формирование познавательной активности дошкольников посредствам организации совместной опытно - эксперементальной деятельности
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Шкарупова Ольга Владимировна

ребенок всегда хочет узать, что то новое интересное.А как же, это все узнать без эксперементирования?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_shkarupova_o.v._04.04.23.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы на муниципальных методических объединениях педагогов дошкольных образовательных организаций: «Формирование познавательской активности дошкольников посредством организации совместной опытно – экспериментальной деятельности»                                                     

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. Совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

В проект включены разные формы работы с дошкольниками познавательно-исследовательской деятельности, игр – экспериментов, из которых дети узнают о свойствах и качествах материалов: бумаги, ткани, дерева, стекла, пластмассы и др., нужно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

Придя в спортивный зал, мы обратили внимание, что мячи бывают не только круглой формы, но и овальной. Во время игры мяч у детей отскакивал плохо от земли, т. к. его форма была овальной, а при игре в футбол мяч хорошо отскакивал.

1.И тогда мы решили«Что форма мяча действительно помогает прыгать мячу»

Вывод: Таким образом, для того, чтобы мяч хорошо прыгал, он должен быть круглым.

2. Затем мы решили проверить второе предположение: «Может быть, мяч прыгает потому, что он резиновый?».

Мячи из пластмассы легкие, мягкие и не прыгают, но с ними можно весело поиграть.

Мячи резиновые лёгкие, хорошо прыгают и их удобно отбивать от пола.

Вывод: Мячи делают из разных материалов, но мячи, которые сделаны из резины, прыгаю лучше.

Коммуникативной деятельности.

Сюжетно ролевая игра «Какие предметы делают жизнь удобной»

Целью которого является: научить определять назначение предметовделающих жизнь удобной; устанавливать причинное – следственные связи между явлением окружающей жизни и предметом, который помогает человеку легче переносить неудобства, связанные с этим явлением; устанавливать связь между предметом и пользой от него.

Так в деятельности по познавательскому исследовательскому проекту «Волшебница – вода»

Мы с детьми делали эксперимент: «Где спряталась вода в овощах и фруктах?», так же опыт «Путешествие разноцветных капелек» - получение сока разными способами. Цель которого была: Получение свежевыжатого овощного сока из моркови и способ его приготовления.

В коммуникативной деятельности играли игровые упражнения «Договори слово», играли в игру «Кто больше назовет жителей воды?» Целью которой была: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Следующий вид деятельности по познавательно – исследовательскому проекту «Наши помощники»

Применяли комплексы самомассажа, в том числе с природным материалом,

кистей и пальцев рук с использованием природных материалов (шишки, деревянные палочки, семена, крупы, морские камешки и другое) очень интересен детям дошкольного возраста.

       Казалось бы, простые предметы, не требующие больших затрат, открывают огромные возможности не только для тренировки тонких движений, но и для общего развития ребенка.

       Природные материалы, помимо оздоровления и активизации организма, помогают решить множество задач:

— формирование познавательной активности;

— развитие творческого воображения;

— развитие психологических процессов;

— воспитание усидчивости.

       Наконец, главное, что несут в себе природные материалы, — это укрепление здоровья, повышение иммунитета детей.

Кроме того, с детьми для формирования познавательской активности дошкольников посредствам организации совместной опытно – эксперементальной «Печатали пальчиками», рисовали ладошками, делали разноцветные капельки

Поиграли  в игры: «Угадай, какой инструмент звучит», «Угадай мелодию», «Узнай по голосу».  

В трудовой деятельности использовала как: Выращивание лука., посадка семян цветов.

Целью которой была: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе

Задачами: Расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах.

В результате спланированной организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково–исследовательской деятельности, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. У детей развиваются такие качества личности, как: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность, целеустремлённость.

Привлекая внимание детей, происходящим вокруг нас, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Подводя итог, хочу сказать, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек, мы способствуем в процессе экспериментальной деятельности развитию детских способностей. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством русской народной игры» консультация

Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие ...

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»

laquo;Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»...

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....