Экологическая сказка – метод формирования экологических представлений дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Ефремова Марина Владимировна

Экологическая сказка является важным звеном в цепи экологического воспитания и любимым познавательным занятием детей. Она учит детей любить окружающую красоту, помогает ответить на многие вопросы малышей во время наблюдений, прогулок, экскурсий, занятий по экологии (О чем шепчутся цветы? Почему деревья осенью раздеваются? Как растут грибочки? Для чего зверям хвосты? Почему сосулька плачет? Где рыбке лучше живется?)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_skazka.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая сказка – метод формирования экологических

представлений дошкольников

        Экологическая сказка является важным звеном в цепи экологического воспитания и любимым познавательным занятием детей. Используя в своей педагогической деятельности программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» я поставила следующие задачи работы с экологической сказкой:

- Формирование у детей элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях, как живых существах; о неживой природе);

- Воспитание умения понимать важность охраны окружающей среды;

- Воспитание гуманно-деятельного отношения к природе.

        Экологическая сказка учит детей любить окружающую красоту, она помогает ответить на многие вопросы малышей во время наблюдений, прогулок, экскурсий, занятий по экологии (О чем шепчутся цветы? Почему деревья осенью раздеваются? Как растут грибочки? Для чего зверям хвосты? Почему сосулька плачет? Где рыбке лучше живется?)

        Собственный опыт маленького ребенка не велик и в его представлении преобладает богатый и разнообразный мир сказочной природы, который будит его воображение и рождает познавательный интерес к реальному миру. Раскрыть тайну природы нашим детям помогает веселый леопард Ляпка. Вместе с ним ребята путешествуют по «волшебному лесу», слушают удивительные сказки: «Как Осень наряды выбирала», помогают мамам-веточкам найти свои листочки-деточки, «Как зайчик домик себе искал». В цикл познавательных занятий и бесед включены экологические сказки, которые знакомят детей с чудесными свойствами воды и воздуха («Превращение Капельки в льдинку, снежинку, паринку», «Воздух - невидимка»). Под руководством Ляпки  дети открывают для себя много нового и удивительного: вода прозрачная, не имеет запаха и вкуса, воздух невидим, не имеет формы. А так же предлагает детям окунуться в чудесный мир Воды (озер, рек, морей, болот). Он с удовольствием знакомит ребят с обитателями аквариумов (золотыми рыбками, телескопами, меченосцами и другими), с условиями их обитания. Любуясь красотами «Подводного царства» дети одновременно совершают открытия: как происходит размножение у разных видов рыб, каковы приспособления водных обитателей к жизни в воде и незаметно для себя превращаются в героев сказки «Путешествие маленького малька». Так, веселый и  любознательный леопардик становится для ребенка другом, который воплощает в себе истинную красоту и чистоту леса, воды, воздуха.

        Очень нравятся ребятам экологические сказки, построенные по аналогии с уже известными литературными произведениями («Колобок», «Маша и медведь», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и Золотой рыбке», В. Сутеев «Под грибом» и другие). Отправляясь в путешествие с колобком, дети встречают на лесной тропинке разных зверей (вот быстро пробежал колючий Ежик, прыгнул в заросли осин трусливый зайчишка, а вот вильнула своим роскошным хвостом рыжая плутовка лиса). Дети знакомятся с их внешними особенностями, повадками, средой обитания. В тоже время сказка подводит к пониманию того, что все в природе взаимосвязано, все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы. И ребенок самостоятельно приходит к решению помочь колобку, например, поменять цвет на белый чтобы его не было видно на снегу.

        Многие авторы предлагают варианты готовых экологических сказок. Например:

•Программа Николаевой С. Н. «Юный эколог»

• Программа Рыжовой Н.А. «Наш дом - природа»

• Пособие Шорыгиной Т. А. «Зеленые сказки»

        В этом пособии предложены экологические сказки по тематике: «Вода», «Земля» и т.д. И здесь же прилагаются к каждой теме вопросы для детей и есть варианты уже готовой природоохранной деятельности, советы для детей и взрослых.

        Итогом занятий стали книжки - малышки «Божья коровка зовет на помощь», «Жалобная книга природы».  А так же выставки рисунков и поделок по экологическим сказкам. Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Воспитывая детей на сказках, мы стараемся сделать их добрее и терпеливее. И так хочется, чтобы ребенок, сказавший в детстве: «Дорогой ежик» или «Здравствуй, милая улитка» навсегда сохранил эту любовь к удивительному миру под названием Природа. Научиться ли малыш любить, беречь все живое - будет зависеть от взрослых, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы, эмоциональную гамму чувств и умение сопереживать и сочувствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сказки в формировании нравственных представлений дошкольников

Всем известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества.Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости....

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....

Агентство реальных дел, как метод формирования экономических представлений дошкольников.

В целях обобщения и распространения передового опыта реализации ФГОС, мониторинга результативности деятельности инновационных площадок Российская академия образования организовала и провела семинара (...

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологическая сказка по формированию экологической культуры дошкольников

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам практическую  часть нашей работы по экологическому воспитанию.На тему: «Большие дела маленьких людей»Наш проект - это звонок для каждого из на...