы на подносе, объяснить их назначение)

- «Будет вам что есть и пить, если в нас ничего не приготовят, не сварят, не пожарят, не испекут. Так что на кухне мы важнее всех», - единодушно решила посуда.

Царица Кухня: Предлагаю ребята пройти в мое царство на кухню.

Дети проходят на кухню, где их встречает повар, здороваются.

Царица Кухня: Сейчас мы на экскурсии на кухне. Какие правила поведения во время экскурсии вы знаете?

Нас встречают наши уважаемые повара. Предлагаю познакомиться с ними.

Повара представляются по имени отчеству.

Сегодня работает повар И.О…

Царица Кухня: Какая кухня? (большая, просторная, светлая, чистая). Как вы думаете, почему такая большая кухня? (очень много детей в детском саду, надо приготовить много еды).

Повар предлагает детям рассмотреть предметы, которые находятся в кухне: Ребята, посмотрите вокруг и назовите предметы, которые вы видите.

Дети называют то, что они увидели (посуду: большие кастрюли, дуршлаг, половник, ковш и т. д.).

Царица Кухня: Как можно назвать все эти предметы одним словом? (кухонная посуда).

Царица Кухня: как вы думаете, из чего сделана посуда на кухне? (посуда сделана из металла).

Царица Кухня: Хотите узнать, что произошло дальше в моем царстве? Слушайте: «Вот еще! – закричали электроприборы. Нас ученые специально придумали, чтобы мы были первыми помощниками у царицы Кухни. Ей без нас никак не обойтись. Мы и моем, и режем, и варим, и остужаем, поэтому мы – самые главные в царстве».

Дети называют известные им кухонные электрические приборы (чайник, мясорубку, кофемолку, комбайн, миксер и т. д.).

Царица Кухня: Хочу ещё раз напомнить, что кухня - это место повышенной опасности, ведь в кухне находятся горячие плиты, острые предметы, горячая еда. Поэтому, очень прошу вас, быть осторожными.

Повар показывает имеющиеся в кухне электрические приборы, рассказывает о их назначении и безопасном использовании:

Электроприборы не шутка,

Не игрушка и не прибаутка.

С ними не играют,

Они на кухне нам помогают.

Ведется диалог о ножах и разделочных досках.

Повар: Продукты для приготовления пищи мы хорошо обрабатываем: моем, кипятим, варим, жарим. Угадайте, как надо обрабатывать разные продукты? Я думаю, вы тоже знаете.

Молоко - надо? (кипятить)

Мясо- надо? (варить, тушить, жарить)

Яйцо – надо? (варить, жарить, запекать)

Рыба- надо? (жарить, отварить, запечь с овощами)

Фрукты и овощи - надо? (мыть перед едой кипяченой водой)

Повар: Овощи и фрукты лучше употреблять в сыром виде. Почему? (в них больше витаминов, полезных для здоровья).

Повар: Мясо и рыба более полезны для здоровья человека в отварном и запеченном виде, поэтому у нас есть большой духовой шкаф.

(Дети рассматривают его)

Повар: Для быстрого приготовления пищи мы используем электрические приборы. Какие?

Царица Кухня обращает внимание детей на духовой шкаф и варочную поверхность. Акцентирует внимание на размерах плиты и духового шкафа, шкафа для хлеба и т. д.

Царица Кухня: Зашуршали развешанные на стене полотенца, рукавичка, прихватки, салфетки в салфетнице: «Можно подумать, что без нас вы обойдетесь. Попробуйте горячий противень взять без прихватки. Что будет? (можно обжечься). Или мокрыми руками за электрический прибор схватиться. Что тогда случится? (ударит током). Вот то-то же. Мы –главные!»

Повар: Чтоб не случилась с тобой беда,

У прибора проверь провода,

Надежно его на столе укрепи,

Сухими руками за вилку бери.

Повар: посмотрите, что мы видим здесь? (показывает на варежки – прихваты).

Повар: Как вы думаете, для чего нужны варежки – прихваты? (варежки – прихваты нужны для того, чтобы пользоваться ими при контакте с горячей посудой).

Царица Кухня: Долго шумели подданные в моем царстве. Кто же из них главнее? Помогите решить этот спор. (дети высказывают свое мнение).

Царица Кухня: Мои подданные не понимают, на кухне важны все, но самый главный тот, кто включит плиту и нальет в чайник воду. А вы, ребята, догадались, кто это? Да, это –человек. Без человека посуда ничего не может.

Царица Кухня: напоминает детям о луке, выращенном в группе, и предлагает передать его повару для того чтобы он добавил лук в суп.

Повар: Нелегкая работа сотрудников кухни. Надеемся, что теперь вы каждый день будете съедать пищу, приготовленную нами.

Царица Кухня: Наша экскурсия заканчивается. Поблагодарите поваров и возвращаемся в группу.

Дети благодарят поваров за гостеприимство.

Рефлексия. В группе воспитатель спрашивает: Ребята, куда мы с вами сегодня ходили? Что там увидели? Понравилась ли вам экскурсия? Что нового узнали, побывав на кухне?

Предлагаю игру: «Что лишнее?»

1. Кастрюля, сковородка, половник, ложка, прищепка, дуршлаг, ковш.

2. Повар, медсестра, воспитатель, прачка, космонавт, музыкальный работник, няня.

3. Градусник, фонендоскоп, бинт, зелёнка, коляска, вата, шприц.

4. Мяч, сумочка, колясочка, кукла, бигуди, мозаика, кубики.

5. Платье, сарафан, брюки, юбка, матрац, шорты, куртка.

 Сюжетно-ролевая игра «Мы - повара»

 Игровые задачи:

  1. Создать условия для возникновения сюжета «Мы - повара», носящий бытовой характер.
  2. Создать условия для названия роли (повар, помощник повара, посудомойка).
  3. Способствовать обеспечение игрового действия реальному, устойчивость замысла поддерживать игровой ролью и развитием бытовых отношений. Инициировать необходимость договариваться друг с другом в игре (повар определяет меню, готовит продукты, помощник повара готовит блюда, посудомойщик моет посуду).
  4. Способствовать, чтобы правила игры регулировали последовательность действий: регулировали возникшие противоречия, связанные с данным действием.
  5. Поддерживать детскую инициативу в использовании игровых атрибутов, предметов-заместителей, орудийные игрушки, строительный материал.
  6. Инициировать возникшие отдельные фразы и реплики, направленные на игрушку или партнёра.

Атрибуты к игре: Картонные ножи, разделочные доски, рецепты. Подбор предметов-заместителей- пластилин или солёное тесто.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами побольше познакомимся с профессией, а с какой вы узнаете- отгадав мою загадку.

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Дети - Повар)

Воспитатель: ну конечно это повар. А кто такой повар, давайте послушаем ребят, они выучили стихотворения о профессии повар.

1. Ребенок.

Кто в столовой самый нужный?

Кто готовит сотни блюд?

Все ответят сразу дружно:

Его поваром зовут.

2. Ребенок.

Повара уж очень ловко

Чистят ножиком морковку,

Сыр на крупной терке трут:

Взад-вперед, то там, то тут.

3. Ребенок.

Суп мешают поварешкой

И толкушкой мнут картошку

Режут ножиком укроп

Вжик-вжик-вжик и в миску оп!

5. Ребенок.

Жарит, парит и печёт –

Вот пирог, вот каша.

И за то ему почёт,

Благодарность наша!

Воспитатель: Молодцы ребята, а как вы думаете, готовить – это просто? (Ответы детей.)

Воспитатель: Согласна. На самом деле, готовить – это очень ответственное занятие! Чтобы хорошо готовить, повара долго учатся. И на первых порах не всегда всё у них получается хорошо, случаются и ошибки.

Воспитатель: А во что одет повар? В обычную одежду или в специальную?

Ребята: В специальную.

Воспитатель: Правильно, повар должен быть одет в специальную одежду: фартук и колпак. Колпак прикрывает волосы повара, чтобы они не попали в еду. Ведь это очень неприятно обнаружить в кушанье волосы.

Воспитатель: А как вы думаете, моет ли повар руки перед тем, как начать готовить?

Ребята: Моет.

Воспитатель: Конечно! Повар перед приготовлением пищи обязательно моет с мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем. Во время приготовления пищи повара тоже следят чистотой своих рук. Для этого на кухне всегда есть кран с холодной и горячей водой, лежит мыло, висит полотенце.

Воспитатель:

А для кого готовят повара? (Ответы детей: для людей, для гостей).

А вы знает, как гости должны вести себя вести за обеденным столом? (Ответы детей).

В гостях и дома за обедом.

Говорить нельзя с соседом,

Не нужно чавкать и сопеть,

А также головой вертеть.

Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами поиграем кто- то будет поварами, а кто-то гостями.

Распределение ролей:

Распределим роли при помощи специальных карточек, у кого на карточке буде нарисован колпачок повара, то будет поваром, а у кого пирожок, то будет гостем.

Воспитатель:

Вот мы с вами распределили роли, а перед тем, как начать играть, давайте с вами разомнемся:

Воспитатель 1: Сегодня я буду шеф- поваром. Шеф повар- это тот, кто руководит работой других поваров, делает им подсказки. А вы будите внимательно меня слушать.

Воспитатель 2: Ребята, я сегодня буду вашим стилистом, я помогу вам подобрать наряды, в которых вы отправитесь в гости. (дети начинают одевать наряды)

Ребята моют руки и проходят к столу.

Воспитатель: Ребята, а когда приходят гости, чем их обычно угощают?

Ребята: булочками, пирожками, печеньем, чаем.

Воспитатель: а давайте сегодня приготовим пирожки.

А для этого нам необходимы посуда и продукты, из чего мы с вами будем готовить.

Нам понадобится миска, в которой мы с вами будем замешивать тесто, венчик.

Продукты: мука, вода, соль.

Смешиваем все продукты.

Дети замешивают тесто.

Воспитатель: а пока наше тесто для пирожков настаивается, давайте поучимся, как мы с вами будем лепить пирожки.

Пальчиковая гимнастика «Печем пироги»

Тесто мнем, мнем, мнем - ребенок поочередно давит кулачками

воображаемое тесто

Тесто жмем, жмем, жмем – резко сжимать пальцы в кулаки и разжимать их,

сначала одновременно, потом поочередно.

Пироги мы испечем! – руками «лепим пироги», как бы перекладывая из

одной ладошки в другую.

Воспитатель: берите тесто и помогайте мне лепить пирожки. С чем бывают пирожки?

Дети: с картошкой, с капустой, с повидлом.

Берем тесто и формируем пирожки.

Дети берут тесто и формируют пирожки.

Когда каждый ребенок сформировал по одному пирожку, воспитатель задает Воспитатель: Пирожки будем класть на противень, как у мамы на кухне.

Воспитатель: а скажите в чем пекут пирожки?

Ребята: в духовке.

А где же у нас будет духовка? Включай побыстрей! Поставили пироги.

Воспитатель: ой кажется гости уже пришли.

Танец хоровод «Пирожки»

Воспитатель:

-Хорошо потанцевали. А как там наши пирожки?

Смотрит в духовку:

-Пирожки уже зарумянились, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо! Воспитатель берёт прихватку и достаёт «горячие» пирожки из духовки.

Воспитатель наклоняется над противнем и нюхает пирожки:

- Почувствуйте, как вкусно пахнут наши пирожки.

Дети нюхают пирожки.

Воспитатель: Пирожки пшеничные, пирожки отличные!

До чего же хороши, с пылу, с жару, из печи!

Поставим противень на стол остывать.

Давайте, попьем чаю с пирожками.

Дети сервируют стол посудой и приборами. Поварята готовят обед. В процессе игры воспитатель помогает детям ненавязчивыми советами.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось сегодня быть поварами? (Ответы детей.) А что вам больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей.) Благодарю вас, ребята. Вы все были внимательны, сообразительны и находчивы. Наблюдайте за тем, как готовят ваши мамы.

Подвижная игра «Повар и котята»

Цель, задачи игры: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Место проведения: Спортивный зал или спортивная площадка.

Подготовка: Большой обруч или шнур, предметы по количеству играющих.

Ход игры:

Воспитатель ударами в музыкальный инструмент (бубен) созывает детей, и предлагает поиграть в игру «Повар и котята».

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Повар и котята», мы с вами в неё уже играли, давайте повторим правила игры.

Правила: Круг – это кухня. Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

- Сейчас я загадаю вам загадку, кто её отгадает, тот будет выбирать водящего – повара.

- Сколько мы будем выбирать поваров? (ответ детей)

(сколько поваров решат выбрать дети, столько и выбираем)

Путём отгадывания загадки:

Малыш, пушиcтик, кpoхa, душка,

Разбойной занятый игрой -

Ты словно мягкая игрушка,

Нo нe игрушечный - живой!

Семьи уcaтой сын, ребёнок -

Весёлый лacкoвый. КОТЁНОК.

воспитать выбирает ребёнка, который должен по считалке выбрать водящего – повара. Выбранный ребёнок по считалке выбирает водящих – поваров и отдаёт им шапочки повара.

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы решили поиграть,

Но не знаем, как нам быть,

Не хотел никто водить!

На кого укажем мы:

Это верно будешь ты!

Выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

Но котята шустрые,

И сосиски вкусные,

Украдут у повара.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

После каждого кона игра воспитатель по сигналу музыкального инструмента – бубна меняет вид ходьбы или бега.

Варианты: Поваров может быть больше, тогда количество предметов увеличивается.

Игра проводится 2-3 раза в зависимости от того где она проходит (на улице или в спортивном зале) Если игра проводится на улице, то время проведения – 20 минут, если игра проводится в физкультурном зале, то время проведения -15 минут.

Двойным ударом музыкального инструмента – бубна воспитатель заканчивает игру.

- Молодцы котята, молодцы поварята. Сосисок наелись, поешьте конфеток. Воспитатель угощает детей конфетами.

Подвижная игра «Поварёнок и пирожок»

Цель: развивать ловкость, быстроту движений, совершенствовать умение

согласовывать движения со словами.

Оборудование: макет печки, колпак и фартук для поваренка, муляж пирожка, миска для теста.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается Поваренок. Он стоит в кругу и выполняет

движения (имитирует замес теста). Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки и произносят слова:

Повар наш муку носил,

Тесто густо замесил.

Испек пирожок,

Ты поймай меня, дружок!

После этих слов ребята разбегаются в разные стороны. Поваренок догоняет их, пойманному передает "пирожок".

2-ой вариант игры (для детей средней группы :

Педагог выбирает 2-х персонажей Поваренка и Пирожка. Они становятся

за кругом, спиной друг к другу. Остальные ребята, взявшись за руки,

идут по кругу и говорят слова:

Повар наш муку носил,

Тесто густо замесил.

Испек пирожок,

Ты поймай меня, дружок!

После этих слов Поваренок и Пирожок бегут в противоположные стороны.

Побеждает тот, кто быстрее прибежит на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »

Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Игровой мини- проект «Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направ...

Опыт работы "Ребенок в мире сюжетно - ролевой игры"

Опыт работы "Ребенок в мире сюжетно - ролевой игры".В среднем дошкольном возрасте актуальным становится развитие сюжетно-ролевой игры. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....