Деловая игра для воспитателей дошкольного учреждения «Повышение экологической компетентности педагогов ДОУ»
классный час по окружающему миру

Кузнецова Екатерина Павловна

Деловая игра по экалогической компетентности педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_ekaterina_pavlovna.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

        Деловая игра для воспитателей дошкольного учреждения

«Повышение экологической компетентности педагогов ДОУ»

Цель: - активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

- закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного

возраста;

- сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

Организация игры:
Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Ведущий:- Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга жизни – содержит в себе ещё очень много интересного. Сегодня мы собрались здесь поговорить, поделиться опытом. Начинаем нашу деловую игру.

Педагоги разделены на 2 команды. Каждая команда сидит за своим столом (желтый, зеленый). На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри.

Разминка:

1.Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)

2.Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)

3.Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону
знакомства с природой. (Стихи)

4. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа)

5. Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

7. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

Основная часть:

1. Что вы понимаете под термином экология? Каково значение этого слова?

2. Что такое «экологическое воспитание» детей дошкольного возраста?

(Педагогический процесс, направленный на формирование у детей
экологической культуры).

3.Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;

Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

4.Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.

5. Перечислите основные задачи экологического воспитания дошкольников.

Это:

 - формирование системы знаний о явлениях и предметах природы;

- формирование умений и навыков для организации экологически целесообразной деятельности;

- формирование познавательного отношения к природе;

- воспитание эстетического восприятия природы;

- воспитание культуры поведения на природе.

6.«Основные принципы экологии».

Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы
экологии:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

Приведите по одному примеру по каждому принципу.

7. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?

- уголок природы в группе;

- участок детского сада.

8. Что должно быть в уголке природы?

9. Что должно быть на участке детского сада?

10. Какие методы используются для экологического воспитания детей?

11. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.

 Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, презентаций.

12. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

 Игра; элементарные опыты; моделирование.

13. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.

14. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.

Наблюдение.

15. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому
воспитанию.

 - занятия;

 - экскурсии;

- повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы);

- экологические праздники и развлечения;

- элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

 Минута отдыха «Это интересно знать».

¬ Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.

¬ Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.

¬ Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

 ¬ Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

¬ От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет. Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. Поэтому в народе издавна были сложены очень много примет о погоде.

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

(Роман Ругин)

 Следующее задание «Как растения и животные предсказывают погоду?»

Я напоминаю вам начало приметы погоды в поведении животных и растений, а вы ее заканчиваете.

 - Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде)

- Уж греется на дороге (перед дождем)

 - Мыши выходят из-под подстилки на снег (за сутки до оттепели)

- Стрижи, ласточки низко летают (перед дождем)

- Собака катается по земле зимой, мало ест и много спит (к вьюге)

 - Черемуха цветет (к холоду, заморозкам)

- Утром трава сухая ( к вечеру будет дождь)

- Из березы весной течет много сока (к дождливому лету)

- С утра лютики распустились и остались раскрытыми весь день (к хорошей погоде)

- Аромат цветов усилился (перед дождем)

- Кошка свернулась клубочком (к похолоданию)

 - Ворона кричит зимой (к похолоданию)

 - Лягушки сильно квакают (к дождю)

- Воробьи в пыли купаются (к дождю)

Педагогические ситуации

1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

 - Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

 Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

3. Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ».

Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница.

Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

4. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

16. Музыкальный конкурс.

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту.

 Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

 Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами (педагоги выполняют задание).

 На этом наша игра подошла к концу, надеюсь, что она была для вас интересной и полезной. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.

И в заключении организовывается выставка методической и художественной литературы по теме, которая пригодится в работе.

  1. Минкевич Л.В. Тематические педсоветы в детском саду. – С. -Петербург.: Детство-Пресс, 2017.
  2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2019.
  3. Стулова Е.А. Педагогический совет в ДОО в условиях реализации ФГОС. – С. -Петербург.:  Детство-Пресс, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей дошкольных групп «Развиваем связную речь»

Данная деловая игра проводится с педагогами дошкольных учреждений с целью повышения профессиональной компетентности по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи.  В ходе де...

районный семинар дошкольных работников "Повышение экологической компетенции педагогов"

В рамках семинара-практикума провиел брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». приглашенным гостям предстояло выполнить задания, которые помогут выявить знания о природе и пр...

Семинар-практикум "Повышение экологической компетентности педагогов"

Семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в...

Семинар практикум для воспитателей по теме: «Повышение экологической компетенции педагогов»

План семинара-практикума:Экологический тренинг для педагогов.«Экологическая разминка»Игра «Ассоциация»Решение педагогических ситуаций.«Загадки — иллюстрации»...

Деловая игра для воспитателей «Повышение экологической компетентности педагогов»

Деловая игра "Повышение экологической компетентности педагогов"...

«Работа старшего воспитателя ДОУ в повышении экологической грамотности педагогов»

Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения рассматривается как необходимая часть непрерывного образования (обучения в течение всей жизни) человека, обеспечивающая г...