Конспект познавательного занятия в старшей группе. «Дикие животные наших лесов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пермякова Вера Николаевна

Конспект  познавательного занятия в старшей группе.

«Дикие животные наших лесов»

Цель.

Уточнение и расширение представлений детей о диких животных Челябинской области (белка, заяц, волк, лось).

Задачи.

1. Образовательная.

Формировать представление детей об образе жизни диких животных Челябинской области (белка, заяц, волк, лось) поздней осенью и зимой.

2. Развивающие.

Обобщить знания детей о типичных повадках зверей поздней осенью и зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: дупло, нора, логово, хищник. Развивать умение работать с моделями. Развивать умение отвечать полными предложениями; слушать и понимать аудиоречь. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать логику, творческое мышление и воображение.

3. Воспитательные.

Воспитывать любознательность, способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным. Преодолевать негативизм к занятиям.

Модели.

Приспособления зверей к зиме: линька, шерсть, жилище, питание.

Материалы.

Картины с изображением зверей  (белка рыжая и серая, заяц серый и белый, лось, волк, медведь). Трафареты питания зверей (кора деревьев, ветки, грибы, ягоды). Презентация, мультимедийное оборудование, флешкарта.

Ход занятия

I Организационный момент.

II Основная часть.

Введение в тему.

Презентация Слайд № 1

Картинки с изображением животных

Педагог: Кто это? (Белка, заяц, волк, медведь, лось, еж, лиса.) -Как назвать их одним словом? (Животные.) Где живут эти животные? Значит, это дикие или домашние животные? Правильно, это – дикие животные или звери. Повторите. Все эти животные живут в лесах Челябинской области.

                     

Слайд № 2. Дим Димыч: Здравствуйте, ребята. Эти животные живут в лесу, но сейчас  холодно, скоро – зима. Наверное, и им тоже холодно, голодно, вот я и решил забрать их домой: буду ухаживать за ними, кормить.

Педагог: Здравствуй, Дим Димыч. Дети, разве можно взять диких животных домой?

Дети: Нет, нельзя. Им нужна свобода, они сами строят себе жилище и в любую пору они находят себе пищу и не мерзнут.

Педагог: Давайте сядем на стульчики и расскажем Дим Димычу о диких животных.

 

1. Белка.

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.    (Картинка: рыжая белка.)

Слайд № 2. Дим Димыч: Это белка, я знаю. Летом в лесу много раз видел. Зимой ведь, для нее пищи нет, надо о ней позаботиться, домой взять и кормить, а лучше до весны спать уложить.

Педагог: Можно ли так поступить с белкой? (Нет). Расскажем Дим Димычу о том, как белка готовится к зиме. Помогут нам модели.

Модель: линька.

Педагог: Как называется эта модель? Осенью белка линяет, меняет цвет шубки с ярко-рыжей на серую. Ксюша М., повтори. (Ребенок повторяет и выставляет картинку: серая белка.)

Модель: шерсть.

Педагог: Как называется эта модель? (Шерсть.) Кто расскажет?

Ребенок: Шерсть у белочки становится густая, пушистая и теплая.

Модель: жилье.

-Где живет белка? (Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живет в нем.)

Модель: пища.

-Чем питается? (С осени запасает орешки, грибы.)

Педагог: Выберите только те трафареты, на которых изображено то, чем белка питается (2 ребенка).

Модели остаются на наборном полотне.

Вопросы:

-Как спасается от врагов? (Умеет быстро передвигаться с дерева на дерево – это ее спасает.)

 

Физминутка «Белочка».

 

2. Заяц.

Слайд № 4 Дим Димыч: Ладно, белку оставлю в лесу. А вот эту зверушку я обязательно возьму домой; он  такой маленький, любой его обидит:

Зимой белый,

Летом серый.      (Картинка: серый заяц.)

Педагог: Расскажем Дим Димычу о том, как заяц готовится к зиме. Помогут нам модели. Модель линька. Кто расскажет?

Ребенок: Осенью заяц линяет, меняет цвет шубки с серой на белую. (Ребенок выставляет картинку: белый заяц.)

Модель шерсть. Кто расскажет?

Модель жилье. Как вы думаете, у зайца есть жилье? (Нет.) Почему? Правильно заяц зимой будет в снегу под кустом прятаться. Заметят ли его звери?

Модель пища. Расскажите о пище, используя трафареты. (Ребенок выставляет трафареты: кора деревьев, ветки.)

 

-Есть ли у зайца враги?  (Лиса, волк.)

Как он от них спасается?  (Спасают быстрые ноги, цвет шерсти.)

 

3. Лось.

Дим Димыч: Ладно, я все понял и зайца тоже оставлю в лесу, не буду брать домой, А кто еще питается корой деревьев и ветками?

Дети: Лось (Картинка: лось.)

Педагог:

-Люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью.)

-Какой у лося враг? (Волк.)

-Как лось спасается от волка? (Либо убегает от волка, либо защищается передними ногами, копытами.)

 

Мелкая моторика.

У зверей четыре лапы.                                 (поочередно показать

                                    по четыре пальца на правой и левой руках)

Когти могут поцарапать.                                              («коготки»)

Не лицо у них, а морда.                            (соединить пальцы рук,

                    образовав шарик, разъединять и соединять пальцы)

Хвост,                             (ладони вместе, большие пальцы вверху)

усы,                                   (указательными пальцами рисуем усы)

а носик мокрый.                 (круговые движения по кончику носа)  

И, конечно, ушки     (руки – к макушке, шевелить кистями рук)                                                                             

Только на макушке. 

                      

4. Волк.

Дим Димыч: Вот, оказывается, какой волк плохой – он и за зайцами  охотится, и за лосями и за косулями. Пожалуй, возьму я его к себе домой и научу питаться травой, а не бегать по лесу.

Педагог: Дети, а может волк выжить у дома у Дим Димыча? (Картинка: волк.)

Вопросы:

-Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, выносливый, бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Являются «санитаром леса».) Итог: волк – хищник, волк – санитар леса.

-Где волк живет? (Кочующий образ жизни, волчьи стаи, лишь на время размножения поселяется в норе, нору роет волчица.) Ребята, еще волчью нору называют словом логово. Повторите: логово.

Дим Димыч: Нет, я лучше не буду волка домой брать, пусть он работает «санитаром леса».

 

5. Слайд № 4

Отрывок м/ф «Фиксики. Кормушка» (как зимуют звери).

 

III Итог.

Дим Димыч: Спасибо, ребята. Симка приготовила для вас флешкарту с видео о том, как звери готовятся к зиме.

Педагог: Спасибо, Дим Димыч. О ком мы говорили? Вечером мы посмотрим видео и поговорим о лисе, еже и других диких животных лесов Челябинской области.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_nashih_lesov.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  познавательного занятия в старшей группе.

«Дикие животные наших лесов»

Цель.

1.Уточнить и расширить представления детей об образе жизни диких животных Челябинской области (белка, заяц, медведь, волк, лось) поздней осенью и зимой.

Задачи.

1. Образовательная.

Обобщить знания детей о типичных повадках зверей поздней осенью и зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: дупло, нора, логово, хищник.

2. Развивающие.

3. Воспитательные.

2.

3.

Модели.

Приспособления зверей к зиме: линька, шерсть, жилище, питание.

Материалы.

Картины с изображением зверей  (белка рыжая и серая, заяц серый и белый, лось, волк, медведь в берлоге). Трафареты питания зверей (кора деревьев, ветки, грибы, ягоды). Презентация, мультимедийное оборудование, флешкарта.

Ход занятия

I Организационный момент.

Презентация Слайд № 1

Картинки с изображением животных

Педагог: Кто это? (Белка, заяц, волк, медведь, лось, еж, лиса.) -Как назвать их одним словом? (Животные.) Где живут эти животные? Значит, это дикие или домашние животные? Правильно, это – дикие животные или звери. Повторите. Все эти животные живут в лесах Челябинской области.

Слайд № 2 Дим Димыч: Здравствуйте, ребята. Эти животные живут в лесу, но сейчас  холодно, скоро – зима. Наверное, и им тоже холодно, голодно, вот я и решил забрать их домой: буду ухаживать за ними, кормить.

Педагог: Здравствуй, Дим Димыч. Дети, разве можно взять диких животных домой?

Дети: Нет, нельзя. Им нужна свобода, они сами строят себе жилище и в любую пору они находят себе пищу и не мерзнут.

Педагог: Давайте сядем на стульчики и расскажем Дим Димычу о диких животных.

II Основная часть.

1. Белка.

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.    (Картинка: рыжая белка.)

Слайд № 2 Дим Димыч: Это белка, я знаю. Летом в лесу много раз видел. Зимой ведь, для нее пищи нет, надо о ней позаботиться, домой взять и кормить, а лучше до весны спать уложить.

Педагог: Можно ли так поступить с белкой? (Нет). Расскажем Дим Димычу о том, как белка готовится к зиме. Помогут нам модели.

Модель: линька.

Педагог: Как называется эта модель? Осенью белка линяет, меняет цвет шубки с ярко-рыжей на серую. Петя, повтори. (Ребенок повторяет и выставляет картинку: серая белка.)

Модель: шерсть.

Педагог: Как называется эта модель? Кто расскажет?

Ребенок: Шерсть у белочки становится густая и пушистая.

Модель: жилье.

-Где живет белка? (Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живет в нем.)

Модель: пища.

-Чем питается? (С осени запасает орешки, грибы.)

Педагог: Выберите только те трафареты, на которых изображено то, чем белка питается (2 ребенка).

Модели остаются на наборном полотне.

Вопросы: 

-Как спасается от врагов? (Умеет быстро передвигаться с дерева на дерево – это ее спасает.)

2. Слайд № 3 Дим Димыч: Ладно, белку оставлю в лесу. А вот эту зверушку я обязательно возьму домой; он  такой маленький, любой его обидит:

Зимой белый,

Летом серый.      (Картинка: серый заяц.)

Педагог: Расскажем Дим Димычу о том, как заяц готовится к зиме. Помогут нам модели. Модель линька. Кто расскажет?

Ребенок: Осенью заяц линяет, меняет цвет шубки с серой на белую. (Ребенок выставляет картинку: белый заяц.)

Модель шерсть. Кто расскажет?

Модель жилье. Как вы думаете, у зайца есть жилье? (Нет.) Почему? Правильно заяц зимой будет в снегу под кустом прятаться. Заметят ли его звери?

-Есть ли у зайца враги?  (Лиса, волк.)

Как он от них спасается?  (Спасают быстрые ноги, цвет шерсти.)

Модель пища. Расскажите о пище, используя трафареты. (Ребенок выставляет трафареты: кора деревьев, ветки.)

3. Дим Димыч: Ладно, я все понял и зайца тоже оставлю в лесу, не буду брать домой, А кто еще питается корой деревьев и ветками?

Дети: Лось (Картинка: лось.)

Педагог:

-А люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью.)

-Какой у лося враг? (Волк.)

-Как лось спасается от волка? (Либо убегает от волка, либо защищается передними ногами, копытами.)

4. Дим Димыч: Вот, оказывается, какой волк плохой – он и за зайцами  охотится, и за лосями и за косулями. Пожалуй, возьму я его к себе домой и научу питаться травой, а не бегать по лесу.

Педагог: Дети, а может волк выжить у дома у Дим Димыча? (Картинка: волк.)

Вопросы:

-Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, выносливый, бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Являются «санитаром леса».) Итог: волк – хищник, волк – санитар леса.

-Где волк живет? (Кочующий образ жизни, волчьи стаи, лишь на время размножения поселяется в норе, нору роет волчица.) Ребята, еще волчью нору называют словом логово. Повторите: логово.

Дим Димыч: Нет, я лучше не буду волка домой брать, пусть он работает «санитаром леса».

5. Слайд № 4

Отрывок м/ф «Фиксики. Кормушка» (как зимуют звери).

6. Педагог: Вот еще загадка.

Зимой спит, летом улей ворошит.

Кто там спит? (Картинка: медведь в берлоге.)

Вопросы:

-Как медведь готовится к зиме? (Накапливает подкожный жир, впадает в спячку.)

-Чем он питается зимой? (Спит, жизнь его сохраняется за счет использования организмом подкожного жира.)

III Итог.

Дим Димыч: Спасибо, ребята. Симка приготовила для вас флешкарту с видео о том, как звери готовятся к зиме.

Педагог: Спасибо, Дим Димыч. О ком мы говорили? Мы посмотрим видео и поговорим о лисе, ежике и других животных лесов Челябинской области.

17-19 22-24  02.45-02.48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе «Дикие животные наших лесов»

Занятие для детей 3 - 4 лет с использованием ИКТ....

Конспект интегрированной НОД в старшей группе. "Дикие животные наших лесов".

Конспект интегрированной НОД в старшей группе."Дикие животные наших лесов".Цели:1.     Учить детей рисовать в технике песочной живописи;2.     Закрепить знание ...

Конспект занятия с детьми старшей группы. "Дикие животные наших лесов"

Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края...

НОД в старшей группе "Дикие животные наших лесов". Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Физкультурно-игровое занятие с использованием логоритмики оказывает положительное влияние на формирование психических процессов, двигательной и речевой  активности детей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов»....

Открытое занятие в средней группе "Дикие животные наших лесов".

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» Цель: Учить выделять отличительные признаки диких животных,  правильно в...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Дикие животные наших лесов и их детеныши".

Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении....