Исследовательский проект "Опыты на кухне" (4-6 лет)
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Ичеткина Надежда Владимировна

Представлены цели и задачи, сроки реализации, план, ожидаемые результаты,методические материалы материалы для проведения опытов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

 КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 185

664053, г. Иркутск, ул. Ниты Романова 14, тел.(факс) 48-29-54

Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с № 185

______________О.А. Кочнева

«_29__» _ноября_ 2022__ г.

                                                                                                                                                                                     

Исследовательский проект
«Опыты на кухне»

                                                                  Автор проекта:

Ичеткина Надежда Владимировна

      воспитатель

      первой квалификационной категории

     

Иркутск, 2022г.

Тип проекта: исследовательски-творческий, при участии родителей

Место проведения: МБДОУ г. Иркутска д/с №185, семьи воспитанников

Авторы проекта: воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №185 Ичеткина Н.В.

Участники проекта: дети старшей возрастной группы, родители, воспитатели Ичеткина Н.В., Распутина Н.А.

Продолжительность проекта: краткосрочный (10 дней)

Ориентированность проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители

Приобщение родителей к исследовательской деятельности детей в домашних условиях и презентация проекта в форме фотоотчета.

Образовательная область: познавательное развитие детей

По количеству участников: групповой

Срок реализации проекта: ноябрь 2022 года

По продолжительности: краткосрочный (10 дней)

Цель проекта: создать условия, способствующие развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, установлению доброжелательных детско-родительских отношений.

Актуальность проекта

Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Что является решением одной из задач для подготовки ребёнка к школе.

Проблема

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. К сожалению, такую деятельность не часто можно проводить в дошкольном учреждении с ребёнком индивидуально, поэтому в этом мы стараемся приобщать родителей.

Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь существует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на кухне, руководствуясь мамиными или папиными инструкциями, и, конечно, под их наблюдением. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама или папа не спешит делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ самому.

Задачи проекта:

1. Повышать уровень родительской грамотности в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей и компетентности родителей по экспериментальной деятельности.

2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, знания о свойствах, качествах предмета и его применении в быту.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.

4. Создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности.
5. Знакомить родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
6. Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.
7. Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения распространить положительный семейный опыт.
8. Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.

9. Формировать навыки безопасного проведения опытов в быту.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный 

  1. Постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта.
  2. Изучение методической литературы, разработка опросников, консультаций, подборка картотек опытов

II этап – Основной

  1. Опрос родителей по теме: «Детское экспериментирование»
  2. Ознакомление родителей с консультациями из цикла «Опыты на кухне»
  3. Проведение акции «Экспериментальные выходные»
  4. Создание фотоальбома «Экспериментируй дома»

III этап – Заключительный

  1. Анализ результатов проекта
  2. Представление опыта работы на методическом объединении воспитателей Ленинского округа

Модель реализации проекта

• Направления работы - сотрудничество с родителями и детьми

Ресурсное обеспечение проекта:

• Уголок экспериментирования в группе.

• Обеспечение родителями необходимыми материалами для экспериментирования на кухне.

• Картотека и консультации для родителей опытов и экспериментов “ Опыты на кухне”.

Форма реализации проекта - фотографирование процесса деятельности детей; фотоотчет с кратким описанием опыта; представление опыта работы на методическом объединении воспитателей Ленинского округа.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

• Сформированность положительной мотивации на экспериментальную деятельность в домашних условиях.

• Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.

• Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

• Развитие и поддержка творческой активности детей.

Для педагога:

• Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Для родителей:

• Повышение уровня экспериментального сознания.

• Развитие коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.

• Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного проведения опытов в быту.

План экспериментальной деятельности (опыты на кухне)

Опыт «Как покрасить живые цветы»

Цель: благодаря этому эксперименту ребёнок сможет наблюдать движение воды в растениях.

Материал и оборудование:

Цветы с белыми лепестками, ёмкости для воды, пищевые красители разных цветов, вода.

Опыт «подводная лодка»

Цель: показать детям, что частицы соли в воде удерживают предмет.

Материалы и оборудование:

два стакана с водой, соль, яйцо

Опыт: «волшебная мука»

Материалы и оборудование: мука, вода.

Цель: показать детям, что мука сыпучая, мягкая, лёгкая, белая. На муке можно рисовать разные фигуры, узоры. Если добавить в муку воду, она становится липкая и не сыпется, из теста можно лепить.

Опыт: «Волшебные пузыри»

Материал и оборудование: ёмкость, вода, жидкое мыло.

Цель: показать детям, что если в воду добавить жидкое мыло, то получается мыльный раствор, с помощью которого можно надуть мыльный пузырь.

Опыт: «Испаряется ли вода»

Материал и оборудование: ёмкость, вода, свеча.

Цель: показать детям, что при нагревании жидкость испаряется.

Опыт: «Шарик-магнит»

Материал и оборудование: воздушный шар, бумага.

Цель: доказать детям, что, если потереть шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд и притягивает к себе бумагу.

Опыт: «Греет ли шуба»

Материалы и оборудование: два стаканчика мороженного в бумажной обертке, шуба.

Цель: доказать детям, что мороженное, завернутое в шубу не тает, потому что шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло.  

Опыт: «Упорная воронка»

 Материалы и оборудование: 2 воронки, две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру, пластилин, кувшин с водой.

Цель: доказать, что вода не может течь, если не вымещается воздух.

Ход: Вставьте в каждую бутылку по воронке. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Поставьте на стол бутылку с пластилином. Налейте в воронку воды до верха.  Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.

Объяснение: В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку. Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

Опыт: «Танцующие хлопья»

Материалы и оборудование: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер

Ход

Расстелите на столе бумажное полотенце. Высыпьте на полотенце хлопья. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шарик о шерстяной свитер. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.

Результат: Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.

Объяснение: В этом эксперименте вам помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов - отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты, - например, волосы или шерсть, - которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдет от шерсти на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.

Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.

Опыт: «Сортировка»

Материалы и оборудование: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) соли, 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной свитер, помощник.

Ход: Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца.

Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение: Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Опыт: «Утопи и съешь»

Материалы и оборудование: два апельсина, миска с водой.

Ход. Положите в миску с водой один апельсин. Он будет плавать. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Апельсин утонет.

Объяснение: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

Опыт: «Надуваем шарик»

Материалы и оборудование: шарик, сода, уксус, бутылка, миска.

Ход. Сделайте раствор соды и уксуса. Смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Начнется выделение углекислого газа. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384);

Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

 КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 185

664053, г. Иркутск, ул. Ниты Романова 14, тел.(факс) 48-29-54

Отчет

о реализации проекта

«Опыты на кухне»

Срок реализации проекта: ноябрь 2022 года. 

По продолжительности: краткосрочный

Тип проекта: исследовательски-творческий.

По количеству участников: групповой.

Автор проекта «Опыты на кухне»: воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №185 Ичеткина Н.В.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагогический коллектив: воспитатели Ичеткина Н.В., Распутина Н.А.

Актуальность: Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Что является решением одной из задач для подготовки ребёнка к школе. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы. Кроме того, совместный проект с родителями и детьми создает условия для формирования благоприятных детско-родительских отношений.

В план проекта вошли такие формы работы с детьми как занятия, беседы, рассматривание схем проведения опытов, фактическое проведение опытов, с родителями был проведен опрос, консультации по теме, предоставление картотек опытов

В утренние и вечерние отрезки времени дети совместно с воспитателями рассматривали иллюстрации, наглядные дидактические пособия по тематике, проводили опытно-экспериментальную деятельность.

Для организации проекта проведена определённая работа по созданию предметно – развивающей среды, которая представлена следующим образом: картотеки опытов, схематические и наглядные изображения, материалы и оборудование для проведения.

Для родителей созданы папки – передвижки, памятки, наглядный уголок в группе, картотеки, фото-отчеты, фото-презентация. С родителями был проведен опрос «Детское экспериментирование», консультации из цикла «Опыты на кухне».

Итоговые мероприятия проекта:

  1. Акция «Экспериментальные выходные»
  2. Фотоальбом «Экспериментируй дома»
  3. Представление опыта работы на методическом объединении педагогов дошкольных образовательных учреждений Ленинского округа.

Результаты проекта: у детей формировалась положительная мотивация на экспериментальную деятельность в домашних условиях, расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности; у родителей повысился уровень экспериментального сознания, сотрудничества с ребенком, сформировались благоприятные детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности.

Проект представлен:

- на педагогическом совете № 2 МБДОУ г. Иркутска детский сад № 185 от 29.11.22 года.

- на методическом объединении педагогов дошкольных образовательных организаций города Иркутска Ленинского округа от 24.04.2023г.

     Решение педсовета: продолжить работу по организации познавательно-исследовательской деятельности, расширить контингент родителей и детей, включив проект в общий план мероприятий на следующий год.

Заведующий МБДОУ города Иркутска

детский сад № 185                                  _______________О.А. Кочнева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам: «Математика на кухне», «Математика на прогулке»

Экспериментально-исследовательская деятельность - один из видов проблемно-игровых технологий. Она направлена на самостоятельный поиск и проиобретение детьми новой информации....

Исследовательская работа Некрасова Ивана "Сказка в доме и на кухне"

Актуальность: Еда – это, то без чего не сможет жить ни один человек, ни одно животное.  Русская народная сказка – это «учебник жизни». В русских народных сказках животные ...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса на кухни"

Цель: Ознакомление детей со свойствами продуктов питания через детское экспериментирование.Задачи: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов;-...

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке».

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развитияпо темам «Математика на кухне»,«Математика на прогу...

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке»,

Этапы руководства предложенными вариантами экспериментально - исследовательской деятельностиВарианты познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью матема...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».

Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.Представленный конспект – является автор...