ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Что? Где? и Как?»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Александрова Светлана Владимировна

ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

(Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность)

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года                                                                       

                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_chto_gde_i_kak.docx109.11 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г. Починка

Принято на заседании

педагогического совета  

от 20. 05.2021г.    

протокол №  1

K:\печать-2.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОЙНАПРАВЛЕННОСТИ

(Развитие познавательной активности детей

через опытно-экспериментальную деятельность)

«Что? Где? и Как?»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор - составитель:

 Александрова Светлана Владимировна.  

                                                                                                           воспитатель

Починок, 2021 г.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Общеобразовательная общеразвивающая программа «Что? Где? и Как?» имеет естественно - научную направленность. Способствует вовлечению в дополнительную образовательную деятельность (далее ДОД), развитию творческих способностей, может использоваться дистанционно и может быть использована в образовательном процессе как для детей с ОВЗ, так и для одаренных детей.

        Направленность дополнительной образовательной программы:

        Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

        Программа «Что? Где? и Как?» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школах.

По тематической направленности – социально-педагогическая,

По функциональному предназначению – учебно-познавательная,

По форме организации – дополнительного образования,

По времени реализации – три года.

        Актуальность программы.

        Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

         Программа является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе, которые способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

        Отличительные особенности программы.

Программа «Что? Где? и Как?» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Данная программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.

Адресат программы

К обучению по Программе допускаются дети, достигшие 5 лет на основе свободного набора, которые принимаются в начале учебного года.

Состав группы: одновозрастной, т.к. в группу набираются дети за 2 года до поступления в школу

Возраст обучающихся:

По программе могут обучаться дети в возрасте от 5 до 7 лет

Численный состав группы:до 12 человек.

Численный состав групп может варьироваться в зависимости от спроса и желания обучающихся в освоении данной программы.

Особенности набора:

-набор свободный.

Условия приема детей в коллектив:

В объединение принимаются все желающие

Объем программы:

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 72 часа.

Форма обучения: очная

Виды занятий:

  • Теоретические и практические занятия
  • тематические занятия
  • ролевые игры
  • самостоятельной работы
  • презентация
  • отчетное занятие
  • игры – эксперименты
  • игры – путешествия
  • проблемная ситуация

Срок освоения программы:

Программа «Что? Где? и Как?» рассчитана на 3 года  обучения.

Режим занятий:        

Продолжительность академического часа – 20 минут (с 16.00 до 16.20) для детей 5 - 6лет; 25 минут (с 16.00 до 16.25) для детей 6 - 7 лет.4 занятия в месяц. Занятия проходят 1раз  в неделю.

        Цель программы: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.

        Задачи программы:

Образовательные  задачи для первого  года  обучения (5-6 лет)

-создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т.д.);

Образовательные задачи для второго  года  обучения (6-7 лет)

- расширять представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

Развивающие задачи для первого  года  обучения (5-6 лет)

-развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения; 

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

-развивать  речевую деятельность: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения, формировать коммуникативные навыки;

-формироватьэкологического сознания;

Развивающие задачи для второго  года  обучения (6-7 лет)

-формировать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности;

-развивать мыслительные операции, видеть причинно

- следственные связи, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

-развивать самоконтроль и само регуляцию, своих  действий;

-стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

Воспитательные задачи для первого  года  обучения (5-6 лет)

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

-стимулировать желание детей экспериментировать;

Воспитательные задачи второго  года  обучения (6 -7 лет)

-воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира,

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающиеся должны:

  • проявлять активный интерес к познанию окружающего мира;
  • самостоятельно проявлять познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся должны:

  • владеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
  • выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями. Пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; уметь наблюдать,
  • выполнять правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  • принимать собственные решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны:

  • приобрести представления о свойствах веществ;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
  • навыки исследовательской деятельности;
  • необходимые знания об объектах и их свойствах.

Условия реализации программы: (материально – техническое оснащение)

  • Специальное помещение, оборудованная детская лаборатория;
  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой                           природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, соль, сахар, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
  • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
  • технические средства.

        Для творчества:

  • Бумага белая и цветная, картон;
  • Акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
  • Пластилин;
  • Салфетки.

Формы аттестация/контроля

Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

начальный контроль (сентябрь) определение знаний путём беседы с обучающимися;

  • текущий контроль (в течение всего учебного года) участие членов кружка в проектной деятельности
  • промежуточный контроль (январь)участие членов кружка в проектной деятельности,диагностика
  • итоговый контроль (май) итоговое занятие и отчётное мероприятие (презентация проекта.)

Методы отслеживания образовательных результатов

  • Образовательный уровень обучающихся определяется при помощи мониторинга:
  • Оценка предметных результатов - «Знания, умения, навыки»
  • Оценка личностных результатов - «Мотивация к знаниям», «Творческая активность»
  • Оценка метапредметных результатов – «Познавательная деятельность», «Достижения»        

Формы фиксации образовательных результатов

Формами фиксации образовательных результатов обучающихся являются оценочные материалы: журнал посещаемости, тестирование, мониторинг.

Оценочные материалы – диагностика, позволяющая определить достижениеобучающимися планируемых результатов:

Приложения №1.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН первый год обучения (5-6 лет)

п/п

Содержание программы

Количество часов

Формы

контроля/

аттестация

всего

теория

практика

1

Вводное.

2

1

1

диагностика

2

«Детская лаборатория»

2

1

1

«Неживая природа»

 «Воздух».

3

1

2

Диагностика

Игры - эксперименты

4

«Неживая природа»

 «Вода»

2

1

1

Беседа

Участие воспитанников в проектной деятельности.

5

 «Неживая природа»

«Глина, песок, почва»

2

1

1

Беседа

Диагностика

Игры - эксперименты

6

 «Свет» «Свет повсюду»

«Свет и тень»

2

1

1

Беседа

Диагностика

Игры - эксперименты

7

«Живая природа»

 «Мир растений»

5

1

4

Участие воспитанниковв проектной деятельности.

8

 «Мир животных»

5

1

4

Участие воспитанниковв проектной деятельности.

Диагностика

9

«Взаимосвязи живой и неживойприроды» 

«Весна, живая и неживая природа»

5

1

4

Участие воспитанниковв проектной деятельности.

Диагностика

10

«Взаимосвязи живой и неживойприроды» 

«Здравствуйте, цветики-цветочки».

3

1

2

Участие воспитанниковв проектной деятельности.

Диагностика

11

«Лаборатория огородных дел»

5

1

4

Участие воспитанниковв проектной деятельности, защита проекта.

Диагностика

Итого

36

11

25

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА первый год  обучения (5-6 лет)

1.Вводное занятие.

Теория:

Формирование группы.

«Знакомство с лабораторией»  

Ознакомительная беседа о правилах безопасности  в лаборатории и приборами помощниками. «Волшебные стеклышки»

Практика:  Первичная  диагностика,  тестирование

2. «Неживая природа»

Теория: Знакомство  с разными материалами, их качеством и свойствам, силой воздействия воздуха на предметы; воздух легче воды, поэтому удерживает тяжёлые предметы, наполненные воздухом, на поверхности воды.

Практика: экспериментирование с воздухом.«вдох – выдох»

Участие членов кружка в проектной деятельности.

3. «Вода»

Теория:представления о свойствах и качествах воды:

Свойства и состояния воды.

Практика: экспериментирование с водой, вода не имеет формы, уточнение понятия «плавучесть» предметов.«Три агрегатных состояния воды»

Участие членов кружка в проектной деятельности. «Волшебница вода»

4. «Глина, земля, песок»

Теория:Беседа, презентация о свойствах глины.

Практика: экспериментирование с глиной, участие членов кружка в проектной деятельности.«Что такое глина?» Изготовление глиняной игрушки.

Экспериментирование свойства глины, земли и песка. Скорость впитывания воды.«Удивительный песок. Песочные часы»

5.«Свет»

Теория:Беседа об источниках света.

Знакомство с признаками живая природа: дышит, питается, растет и размножается.

Практика: экспериментирование Знакомство  со свойствами света и тени.«Поймаем солнечного зайчика»

«Живая природа»

6.Теория:беседа «Знакомство с признаками живая природа» дышит, питается, растет и размножается.

Практика:Д/и. «Живая и неживая природа» «Природа и рукотворный мир человека»

Диагностика знаний о живой и неживой природе.

7.Теория:Беседа. «В природе все взаимосвязано».Растения, животные, почва, реки, воздух и др., находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться, без неживой природы.

Практика: экспериментирование « Может ли человек жить без воздуха?» «Как растения дышат?»

8..Теория:Беседа.«Вода нужна всему живому» Викторина «Вода это – жизнь!»

Практика: экспериментирование «Вода – растворитель», «Способы проращивания семян»

Наблюдение за поникшим цветком после полива. Участие членов кружка в проектной деятельности «Огород на окне», «Всемирный день Воды»

9. Мир животных.

.ТеорияБеседа. (презентация) «Почему заяц зимой белый?»Роль «маскировки» животных. Способность водоплавающих птиц не намокать в воде.«Как приспособились к жизни в воде, животные и растения»

Практика Д/и «Чья шубка?» «Среда обитания»

10.«Взаимосвязи живой и неживойприроды»

Теория: Беседа.  «Как сохранить природу!»Закрепление умение решать противоречия.формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях

Итоговое.

Практика:

диагностика познавательно – экологических знаний.

Д/и «Какое время года?», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет?», «Назови  одним словом»

5.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК первый год  обучения (5-6 лет)

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Сентябрь

Организационное занятие

Вводное

Беседа

2

Диагностика

Тестирование.

Знакомство с лабораторией

Знакомить с приборами помощника-ми.«Волшебные стеклышки»

Беседа

Рассказ, практическое занятие

2

Рассказ

Беседа

Практика

2

Октябрь

«Волшебница-вода»

Беседа

Рассказ,

 интегрированное занятие.

1

Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний.

«Свойства воды»

Практическое занятие.

1

Практика

 «Для чего человеку

песок и глина»

Беседа

Рассказ

Практическое занятие.

1

Рассказ

Беседа

Практика

«Удивительный песок. Песочные часы»

Практическое занятие.

Игровое занятие.

1

Рассказ

Беседа

Практика

3

Ноябрь

«Воздух – первое знакомство: вдох – выдох»

Рассказ

Беседа

Практическое занятие, интегрированное занятие

1

Беседа: диагностика.

«Прогулки невидимки»

Беседа

Практическое занятие Экспериментирование

1

Беседа

Проведение экспериментов

«Поиск воздуха»

интегрированное занятие

Практическое занятие Экспериментирование

1

Проведение экспериментов

«Воздух работает»

Практическое занятие Экспериментирование

1

диагностика познавательно – экологических знаний.

Участие в проекте

«Воздух невидимка»

4

Декабрь

«Вода превращается в  лёд»

«Где быстрее?»

Практическое занятие Экспериментирование

2

Рассказ

Беседа

Практика.

«Замёрзнет или нет?»

Беседа

Практическое занятие Экспериментирование

2

Участие в проекте«Волшебница вода»

5

Январь

«Звенящая вода»

«Впитывание воды»

Беседа

Практическое занятие Экспериментирование

2

Беседа

Практика

Участие в проекте

«Волшебница вода»

«Твердая вода. Почему не тонет айсберг»

«Пар — это тоже вода»

Беседа

Практическое занятие Экспериментирование

2

Беседа: диагностика

Практика Экспериментирование

6

Февраль

«Соль. Тает, не тает»

«Дружба красок»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

2

Беседа

диагностика

Практика.

«Свет и тень»

«Поймаем солнечного зайчика»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

2

Беседа

Практика.

Участие в проекте « Солнышко для всех»

7

Март

«В маленьком семени прячется растение»

«Что нужно растениям для жизни?»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

2

Практика.

Участие в проекте «Огород на окне»

«Лабиринт»

«Посадим огород»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

2

Беседа

диагностика

Практика

8

Апрель

«Условия, необходимые для роста растений»

«Растения»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

2

Беседа

Практика.

«Почва – живая земля»

 «Есть ли в почве воздух?»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

2

Участие в проекте

 «День Земли»

9

Май

«Почему заяц зимой белый?»

 «Дождь в банке»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

2

Беседа

Практика.

Участие в проекте «Берегите воду»

Итоговая беседа: диагностика познавательно – экологических знаний. Д/и «Какое время года?», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет?», «Назови  одним словом»

Беседа

Практическое занятие

Интегрированное занятие

2

Диагностика

Беседа

Практика.

Тестирование

Приложения №  2.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН второй год обучения (6-7 лет)

п/п

Содержание программы

Количество часов

Формы контроля/

аттестация

всего

теория

практика

1

Вводное.

2

1

1

диагностика

2

«Юные лаборанты»

2

1

1

«Живая природа»

 «Мир растений»

«Многообразие растений и их приспособленность к окружающей среде»

3

1

2

Диагностика

Участие воспитанников в проектной деятельности. Игры - эксперименты

4

«Живая природа»

«Мир животных»

«Многообразие животных и их приспособленность к окружающей среде»

4

1

3

Беседа

Участие воспитанников проектной деятельности.

5

 «Живая природа»

«Царство грибов»

«Разнообразие грибов»

2

1

1

Беседа

Участие воспитанников в проектной деятельности.

6

«Неживая природа»

«Что такое почва»

4

2

2

Беседа

Диагностика Игры - эксперименты

7

«Неживая природа»

 «Вода»

«Поможем воде стать чистой»

«Превращения капельки»

«Глина, песок»

5

2

3

Участие воспитанников проектной деятельности.

Игры - эксперименты

8

«Взаимосвязи живой и неживой природы» 

«Как веточка весну встречала»

«Термометр» «Природные зоны» «Дом, в котором я живу»

4

2

2

Участие воспитанников проектной деятельности.

Диагностика

Проблемная  ситуация

9

«Физические свойства»

«Магнит» «Свет» «Звук» «Теплопередача»

4

1

3

Участие воспитанников проектной деятельности. Игры - эксперименты

Диагностика

10

«Человек, функционирование организма»«Человек часть природы»«Органы чувств человека» «Органы чувств наши помощники»

3

1

2

Участие воспитанников проектной деятельности. Игры - эксперименты

Диагностика

11

«Материалы и их свойства»

«Бумага» «Ткань» «Пластмасса» «Стекло» «Металл» «Дерево»

3

1

2

Участие воспитанниковпроектной деятельности, защита проекта. Игры - эксперименты

Диагностика

Итого

36

14

22

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА второй год обучения (6-7 лет).

Содержание и темы спланированы по блокам. Блоки программы можно варьировать.

1.Вводное занятие.

Практика Диагностика тестирование группы детей.

«Игра – экскурсия в лабораторию»  «Юные лаборанты»

Обобщающая беседа, о выяснении  знаний  правил безопасности  в лаборатории и приборами помощниками.

Блок 1«Живая природа»

 «Мир растений»«Многообразие растений и их приспособленность к окружающей среде»

«Дружат ли семечко с водой» «Как семечко себе дом выбирало» «Лабиринт» «Растения тоже дышит»

Теория:  Знакомство с разнообразием растительного мира и приспособленностью к окружающей среде.

Практика:экспериментирование с растениями и их семенамиУчастие воспитанников в проектной деятельности в выращивании растений

Теория: Знакомство с царством грибов и его разнообразием. Участие воспитанников в проектной деятельности в выращивании плесневых грибов.

Блок 2«Неживая природа»

Воздух, вода, песок, глина, почва.

Теория: Беседа о значении воды на планете Земля. Вода, как среда обитания животных и растений.

Теория:

Воздух - значение  на планете Земля. Загрязнение воздуха – влияние на здоровье человека.

Польза и вред ветра.

Практика: экспериментирование с водой: свойства воды, не имеет цвета, вкуса , запаха, формы. Вода – растворитель. Вода приобретает вкус запах и цвет растворяемых веществ. Приобретает форму сосуда, в котором находится, имеет вес.

Вода, три физических состояния: газообразное, жидкость и твердое состояние.

Практика:

Воздух. Экспериментирование с воздухом. Свойства воздуха: воздух невиден, не ощущаем руками, может сжиматься, не имеет запаха, но может переносить ароматы. Заполняет собой все пространство, особенно много воздуха в пористых веществах.

Ветер – движение воздуха.

Теория:

Почва. Знакомство с понятием «почва» Для чего нужна почва, её состав. Её основное назначение.

Практика: Выращивание рассады для огорода в плодородной почве.Участие воспитанников в проектной деятельности в выращивании растений

Блок 3«Взаимосвязи живой и неживой природы» «Как веточка весну встречала»

«Термометр» «Природные зоны» «Дом, в котором я живу»

Теория: Знакомство с природными климатическими зонами, с растительным и животным миром. Человек – часть природы. Влияние человеческого фактора на окружающую среду.

Практика: «Игра – экскурсия на метеостанцию» Знакомство с приборами определяющую состояние погоды. (направление ветра, температуру воздуха, количество осадков и т.д.)

Эксперименты с растениями – влияние температуры, света и влажности на их развитие.

Участие воспитанников в проектной деятельности «Метеостанция»

Блок 4 «Физические свойства»«Магнит» «Свет» «Звук» «Теплопередача»

Теория:знакомство со свойством магнетизм, световым лучом, передачей тепла,

Практика:Эксперименты с магнитиками,зеркальцем, звуковые опыты, с теплопередачей.

Блок 5«Человек, функционирование организма»

Теория: Элементарное знакомство с функциями человеческого организма. Человек – часть природы.

Практика:Игры – эксперименты  Диагностика«Органы чувств человека» «Органы чувств наши помощники»

Блок 6 «Материалы и их свойства»

«Бумага» «Ткань» «Пластмасса» «Стекло» «Металл» «Дерево»

Практика:Экспериментирование с различными материалами: бумага, пластмасса, ткань, металл, дерево.

Блок 7 Мониторинг, диагностика познавательно – экологических знаний, умений и навыков в проведении опытов и экспериментов.

Теория: Диагностика группы детей.

5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК второй год  обучения (6-7 лет)

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Сентябрь

Организационное занятие

Вводное

Беседа

2

Диагностика

Тестирование.

Беседа

Рассказ, практическое занятие

Игра – экскурсия «Юные лаборанты»

2

Рассказ

Беседа

Практика

2

Октябрь

«В Мире растений»

Беседа

Рассказ,

 интегрированное занятие.

1

Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний.

«Запасливые стебли»

Практическое занятие.

1

Практика

«Как семечко себе дом выбирало»

Беседа

Рассказ

Практическое занятие.

1

Рассказ

Беседа

Практика

«Растения тоже дышит»

Практическое занятие.

Игровое занятие.

1

Рассказ

Беседа

Практика

3

Ноябрь

«Почему осенью листья желтеют»

Рассказ

Беседа

Практическое занятие, интегрированное занятие

1

Беседа: диагностика.

Практика Проведение экспериментов

«В гостях у капельки»

Беседа

Практическое занятие Экспериментирование

1

Беседа

Проведение экспериментов

«Что такое почва и для чего она нужна»

интегрированное занятие

Практическое занятие Экспериментирование

1

Беседа: диагностика.

Проведение экспериментов

«Куда тянутся корни?»

Практическое занятие Экспериментирование

2

Рассказ

Беседа

Практика

4

Декабрь

«В гостях у капельки»

 «Превращения капельки»

Практическое занятие Экспериментирование

1

1

Рассказ

Беседа

Практика

Участие в проекте

«Берегите воду».

«Украшение для елочки»

«Волшебная бумага»

Беседа

Практическое занятие

 Экспериментирование с бумагой

2

Практика

Проведение экспериментов

5

Январь

«Защитные свойства снега»

«Лабиринт»

Рассказ

Беседа

Практическое занятие Экспериментирование

2

Беседа

Практика

Участие в проекте

«Елочка- зелёная иголочка»

«Куда исчез сахар»

Беседа

Практическое занятие Экспериментирование «Вода - растворитель веществ»

2

Беседа: диагностика

Практика Экспериментирование

Участие в проекте «Воздух»

6

Февраль

«Ветер и его подружка - ветряная вертушка»

«Солнечные зайчики»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

2

Беседа

диагностика

Практика. Экспериментирование

 Участие в проекте «Откуда появляется ветер»

«Невероятное путешествие по организму»

«Органы чувств человека» «Органы чувств наши помощники»

Беседа

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

3

Беседа

Практика. Экспериментирование

Участие в проекте

«Мой организм»

7

Март

«Волшебные бутылочки»

«Откуда берутся облака?»

Рассказ

Беседа (обобщение представлений детей о звуке)

Практическое занятие Экспериментирование(распространение звука

2

Беседа

Практика.

Экспериментирование

«Очищение воды»

«Как сделать радугу»

«В гостях у золушки»

Рассказ

Беседа

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

2

Беседа

диагностика

Практика

Экспериментирование

Участие в проекте

«22 марта –Всемирный день воды»

8

Апрель

«Тайна хрустальной туфельки»

«Испытание магнита»

Беседа

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

1

Беседа

Практика.

Экспериментирование

с материалами

«Термометр»

«Приключения Буратино»

«Удивительная глина»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

2

Беседа

Практика.

Экспериментирование

Участие в проекте

 «День Земли»

9

Май

«Легкая пластмасса»

«Электричество вокруг нас»

Рассказ

Практическое занятие Экспериментирование

Интегрированное занятие

1

Беседа

Практика.

Участие в проекте «Вторая жизнь мусора»

«Как веточка весну встречала»

«Незнайка и мороженое» сезонное изменения в природе.«теплопередача».

Беседа

Практическое занятие

Интегрированное занятие

2

Диагностика

Беседа

Практика.

Итоговое

тестирование,мониторинг.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

Методическое материалы:

Для данной программе подобран специальный методический материал:

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; книги познавательного характера, атласы;
  • карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента);
  • индивидуальные дневники экспериментов;

Для эффективной организации образовательного процесса в рамках программы необходимы:

  • Специальное помещение, оборудованная детская лаборатория;
  • часы песочные;
  • глобус; микроскоп;
  • ноутбук;

Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для реализации программы

  • бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры;
  • клеёнчатые фартуки, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, полотенца.
  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
  • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
  • технические средства,

Для творчества:

  • Бумага белая и цветная, картон;
  • Акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
  • Пластилин;
  • Салфетки.
  • рулетка, портновский метр, линейка, треугольник;

Краткое описание:

Данная программа предусматривает обучение и воспитание детей, имеющих различный уровень психофизического развития, так как большинство из них не посещают массовые детские сады. Занятия проводятся фронтально со всеми детьми группы. Содержание тематического плана может из года в год частично корректироваться, в программу могут вноситься изменения, отражающие новые методики и требования.

Методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа)
  • практический, (упражнения, примеры, задачи)
  • наглядный (демонстрация картин, учебных видеофильмов, иллюстрации)
  • объяснительно-иллюстративный,
  • игровой

И воспитания:

  • убеждение,
  • поощрение,
  • упражнение,
  • стимулирование,
  • мотивация

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная,
  • индивидуально – групповая,
  • групповая

Формы занятия:

  • беседа,
  • игра,
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • эксперимент
  • защита проекта
  • наблюдение
  • презентация

Педагогические технологии:

  • технология группового обучения,
  • технология развивающего обучения,
  • технология проблемного обучения,
  • технология игровой деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • технология проектной деятельности
  • технология решения изобретательских задач
  • здоровьесберегающая технология

Система отслеживания и оценивания результатов:

Методическое обеспечение также включает в себя различные диагностические методики, используемые педагогом в ходе занятий с детьми.        

        Формы промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. начальный контроль (сентябрь) определение знаний путём беседы с обучающимися;
  2. текущий контроль (в течение всего учебного года) проведение опытов и экспериментов, защита краткосрочных проектов.
  3. промежуточный контроль (январь) тестирование
  4. итоговый контроль (май) итоговое занятие,отчётное мероприятие - защита проекта.

Методы отслеживания образовательных результатов

Образовательный уровень обучающихся определяется при помощи мониторинга:

  • Оценка предметных результатов - «Знания, умения, навыки»
  • Оценка личностных результатов - «Мотивация к знаниям», «Творческая активность»
  • Оценка метапредметных результатов – «Познавательная деятельность», «Достижения»

Формы фиксации образовательных результатов

Формами фиксации образовательных результатов учащихся являются оценочные материалы: журнал посещаемости, тестирование.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Подведение итогов реализации программы происходит на открытых занятиях, защитах проектов (в соответствии с предметным содержанием изучаемого материала)

Проведение совместных с родителями и общественностью экологических акций,заданий, опрос, викторины, индивидуальные игровые задания и карточки.

Участие в конкурсах, тестирование.

6.1. Первый  год  обучения (5-6 лет)

Тема занятия

Форма

занятий.

Приёмы методы.

Дидактические материалы.

Техническое оснащение материалы и инструменты.

Форма подведения итогов.

1

Знакомство с лабораторией

Беседа: диагностика познавательных знаний, экскурсия по лаборатории.

Наглядные, словесные, объяснительно -иллюстративный

Иллюстрации, презентация

Детская лаборатория «Экспериментайка», ноутбук, проектор, экран, плакаты по технике безопасности

Диагностика, тестирование.

2

Знакомить с приборами помощника-ми.

«Волшебные стеклышки»

Беседа: диагностика познавательных знаний.

Наглядные, словесные, объяснительно – иллюстративные, опыты эксперименты, метод  контроля.

Иллюстрации, презентация.

Аудио и видео техника, лабораторные приборы помощники.

Тестирование.

3

4

«Волшебница-вода»

Беседа: диагностика познавательных знаний, опыты и эксперименты с водой.

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля.

Иллюстрации, презентация.

Аудио и видео техника

Обсуждение итогов эксперимента, изложение детьми выводов. 

5

«Свойства воды»

опыты и эксперименты с водой.

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Иллюстрации, презентация.

Аудио и видео техника, лабораторные наборы для проведения опытов и экспериментов с водой.

Обсуждение итогов эксперимента, формулировка детьми выводов. 

Тестирование.

6

«Для чего человеку

песок и глина»

Беседа: диагностика познавательных знаний, Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

 опыты и эксперименты с песком и глиной.

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Презентация, д/и  «Из чего это сделано»

Аудио и видео техника, лабораторные наборы для проведения опытов и экспериментов с песком иглиной.

Обсуждение итогов эксперимента, формулировка детьми выводов. 

7

«Удивительный песок» - «Песочные часы»

Беседа: диагностика познавательных знаний, игры с песком, опыты и эксперименты с песком и глиной

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, экспериментальные игры

Презентация

Аудио и видео техника, песочные часы.

Обсуждение итогов эксперимента, формулировка детьми выводов. 

8

«Воздух – первое знакомство: вдох – выдох»

Беседа: диагностика познавательных знаний, дыхательная гимнастика, опыты и эксперименты с воздухом.

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Презентация , плакаты, дыхательная система человека.

Аудио и видео техника

лабораторные наборы для проведения опытов и экспериментов с воздухом,.воздушные шары.

Обсуждение итогов эксперимента, формулировка детьми выводов, тестирование.

9

«Прогулки невидимки»

Беседа, наблюдение за ветром, игры с вертушками.

Наблюдения, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод

Иллюстрации.

Лабораторный прибор для измерения силы ветра, вертушки.

Обсуждение итогов эксперимента, формулировка детьми выводов.

10

«Поиск воздуха»

Беседа, наблюдение за погодой, за листочками на деревьях за летающими предметами.

Игра «Бумажный вихрь»

Наблюдения, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Презентация плакаты «Корневая система растений»

Аудио и видео техника

лабораторные наборы для проведения опытов и экспериментов с воздухом.лабораторные наборы для проведения опытов

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

11

«Воздух работает»

Беседа: диагностика познавательных знаний, где применяется работа воздуха.

Наблюдения, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Презентация плакаты

лабораторные наборы для проведения опытов

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

12

«Вода превращается в  лёд»

Беседа, наблюдения на прогулках, диагностика знаний.

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц

Термометры для измерения температуры воды, красители пищевые и не пищевые.

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

13

«Где

быстрее?»

Беседа, наблюдения на прогулках, диагностика познавательных способностей.

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц

Термометры для измерения температуры воздуха, варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

Диагностика, тестирование. Участие в проекте о воде

14

«Замёрзнет или нет?»

Беседа, наблюдения на прогулках, диагностика«Меняет форму» Наблюдение «Замерзшая вода» Совместный эксперимент «Тающий лед» «Греет ли одеяло?»

Наблюдения, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля.

Термометры для измерения температуры воды, пищевая соль.

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов. Участие в проекте о воде

15

«Звенящая вода»

Беседа, наблюдения, опыты и эксперименты с водой

Карточки схемы к опытам, таблиц.

лабораторные наборы для проведения опытов

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

16

«Впитывание воды»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с водой

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц

лабораторные наборы для проведения опытов с водой, кусочки: кожи, меха, ткани, бумаги.

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

17

«Твердая вода.

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с водой

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц

лабораторные наборы для проведения опытов с водой

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

18

«Соль. Тает, не тает»

Презентация плакаты

Аудио и видео техника

пищевая соль

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

20

«Дружба красок»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с красками.

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц

Красители пищевые и не пищевые, наборы сосудов для воды.

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

21

«Свет и тень»

Фигурки из картона.

Настольная лампа, свеча.

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента

22

«Поймаем солнечного зайчика»

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения, рисование «Солнышко»,

«Сказка солнечного лучика»,

Маленькие зеркала

Рассматривание рисунков, рассказ как можно сделать солнечного зайчика.

23

«В маленьком семени прячется растение»

«Веточка тополя встречает весну»

Эксперимент «Дружба фасолинки с водой»

.

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения,

Презентация плакаты

Аудио и видео техника,

лабораторные наборы для проведения опытов, Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы.

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента Участие в проекте « огород на окне»

24

«Что нужно растениям для жизни?»

Уход за комнатными цветами

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения,

Карточки схемы к опытам, таблиц по уходу за растениями.

Наборы по уходу за растениями

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента

Участие в проекте « огород на окне»

25

«Лабиринт»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с растениями.

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения,

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

Участие в проекте « огород на окне»

26

«Посадим огород»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с растениями.

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Презентация

Аудио и видео техника. Луковицы на каждого,  стаканчики с водой и землёй. Лоток с землёй, горох, лейки, палочки для взрыхления

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента Участие в проекте « огород на окне»

27

«Условия, необходимые для роста растений»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с растениями

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Карточки схемы к опытам, таблиц по уходу за растениями

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента Участие в проекте « огород на окне»

28

29

«Как устроены перья у птиц»

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Презентация

Аудио и видео техника

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента Участие в проекте «Птицы наши верные друзья»

30

«Есть ли в почве воздух?»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с растениями

Участие в проекте « огород на окне»

31

32

«Почему заяц зимой белый?»

Презентация Д/и «Помоги животному спрясться»

Аудио и видео техника

33

«Дождь в банке»

Презентация плакаты

Аудио и видео техника лабораторные наборы для проведения опытов,

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента

34

Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты»

35-36

Беседа: диагностика познавательно – экспериментальных, экологических знаний

Определение уровня знаний детей

Защита проекта «Огород на окне» Работа с диагностическими картами.

6.2. Второй  год  обучения (6-7 лет)

Тема занятий

Форма занятий.

Приёмы методы.

Дидактические материалы.

Техническое оснащение материалы и инструменты.

Форма подведения итогов.

1

Организационное занятие

Вводное

Игра – экскурсия «Юные лаборанты»

Беседа: диагностика познавательных знаний, экскурсия по лаборатории.

Наглядные, словесные, объяснительно -иллюстративный

Иллюстрации, презентация

Детская лаборатория «Экспериментайка», ноутбук, проектор, экран, плакаты по технике безопасности

Диагностика, тестирование.

2

«В мире растений»

Беседа: диагностика познавательных знаний.

Обсуждение итогов  эксперимента, изложение детьми выводов. 

Наглядные, словесные, объяснительно – иллюстративные, опыты эксперименты, метод  контроля.

Иллюстрации, презентация.

Аудио и видео техника, лабораторные приборы помощники.

Тестирование.

Обсуждение итогов  эксперимента, изложение детьми выводов. 

3

«Запасливые стебли»

4

«Как семечко себе дом выбирало»

Беседа: диагностика познавательных знаний, Обсуждение итогов  эксперимента, изложение детьми выводов. с водой.

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля.

Иллюстрации, презентация.

Аудио и видео техника

Обсуждение итогов  эксперимента, изложение детьми выводов. 

5

«Растения тоже дышит»

опыты и эксперименты с водой.

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Иллюстрации, презентация.

Аудио и видео техника, лабораторные наборы для проведения опытов и экспериментов с водой.

Обсуждение итогов  эксперимента, формулировка детьми выводов. 

Тестирование.

6

«Почему осенью листья желтеют»

Беседа: диагностика познавательных знаний, Проблемная ситуация «Что было бы, если бы?»

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Презентация, д/и  «Когда это бывает?» «Сезонные приспособления растений»

Аудио и видео техника, лабораторные наборы для проведения опытов и экспериментов с листьями деревьев.

Обсуждение итогов  эксперимента, формулировка детьми выводов о наличии зеленого вещества в листьях. 

7

«В гостях у капельки»

Беседа: диагностика познавательных знаний, проведение опытов и экспериментов, фиксирование рез.

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, экспериментальные игры

Презентация  «Круговорот воды в природе» мультфильм «Путешествие капельки»

Аудио и видео техника, Пластиковые стаканчики, емкости разной формы, емкости с водой.

Обсуждение итогов  эксперимента, формулировка детьми выводов. 

Участие в проекте «Берегите воду»

8

«Что такое почва и для чего она нужна»

Беседа: диагностика познавательных знаний, проведение опытов и экспериментов, фиксирование рез.

Наглядные, словесные, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Презентация , плакаты просмотр презентации «Для чего нужна почва?».

Аудио и видео техника

лабораторные наборы для проведения опытов и экспериментов с почвой.

Обсуждение итогов  эксперимента, формулировка детьми выводов, тестирование.

9

«Куда тянутся корни?»

Беседа и установление связи видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

Наблюдения, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля.

Иллюстрации,

Карточки – схемы для проведения опытов, презентация «Вершки икорешки»

Аудио и видео техника

лабораторные наборы для проведения опытов и экспериментов с почвой.

Обсуждение итогов  эксперимента, формулировка детьми выводов.Подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой;

10

«В гостях у капельки»

Беседа, наблюдение за погодой

Наблюдения, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Презентация плакаты «Вода – жизнь на планете Земля»

Аудио и видео техника

лабораторные наборыдля проведения опытов

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.Фиксация результатов в проекте «Берегите воду»

11

«Превращения капельки»

Беседа: диагностика познавательных знаний, очищающее свойство воды.

Наблюдения, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля

Презентация плакаты карты схемы изготовление фильтра.

Лабораторные наборы для проведения опытов и экспериментов с водой

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

12

«Украшение для елочки»

Беседа, наблюдения за елочкой,закреплени представления детей о том, что вода бесцветна, но в ней могут растворятся некоторые вещества (краски) и окрашивать её; вода жидкая и не имеет формы

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц

Термометры для измерения температуры воды, красители пищевые и не пищевые.

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов, фиксирование результатов в проекте «Елочка зелёная иголочка».

13

«Защитные свойства снега»

Беседа, наблюдения на прогулках, диагностика познавательных способностей.

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц

Термометры для измерения температуры воздуха, Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

Диагностика, тестирование. Участие в проекте «Елочка зелёная иголочка».

14

«Лабиринт»

Беседа, о благоприятном воздействии свет на растения, наблюдения, опыты и эксперименты с растениями.

Наблюдения, объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод контроля.

Иллюстрации,

Презентация «Движение растений»

Аудио и видео техника

Картонная коробка ,картофельный клубень.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

15

«Куда исчез сахар»

Беседа, наблюдения, опыты и эксперименты с водой её свойство растворителя.

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц.

Карточки схемы к опытам, таблиц.

Аудио и видео техника

лабораторные наборы для проведения опытов

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

16

«Невидимка воздух»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с водой

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц

Аудио и видео техника лабораторные наборы для проведения опытов с воздухом

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

17

«Ветер и его подружка - ветряная вертушка»

.

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с водой

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц Презентация «Работа ветра»

Схема изготовления «вертушки»

лабораторные наборы для проведения опытов с воздухом(нагревательный прибор, 2 свечки)

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

18

«Солнечные зайчики»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с солнышком и зеркальцем.

Наглядные, словесные, объяснительно – практический метод, опыты эксперименты, метод контроля.

Презентация плакаты

лабораторные наборы для проведения опытов с солнечным светом.

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

20

«Невероятное путешествие по организму»

Беседа, наблюдения опыты

Наглядные, словесные,

Карточки схемы к опытам, таблиц.

Иллюстрации

лабораторные наборы для проведения опытов

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента, формулировка детьми выводов.

21

«Органы чувств человека» «Органы чувств наши помощники»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с органами чувств.

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц,

Карточки схемы к опытам, таблиц.

Иллюстрации

Наборы для опытов: баночки с ароматами, кусочки различных материалов с разной фактурой, цветная бумага.

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

22

«Волшебные бутылочки»

Беседа, наблюдения опыты

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения.

Бутылочки с водой , презентация «Как получается звук»

Аудио и видео техника Музыкальные инструменты, коробочки  «шумелки».

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

23

«Откуда берутся облака?»

Беседа, наблюдения опыты и эксперимент «Облако в банке»

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения,

Презентация плакаты

Аудио и видео техника,

лабораторные наборы для проведения опытов.

Набор для показа опыта «Облако в банке»

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента Участие в творческом «Облака белогривые лошадки»

24

«Очищение воды»

Беседа, наблюдение, опыт, эксперимент с грязной водой.

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения,

Карточки схемы к опытам, таблиц по очищению воды.

Раздаточный материал для изготовления простейшего фильтра для воды.

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

Защита проекта «Берегите Воду»

25

«Как сделать радугу»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения,

Карточки схемы к опытам

Аудио и видео техника,

лабораторные наборы

Прямоугольный лоток, вода , зеркало, настольная лампа.

Участие в проекте « огород на окне»

26

«В гостях у золушки»

«Мир ткани»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты с тканями

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Презентация

Плакаты образцы тканей.

Аудио и видео техника.

Раздаточный материал для изготовления подарка

Обсуждение итогов наблюдений и эксперимента Участие в проекте «Подарок маме»

27

«Тайна хрустальной туфельки»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Карточки схемы к опытам, таблиц, презентация « Из чего делают стекло»

Аудио и видео техника

Раздаточный материал

Обсуждение итогов   наблюдений и эксперимента Участие в проекте « огород на окне»

28

Испытание магнита «Найди клад в пустыне»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Карточки схемы к опытам

Иллюстрации

Аудио и видео техника

лабораторные наборы для проведения опытов

Обсуждение итогов 

наблюдений и эксперимента

29

«Термометр»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты

Объяснительно – практический, проблемная ситуация, опыты эксперименты, метод наблюдения

Презентация «Температура и термометр»

Аудио и видео техника

Обсуждение итогов 

наблюдений и эксперимента Участие в проекте «Метеостанция»

30

«Приключения Буратино»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты  с деревянными предметами

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Карточки схемы к опытам

Иллюстрации

Деревянные игрушки, ванночки с водой

Аудио и видео техника

лабораторные наборы для проведения опытов

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

31

«Удивительная

глина»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты  с глиной

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Аудио и видео техника

лабораторные наборы

глина сухая и сырая дощечкам, молоточек

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

32

«Легкая пластмасса»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Презентация «Предметы из пластмассы»

Аудио и видео техника полиэтиленовый пакет, пластиковая булка 1,5, маленькая гирька.  

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

33

«Электричество вокруг нас»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Презентация плакаты

Аудио и видео техника лабораторные наборы для проведения опытов,

Воздушный шарик, шерстяная вещь, фольга, расческа

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

34

«Как

веточка весну встречала»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Карточки схем Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Аудио и видео техника лабораторные наборы для проведения опытов

(веточка в стакане с водой)

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

35

«Незнайка и мороженое»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты

Определение уровня знаний детей

Презентация плакаты, метод наблюдения

Аудио и видео техника лабораторные наборы

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

36

 «Теплопередача»

Беседа, наблюдения опыты и эксперименты

Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

Карточки схем Объяснительно – практический, опыты эксперименты, метод наблюдения

лабораторные наборы для проведения опытов

Обсуждение итогов  наблюдений и эксперимента

Диагностика

(первый, второй год обучения)

Диагностическая карта

Название кружка «Что? Где?  Как?»

Содержательная составляющая программы кружка – усвоения знаний,

 умений, навыков по экспериментально-исследовательской деятельности

Направленность – естественно - научная

Руководитель Александрова С.В.

Учебный год – 2021-2022 уч. год

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА по экспериментальной деятельности с детьми кружка «Что? Где? и Как?».

Дата _________________   Воспитатель   Александрова С.В.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится  эксперементи-ровать

  Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т .п.

Уровень развития произвольного внимания, работоспособности

Сравнивает сходные по внешнему виду предметы

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого.

Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений.

Баллы

Средний балл

Сен

Янв

Май

Сен

Янв

Май

Сен

Янв

Май

Сен

Янв

Май

Сен

Янв

Май

Сен

Янв

Май

Сен

Янв

Май

Сен

Янв

Май

1

Высокий  уровень(3 балла):

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Может устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний уровень (2 балла):

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий  уровень(1 балл):

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Литература для детей:

1. Василий Ромодин. Почему ветер дует, сердце стучит, а ботинки не летают? 100 опытов, фокусов, экспериментов и удивительных фактов.

2. Виталий Зарапин. Опыты Тома Тита. «Удивительный свет»

3. Любовь Вайткене. Опыты и эксперименты.

4. Эдуард Банкери. Опыты и эксперименты на каждый день

Методические пособия для воспитателя:

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольномобразовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно – экспериментальнаядеятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представленийи экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольногообразования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детейсреднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты вдетском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старшийдошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно – экспериментальнойдеятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельностьстаршего дошкольного ребенка в детском саду»

12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -с. 2-10.

13. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольниковприобретать знания. Ярославль, 2002

14. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -М - 2011. - С.224

15. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическоепособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.

16. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по реализации вариативной части  основной образовательной программы  дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...