Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ТНР на тему «Путешествие в страну профессий»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Таскаева Лариса Владимировна

Цель: создание условий для формирования у детей представления о труде людей разных профессий.

Задачи:

  • (образовательная) расширять знания детей о профессиях людей; учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя стихи, загадки; упражнять в умении определять последовательность звуков в словах, закреплять фонетический анализ слова; обогащать и активизировать словарь по теме «Профессии»
  • (развивающая) развивать у детей речевую активность, монологическую речь (речь-рассуждение; речь-доказательство), диалогическую речь; логическое мышление, слуховое внимание
  • (воспитательная) воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий; понимание общественной важности каждой профессии; умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска

детский сад № 62

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

 в старшей группе ТНР на тему

 «Путешествие в страну профессий»

 

 

 

                                      Составитель: 

                                                                                              воспитатель 

                                         Таскаева Л.В.

                           

 

 

Иркутск, 2023

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ТНР на тему «Путешествие в страну профессий»

Актуальность: каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия для успешной профессиональной ориентации.

         Результативность: мои наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети дошкольного возраста мало знают о профессиях: их название, предметах – помощниках, содержании трудовой деятельности. У них не сформировано уважение к труду взрослых.

Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям.

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 Цель: создание условий для формирования у детей представления о труде людей разных профессий.

Задачи:

  • (образовательная) расширять знания детей о профессиях людей; учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя стихи, загадки; упражнять в умении определять последовательность звуков в словах, закреплять фонетический анализ слова; обогащать и активизировать словарь по теме «Профессии»
  • (развивающая) развивать у детей речевую активность, монологическую речь (речь-рассуждение; речь-доказательство), диалогическую речь; логическое мышление, слуховое внимание
  • (воспитательная) воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий; понимание общественной важности каждой профессии; умение работать в коллективе.

Технологии и методы, используемые в ходе НОД:

 •  Здоровьесберегающие технологии:

- физкультминутка «Профессии», гимнастика для глаз, динамические паузы, смена двигательной активности направлены    на   восстановление    работоспособности   ребёнка, улучшение его самочувствия, повышение

внимания, предупреждение нарушений осанки, для снятия зрительной нагрузки, на оздоровление организма ребёнка.

• Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

-  самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;

- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность

• Информационно-коммуникативные технологии      

          - создание и использование презентации в программе Рower Рoint для                     повышения эффективности проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми

    - подбор иллюстративного, наглядного и дидактического материала на сайтах ОЭР для проведения непосредственной образовательной деятельности

Методы:

 - словесный: беседа, объяснения, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей вопросы, загадывание загадок;

- наглядный: использование иллюстраций, картинок с разнообразными профессиями;

- игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра с наглядным материалом.

Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность, музыкальная деятельность.

Предварительная работа:

  • Беседа с дошкольниками о профессиях, о профессиях родителей.
  • Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
  • Разучивание стихов и чтение загадок, пословиц о профессиях людей.
  • Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?».
  • Проведение сюжетно-ролевых игр: «Поликлиника», «Супермаркет», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др.
  • Оформление выставки рисунков «Ярмарка профессий».
  • Проведение дидактических игр: «Отгадай профессию», «Определи по предмету профессию», «Добавь словечко», речевая игра «Назови профессию».

Материалы: компьютер; экран; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; игрушка-мышонок, волшебный сундучок с картинками с изображением людей разных профессий, сладости для сюрпризного момента.

Ход НОД

Слайд №1. I.Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Встанем мы все вместе дружно, поздороваться нам нужно!

Дети приветствуют гостей: Хорошо, когда при встрече мы всем близким и родным «С добрым утром!», «Здравствуйте!» и «Добрый день!» всем говорим. И мы, ребята, всем присутствующим дружно говорим – «Здравствуйте!». Поклон головой.

  1. Создание мотивации к занятию.

Воспитатель: Милые дети, вы всех прекрасней на свете.

Вот таким хорошим, пригожим я предлагаю сесть на стульчики.

2. Проблемная ситуация.  Звучит сигнал о входящем сообщении

Воспитатель: Ребята, что происходит? Кто-то прислал нам видеосообщение. Посмотрим?

Слайд №2. Сообщение с экрана

-Здравствуйте ребята! Мы жители страны Профессий. У нас случилась беда: злая колдунья Лень напала на нашу страну, заколдовала нас и перепутала все наши профессии. Жители страны Профессий забыли кто, что умеет делать. Нам очень нужна ваша помощь! Чтобы расколдовать нашу страну, нужно разрушить злые чары колдуньи. Только будьте аккуратны, чтобы она вас не увидела в своём волшебном зеркале. Иначе она может вам помешать. Чтобы колдунья не догадалась что вы будете нас спасать, мы отправили к вам маленького мышонка, он поможет вам разрушить чары колдуньи. Мы очень надеемся на вашу помощь!

Воспитатель: Ой, ребята, что же делать? Поможем жителям страны Профессий? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на мышонка, он маленький, но очень отважный (подносит мышонка к уху, прислушивается). У него слабый голосок и он будет через меня подсказывать нам, как не привлечь внимание колдуньи и предупреждать, когда она будет смотреть в волшебное зеркало. У него необычное имя Профи, происходит от слов профессия, профессионал, профессор.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое профессия? (Ответы детей)

- Верно! Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.

Воспитатель: С какого звука начинается имя Профи». Ответы детей.

Воспитатель: Названия, каких профессий начинаются с этого звука?

Ответы детей. Воспитатель: Вставайте в круг, отправляемся мы в путь! Закройте глаза, я сосчитаю до 5, и мы окажемся в стране Профессий…

Ну что, вот мы и на месте.  

II. Основная часть. Слайд №3 – Станция «Профессиональная».

 Воспитатель: Наша первая остановка на станции «Профессиональная».

К людям, какой профессии, относятся изображения, которые вы видите сейчас на экране, профессия водитель.  (После того, как дети назовут профессию, по щелчку мышки на экране появляется фотография человека этой профессии).

Вопросы к слайду: - Чем занимается водитель? Какими качествами он должен обладать? (Дети объясняют, что нужно знать и уметь, чтобы быть водителем). Так ли важна для людей профессия водитель?

Слайд №4, №5 – профессия учитель. 

Слайд №6. Воспитатель: продолжим наше путешествие. Мышонок Профи предлагает разобрать слово «Работа» и узнать сколько в этом слове слогов, звуков и букв. Я думаю, что вы справитесь с этим заданием, ведь скоро вы пойдете в школу.

Дети делают фонетический (звукобуквенный) разбор слова «работа». Слово «работа» содержит 6 букв, 3 слога, 6 звуков. р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый а — [а] — гласный, б — [б] — согласный, звонкий, твёрдый о — [о] — гласный, ударный т — [т] — согласный, глухой, твёрдый а — [а] — гласный.

Молодцы ребята, вы достойно выполнили задание

 Слайд №7. Воспитатель: ОЙ, Мышонок Профи предупреждает, что колдунья смотрит в волшебное зеркало и предлагает немножко отдохнуть и подвигаться на станции «Спортивная». Заодно мы напомним жителям, что делают люди разных профессий.

Физминутка «Профессии»:

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет. (Махи руками)

Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, наша детвора? (Поднимание плеч)

Слайд № 8. Воспитатель: Наше путешествие продолжается, и следующая  Станция «Загадочная». На этой станции все загадывают друг другу загадки и Мышонок Профи предлагает тоже загадывать загадки, но про профессии. Я их прочитаю, а вы отгадываете. Слушайте внимательно!

Загадки:

  1. Скажи, кто так вкусно

готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

3.Кисти, краски и мольберт:

Мамин я пишу портрет

Для картинной галереи,

Отгадай меня скорее! (Художник)

2. Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мешает светофор,

Знает он, что я …. (Шофер)

4. Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (Космонавт)

5. Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать? (Учитель)

6. Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает… (Врач)

 Воспитатель: Ребята, врачи бывают разные. Например, лечит детей педиатр, операции делает хирург, стоматолог лечит зубы, окулист проверяет зрение. А давайте мы с вами представим, что мы врачи–окулисты. Чтобы глазки отдыхали, лучше видели необходимо проводить гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Слайд №9. Воспитатель: Станция «Художественная»

 Мышонок Профи просит помочь жителям страны найти ошибки на картинах Нарисованы картины, но перепутаны профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что перепутано». Ответы и рассуждения детей.

 (Воспитатель берет волшебный сундучок с картинками)

Воспитатель: Ребята, в волшебном сундучке находятся картинки с изображением людей разных профессий. Возьмите каждый себе картинку. Я буду читать предложение, а тот,  у кого картинка будет соответствовать,  поднимут ее и назовут профессию вслух.

 1. Учит детей …

 2. Готовит еду…

 3. Делает прививки…

 4. Управляет самолётом…

 5. Разносит в ресторане еду…

 6. Шьет одежду…

 7. Тушит пожар…

 8. Пишет стихи…

9. Работает на тракторе….

10. Доит корову….

11. Ловит преступников…

12. Строит дома…

13. Лечит животных…..

14. Играет на скрипке…

15. Летает в космос …

Воспитатель: Мышонок Профи говорит, что злая колдунья испугана, она не знает, что происходит с жителями страны Профессии. Нужно последнее усилие и вы освободите страну от заклятия.

Слайд №10. Воспитатель: наше путешествие продолжается, и у нас остановка. Станция «Поэтическая». Ребята, о профессиях много написано стихотворений.

Дети выразительно рассказывают выученные стихотворения.

  1. Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть

Сегодня многие нужны и актуальны, и важны!                     Никита

2. Лётчик водит самолёт, на такси таксист везёт,

Доктор лечит нас, людей, ветеринар лечит зверей,               Алиса

3. Повар варит нам и жарит, а актриса развлекает

Для нас и пляшет и поёт, настроенье создаёт.                         Артём

4. Модельеры и портнихи одевают всех нас лихо.

Дворник тоже нужен нам, он убирает грязь и хлам.                 Лада

Вместе: Все профессии важны, все профессии нужны.

Воспитатель: Молодцы! Давайте похлопаем!

Так ребята, все ли профессии важны, все профессии нужны? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, играет музыка? (звучит песня В. Шаинского «Вместе весело шагать») Это значит, что вы освободили страну Профессий от колдовства Лени. Вы большие молодцы!!! Но нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте в круг, отправляемся мы в путь! Закройте глаза, я сосчитаю до 5 и мы окажемся в детском саду.

Слайд№11. Звучит сигнал о входящем сообщении.  Видеоообщение с экрана

Воспитатель: Ребята спасибо вам большое. Вы освободили нашу страну Профессий от злого колдовства Лени. В благодарность мы отправили вам угощение. До свидания!!!

III. Заключительная часть.

1.Итог занятия.

Воспитатель: «Мы с вами говорили о разных профессиях, и мы с вами пришли к выводу о том, что все профессии важны, все профессии нужны. А какая профессия у ваших родителей?» (Кидаю мячик.  Ответы детей). Садимся на свои места

2. Рефлексия. Воспитатель: Что вам, ребята, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)

Если вам понравилось сегодняшнее занятие, похлопайте в ладоши!  Если не понравилось – потопайте ногами…

Слайд №12.   Наше занятие окончено. Дети прощаются с гостями, говорят: «До свидания».

Список использованной литературы:

1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

5. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений

дошкольного образования/ Панько Е.А. – Минск, 2012.

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей...» М.,

Владос, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с мультимедийным компонентом по теме «Путешествие в страну «Здоровье»

Занятие по формированию здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста  в процессе развития представлений об особенностях здоровья и условиях его сохранения. С использов...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Путешествие в сказочный лес» во второй младшей группе

Занятие с использованием пальчиковых игр. Цель: систематизировать знания детей о диких животных. Тема:"Путешествие в сказочный лес"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в страну геометрических фигур

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в страну геометрических фигур...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Путешествие в страну Сказок"

Конспект включает в себя интеграцию образовательных областей, напрвленных на достижение цели и решение основных задач. Дети целиком погружаются в волшебный мир сказки, благодаря использованию нет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию на тему: «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста...