Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с миром природы Тема: «Птицы нашего края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дородных Людмила Владимировна

Конспект организованной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром "Птицы нашего края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89»

Конспект

организованной образовательной

деятельности в подготовительной к школе группе

по ознакомлению с миром природы

Тема: «Птицы нашего края»

Составил воспитатель

Дородных Л.В.

г.Дзержинск

                                             Нижегородской области

2022 год

Цель: Содействовать расширению  и систематизации представлений  детей о разнообразии мира пернатых.

Задачи:

 - способствовать расширению и закреплению знаний детей о птицах, особенностях их строения, внешнего вида, особенностей жизнидеятельности,

-продолжать  учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности;

- способствовать формированию  умения  выделять характерные особенности разных видов птиц.

-способствовать формированию умения  составлять паспорт для птицы;

-развивать познавательную активность, интерес.

Материал и оборудование : проектор, экран, презентация «Кормушки для птиц», картинки с изображением птиц, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, мягкий модуль—куб, цветные карандаши. Видеозапись речи орнитолога.

Методы и приемы:  сюрпризный момент, указания, поощрение, совместное выполнение работы, самостоятельное выполнение действий детьми,  совместные действия, обыгрывание, поощрение.

Дифференцированный подход:

1 подгруппа: выделять и называть  виды птиц самостоятельно;

2 подгруппа: выделять и называть виды птиц  с небольшой помощью взрослого;

Индивидуальная работа: 

- закреплять представления о  особенностях внешнего вида птиц у  с Карины Ф., Саши К.

Предварительная работа: 

-Наблюдение за птицами на участке.

-Беседа «Какие бывают птицы?»(перелетные, кочующие и зимующие птицы);

-Подвижная игра  «Совушка».

-Беседа «Кто такой орнитолог?»

 -Изготовление кормушек для птиц  и развешивание их на участке.

Ход  ООД:

Слова и действия воспитателя:

Мотивация (Сюрпризный момент): -Ребята, сегодня утром в наш детский сад почтальон принес письмо .Давайте рассмотрим его, на нем написано «Ребятам подготовительной группы», как вы думаете это нам?(ответы детей)

Воспитатель:-На нем написано, что оно из Орнилогического центра, давайте посмотрим что в  конверте лежит.

 Воспитатель  достает из конверта картинку и показывает детям картинку с изображением орнитолога за работой.

-А вы знаете, что существует такая  профессия  орнитолог. Как вы думаете, чем он занимается? (ответы детей)

Воспитатель:-Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами. И вот один из них прислал нам с вами письмо, давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Ребята двенадцатого ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день». Вы знаете, что это за праздник? Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)

 «В этот день, в разных уголках нашей страны ,готовятся к встрече «зимних гостей» — птиц, остающихся на зимовку, — синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства».

 Воспитатель:-Что кушают синички, а что для них может быть лакомством, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: -Конечно это несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса. Воспитатель продолжает читать письмо.

«А также люди  мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей.»

-Как вы думаете, из чего можно сделать кормушки для птиц? (ответы детей)

-Мы высылаем вам видеописьмо, посмотрите какие из чего же люди со своими детьми делают кормушки.(просмотр презентации)

Воспитатель: -Из каких материалов сделаны кормушки для птиц?Какие кормушки для птиц самые удобные и почему? (ответы детей.)       

-Повесили ли вы с родителями  кормушки? Где они висят?

-Какой корм насыпают в кормушки?

-Какие птицы прилетали к кормушкам?

-При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше?

-Вы наблюдали за тем, за птицами в уличных кормушках?

 -Трудно ли было вести наблюдения за птицами? Почему?
(ответы детей)

Воспитатель:-В письме написано, что орнитологи прислали нам видеописьмо, давайте его послушаем.

На экране видеообращение орнитолога к детям.

Орнитолог: -Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Я работаю  орнитологом. В нашей лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Педагоги, дети и родители начали готовить паспорта на птиц нашего края. Вот какой паспорт нам прислали дети из сибирского города Томска на кедровку. «Кедровка — это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из  которых вылупляются птенцы. Окрашена в темный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы.  На конце хвоста светлая полоска».     

Воспитатель:-Ребята, орнитолог  предлагает нам познакомиться с паспортом  на птицу «Кедровка».

Воспитатель демонстрирует его детям, обращает внимание на его содержание.

-Давайте  и мы с вами попробуем побыть орнитологами, хотите? Давайте  тоже оформим паспорта на птиц, обитающих в нашем краю.
На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности. Каждый ребенок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться)

Воспитатель:-Для этого нам нужно выполнить несколько заданий, готовы?

Задание 1. «Вид птицы».                

Ребенку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:

Ребенку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:

  1. (обозначения: зимующая птица—зима в городе;
  2. перелетная птица- пальма и летящие птички;        
  3. лесной пейзаж.

Задание: выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица —зимующая, перелетная или кочующая птички; кочующая—лесной пейзаж). Обвести картинку с правильным ответом.

Задание 2. «Чем питается птица».

Ребенку предлагаются 3 картинки:

  1. - конфеты;
  2. - насекомые;

3 - семена растений.

Задание: определить, чем питается птица. Обвести картинку с правильным ответом.

Задание 3. «Чем покрыто тело птицы».

Ребенку предлагаются 3 картинки:

  1. - перья;
  2. - чешуя;

3 - шерсть.

Задание: определить, чем покрыто тело птицы. Обвести картинку с правильным ответом.

Воспитатель:-Ребята, а вы помните игры в которых упоминаются птицы?

Предлагаю вам поиграть в одну из них.

Подвижная  игра «Совушка»

Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети —птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (на мягкий модуль —куб), а остальные дети «летают», имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Педагог произносит: «Ночь!» Играющие замирают на своих местах. Совушка «слетает» с дерева и медленно «облетает» ребят. Того, кто пошевельнется, совушка уводит к своему дереву. Педагог говорит: «День!», и совушка «забирается на дерево». Игра повторяется 3—4 раза. Роль совушки выполняют по очереди.
Задание 4. «Где птица откладывает яйца и выводит свое потомство?»

Ребенку предлагаются 3 картинки:
1-  гнездо;

 2 -  нора;
3- будка. 

Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят свое потомство. Обвести картинку с правильным ответом.

Задание 5. «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»

Ребенку предлагаются 12 цветных кругов: белый, черный, серый, коричневый, желтый, зеленый, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый. Задание: определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Обвести соответствующие круги.

Воспитатель:-Вот и готовы наши паспорта! Кто из орнитологов хочет рассказать про птицу, на которую сделал паспорт?

Дети рассказывают по очереди о своих паспортах. Если ребенок рассказал верно — на экране демонстрируется птица, звучит ее голос.

Рефлексия:        

- Вот какие мы сегодня молодцы! Давайте вспомним, что мы сегодня делали ?

Что нового вы узнали и чему новому научились?  Что вам понравилось делать?
О чем вы расскажите дома своим родителям?

-А теперь давайте соберем все вместе паспорта на птиц и поместим их в наш Центр природы.

Воспитатель вместе с детьми находит место в уголке природы для птичьих паспортов.

Литература:

1. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика-Синтез, 2017г 
2. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду(6-7 лет)

Подготовительная к школе  группа/ ФГОС (Мозаика-синтез),2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: «Пчелка Майя»

Конспект ООД по развитию грамматического строя и связной речи у детей с ОНР по лексической теме "Насекомые"....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: Звуки «Р» – «Р’»

Итоговое открытое занятие с детьми для родителей подводит итог проведенной коррекционной  работы. Дети в ходе игр и упражнений показывают полученные ими умения и знания.  ООД заканчивается д...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию зрительного восприятия на тему: "Моделирование картины "Дед Мазай и зайцы".

Дети с нарушением зрения задают вопросы педагогу, чтобы узнать, что изображено на картине. Опираясь на словесное описание составляют макет картины  "Дед Мазай и зайцы"из готовых фрагмен...