Познавательно – творческий проект: « Удивительные насекомые»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnye_nasekomye.docx187.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №130

Познавательно – творческий проект:

   « Удивительные насекомые» 

 

Продолжительность: 01.08 – 31.08

Подготовила:

воспитатель группы №12

Кармилицина А.Н

г.Калининград

        2023г.

Тип проекта: познавательно – творческий 
Продолжительность: краткосрочный  (01.08 – 31.08)
Участники проекта: воспитатель, дети, родители. 


Актуальность темы: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых. 

Цель проекта: Формирование у детей представлений о многообразии насекомых. 


Задачи: 
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; 
- формировать познавательный интерес к насекомым; 
- развивать речь детей, активизировать словарный запас; 
- воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе. 
Участие родителей в реализации проекта: беседы, совместное с детьми разучивание стихотворений о насекомых, наблюдение, совместное создание групповой книги.

           

Методы и формы работы:

Наблюдения

Беседы

Рассматривание иллюстраций

Чтение художественной литературы

Игры (дидактические, настольные, подвижные)

Пальчиковая , артикуляционная гимнастика

Заучивание стихов, пословиц, поговорок, потешек

Предполагаемый результат:

Сформированная база знаний у детей о мире насекомых (внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки) .

Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним (знать о пользе и вреде насекомых) .

Развитие умения рассуждать, наблюдать.

Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки.

Насекомые опыляют растения. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.

Стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.

Работа с родителями.

Выпуск буклета: «Внимание, насекомые»

Рекомендации родителям по теме «Насекомые»

Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

Участие в создании групповой книги о нсекомых на основе устного народного творчества:

/поговорки, потешки/

План реализации проекта:

Подготовительный этап.

I Планирование

17.07-обзорное занятие: «Насекомые».

             Разучивание стихотворения: «Гости» с использованием мнемотаблицы

20.07-21.07— знакомство с пчелой
22.07-23.07 — знакомство с бабочкой

           24.07— знакомство с муравьем

           27.07— знакомство с комаром

           28.07— знакомство с божьей коровкой
29.07-30.07- оформление групповой книги, игры, викторины.


• подбор масок, эмблем
• подбор энциклопедий, журналов о насекомых
• оформление НОД ,схем развития
• подбор художественного слова
• подбор дидактических игр(лото, пазлы)
• подбор дисков со звуками насекомых

II. Практический этап

Знакомство с пчелой.

  1. Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле.

2) Рассматривание энциклопедий, журналов

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

3) Беседа: «Что дети знают о насекомых?»

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме.

4) НОД «Сравнивание пчелы со шмелем и осой».

Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе, развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые»

5) Наблюдение за пчелами на прогулке.

Цель: уточнить знания детей о том какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.

6) Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях

7) Хоровод насекомых

Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы

8) Чтение стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

Цель: развивать память и чувство ритма, речь

Знакомство с бабочкой

  1. Художественное слово, загадки о бабочке

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке:

«Просто гусеница»

2) Рассматривание энциклопедий, журналов

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

3) Беседа с детьми о бабочке.

Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки

4) Изготовление бабочки («бабочки из прищепок и салфеток»)

Цель: учить детей складывать салфетку в прищепку и наносит узор по желанию. Закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон).

5) Наблюдение за бабочками на клумбе.

Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек.

6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры

7) Игра «Соедини точки и узнай во что превратится гусеница».

Цель: развивать точность движения руки, воображение

Знакомство с муравьем

  1. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье

  1. НОД «Из жизни муравьев».

Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей

  1. Наблюдение за муравейником на участке ДОУ.

Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания

  1. Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь

8) Изодеятельность «Муравьи».

Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

Знакомство с комаром.

  1. Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре.

  1. Рассказ комара о том откуда он прилетел (книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»).

Цель: знакомство с внешним видом комара

  1. НОД «Насекомое-комар»

Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых

  1. Прослушивание музыки «Комаринская»

Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям

  1. Наблюдение за комарами в разных местах участка

Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность

  1. Подвижная игра «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость

Знакомство с божьей коровкой

1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке:

2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?» Цель: познакомить детей с видами божьих коровок.

3) НОД «Наша любимая божья коровка».

Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.

4.  Лепка «Божья коровка»

Цель: учить детей лепить божью коровку .

5.Ручной труд: изготовление игры: «Чей дом»

III. Заключительный этап этап

Коллаж: «В стране букашек и кузнечиков»

Выпуск  групповой книги « Насекомые в пословицах, поговорках и потешках»

  • Пальчиковые игры: «»Божья коровка», «Жук», «Бабочка». 
  • Физкультминутки «Трудолюбивая пчелка», «Жук», «Бабочка», «Стрекоза». .
  • Подвижные игры  « Бабочки», «Медведь и пчелы», «Поймай комара». 
  • Дидактические игры: «Посчитай насекомых и обозначь количество»

           «Кому что», «Чья тень?». «Целое из частей», Четвертый лишний», «Кто как   передвигается»,  «Какой, какая».

  •  Загадки. 
  • Составление описательных рассказов по картинкам с использованием мнемотаблиц

Литература:

1. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.

2. В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.

3. Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.

4. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.

5. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г

6. Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.

7. В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.

8. Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.

9. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.

10. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект «Удивительный подводный мир Чёрного моря»

Проектная деятельность с дошкольниками с целью вызвать у детей исследовательский интере, воспитывать любознательность. Воспитывать любовь к родному краю....

Познавательно-творческий проект "Мир насекомых"

Цель проекта: развитие познавательного интереса у старших дошкольников в изучении особенности мира насекомых....

Познавательно-творческий проект "Мир насекомых"

Развитие познавательного интереса старших дошкольников...

Познавательно-творческий проект "Удивительный мир бабочек" для детей старшего дошкольного возраста

Целью познавательно-творческого проекта "Удивительный мир бабочек" является воспитание любви к природе, формирование познавательного интереса, художественно-эстетическое развитие детей ...

Познавательно - творческий проект " Удивительный мир сказок К. Чуковского"

Проект для средней группы детского сада[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20584908","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2...

Познавательно - творческий проект " Мир насекомых"

Вид проекта: познавательно —творческий, групповой; Продолжительность проекта: краткосрочный;Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.Проблема: Многие дети с отвращ...

Познавательно - творческий проект "Удивительный мир тканей"

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? К...