Оюразовательная деятельность "Красота дома"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Образовательая деятельность по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasota_doma_od.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

Тема: «Красота дома»

(Старшая группа)

Воспитатель: Миягашева Л.В.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе знакомства с архитектурными особенностями  домов

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для развития  представлений детей об искусстве города (архитектура);

- создать условия для  активизации в речи слов: наличники, подзоры, ставни, причелины, полотенца, плотник, архитектор, резчик,  изба, коттедж.

Развивающие:

- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, классифицировать;

- создать условия для развития: творческих способностей, воображения;  умений представлять свою работу;

- создать условия для развития умений слушать друг друга, оценивать свою работу и других детей, работать в  мини-группах;

- создать условия для развития умений составлять ритмичный рисунок, составлять разные виды орнаментов –   геометрический, растительный.

Воспитывающие:

 - воспитывать у детей любовь к родному городу и желание заботиться о его  красоте.

Предварительная работа: экскурсия по улицам города, рассматривание альбома «Наш город».

Оборудование: мультимедиа, фотографии домов и зданий.

Ход образовательной деятельности

  1. Мотивационная часть

Игра «Прогулка по городу»

Ребята, вы бывали в городе сразу в нескольких местах?

- Предлагаю отправиться на прогулку по нашему городу, где мы сможем оказаться в разных уголках нашего города.

  1. Основная часть

«Дома городские»

- Если вы узнали, где мы находимся, то назовите.

- Ребята, что мы с вами  видим? (Слайд – шоу, фотографии архитектурных сооружений)       

- Какие дома здесь находятся? (Многоэтажные, учебные, офисные, деревянные, кирпичные, культурные)

- Все построенные здания называют архитектурными сооружениями.

- Как вы думаете, почему?

-  Архитектора – это искусство сооружения зданий. Архитектор – человек, который создает архитектурные сооружения.

Дома городские

Большие и важные:

Многоэтажные,

Многооконные.

Есть в новостройках

Дома – близнецы.

В старых районах

Увидишь дворцы,

Зданья музеев,

Театров, соборов,

Просто жилые,

Приятные взору.  

Одноэтажные, двухэтажные дома

- Ребята, какие дома мы в нашем городе мы видим чаще?

- В нашем городе есть районы, где нет многоэтажных домов. (Слайд – шоу, фотографии дома – деревянного, коттеджа, избы)

- Посмотрите на дома, чем они отличаются?

-  Что их объединяет.   (Красота)

- Все эти здания приносят пользу людям, построены из прочных материалов и радуют глаз.

- Из каких материалов они построены?

Дом, изба

- Раньше, когда наш город только строился, дома были все деревянными и называли их избами.

- Предлагаю вам, рассмотреть из чего и как строили дома. Разделитесь на две группы. (Фотографии)

Представление детей – из чего и как строили дома чего и как строили дома

- Раньше в народе говорили  «Дом построить – не шапку на голову  надеть», почему?

(Строили избы плотники. Инструментами – топорами, пилами.  Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного  гвоздя, а стоят – не сдвинуть,  избы ставили  из сосновых или ёловых брёвен)

- Избы ставили большие. Как вы думает, почему?  (В семьях было много детей,  жили  несколькими  поколениями)

- Давайте рассмотрим два дома, какие части есть у каждого из домов? (Фотографии.  Работа в микрогруппах)

Представление детей - какие части есть у каждого из домов 

      Рассматривание деревянного дома  на слайд – шоу

-  Два ската крыши сверху соединялись бревном. Что вам напоминает крыша? (Скаты  крыши напоминали крылья. Конь, птица – знак устремления, полёта, поэтому на конце крыши выстругивали голову коня или птицу)

- Раньше дом, избу сравнивали с лицом человека. Лицо у дома - это фасад. Лобную часть лица называли челом, поэтому верхнюю частью фасада называли «причелины»

- Украшали дом резными полотенцами. Подзоры оберегали дом от дождя и снега.

- С чем  можно сравнить окна? (С глазами)

- Раньше глаза называли «око», «очи» и поэтому  у дома -  окна.

- Как называют - эту часть окна? (Наличники)

- Для чего они нужны? (Ставни)

- А как называют – эти части окна?

- Как вы думаете, для чего они нужны?

(С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – хозяева дома, или встали, а  закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли)

- Рассмотрите эту часть дома. Что это? (Крыльцо)

- С чем можно его сравнить? (С распахнутыми руками) 

- Почему? (Оно связывает его с улицей, с соседями, гостями) 

- Как правило, на боковом южном фасаде дома ставили крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Все крыльцо украшалось резными подзорами. На крыльцо вели ступеньки.

«Красна изба»

- Предлагаю еще раз  рассмотреть дома, каждый из которых по-своему и красивый, и необычен.

 - Найти детали, которые украшают эти дома. (Работа в микрогруппах группах)

       

Представление детей

Украшение дома, орнаменты

- Ребята, можем ли мы, посмотрев на дом, определить, какой хозяин здесь живет: заботливый или нет?

- Заботливый хозяин делает всё, чтобы дом был красивым как внутри, так и снаружи. И  украшали  деревянной резьбой.

-  Посмотрите, какие орнаменты используют мастера. (Геометрический и растительный)

- Мастера, которые украшают резными узорами дома или избы называют – резчиками по дереву. Одни мастера вырезают узор, другие прорезают.

- Предлагаю вам стать резчиками по дереву и украсить дома резными деталями.

(Дети делают аппликацию и представляют свои работы)

3. Рефлексия

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Ребята, а вы в каком доме хотите жить, в многоэтажном, коттедже, в деревянном доме или в избе?

- Почему?

- В каком доме вы будете жить, зависит от вас. В каком городе вы будете жить, тоже зависит от вас. Вы - будущие жители нашего города. И какой город будет красивый, современный или грязный и неухоженный, зависит от всех нас, от взрослых и детей. Желаю вам уметь видеть красоту нашего города, своей улицы, домов, фонтанов, фонарей, скульптур. Беречь и приумножать наш город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Игры по дороге домой и дома

Образование ребенка (воспитание, обучение и, как следствие, развитие) не ограничивается и не исчерпывается детским садом....

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....