Конспект по познавательному развитию в старше-подготовительной группе "Дикие животные и их детёныши"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Макарова Наталья Ивановна

Расширение представления детей о диких животных и их детёнышах живущих в наших лесах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старше - подготовительной группе

«Дикие живoтные и их детеныши»

Цель: Расширение представления детей о диких животных и их детёнышах, живущих в наших лесах. 

Задачи:         

Образовательные: Пополнять знания детей о диких животных и их детёнышах. Дать представления о жилищах животных, о детенышах, о питании и вскармливании детёнышей. Познакомить с понятием – млекопитающие животные.

Развивающие: Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление. Развивать слуховое внимание.

Воспитательные:        Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.

Количество детей:        25

Способы организации занятия:  Смена деятельности, стоя, сидя за столами, игра на ковре.

Материалы и оборудование: Письмо,          картинки диких животных и детенышей,  карточки с кормом,  жилища (нора, дупло, берлога), мяч.        

Методы и приёмы: игровой, наглядный, беседа.

Интеграция образовательных областей:  Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Ход занятия:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: У меня тоже день начался хорошо. Когда я пришла в детский сад, в группе лежало письмо. На нём написано: «Для детей старше-подготовительной группы».  Давайте прочитаем, что там пишут.

«Здравствуйте, ребята. Я - Незнайка. Я учусь в шкoле, и мне задали домашнее задание – рассказать о жизни диких животных, где живут, чем питаются. Мoжет вы, знаете? Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель:  Вы готовы помочь Незнайке?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Но для этого нам надo отправиться в одно замечательное место, отгадайте загадку:

Белки в нём живут и волки,  
В нём растут дубы и ёлки 
Высоченны – до небес! 
Называют его …(Лес)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А что такое ЛЕС?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, этo место где растёт много деревьев, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые. Давайте с вами отправимся в лес?

Дети: ответы детей

Воспитатель:  Закройте глаза, раз, два, три…вот и в лесу оказались мы. А кого же мы можем встретить в лесу, давайте отгадаем по описанию.

Игра “Угадай по описанию”. (Выставляются изображения животных на доску)

1. Косoлапый, толстый, неуклюжий... (Медведь).

2. Маленький, зимой-белый, трусливый... (Заяц).

3. Хитрая, рыжая, красивая... (Лиса).

4. Ловкая, шустрая, проворная... (Белка).

5. Хищный, серый, опасный... (Волк).

6. Маленький, запасливый, колючий… (еж).

Воспитатель: Как этих животных можно назвать одним словом? (дикие)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Вы все живете в семьях.  А у диких животных есть семья, как вы думаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: У каждого животного есть семья. Сейчас мы узнаем, с кем живут животные и чья это семья.

Игра “Кто с кем живет” (Выставляются изображения животных на доску)

* С кем живет медведь? Медведь живет с медведицей и медвежатами. Это

медвежья семья.

* С кем живет еж? Еж живет с ежихой и с ежатами. Это ежиная семья.

* С кем живет заяц? Заяц живет с зайчихой и с зайчатами. Это заячья семья.

* С кем живет волк?

* С кем живет лис?

* С кем живет белка?

Воспитатель: Сейчас я расскажу, как же заботятся животные о своих детёнышах. Садитесь на свои места, и внимание на экран.

      Зимой у медведя появляются  детеныши.  Ведь только зимой у медведицы есть «дом»-берлога, летом она бродит по всему лесу и ночует, где придется.  Во второй половине февраля у медведицы рождаются  маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего 500 г. Они слепые и голые.  Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти  в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком.  Медведицы  очень заботливые и терпеливые мамы.

    Самка ежа приносит от 3 - 6 детёнышей. Детёныши рождаются слепыми, почти голыми, со щетиной вокруг морды. Уши у новорождённых закрыты.  Когда ежата перестают сосать молоко, мать приносит им дождевых червей, слизней, опавшие плоды и вскоре по вечерам начинает брать их на охоту.

      У зайчихи детеныши   появляются 3 раза в год: когда выпадает снег, вырастает травка, опадают листья с деревьев.   Детёныши  рождаются хорошо развитыми, с открытыми глазами и одетые шерстью.   Мать остаётся с ними совсем недолго. Дней 6 она кормит их густым и жирным молоком, а потом уходит.  Но через некоторые промежутки времени возвращается к тому месту, где их родила, приманивает, хлопая ушами, и даёт им пососать молоко. Молоко зайчихи питательное и насыщает зайчат на несколько дней.  А вот косым зайца называют зря. Он очень хорошо видит, просто очень уж он пуглив.

      Волчата рождаются слепыми, беспомощными, и родители трогательно ухаживают за ними вместе.   В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к  обычной пище.

   Лисица в мае рожает от 4 до 6 слепых детёнышей.  Лисята начинают видеть через 12 дней, а через 3-4 недели они перестают сосать молоко мамы.  Но ещё три месяца лисята живут в норе, куда мать приносит им добычу.

   Белки, воспитывают своих детей  1,5 – 2 месяца. За сезон у них рождается от 6 до 15 детёнышей. Как и до рождения детёнышей, так и в период кормления их молоком родители весело играют около своего  гнезда.

Воспитатель: Ребята, животные, которые кормят своих детёнышей молоком – называют млекопитающие. От слова «млеко» - молоко.

Воспитатель: А сейчас мы отдохнём и зарядку проведём.

Физминутка «Звериная зарядка»

Это заячья зарядка.

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)

А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)

Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)

Ну а мишка косолапый (Руки согнуты в локтях перед собой),

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу)

То одну, то обе вместе, (раскачивать туловище в стороны)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)

Начинает все сначала!

Воспитатель: После зарядки пора подкрепиться, но одни животные кормятся листвой, травой, ягодами, а другие охотятся на животных и этим кормятся.

Воспитатель: Садитесь ребята на свои места. Пододвиньте к себе карточки, разложите их и посмотрите внимательно. На каждой карточке нарисован корм какого-то животного. Вы должны подумать, чей это корм. Я буду называть животное, а вы поднимать нужную карточку.

Чем питается волк? Баран - заяц

Что по вкусу белке? Грибы-ягода-орехи

Что любит лиса? Курица-заяц-мышь

Что понравилось бы зайцу? Кустик-сено-трава

Чему был бы рад медведь? Грибы-ягода-рыба-мед

Что ест еж? Грибы-ягода-гусеница, жук

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые питаются только

растительной пищей? (Травоядные: заяц)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Как называют животных, которые охотятся на других животных? (Хищные: лиса, волк)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Как называют животных, которые питаются растительной пищей и охотятся на других животных? (Всеядные: медведь, белка, еж)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Долго звери играли, веселились на лесной полянке, но вот

пришла пора спать. Каждый зверь пошёл спать в свой дом.

Игра «Жилище» (Выставляются изображения животных на доску)

Где живет медведь?

Где живет лиса?

Где живет белка?

Где живет волк?

Кто забрался под листья?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте порассуждаем.

Игра «Что было бы, если бы …?»

Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял

свою летнюю шубку на зимнюю? (Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы

замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок? (Ему

трудно было бы спасаться от врагов).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму? (Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста? (Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужны ли вообще дикие животные? (Они дают людям мех, мясо. Из рогов оленей делают лекарства. Они в лесу

поддерживают порядок. Хищники уничтожают слабых и больных животных).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Раньше человек на всех хищников смотрел как на злейших врагов. Но оказалось, что они для природы не только полезны, а просто необходимы. Вот и пришла пора ребята возвращаться из леса в группу.

Раз, два, три….очутились в группе мы.

Воспитатель: Ребята, как думаете, мы Незнайки помогли узнать много интересного о диких животных?

Воспитатель: А что вам сегодня было интересно?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А с какими вопросами возникли трудности?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А про каких ещё диких животных вы б хотели узнать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Вы большие молодцы!  Мы всю неделю будем говорить о диких животных и их детёнышах и узнаем ещё больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект по окружающему миру на тему:"Дикие животные и их детёныши"

занятие по окружающему миру,очень понравилось легко проводить....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

"Мамы и детки" - конспект НОД по ознакомлению детей с домашними животными и их детёнышами для детей младшего дошкольного возраста

На занятии закрепляют умение сравнивать и различать по размеру и внешнему виду взрослых животных и их детёнышей. Определяют части тела, какие совершают движения и что любят есть.Закрепляют умение отве...

2016год Конспект ООД в средней группе ДОУ "Домашние животные и их детёныши" с использованием интерактивной презентации.

Конспект ООД в средней группепо теме «Домашние животные и их детёныши» с использованием интерактивной презентации «Домашние животные и детёныши» Образовательные области: ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет по познавательному развитию на тему: «Домашние животные и их детёныши»

Цели педагогической деятельности: продолжить знакомить детей с домашними животными и их детенышами;обогатить словарь детей по теме.Задачи:  Образовательные:- закрепление знаний детей о домаш...

30 ноября Всемирный день домашних животных. Конспект занятия во 2 младшей группе. Домашние животные и их детёныши.

Цель занятия: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.Задачи:1. Образовательные:- развивать умение детей различать в...