«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Прокопович Ирина Григорьевна

  Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного  учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

- Художественную литературу и все виды искусства;

- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

-Познавательное развитие;

-Социально-коммуникативное развитие:

-Физическое развитие;

-Художественно-эстетическое развитие;

-Развитие речи;

- Привлечение семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В картотеке представлены дидактические игры, которые можно использовать в воспитательно - образовательном процессе, старшего дошкольного возраста. Целью игр является воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольника.

 

РОССИЯ – РОДНАЯ СТРАНА

 

«Узнай наш флаг (герб)»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

 

«Кто в какой стране живет»

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Ход игры

Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборном полотне выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках соответствующий национальный флаг.

Воспитатель.

Кто живет в Америке? — Американцы.

Кто живет в России? — Россияне.

Кто живет в Японии? — Японцы.

Кто живет в Китае? — Китайцы.

Кто живет в Украине? — Украинцы.

Кто живет в Грузии?— Грузины.

Кто живет в Англии? — Англичане.

Кто живет в Испании? — Испанцы.

Кто живет в Литве? — Литовцы.

Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.

 

«Праздники»

Цель:

- ввести детей в круг основных праздников жизни своего народа;

- развивать логику и мышление.

Ход игры

Карточки лежат на столе у детей. Дети внимательно смотрят и подбирают соответствующие друг другу картинки.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто первым осуществить подбор соответствующих карточек.

Игровое действие:

Подбор нужных карточек. 

В комплект игры входит 12  карточек: 4 с видом праздников и по 2 карточки - с основными атрибутами к ним. В игре могут участвовать два игрока и более.

                                                                                                                                                                                                                                      

«Русские богатыри»

Цель: Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

 Ход игры                   

 На карте -  портреты богатырей под цифрами.  У детей цифры на столах.

Воспитатель:

- Отгадайте, о ком идет речь, и поднимите ту цифру.

Вопросы:

1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович)

2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. (4) (Садко)

 

3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? (5) (Святогор)

 

4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? (1)

(Вольга Всеславьевич)

 

5. Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? (3) (Илья Муромец) (6,7)

               

«С кем бились богатыри»

Цель: Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

Ход игры

В игре участвствует 2 команды: у каждой команды карта  (вложена в файл А3) и даны маркеры.

За 1 минуту дети должны стрелками соединить богатырей с героями (Змей Горыныч, Соловей разбойник, Тугарин Змей) с которыми они бились. Получается игра многоразового использования.

 

«Служу России»

Цель: Учить подбирать воинскую должность к виду войск (например: танк-танкист). Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.

Игровое действие: Разложить карточки на столе, изображением вниз. Ребенок (или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней изображено, и подбирает к изображению военную профессию.

РОДНОЙ ГОРОД

«Где я живу?»

Цель: Учить детей свободно использовать свои знания о родном городе (селе, его своеобразии, основных отраслях производства. Формировать желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство любви к ней и гордости за нее.

Игровое задание: заинтересовать других рассказом о родном городе (селе) .

Материал: Художественные открытки или рисунки детей, изображающие город (село, где живут дети; картинки с изображением ведущих предприятий.

Ход игры

 Воспитатель показывает детям картинки с изображением тех товаров, которые производятся местной промышленностью. Просит вспомнить все, что они знают о родном городе (селе). Предлагает им представит себя взрослыми и решить, где бы они хотели работать. Просит рассказать об этом так, чтобы другим тоже захотелось работать там же; проводится конкурс рассказов: побеждает тот, кто интереснее других расскажет о родном городе (селе, придумает больше вариантов. Как быть ему полезным.

Игровое правило: Не повторять предыдущий ответ. Рассказывать увлекательно.

           

«Родные улицы»

Цель игры: в игровой форме закрепить названия улиц родного города.

Ход игры

Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

- Что такое улица?

- Назовите части улицы (тротуар, мостовая, перекресток).

- Кто такие пешеходы?

- Как надо переходить улицу?

- На какой улице стоит наш детский сад?

- Какие еще улицы вы знаете?

- Что такое площадь?

В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше.

 

«Ассоциации»

Цель игры: развивать умение самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа сооружений.

Ход игры

Педагог раздает детям одну карточку с изображением храма и несколько карточек – схем. Дети внимательно смотрят и подбирают к карточке, с изображением храма, соответствующую карточку – схему. Затем каждый ребенок объясняет свой выбор, говорит, что обозначает та или иная форма храма.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие:

Поиск нужных карточек – схем. 

В комплект игры входят карточки – схемы и карточки с изображением храмов. В игре могут принимать участие 2-4 человека.

                                                                                                        

«Найди пару»

Цель: закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах; развивать умение анализировать свой ответ.

Ход игры

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие:

Поиск нужных карточек. 

В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых учреждений города (музей, школа, церковь, вокзал, художественная школа и т.д.) и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях. В игре могут принимать участие 2-3 человека.

 

«Сложи картинку»

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде зданий города Первоуральска;

 учить складывать из частей целое.

Ход игры

1. Ребенок собирает из частей картинку с видом музея (дома детского творчества, детского сада).

2. Участвуют 2-3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части картинок.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.

Игровое действие:

Подбор нужных частей картинок.

В комплект игры входят картинки с видом музея, детского сада, дома детского творчества, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.

 

«Путешествие из прошлого в настоящее»

Цель: закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Димитровграда, о внешнем виде зданий;  упражнять детей в умении выделять и называть наибольшее количество отличительных признаков во внешнем виде зданий.

Ход игры

1 вариант:

В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города. За правильный ответ ведущий выдает фишку.

2 вариант:

Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в будущем.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города Первоуральска в старом и современном виде.

 

ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ

«Что за ягода такая»

Цель: познакомить детей с видами ягод и учить называть их; учить узнавать ягоды, которые произрастают в Ульяновской  области; развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.

Ход игры

1 вариант:

Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.

2 вариант:

Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.

В комплект игры входят карточки с изображением ягод среднего Урала.

 

                                              

«Кто такой?»

Цель: закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Ульяновской области; воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать.

Ход игры

1 вариант:

Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу Ульяновской области.

2 вариант:

Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу Ульяновской  области, дети называют его.

3 вариант:

Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают  нужную.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Ульяновской области и ряд карточек, содержащих животных занесенных в Красную книгу и нет.

 

 

«Зеленая аптека»

Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Ход игры

Дети делятся на две команды.

У одной команды картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, лопух, облепиха.

У второй команды картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.

По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.

- Подорожник прикладывают к ранке.

- Из крапивы варят витаминные щи.

- Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.

- Из одуванчика делают полезный салат.

- Из мяты заваривают ароматный снотворный чай.

- Из облепихи делают масло для смазывания ссадин.

- Отвар цветков липы принимают при простуде.

       

«С какого дерева листок»

Цель игры: закрепить названия деревьев родного края.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий листьев с участка.

- С какого дерева прилетел этот листок?

Дети отвечают: с дуба, с березы, с тополя, с ирги, с акации и т.д.

 «Птицы нашего края»

Цель игры: формировать обобщённое представление у детей о зимующих и перелётных птицах: повадках, внешнем виде, питании, месте обитания.

Варианты игры:

1. «Найди перелётных и зимующих птиц». Детям предлагается найти перелётных птиц и зимующих на картине.

2. «Отгадай и назови». Педагог загадывает загадку, ребёнок должен отгадать и найти птицу.

3. «Найди по описанию». Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. д. Ребёнок отгадывает и находит птицу.

4. «Найди, кого назову». Необходимо найти птицу по названию.

5. «Найди, о ком расскажу». Педагог подбирает заранее произведения художественной литературы: стихи, рассказы, сказки. После прочтения, дети отгадывают и находят птицу.

6. «Опиши, а мы отгадаем». Ребёнок старшей и подготовительной группы может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

7. «Кого не стало? » Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог закрывает одну птицу. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

8. «Расскажи, чем питается». Педагог называет птицу, ребёнок находит и рассказывает, чем она питается.

 

ОНИ ПРОСЛАВИЛИ РОССИЮ

«Угадай-ка»

Цель: уточнить и закрепить знание детей о писателях Симбирского края; развивать умение детей правильно называть автора и его произведения.

Ход игры

1 вариант:

Педагог зачитывает отрывок из произведения, дети называют произведение и автора, получают карточку – рисунок, закрывая окошко на своей карте.

2 вариант:

Дети самостоятельно подбирают карты – рисунки произведений писателей.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто быстрее закроет все окошечки на карте.

В комплект игры входят маленькие карточки с иллюстрациями к произведениям, большие карты с портретами поэтов и четырьмя делениями для маленьких карточек.

 

                                  

«Великие соотечественники»

Цель: Дать краткие сведения о некоторых знаменитых соотечественниках и научных областях, в которых они прославились. Вызвать желание узнать больше о родной стране и соотечественниках.

Ход игры:

Воспитатель предлагает разные варианты игры от простого - к сложному.

1. Показ портрета и краткий рассказ о личности. В конце рассказа подвести детей к выводу о его деятельности с показом и наложением маленькой карточки на большую.

2. Самостоятельное наложение детьми маленькой карточки на большую, с кратким пояснением.

3. Показ маленькой карточки и поиск соответствующего портрета, наложение их друг на друга.

4. Сообщение сведений о предложенных героях без показа, отгадывание детьми большой и маленькой карточки. «О ком говорю? »

5. Заранее неверно наложенные большие и маленькие карточки. Предложить детям найти ошибки и исправить. «Что не так? »

 «Слава Земли Русской»

Цель: Закрепить представления детей о великих соотечественниках: художниках, полководцах, композиторах, детских поэтах, святых защитниках земли русской, об их достижениях.

Материал:

Альбом "Слава Земли Русской".

2. Карточки с символами без цветного фона.

3. Кубик с точками на гранях, определяющий очередность.

4. Фишки.

Правила игры:

В игре участвуют от одного до пяти человек.

Ведущий раскладывает на столе 5 карточек без фона размером (7 на 9 см).

Дети по очереди листают книгу, определяя, в соответствии с символами, чем занимался человек, портрет которого находится на странице книги.

Если ответ правильный, фон выбранного сектора и фон, на котором расположен портрет, совпадают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает ребенок набравший большее количество фишек.

 

 



Предварительный просмотр:

Военно-спортивные игры в детском саду

.

1. Игра «Донесение»

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает важный пакет, который необходимо доставить в штаб. Если на празднике присутствует ветеран ВОВ, то пакет можно доставить ему.

Испытание на скорость, ловкость и сноровку начинается по сигналу ведущего. Детям необходимо преодолеть препятствия по дороге в штаб: пробежать по мостику, подлезть под проволоку, перепрыгнуть через ров, пройти через болото. Последний участник отдает пакет ветерану.

Другой вариант этой игры в детском саду: отряд из четырех бойцов движется к штабу, передвигая дощечки.

2. Игра «Раненые бойцы»

В игре принимают участие девочки, одетые в костюмы медсестер. Для этого можно использовать детские костюмы по профессиям. Играют по двое. Напротив девочек сидят мальчики – «раненые бойцы».

По сигналу девочки должны на корточках добежать до мальчиков, перебинтовать руку и ногу и доставить раненого бойца в санчасть. Мальчик идет опираясь на девочку.

3. Игра «Достань снаряды»

Дети делятся на две команды. Каждый участник берет из корзины по одному набивному мешку.

Дети получают задание — доставить мешки в корзины, расположенные в другом конце помещения. Для этого «бойцам» предстоит обежать кегли, перепрыгнуть через круги, пролезть под дугами.

4. Игра «Попади в цель»

Это продолжение игры ДОСТАВЬ СНАРЯДЫ. Дети по очереди добегают таким же путем до корзины, вынимают оттуда один снаряд и стараются попасть им в обруч. Бегут обратно и передают эстафету.

5. Игра «Переправа»

Дети делятся на две команды. Первый участник становится ногами в один обруч, второй держит перед собой. По сигналу он бросает второй обруч перед собой, перепрыгивает в него, повторяет то же самое с освободившимся обручем.

Нужно таким образом добраться до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде.

6. Игра «Конструктор»

Каждой команде вручается лист размером А2 с начерченной схемой военной техники, состоящей из геометрических фигур (контуры каждой фигуры обозначены), и конверт с цветными деталями для схемы.

Количество деталей во всех схемах одинаково.

Для конкурса выбраны следующие модели военной техники: танк, линкор, самолет.

Командам необходимо выложить на схеме цветное изображение.

7. Игра «Собери военную технику»

Каждой команде вручается лист размером А 2 с начерченной схемой военной техники, состоящей из геометрических фигур (контуры каждой фигуры обозначены), и конверт с цветными деталями для схемы.

Количество деталей во всех схемах одинаково.

Для конкурса выбраны следующие модели военной техники: танк, линкор, самолет.

Командам необходимо собрать на схеме цветное изображение.

8. Игра «Моряки»

Участникам необходимо привести палубу в порядок.

Собрать за одну минуту мусор с закрытыми глазами.

Подсчитывается количество собранного мусора (кубики, шашки и др.).

9. Игра «Кто быстрей оденется»

На стульях висят пиджаки (куртки, матросские рубашки), вывернутые на изнанку.

Кто быстрее вывернет пиджак, оденет его и скажет « Солдат (моряк) готов».

Тот и победил.

10. Игра «Разминировать поле»

На полу два круга, в них разбросаны шашки (киндер- сюрпризы).

Предложить детям « разминировать поле», с завязанными глазами собрать шашки, желательно что - бы не наступить на них.

11. Игра «Доставь пакет».

Мальчики делятся на 2 команды.

По сигналу первые проходят под дугой, по «следочкам», между кеглями,

берут флажок - дают знак следующему.

Пакет находится в руках у последнего мальчика.

Побеждает команда, которая быстрее доставит пакет.

12. Игра «Быстрая лодка»

На пол кладутся 2 половинки альбомного листа. Участникам необходимо встать на четвереньки и дуть, чтобы эти листы переместились от "буйка" до "буйка"без помощи рук

13. Игра «Боевая тревога»

По сигналу «Боевая тревога» участники команд по сигналу бегут по одному к назначенному месту, надевают морскую форму пилотки и бескозырки и возвращаются обратно.

14. Игра «Поднять якорь» (для капитанов)

В игре принимают участие по одному участнику от каждой команды. Каждому участнику дается палочка, на которой привязан якорь из картона. Нужно как можно быстрее накрутить веревку (ленточку) на палочку до столкновения якоря с палкою.

15. Игра «Взлетная полоса»

Первый участник команды кладет на вытянутую руку с расправленной ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен пройти до условленного места и там оставить свой лист. Двигаться нужно осторожно, потому что лист легкий и все время стремиться слететь с руки. Следующий игрок положит свой лист рядом с первым листом. И так далее. Из листов выкладывается «взлетная полоса».

16. Игра «По окопу – огонь»

Игроки каждой команды берут в руки по два мягких мяча и начинают перебрасывать на территорию противника. После сигнала подсчитывается, сколько мячей осталось на территории. Чем меньше мячей, тем больше очков заработала команда.

17. Игра «Разведчики, парад, засада»

Необходимо без ошибок выполнить три вида действий: парадный – шагать на месте, высоко поднимая колено, как солдаты идут на параде. Осторожный, тихий, на цыпочках, когда надо незаметно пройти в тылу врага, чтобы узнать нужные сведения, важно, чтобы никто не услышал («разведчики»). «Засада» - присесть на корточки, словно разведчик, который желает остаться незамеченным и при этом наблюдать, что делается вокруг.

Называть вразбивку все эти три слова, а детям выполнить нужное действие без ошибок.

18. Игра «Связисты».

Связисты восстанавливают повреждённую связь с фронтом. Необходимо распутать перепутанные скакалки, только после этого загорается огонек на радиоточке.

19. Игра «Связной».

По сигналу первый участник бежит по «кочкам» к лицевой линии, берёт пакет и возвращается назад тем же путём, передаёт пакет следующему. Второй участник продолжает бег по «кочкам» с пакетом, оставляет пакет на лицевой линии и обратно бежит без него. Третий участник бежит за пакетом и т.д. выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

20. Игра «Огневой рубеж».

«Стрельба по мишеням» метание гранаты во вражеские танки.

Примечание: метание в цель мешочком с песком в горизонтальную цель способом снизу.

21. Игра «Военная техника».

Три мольберта с военной техникой (морская, воздушная и наземная)

Надо выбрать только военную технику, а гражданскую убрать.

22. Игра «Ловкий юнга».

Две одинаковые по размеру и толщине верёвки по 2,5-3 м связываются посередине так, чтобы получилось четыре одинаковых конца. Соревнуются четверо ребят, каждый берёт свой конец верёвки, натягивает его, в результате образуется «крест». Примерно в двух метрах от каждого игрока на полу кладётся игрушка. По команде участники тянут свой конец верёвки, пытаясь первыми схватить приз.

23. Игра «Сигнальная азбука».

Детям необходимо выполнить немые команды, которые подаются с помощью сигнальных флажков.

«Сигнальная азбука»: руки вытянуты вперёд – дети строятся в колонну; руки в стороны – встать врассыпную; руки вниз – «опасность миновала», можно встать.

24. Игра «Перенос снарядов».

Команды строятся цепочкой на расстоянии полметра друг от друга. На одном конце цепи ставят ящик с кеглями (мячами), на другом стоит пустой ящик. Участники по цепи передают «снаряды» на другой конец колонны. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.

25. Игра «Танкисты».

Дети встают в две колонны. Первые стоящие участники прыгают на мячах – «хопах» до ориентира и обратно, передают следующему участнику и встают в конец колонны. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

25. Игра «Патроны на передовую».

Команды строятся в колонну. По сигналу первый участник с автоматом и сумкой патронов обегает кеглю, возвращается обратно, передаёт сумку и автомат второму, который делает то же самое, и так, пока все участники не выполнят задание. Побеждает команда, которая быстрее других и без ошибок выполнит задание.

26. Игра «Стой! Кто идёт?».

Выбираются два пограничника, им завязывают глаза. Третий играющий-нарушитель старается тихо пройти между ними, если пограничник услышал, как крадётся нарушитель, он говорит: «Стой! Кто идёт?».

27. Игра «Рота подъем».

На полу лежат покрывала, дети ложатся на них, рядом стул, на котором лежат: головной убор, обувь. По сигналу: «Рота подъем!», бойцы быстро встают, одеваются и выстраиваются в одну шеренгу. Задание выполняется по секундомеру.

28. Игра  «Минное поле»

Найти и обезвредить «мины».

Задача «саперов», с помощью «миноискателей» (клюшки от детского «гольфа» или «хоккея») найти и раскопать «мины» (пластмассовые диски, закопанные на глубине около 5 см).

29. Игра «Собери Российский Триколор». 

У капитанов в руках картон трех цветов (белый, синий, красный). По сигналу дети передают друг другу полоску картона. Когда полоска картона оказалась у последнего ребенка, он бежит и кладет ее на свое место. По окончании игры на асфальте получается триколор.

30. Игра «Перешагни через колючую проволоку»

Перешагнуть через «колючую проволоку» (стойки, с натянутыми верёвками) так, чтобы не задеть. Выигрывает команда, которая быстро выполнила задание и не задела «проволоку».

31. Игра «Снайперы»

Необходимо попасть резиновым мячом во вражеский грузовик, который везет боеприпасы.

Нельзя переступать черту. Побеждает та команда, у которой больше всего попаданий.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «Моя родина – Россия»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование у детей представлений о нашей Родине.

 Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знание детей о России.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.

Развивающие:

Развивать    

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране.

Материалы и оборудование:

Ход НОД:

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:

- Ребята, а кто скажет, что такое Родина? (Ответы детей) Родина - это место, где человек родился. Как называется наша Родина (наша страна)? Сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей стране – Российской Федерации, на поезде. Вспомним, что знаем о нашей стране. Узнаем новое о ней. Ведь каждый человек должен знать о своей Родине как можно больше. Тогда, берите с собой свои знания. Рассаживайтесь по вагонам и вперед! Отправляемся. Дети садятся на стульчики.

1. Воспитатель: Мы приехали на первую станцию. Она называется "Географическая".(слайд )

Я подарок вам принесла, но он у меня рассыпался. Если сыграете в игру «Ты внимательно смотри и картинку собери», то узнаете, что это. (Дети собирают карту России из кусочков и садятся.) Что получилось, расскажите (Мы собрали карту. Это карта России). (слайд )

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Посмотрите на карту России (), вот какую огромную территорию занимает Россия, это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Тринадцать морей и три океана омывают Россию.  По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой — начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. Богат и разнообразен животный и растительный мир России. (слайд )

Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в путь. 

2. Воспитатель: Следующая станция называется "Народная" (слайд )

(слайд ) Самое главное богатство нашей страны – это её люди. Как называются люди, которые живут в России? (ответы детей) Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. 

Я — россиянка.

Мал: Я — россиянин.

Все: Мы — россияне

А кто вы по национальности? (ответы детей) Россия — единое многонациональное государство. Ее населяют более 180 национальностей: русские, татары, марийцы, осетины, чукчи, ненцы и другие  .

Показ кукол в национальных костюмах.

Опыт «Легко ли сломать веник»

Наша страна великая и сильная. Сильна она своим единством и дружбой народов.

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной!»

Наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь.

3. Воспитатель: Следующая станция называется "Государственная" (слайд ).

Воспитатель: ребята, вы знаете, кто является главой нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего президента? (Путин В. В. Слайд ). Чем занимается президент? (Управляет страной).

- Скажите, какие три отличительные символа есть у любой страны, в том числе у России? (Флаг, герб, гимн).

Как и у всех стран, у России есть свой флаг. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска, и потому назывались такие флаги стяги. Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красной. А при Петре I появился вот такой трёхцветный флаг. Обратить внимание детей на изображение флага. (слайд ) Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (ответы детей) Его ещё называют триколор. Что означает каждый цвет? (ответы детей) Каждый цвет имеет своё значение. Белый цвет- символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный цвет- энергию, силу, огонь и отвагу. Флаг является символом власти.

Динамическая пауза «Сложи флаг»

Ребята, у вас у каждого лежат разноцветные полоски. Я предлагаю из полосок сложить наш государственный флаг. Молодцы, все справились.

Воспитатель: а теперь поговорим о гербе. Герб - это второй символ нашего государства. Знаете ли вы герб Российской Федерации мы узнаем, поиграв в игру «Четвёртый лишний» (Слайд )

Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей). (на столе лежат различные предметы. Задача детей найти предметы с гербом РФ). Государственный герб изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Что изображено на гербе России? (слайд ) (Ответы детей) Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. А почему он изображен я вам сейчас расскажу маленькую сказку: Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!» Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел - является символом единства и независимости государства. Золотой цвет – это символ солнца. Одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад. Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. В правой лапе у орла- скипетр, в левой - держава. (Показ). Это символы власти, управление государством. Скипетр, жезл- короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает» и «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

Итак, подведем небольшой итог. Флаг России, герб России – что это такое?

- Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.

Физминутка

В нашей стране горы-высокие (Встать на носочки, тянутся руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Степи широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)

А сейчас мы познакомимся ещё с одним символом России. Это гимн. (слайд ) А что же такое гимн? (Гимн - Гимн – это самая главная музыка в нашей стране, это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране. Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях. Давайте послушаем один куплет Гимна России. (звучит гимн, все слушают стоя) Присаживайтесь на свои места.

4. Воспитатель: наше путешествие продолжается. Занимайте места в вагонах. Поехали. Следующая станция называется "Столичная". (слайд )

Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу. Как называется столица нашего государства? (Москва). (слайд ) Ребята, подскажите главные достопримечательностями Москвы (ответы детей). Предлагаю посетить (слайд )

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться на свою маленькую родину, в посёлок Искателей, в детский сад «Гнёздышко». Занимайте свои места, поехали. (слайд). Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

 6. Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? На каких станциях мы с вами побывали? Чем мы занимались? (Ответы детей). Ребята, вы любите свою страну? Молодцы! Как вы думаете, кто такой патриот своей страны (Человек, который любит свою Родину, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины) Вот за то, что вы очень много знаете о своей стране и за то, что любите ее, я вам подготовила вот такие значки, чтобы все видели, что вы юные патриоты своей страны.

Похожее изображение



Предварительный просмотр:

Картотека

пословиц и поговорок  о Родине, смелости, отваге

Один в поле не воин. 
Один за всех и все за одного. 
Кто впереди идет, того страх не берет.  
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в учении – легко в бою. 
Где смелость, там и победа.    
Шаг вперед – шаг к победе. 
Мало победы ждать, надо победу взять.
Военному делу учиться  всегда пригодится.
Умелый боец везде молодец.
Победа в воздухе не вьется, а руками достается. 
Крепка рука у нашего богатыря. 
Воюют не числом, а уменьем.
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Слава не у того, кто её ищёт, а кто в бою добывает.
Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.
Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.
Слава идёт не от роду – племени, а по богатырским делам  да по подвигам.
Много славы не добудешь на весёлых пирах, мёд попиваючи.

Тот герой, кто за Родину горой.
Кто смел, тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье  Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
В бою побывать - цену жизни узнать.

Сам погибай, а Родину защищай.

Смелый побеждает,  а трус погибает.

Кто смел – тот на коня сел.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Умей бояться, умей и смелым быть.

Кто храбр да стоек - тот десятерых стоит.



Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-ролевых игр

по военно-патриотическому воспитанию

для детей дошкольного возраста

«ПОГРАНИЧНИКИ»

Цель: закрепление знаний детей о военных профессиях, знакомство с распорядком дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитание смелости, ловкости, умения четко выполнять приказы командира, расширение словарного запаса детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

«КОСМОНАВТЫ»

Цель: расширение тематики сюжетных игр, знакомство с работой космонавтов в космосе, воспитание смелости, выдержки, расширение словарного запаса детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

«

ВОЕННЫЕ РАЗВЕДЧИКИ»

Цель: расширение тематики военизированных игр, формирование умения  детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитание уважения к военным профессиям, желания служить в армии, расширение словарного запаса детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

«КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Цель: формирование умения детей применять свои знания и умения на практике, создание между детьми дружеской атмосферы, развитие у них ответственности, интереса, расширение словарного запаса – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

«МЧС» - СПАСАТЕЛИ»

Цель: знакомство детей с трудной и почетной профессией спасателя, формирование умения детей в случае необходимости действовать четко и слаженно.

Игровые действия: Организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей – на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из—под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить; даже показывать концерт для «пострадавших».

Ход игры: Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море. Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше не кому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т. п.

1. Определение места нахождения острова на карте.

2. Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места.

3. Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т. д.

4. Постройка «корабля» («самолета» и т. д.)

5. Сбор необходимых вещей.

6. Путь до острова.

7. Спасательные мероприятия: моряки ремонтируют «корабль»;

пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы;

строители строят новые дома; врачи оказывают медицинскую помощь.

8. Возвращение домой.

Игровой материал: - крупный строительный материал; костюмы (капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки); оборудование для больницы; продукты; одеяла; предметы-заменители.

«ЛЕТЧИКИ»

Цель: расширение знаний детей о профессии «летчик». Формирование умения детей самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствование формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитание патриотического отношения к своей Родине, друг к другу, к своим близким.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о военных профессиях.

2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о летчиках.

3. Чтение художественной литературы о летчиках.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

5. Дидактическая игра: «Военная техника»

6. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война-20 век.

7. Разучивание песен на военную тематику.

8. Изготовление атрибутов для военизированных игр.

Предметно-игровая среда:

Макет самолета, строительный материал, штурвал, карта, рация.

Игровые действия и ситуации: Летчики тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.

Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.

«МОРЯКИ»

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о моряках, их делах, особенностях службы.

Задачи:

1. Воспитывать у детей желание быть сильными, ловкими, смелыми, опрятными; умение следить за собой.

2. Воспитывать умение вежливо обращаться друг к другу, считаться с желаниями других детей.

3. Воспитывать уважение к службе моряков.

4. Закреплять знания детей о службе моряков, углублять их.

5. Знать, какую пользу приносит морская служба.

6. Обогащение словаря детей за счет слов: морская граница, маяк, капитан, штурвал, штурман, мичман, сигнальные огни, фуражка, бескозырка.

7. Воспитывать умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью.

8. Поощрять умение, учить определять место для игры, использовать атрибуты по назначению.

Обогащение содержания:

1. Рассматривание иллюстраций и картин о моряках.

2. Беседа о моряках.

3. Чтение книг, стихов на морскую тему.

4. Изготовление с детьми атрибутов: пилотки, автоматы, бинокли, погоны.

Атрибуты: бескозырки, якорь, штурвал.

«ТАНКИСТЫ»

Цель: расширение  тематики военизированных игр, формирование умения  детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитание уважения к военным профессиям, желания служить в армии, расширение словарного запаса детей – «танк», «танкист», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, макет танка, крупный строительный материал.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни танкистов, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Танкистов, Командиров, определяют цели и задачи, следят за их выполнением. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

«РОССИЙСКАЯ АРМИЯ»

Цель: Формирование умения детей  творчески развивать сюжет игры. Развитие у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширение представлений детей о типах военных кораблей. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Активизация словаря: пограничники, летчики, моряки, пехота. Охранять границы нашей Родины.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о военных профессиях.

2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о военных. Презентации.

3. Чтение художественной литературы о военных.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

5. Дидактическая игра: «Военная техника»

6. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война-20 век.

7. Разучивание песен на военную тематику.

8. Изготовление подарков папам на праздники 23 февраля, 9 мая.

9. Изготовление атрибутов для военизированных игр

Роли: Пограничники, моряки, пехотинцы, летчики, медсестры

Предметно-игровая среда: Пилотки солдат (2-3 шт., шлем танкиста( 2-3 шт., берет десантника (2 шт, бинокли (2-3 шт., силуэты оружия (автоматы, пистолеты, карта, рация, планшет для командира.

Ход игры: солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности"

 Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

 Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравств...

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

План по самообразованию «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на 2021 – 2022 уч. год Подготовительная группа

План по самообразованию«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности...

«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

Тема самообразования: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к...

Отчет по самообразованию за 2022-2023 уч. год Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

Отчёт по самообразованию на тему : "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности" за 2022-2023 учебный год....