Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи: «Путешествие на Северный полюс».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Яковлева Екатерина Сергеевна

Данный конспект поможет уточнить и систематизировать знания детей о животных Северного полюса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи:

«Путешествие на Северный полюс».

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Северного полюса.

  1. Предварительная работа:

• рассматривание картин, иллюстраций о природе, животном мире Крайнего Севера;

• чтение художественной литературы: А. Членов «Как Алёша жил на Севере» (отрывок из книги «Кто живет в Арктике», Н. Сладков «Во льдах»«Птичий базар»«Полярной ночью»«Разговоры во льдах»«Кто что умеет»

• Загадывание загадок, подборка стихов

• Дидактические игры «Кто,  чем питается»«Кто где живет?»«Четвертый лишний» «Угадай животное»«Назови правильно»;

• Изготовление лепбука «Животные Севера».

  1. Программное содержание:

Образовательные задачи:

• закрепить представления детей о животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиям жизни).

• уточнение, расширение словаря по теме «Север»

Развивающие задачи:

• развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Активизация словаря:

Крайний Север, северный полюс, северное сияние, Арктика, ледокол.

Воспитательные задачи:

• воспитывать любознательность;

• развивать интерес и желание любоваться красотой окружающего мира;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

3.  Материалы к совместной образовательной деятельности:

Оборудование:

• аудиозапись«Колыбельная медведицы», музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева;

• аудиозапись сигнала SOS.

• Демонстрационный:

• опорная схема для составления рассказа «Животные»;

• слайды с изображением животных и ледокола 

Раздаточный:

• Медвежонок «Умка»; льдина из папье-маше;

• письмо с заданием от «Умки»

• раскраски «Животные Севера».

• Карточки с цифрами от «1» до «5».

Ход занятия.

- Ребята, я приглашаю вас отправиться в далекое и интересное путешествие. Вы согласны? (Ответы детей).

- Чтобы нам не заблудиться и правильно выбрать путь, я взяла с собой глобус. Посмотрите на глобус. Вот эти части Земного шара, которые находятся напротив друг друга, называются полюсами. Как называется полюс, который находится на юге?

Дети: Южный

Воспитатель: а полюс, который на Севере?

Дети: Северный

- Скажи, пожалуйста, каким цветом изображены Северный и Южный полюса на глобусе?

- Белым.

- Почему?

- Там снег, лед.

- Да, мы отправимся на северный полюс, в Арктику. Расскажите, что вы знаете о этой северной стране. Речь с движением «Северная страна».

Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем открывают)

Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.

Отправимся в путешествие на огромном и мощном корабле – ледоколе, который легко проложит путь во льдах. (Слайд 2).

Наше путешествие началось, садитесь поудобнее.

Звучит сигнал SOS (слайд 2)

Воспитатель: Это SOS - сигнал о помощи передает радист нашего корабля.

Вез корабль карамель, наш корабль сел на мель.

И матросы всю неделю карамель на мели ели.

- Сколько дней матросы сидели на мели, если всю неделю?

Ответы детей: Семь дней.

- Какой день недели сегодня?

- Какой был вчера?

- Какой будет завтра?

- Какой день будет между понедельником и средой?

- Какой по счету четверг?

- Какое имя придумала матушка-природа своим дочерям – временам года?

(Зима, весна, лето, осень)

- Сколько сыновей у каждого времени года? (По три)

- Как зовут сыновей Зимы? (Декабрь, январь, февраль)

- А какое сейчас время года? (Зима)

- Какой месяц идет по календарю? (Декабрь)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, мель позади. Наше путешествие продолжается.

- Северный полюс – это ледяная пустыня. Белый цвет, это цвет снега, холода, льда. (Слайд № 3).

Океан покрыт льдом. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние.

Посмотрите – Северное сияние. Значит мы на северном полюсе! Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. (На экране появляется картинка северного сияния.) (слайд №4.

- Каких животных Крайнего Севера вы знаете?.

- Морж, тюлень, белый медведь, песец и т. д.

Животные хорошо приспособлены для жизни в суровых условиях северного полюса. Многие из них – большие по величине и покрыты толстым слоем подкожного жира, что помогает сохранить тепло, у других животных - тёплая густая шерсть. У животных, которые проводят много времени в воде, есть ласты.

- Расскажите, что вы знаете об этих животных (по схеме). Воспитатель напоминает значение схем и начинает рассказ: «Это морж. Он живет на севере. На экране - изображение животных. Дети продолжают рассказ воспитателя по отдельным карточкам схемы; затем составляется рассказ о белом медведе одним ребенком полностью по схеме, прикрепленной на мольберте. Затем воспитатель задает вопросы на закрепление знаний:

Морж. (Слайд 5.)

- Чем покрыто тело моржа? (Жиром).

- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).

- Как называются ноги моржа? (ласты).

- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий на суше, но ловкий в воде, ластоногий, сильный).

- Что есть у моржа на морде? (Клыки).

- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны для защиты от врагов, помогать при выходе из полыньи, движении по льду).

Тюлень (Слайд 6.)

- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).

- Что он делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше)

- Почему тюлени не мёрзнут в ледяной воде?

- У них много жира.

- Тюлень какой? (белый, красивый, ластоногий).

Воспитатель: Ребята, вы знаете. Какое самое большое, сильное и выносливое животное Севера?

- Белый медведь.

Белый медведь (Показ слайда 7.).

- Какой он? (Большой, сильный, толстопятый).

- Чем покрыто тело? (Белой шерстью).

- Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).

- На кого охотиться белый медведь?

- На рыбу, тюленей, моржей.

- Зачем медведю мех на лапах?

- Чтоб не скользить по льду.

- Зачем медведь закрывает нос лапой, когда идет на охоту?

- Чтобы не заметили его черный нос.

- И последнее задание, на смекалку: Почему белый медведь не охотиться на пингвинов?

- Пингвины живут на южном полюсе, в Антарктиде.

Игра «Чья семья?»

- Морж, моржиха и моржонок – это семья моржа

- тюлень, тюлениха и тюлененок – это тюленья семья. (белёк)

- медведь, медведица и медвежонок – это медвежья семья.

Игра «Сосчитай тюленей, моржей, медведей». Воспитатель выставляет на мольберт животное и начинает счёт, показывая карточку с цифрой «1», затем следующие карточки с цифрами. Это повторяется с каждым новым животным.

Один тюлень – два тюленя – три тюленя – четыре тюленя – пять тюленей;

Один морж – два моржа – три моржа – четыре моржа – пять моржей;

Один медведь – два медведя – три медведя – четыре медведя – пять медведей.

Сюрпризный момент.

- У нас в гостях белый медвежонок «УМКА»

Давайте познакомимся с ним и скажем добрые и ласковые слова: Игра «Назови ласково» (существительные и прилагательные)

«Умка» какой? (маленький, беленький, мягкий, добрый, храбрый, смелый)

- ответы детей

- почему ты один, без мамы? Ребята, как вы думаете, чем занимается мама "Умки"?

- ответы детей

- Ребята, давайте поможем «Умке» найти удобное место для отдыха на льдине. Игра «Где находится «Умка» (употребление предлогов)

-УМКА где стоит?

- У льдины. За льдиной. Возле льдины. Перед льдиной.

УМКА где спрятался?

- За льдиной.

- УМКА где отдыхает?

- На льдине.

Игра «Угощение для «Умки»

- Ребята, давайте угостим «Умку». Выберите угощение (в корзине муляжи пирожных, фруктов, овощей и т. д. и, конечно, муляжи рыб).

Дети объясняют свой выбор – какие угощения предложили «Умке» и почему.

УМКА: спасибо, ребята, за вкусную рыбу. Расскажите, а каких животных вы встретили во время путешествия?

Пальчиковая гимнастика «Животные Севера».

Кто на Севере живет? (Хлопки в ладоши – удары кулачками

Кто там ест и кто там пьет? попеременно)

Звери необычные, к холоду привычные

Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).

Ну, а морж, как капитан, (Ладони «лодочкой» двигаются вперед).

Покоряет океан.

Игра «Найди животных Севера». В двух коробках игрушки диких, домашних, жарких стран и северных животных. Дети делятся на 2 подгруппы и выполняют задание.

УМКА: да, это мои соседи.

«Умка» передает конверт с заданием. Игра «Составь слова»

-А теперь, выполнив мое задание, вы узнаете, что мне нравится больше всего. В конверте карточки с буквами – Ребята, соберите мои любимые слова.

(Дети делятся на 2 подгруппы, им раздаются карточки с буквами. 

Дети собирают слова: «СЕВЕР» и «СНЕГ».

УМКА благодарит ребят за правильно выполненное задание, уютное место для отдыха на льдине и передает конверт с подарками (раскраски, прощается с детьми и возвращается на льдину.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на Северный полюс – в Арктику. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового и интересного вы узнали?

- Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вам небольшой подарок от УМКИ - раскраски о животных Севера.

Под аудиозапись «Колыбельная медведицы" дети прощаются с гостями.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Путешествие по заколдованным островам". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.

В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР в игровой форме закрепляются знания детей о временах года: зиме и весне, и о зимующих и перелётн...

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР. Образовательное путешествие по Санкт-Петербургу.

Данное мероприятие направлено на аудиторию участников образовательного процесса-воспитанников подготовительной к школе группы с ЗПР, с целью приобщения к историческому наследию родного города, знакомс...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по развитию речи на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр».

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по речевому развитию на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр». Цели:Обучающие: Продолжать учить выделя...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Веселое путешествие Мишутки в царство воды»

материал может быть использован коллегами подготовительных групп. Конспект показывался для учителей начальных классов....

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе с НОДА «Большое путешествие»

Конспект занятия с детьми с НОДА в подготовительной группе по животным их жарких стран...