Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «В мастерской дымковской игрушки» для детей старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру

Суровежина Любовь Владимировна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "В мастерской дымковской игрушки" для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dymk_igrushka.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей старшего возраста

по теме «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержание:

  Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

  Закреплять представления о процессе создания игрушек (лепка игрушки, сушка, обжиг, беление, роспись).

  Обогащать и активизировать словарь детей (дымковская игрушка роспись, орнамент, коняшка, барыня, кавалер, обжиг, беление, мастера)  

  Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

   Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам, к труду народных мастеров.

Предварительная работа:

   Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы.

   Рассматривание альбома «Дымковская игрушка».

Материал: Дымковские игрушки (барыня, индюк, коняшка, петушок, кавалер), презентация.

Содержание:

Звучит народная музыка, воспитатель вносит дымковскую барыню (игрушку).

-   Здравствуйте ребята!

-   Вы узнали кто это? (ответы детей)

 Я – барыня сударыня!

 Я в гости к вам пришла.

 Загадаю вам загадку,

 И отгадайте её, друзья!

 *Веселая белая глина,

 Кружочки, полоски на ней

 Козлы и барашки смешные,

 Табун разноцветных коней,

 Кормилицы и водоноски,

 И всадники, и ребятня,

 Собачки, гусары и рыбки.

 А ну назовите меня.    (дымковская игрушка)

-   Сегодня я покажу и расскажу вам о дымковской игрушке.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково.

-   Как вы думаете, почему оно так называется? (ответы детей).

В старину – зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

  1. слайд (село Дымково в 20 веке).

Такой была раньше Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки.

  1. слайд (г. Киров, цеха).

Так Дымковская слобода выглядит сегодня, а цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города.

  1. слайд (свистульки).

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в петушка, уточку или конька. На весенней ярмарке их с удовольствием покупают и взрослые, и дети. Повсюду слышен заливистый свист – отсюда и название праздника «Свистунья».

  1. слайд (дымковские игрушки).

Сегодня в г. Кирове в знаменитых мастерских изготавливают не только свистульки. Посмотрите, какие разные и красивые дымковские игрушки.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

-   Как же мастера делают такие игрушки? Из чего и чем расписывают? (ответы детей). Давайте посмотрим.

  1. слайд (лепка, сушка, обжиг, беление, роспись).
  • Сначала мастера лепят игрушки из глины.
  • Оставляют фигурку сушиться на лавке.
  • Обжигают в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов). Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие.
  • Их белят мелом, разведенным на молоке.        
  • Затем мастера расписывают игрушки темперными красками.

-   Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый и др.)         Все игрушки расписаны яркими красками.

  Чтобы они получились еще наряднее – добавляют золотую краску, «сажают золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

  1. слайд (дымковский орнамент).        

А еще дымковские игрушки отличаются и своим ярким узором.

-   Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, колечки, прямые и волнистые линии, полоски…).

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Мастера – умельцы дали имя или название каждой своей игрушке.

  1. слайд (барыни, водоноска, няня).

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Обратить внимание детей на то, что дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

За студеною водицей

 Водоноска - молодица,

 Как лебедушка плывет,

 Ведра красные несет

 На коромысле не спеша.

 В кокошнике няня,

 На руках Ваня.

  1. слайд (кавалеры верхом, в паре с барыней).

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Бока крутые, рога золотые,

 Копытца с оборкой,

 А на спине - Егорка.

  Дымковские кавалеры, генералы, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

  1. слайд (коняшка, козлик, барашек).

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Дымковские кони с пышной гривой и хвостом, барашек с большими, извилистыми рогами.

  1.  слайд (индюк, петушок).

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил! (индюк)

Индюк со своим пышным, красочным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы! (петушок)

Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.

-  Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки.

Физ. минутка «Покажи дымковскую игрушку».

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель называет дымковскую игрушку, дети изображают её в движении (барыня - дети двигаются как, дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечами; коняшка - скачут, как лошадка; индюк - идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки и т.д.).

  1.  слайд игра «Что лишнее» (Дети называют лишний предмет).
  2.  слайд игра «Угадай и назови» (Дети по силуэту отгадывают и называют дымковские игрушки).

Конец показа презентации.

-   И сегодня дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

-  А сейчас ребята, я вас приглашаю в мини – музей дымковской игрушки (воспитатель поднимает полотно на столе), дети рассматривают дымковские игрушки.

-   Что общего у всех этих игрушек? Расскажите о них, какие они (веселые, яркие, нарядные, красочные и др.).

-  Какая игрушка нравится больше всего? Почему?

   Воспитатель сообщает, что в следующий раз дети будут лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (по ознакомлению с родным городом детей) старшего дошкольного возраста.

Материал направлен на проведение непосредственой образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте по познавательному развитию на тему " Мой город - Санкт - Петербург". Направлен на закреплен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: «По...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Увлекательное путешествие» для детей старшего дошкольного возраста

Обучающие задачи: продолжать учить детей составлять математические задачи, выделять условие задачи, вопрос, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, решать с помощью ленты цифр, чита...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Космос – это инте...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Артисты цирка» (для детей старшего возраста)

Цель: закрепить представлений детей старшего дошкольного возраста о цирке, цирковых профессиях....