Проект по ознакомлению с миром профессий в старшей группе "Профессий много в мире есть"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Миронова Наталья Евгеньевна

Проект «Профессий много в мире есть» 

Цель: развитие интереса к различным профессиям, а так же расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mironova_n.e._2023-2024.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Профессий много в мире есть» (Предполагается уточнение и систематизация представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.)

Цель: Развитие интереса к различным профессиям, а так же расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Задачи:

  1. Познавательное развитие: обобщить и систематизировать представления детей о профессиях; пробудить любознательность, зажечь интерес к профессиям, оружиям труда, трудовых действиях; формировать реалистические представления о труде людей.
  2. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, родителей; формировать положительное отношение к трудупредставления о важности, необходимости каждой профессии.
  3. Речевое развитие: развивать интерес детей к чтению художественной литературы; развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь; ввести в активную речь детей слова с обобщающим значением; развивать коммуникативные навыки; составлять описательные рассказы и загадки о профессиях, орудиях труда (инструментах), трудовых действиях.
  4. Художественно-эстетическое развитие: развивать воображение, память, художественно-творческие способности; совершенствовать чувства композиции; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая репродукции картин.
  5. Физическое развитие: способствовать овладению детьми подвижными играми с правилами.
  6. Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к посильным трудовым обязанностям дома, в детском саду, способности нести ответственность за их выполнение; укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.

Актуальность проекта:         

«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:

Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,

Автомеханник, финансист и менеджер и визажист…

И ты скорее подрастай, профессией овладевай,

Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»

Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии парикмахера, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

Этапы работы

Сроки выполнения каждого этапа

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Начальный

Сентябрь - октябрь

Определение участников проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед, социальные партнеры (сотрудники детской библиотеки №7 на Удельной)

Понимание значимости и актуальности данной темы в рамках всестороннего развития детей.

Составление перспективного плана мероприятий.

Уточнение имеющейся информации по теме.

Планирование

Октябрь

Доведение до участников проекта важности данной темы.

Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театральной деятельности, материалов для продуктивной работы, иллюстраций.

Подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, рассказов и сказок по данной теме.

Изучение методической литературы, просмотр видеоматериалов, подбор музыкальных произведений, репродукций картин художников.

Подбор подвижных игр.

Выполнение

Октябрь - ноябрь

Беседы и образовательные ситуации:

  • «Что такое профессия?»
  • «Каких профессий мы не встретим сейчас?»
  • «Профессии в  детском саду»

Чтение художественной литературы: 

Стихотворения А. Барто «Мы вчера играли в стадо», К. Чуковский «Айболит», В. Талызин «Чистотой встречает дворник…», В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла», чтение загадок о профессиях, пословиц о труде.

Рассматривание книг, репродукций картин, иллюстраций, фото, презентаций по теме:

https://youtu.be/LPvB87tmQjw (Повар)

Подвижные игры:

  • «Здравствуй, дедушка Мазай»
  • «Мы веселые ребята»
  • «У ребят порядок строгий»

Дидактические игры:

  • «Кому что нужно»
  • «Чьи инструменты?»
  • «Что делает повар (врач, прачка и тд.)?»

Экспериментирование по теме «Свойства огня».

Сюжетно-ролевая игра «Прачка», «Повар», «Воспитатель», «В медицинском кабинете».

Музыка: слушание и пение песен о профессиях, встречающихся в детском саду.

Художественное творчество:

  • Рисование «Повар»
  • Рисование «Врач»
  • Аппликация «Сушим полотенца»
  • Лепка «Чайный сервиз»

Альбом «Профессии в детском саду».

Экскурсии в библиотеку. 

Экскурсия по детскому саду: знакомство профессией повара, прачки, врача и медицинской сестры

Декабрь - февраль

Беседы:

  • «Профессии-спасатели»
  •  «Кем работает мама?»
  • «Кем работает папа?» 

Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Пожар»;  К.И. Чуковский «Путаница»; С.Я. Маршак «Пожар», «Сказка про спички», «Кошкин дом»; Т. Потапова «Пожарный»; Т. Фетисова «Куда спешат машины?»; Г. Лебедева «Пожарная машина», «Скорая помощь»; С. Михалков «Дядя Степа», Е. Успенский «Детский врач», загадки о профессиях

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фото с изображением профессий, орудий труда, видео:

https://youtu.be/uhABC7xp6ks (Почему люди работают?)

Подвижные игры:

  • «Иголка, нитка, узелок»
  • «А-у в лесу»
  • Игровые упражнения
  • Физминутки

Дидактические игры:

  • «Разрезные картинки»
  • «Четвертый лишний»
  • «Чья тень?»

Художественное творчество:

  • Рисование «Пожарный», «Профессия папы»
  • Рисование «Мамина профессия»
  • Аппликация «Инструменты»
  • Конструирование (оригами) «Самолет», «Пароход»
  • Лепка «На защите Родины»

Музыка: слушание и пение песен о пожарных, врачах, полицейских.

Экскурсия в пожарную часть.

Альбом с рассказами «Профессии моих родителей» совместно с родителями.

Март - май

Рассказ педагога–экскурсовода «Две стихии в картинах художников»

Беседы:

  • «Какие профессии можно встретить в нашем городе?»
  •  «Космонавт»
  •  «Экологи - любители природы»

Чтение художественной литературы: И.Холи «Я тоже к звездам полечу», Г. Сапгир «Звездная карусель», «Про музей читаю сам» (Из коллекции Государственного Эрмитажа), И. Зартайская «Слон в музее», Г. Дядина, А. Усачев «В Эрмитаж пришел поэт», энциклопедия «Профессии»

Рассматривание репродукций, иллюстраций, фото, презентаций и видео:

https://youtu.be/9eGAVvax9R0 (мультфильм о профессиях и инструментах для них)

https://youtu.be/lItqZ3BttuY (Программист)

Подвижные игры:

  • «Море волнуется раз…»
  • «Караси и щука»
  • «Лесник и елочки»
  • Физкультминутки «Чтобы сильным стать и ловким», «Тихо плещется вода»

Дидактические игры:

  •  «Что перепутал художник?»
  • «Разрезные картинки»
  • «Парные картинки»
  • «Найди отличия»

Художественное творчество:

  • Рисование «Космонавт»
  • Рисование «Моряки»
  • Аппликация «Улицы нашего города» (по мотивам сказки К. Чуковского)
  • Конструирование «Водная лилия» (оригами)
  • Лепка «Айболит»

Экскурсии в театр, музей

Викторина «Профессий много в мире есть»

Защита проекта

Май

Выставка детского творчества

Итоговое занятие «Мамы разные нужны, мамы разные важны» (Театрализация стихотворения  С. Михалкова «А что у вас?»)

Предполагаемые результаты в ходе проведения проекта:

  1. Сформированы знания детей о различных профессиях и их особенностях, о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
  2. Сформирован интерес к разным видам профессий, в том числе профессиям родителей. Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.
  3. Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых. Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.
  4. Детско-родительские отношения обогащены опытом совместной деятельности.
  5. Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.
  6. Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.
  7. У ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат понравившуюся профессию.
  8. Привлекли родителей в проектную деятельность. Улучшили взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей. Способствовали повышению авторитета семьи в вопросах воспитания, созданию благоприятного психологического микроклимата в семье.

Продукт проектной деятельности

Альбом с мини-сочинениями «Профессии в нашей семье»

Альбом «Профессии»

Альбом «Профессии в детском саду»

Встречи с интересными людьми «Азбука профессий» (Презентация своих профессий родителями)

Список использованной литературы:

  • В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др. Воспитание дошкольников в труде. - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
  • Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
  • Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012.
  • Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.
  • Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  • Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями Старшей группы № 2 «В мире профессий» (совместная деятельность детского сада и семьи).

В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности &ndash...

Интерактивные методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром профессий

Интерактивные методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром профессий. Консультация для педагогов....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...

Презентация к непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Как много в мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста.

Данная методическая разработка (презентация) поможет расширить и обобщить предствление детей о профессии, развить коммуникативные навыки , связную речь, воображение и память....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях....