как можно надуть воздушный шарик?!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Мы в нашей «Радужной Академии увлекательных наук» решили с ребятами выяснить , как можно ещё надуть воздушный шарик? На первый взгляд звучит просто, но на самом деле все довольно интересно. Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта педагог объяснила почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом. Вот поэтому следующий этап нашего опыта звучал, как «Почему шарик надулся?». И получили объяснение: при добавлении пищевой соды в уксус столовый происходит химическая реакция: выделяется углекислый газ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыты_882.96 КБ

Предварительный просмотр:

КАК МОЖНО НАДУТЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК?

Мы в нашей «Радужной Академии увлекательных наук» решили с ребятами выяснить , как можно ещё надуть воздушный шарик? На первый взгляд звучит просто, но на самом деле все довольно интересно.

Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта педагог объяснила почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом. Вот поэтому следующий этап нашего опыта звучал, как «Почему шарик надулся?». И получили объяснение: при добавлении пищевой соды в уксус столовый происходит химическая реакция: выделяется углекислый газ. Углекислый газ покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик. Конечно, детишки надеялись, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен был взлететь, как если бы его надували гелием. Гелий легче воздуха и шарики, надутые им, взлетают. Но педагог объяснила, что углекислый газ тяжелее воздуха и шарик, надутый им, не взлетит. Несмотря ни на что, все мальчики и девочки все равно были очень удивлены и радовались такому эксперименту!

   

  

Дата публикации — 03.10.2021

Ход НОД

- Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов). Посмотрите, в этом зале много гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

- А теперь, мы все за руки возьмемся и поздороваемся друг с другом.

 (звучит мелодия)

Здравствуй небо! (поднять руки).

Здравствуй Земля (приседают).

Здравствуйте мои друзья (руки вперед).

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук).

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Нам здороваться не лень.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в лабораторию, где проводят опыты и эксперименты мои необычные друзья.  А кто они, вы быстро догадаетесь. Я вам подскажу. Итак, из них можно сделать цветы… они разноцветные… они могут летать, у них есть ниточка, они воздушные… (ответы детей).

Правильно, мои необычные друзья — воздушные шарики. Они уже ждут вас!

Лабораторию откроем, опыты мы проведем

Много нового узнаем и ни капли не устанем!

Итак, отправляемся в путь:

Чтобы не было нам скучно,

В гости к шарикам воздушным.

Мы отправимся сейчас.

В добрый час!

Дети под музыку идут по кругу, выполняя простые движения.

- Ребята, посмотрите, какая большая лаборатория! А вот и мои друзья – воздушные шарики! Знакомьтесь! Это Добрячок, он очень добрый, вежливый,  всем очень рад и всегда первый встречает посетителей лаборатории,  добрый день, Добрячок! (дети приветствуют словами).

- А это Знайка – он очень серьезный, изучает разные науки, он хочет узнать, сможете ли вы поприветствовать его без слов, только с помощью жестов? (дети приветствуют жестами). 

- А этот шарик Весельчак — младший брат Добряка и Знайки. Весельчак любит разные весёлые игры с шариками, добрый день Весельчак! (воспитатель с детьми приветствует словами и жестами).

- Добрячок, Знайка и Весельчак очень любят проводить опыты с воздушными шариками в своей лаборатории. И у каждого из них есть свой самый любимый опыт, который они предлагают для посетителей. А описание опытов лежит в конвертиках, которые они носят всегда с собой.

- Какой же опыт предлагает нам Добрячок? (воспитатель предлагает одному из детей достать содержимое  конверта, прикрепленного к шарику).

- Итак, это  опыт «Надуваем шарик» и мы должны пройти к столику с  кружком, который указан на карточке.  Посмотрите, ребята. (Дети находят стол с кружком такого же цвета, который достали из конверта - красный).

Опыт «Надуваем шарик».

- Добрячок любит дарить всем воздушные шарики, у него их очень много и надувает он их самыми различными способами.

-  Ребята, как можно надуть шарик?  (Ответы детей)

- Правильно, шарик можно надуть ртом, насосом, с помощью баллона с гелием, а Добрячок использует еще один необычный способ надувания шариков. (Проводим опыт надувания шарика с помощью пластиковой бутылки, водного раствора лимонной кислоты и соды).

- Шарик сам надулся! Как это произошло?

- Посмотрите  (воспитатель обращает внимание на другую бутылку с еще не надутым шариком), в бутылке на дне вода с разведенной в ней лимонной кислотой, а в шарике насыпана сода.  Воспитатель предлагает одному из детей перевернуть шарик и высыпать соду. Происходит реакция веществ – лимонной кислоты, разведенной в воде и соды, в результате которой выделился углекислый газ.  Этот газ и надул шарик.

- Добрячок предлагает вам взять шарики,  которые нужны будут для других опытов. (Воспитатель раздает шарики). 

- Ребята, давайте поблагодарим Добрячка за интересный опыт и посмотрим, какой опыт хочет показать нам  Знайка. (Воспитатель   предлагает одному из детей достать содержимое конверта, называет опыт и приглашает пройти всем к столику с синим кружком).

Опыт «Шарик-магнит»

- Ребята, что такое магнит? (Ответы детей). Правильно, это предмет, который может притягивать к себе другие предметы. Знайка нам подсказывает, что воздушный шарик может ненадолго стать магнитом. А как? Давайте поэкспериментируем. Попробуйте свои шарики приложить к кусочкам бумаги. Притягиваются? (Нет). А теперь возьмите шерстяные рукавички, потрите шарик и приложите этой стороной к бумаге. Посмотрите, как легко они теперь притягиваются. (Дети проводят опыт).

- Оказывается, что в результате трения шерстяной ткани о шарик образуется статическое электричество. Такой шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана… Примагниченные кусочки бумаги легко снимаются.

- Спасибо тебе, Знайка! (Дети благодарят). 

- А теперь немножко отдохнем, поиграем с воздушными шариками. 

Физкультминутка «Воздушные шарики»

(движения в соответствии с текстом)

Кверху мы шары подняли,

И в руках их удержали,

В руку правую возьми,

В руку левую возьми,

А теперь его прижми.

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернем,

и скорей, скорей прижмем

А потом быстрей, быстрей.

Хлопай, хлопай веселей!

- Обратимся к Весельчаку, какой его самый любимый опыт? (Воспитатель предлагает одному из детей достать содержимое конверта и пройти всем к столику с зеленым кружком).

Опыт «Необычные шарики»

- Ребята, посмотрите, здесь стоит небольшая коробочка. Как вы думаете, что там может быть? А могут ли там поместиться воздушные шарики? Может быть проверим? (Воспитатель открывает коробочку и даёт детям посмотреть, что лежит в ней) 

- Что же это такое? Да, это шарики. (воспитатель раздает детям). Сравните их с вашими воздушными шариками. Можно ли их запустить на ниточке? Почему? (Они тяжёлые).

- Да, они не летают. Потому что в них нет воздуха. Потрогайте их, помните пальцами. Какие они? (Мягкие, принимают разную форму.) Что же там внутри? Открою секрет, там — крахмал. Поэтому их нельзя назвать воздушными, но можно называть просто шариками. Они необычные. Из них можно сделать смешных человечков. Представим, что нитки – это волосы человечка, нарисуем лицо.  Для этого у вас есть маркеры. Поставьте воздушные шарики на подставочки. (Воспитатель и дети рисуют лицо шарикам).

- Моя игрушка будет похожа на девочку. Я нарисовала ей лицо, доброе и весёлое. Свою девочку я назову Алёнкой. Ребята, она хочет познакомиться с вашими игрушками. (Дети рассказывают о своих игрушках).

- Итак, ребята, чем отличаются эти необычные шарики от воздушных? (Ответы детей).

- Поблагодарим Весельчака за то, что показал нам такие необычные шарики.

(Дети подходят к шарикам-героям).

- Вот такие опыты показали вам мои друзья воздушные шарики. Вам понравилось? (Ответы детей)

- Вы знаете, ребята, всем посетителям лаборатории после изучения опытов   Добрячок, Знайка и Весельчак вручают медали «Исследователи Лаборатории воздушных шариков». (Воспитатель надевает медали детям). Молодцы, говорят вам воздушные шарики,  вы сегодня хорошо поработали!

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Дети под музыку уходят из лаборатории).

- Ребята, давайте вспомним, где мы с вами побывали, чем занимались, что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Надо ли наказывать ребенка или можно обойтись без наказаний?"

Для того, чтобы маленький человек стал взрослым, ему необходимо пройти определенные ступени развития и узнать, "что такое хорошо и что такое плохо". И в этом процессе родители играют огромную роль. Им...

«Можно, нельзя, надо».

«Можно, нельзя, надо»....

Родителям в копилку «Нельзя», «можно», «надо».

Первые нравственные понятия....

Экспериментальная деятельность "Как надуть воздушный шарик?"

Данная партнерская деятельность разработана в технологии "Ситуация"...

Конкурс для педагогов «Веселые Эксперименты» Тема: «Надуй воздушный шар»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16104867","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"446","width":"326"}}]]...

Консультация : " Можно, надо, нельзя. Детское хочу и родительская снисходительность".

К сожалению, еще у многих родителей существует мнение, что для ребенка детство будет счастливым лишь тогда, когда все его желания и прихоти беспрекословно выполняются. Одержимые в стремлении доставить...

Консультация для родителей "Можно, надо и нельзя"

К сожалению, еще у многих родителей существует мнение, что для ребенка детство будет счастливым лишь тогда, когда все его желания и прихоти беспрекословно выполняются. Дисциплину желаний нужно воспиты...