Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Чудесная вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шмойлова Владислава Игоревна

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Чудесная вода».

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, о её значении в жизни человека и роли в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе

Тема: «Чудесная вода»

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, о её значении в жизни человека и роли в природе.

Задачи:

1. Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о воде; способствовать накоплению у дошкольников конкретных представлений о свойствах и состоянии воды; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы.

2. Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.

3. Развивающие задачи: развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность, познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: конверт, письмо, вода, кубик, шарик, узкая и широкая банка, чашка, блюдце, пластиковые стаканчики, пластиковые ложки, сахар, соль, песок, ватные диски, бумажные воронки.

Ход занятия

1 часть. Вводная

Воспитатель: Ой, кто там стучит за дверью? Посмотрите, кто к нам пришёл? Ребята, почтальон принёс конверт. Хотите узнать, что находится в нём?

Дети: Да

Воспитатель: А в конверте загадки. Ребята, отгадаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Слушайте внимательно и отгадывайте:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно, а вот ещё одна загадка:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без ...

Дети: Воды.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, смотрите, в конверте ещё есть письмо! Вы хотите узнать от кого оно?

Дети: Да.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода, откуда она берётся, её значение в жизни человека и роли в природе».

Ребята, мы поможем Незнайке?

Дети: Да.

2 часть. Основная

1. Беседа

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде, её свойствах, о значении воды в жизни человека и её роли в природе. Вода – важный элемент жизни. Без неё не было бы людей, животных, растений. Вода занимает более 70% площади поверхности Земли, и только около 30% приходится на долю суши. Ребята, а в каком состоянии бывает вода?

Дети: В твёрдом, жидком.

Воспитатель: Вода может быть в трёх состояниях: жидком, газообразном (пар, туман) и твёрдом (лёд, снег, град, иней). Ребята, как вы думаете, для чего вода нужна человеку?

Дети: Вода нужна человеку для того, чтобы пить, купаться, готовить еду.

Воспитатель: Верно. Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся. Как вы думаете, где в природе встречается вода?

Дети: В реках, озёрах, морях, океанах.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята, а вы знаете, для чего вода нужна в природе?

Дети: Вода нужна растениям, животным, птицам.

Воспитатель: Вода придаёт Земле тот неповторимый вид, который отличает её от других планет Солнечной системы. Она играет важнейшую роль в природе, поскольку участвует во многих различных механизмах и процессах на Земле. Вода участвует в процессе фотосинтеза (без неё растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород).

Воспитатель: Ребята, а что было бы на Земле, если не было воды? Что бы произошло? Как вы думаете?

Дети: Все бы погибли.

Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое погибнет. А как мы должны обращаться с водой?

Дети: Бережно.

Воспитатель: Можно ли бросать в реки и озёра мусор?

Дети: Нет.

Воспитатель: Мы должны беречь воду. Вода – это жизнь!

2. Физкультурная минутка

Воспитатель: Ребята, давайте с вами немного отдохнём и проведём гимнастику для глаз:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в игру «К речке быстрой». Вставайте со своих мест и повторяйте за мной движения.

К речке быстрой мы спустились,

(Шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперёд, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(Круги двумя руками вперёд)

Одной, другой – это кроль.

(Круги руками вперёд поочередно)

Все, как один, плывём как дельфин.

(Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(Шагаем на месте)

И отправились домой.

3. Опыты

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежит кубик и шарик. Какой они формы?

Дети: Квадратной и круглой формы.

Воспитатель: А имеет ли форму вода?

Дети: Мы не знаем.

Воспитатель: Хотите проверить?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого возьмём узкую баночку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую баночку. Что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Воспитатель: А теперь попробуем налить воду в чашку, в блюдце. Что с ней произошло?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмём два пластиковых стаканчика с водой. В один положим ложечку сахарного песка и хорошо размешаем. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Возьмём другой стаканчик, положим в него ложечку соли, хорошо размешаем. Что теперь произошло?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте это проверим. Возьмём ещё один стаканчик с водой, добавим в него немного песка. Что произошло с песком в воде?

Дети: Песок не растворился в воде.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, песком, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: Посмотрите, на столе четыре стаканчика с водой. В первом стакане простая вода. Есть у неё цвет?

Дети: Нет, вода бесцветная.

Воспитатель: А теперь понюхайте воду и ответьте на вопрос: имеет ли вода запах?

Дети: Нет, у неё нет запаха.

Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная?

Дети: Вода без вкуса.

Воспитатель: Вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. А что произошло с водой после того, как мы добавили в неё соль и сахар? Хотите узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте проверим её на вкус.

(Дети пробуют воду и делятся впечатлениями.)

Воспитатель: Обратите внимание на наш последний стакан (с песком). Какая вода в нём?

Дети: Грязная.

Воспитатель: Хотели бы вы её попробовать на вкус?

Дети: Нет, её нельзя пить. Можно заболеть. Это очень опасно!

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить.

Воспитатель: Правильно, воду надо очистить. Давайте профильтруем воду через ватные диски. Вы хотите попробовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого нам нужно взять воронку (приготовленную заранее), ватные диски и сложить в несколько слоёв. В воронку вставим диск (аккуратно не продавливая). И фильтруем (на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище?

Дети: Да.

Воспитатель: Вода стала чище благодаря тому, что ватный фильтр, состоящий из несколько слоёв, не пропустил песок, а оставил всё на своей поверхности.

3 часть. Заключительная

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие, которое мы посвятили воде?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня мы потрудились на славу, мы провели с вами много интересных опытов, расширили представления о воде, узнали о значении воды в жизни человека и роли в природе, а также узнали много нового и полезного. Ребята, теперь вы знаете, что вода не имеет собственной формы, но может принимать форму того предмета, в который её наливают?

Дети: Да.

Воспитатель: В каких трёх состояниях может быть вода?

Дети: В твёрдом, жидком, газообразном.

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

Дети: Проводить опыты с водой.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Я очень рада, что вы усвоили новый материал и поближе познакомились с неживой природой. 3а ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь». Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

Вода в морях и океанах,

Озёрах, реках и прудах.

И без неё не обойтись нам

Ни в сёлах, и ни в городах.

Цените воду, берегите:

Природой дан нам дар такой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».Подготовила и провела уч...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе Тема: "Круговорот воды в природе"...

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»

Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)...

Конспект НОД В образовательной области «Познавательное развитие » в подготовительной группе на тему: «Уникальные свойства воды»

Формирование основ экологической культуры экологическисообразного поведения в окружающем мире....

Методическая разработка конспекта ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе «Волшебная вода»

Методическая разработка конспекта ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе «Волшебная вода»Цель: вовлечение детей в элементарную исследо...