Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Табакова Татьяна Вениаминовна

Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» в старшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_poznav-e_pereletnye_ptitsy_osen.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы»

Задачи: формировать представления детей о перелетных птицах. Уточнять и расширять представления об особенностях внешнего вида, повадках перелетных птиц и приспособлении их к среде обитания. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений). Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

Ход НОД.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (Стихотворение про осень). Куда же птицы улетели? (Птицы улетают осенью на юг).

Воспитатель: В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы ты не гулял: в городском парке, на берегу моря, в лесу – везде ты можешь увидеть птиц. Тело птиц покрыто перьями, которые помогают им сохранить тепло и придают неповторимую окраску. Птицы живут в гнездах, которые строят их листьев, травы, веточек, пуха, но некоторые птицы могут жить на камнях. Самка откладывает яйца. А затем высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Воспитатель: А почему птицы улетают? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель задает наводящие вопросы) 

Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края? (насекомоядные) А как отличить насекомоядных птиц? По клюву – он прямой, удлиненный или заостренный, чтобы удобнее было ловить насекомых. Это, например, скворец, ласточка, соловей.

-Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно, становится мало корма – насекомых они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

-Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему? (Потому что становится холодно, водоемы постепенно замерзают и негде становится жить водоплавающим птицам – уткам, гусям, лебедям)

А чем отличаются водоплавающие птицы? (у них есть специальные перепонки на лапках)

Перед полетом птицы совершают пробные полеты (тренируются), больше обычного едят, «нагуливают жирок»- потому что в полете им подкрепиться негде. А как же птицы находят дорогу на юг? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Птицы летят всегда группами — стаями. Во главе стаи – самая сильная птица – вожак. Порядок в стае очень строгий, каждая птица летит на своем месте. Весной птицы снова собираются в свои стаи. Эти стаи называются по-разному:

Клин (в виде треугольника) – журавли,

другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию, вереница – гуси, лебеди.

некоторые птицы улетают «стайками», все вместе  – ласточки, грачи, скворцы.

Воспитатель: А теперь подойдите к магнитной доске и посмотрите на картинки. Как вы думаете, почему они разделены на две группы? Правильно, в одной стороне доски прикреплены изображения перелетных птиц, а с другой – зимующих. Назовите, каких птиц вы узнали.

Дети с опорой на картинки называют зимующих, перелетных птиц.

Воспитатель: А хотите сейчас отправится в путешествие по лесу? Для этого надо закрыть крепко глазки и произнести заклинание:

Глазки закрываем, в лес перелетаем. Фокс, покс!

Дети закрывают глаза. Воспитатель включает аудиозапись с голосами птиц. Дети отгадывают, какую птицу они слышат.

Воспитатель: Ну что ж пора возвращаться в наш детский сад. Для этого надо сказать заклинание:

Глазки закрываем, в садик прилетаем. Фокс, покс!

Физкультминутка.

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц. Если дети слышат название перелетной птицы, надо замахать руками, а если название зимующей птицы – присесть на корточки.

Ворона, аист, скворец, воробей, голубь, утка, гусь, ласточка, клест.

Словесная игра. Воспитатель называет птицу, а дети должны сказать, как эта птица подает голос.

Соловей….поет,

Ласточка…щебечет,

Журавль…курлычет,

Ворона…каркает,

Утка…крякает,

Курица…квохчет,

Воробей…чирикает,

Голубь…воркует.

Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц

(постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/

конспект занятия по познавательному развитию  «Перелетные птицы»  /СТАРШАЯ  ГРУППА/...

конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"

Ознакомление с зимующими птицами, особенностями их поведения, любимым для них кормом...

Конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы".

Конспект предназначен для детей старшей группы с целью развития познавательного интереса к нашим пернатым друзьям....

Конспект занятия по познавательному развитию "Перелетные птицы"

Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловь...

Конспект НОД по познавательному развитию " Перелетные птицы"

Данное занятие способствует развитию и закреплению знаний детей о перелетных птицах родного края, об их жизни в весенний период. Также идет закрепление с воспитанниками основных признаков весны, разви...

Конспект занятия по познавательному развитию "Перелетные птицы" в средней группе

laquo;Перелетные птицы» в средней группе.  Тема занятия: Непосредственно-образовательная деятельность Занятие по формированию целостной картины мира «Перелетные птицы»...