Экспериментирование с объектами неживой природы в средней группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Александрова Танзиля Касимовна
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование с объектами неживой природы.

В средней группе.

Цель: Сформировать у детей интерес к природе, испытывать радость при взаимодействии с ней;

Задачи:

Образовательные:

-учить правильно отвечать на вопросы воспитателя,

-поддерживать диалог с ним во время обследования объектов неживой природы;

-научить определять свойства песка, его изменения при взаимодействии с водой;

Развивающие:

- развивать интерес к живой и неживой природе, стремление к ее познанию, внимание и воображение;

Воспитательные:

-воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам;

-овладевать навыками общения с насекомыми;

-воспитывать бережное отношение к природе и стремление оберегать ее.

Оборудование: емкости с сухим песком на каждый стол, сосуд с водой, поднос с ветками хвои, мох, шишки, картина с изображением муравейника в лесу.

Словарная работа: песок «сыпучий», сыплется; мокрый, влажный. Вода «забралась» в песок и уютно устроилась там. Муравьи без шерсти, им холодно зимой.

Предварительная работа: во время прогулок наблюдение за изменениями в природе; просмотр фильма о муравьях; игры с песком в песочнице; чтение произведений В. Бианки (о жизни насекомых и зверей).

Способы:

-вводная часть;

- художественное слово;

- игровой приём.

- коллективная работа;

-наблюдение;

-благодарность муравьев;

-заключительная часть.

Ход занятия

Дети сидят полукругом. На доске висит картина с изображением муравейника в лесу.

Воспитатель (Ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. (Раздается стук в дверь.) Ой, к нам кто-то спешит. Кто же этот опоздавший? (Воспитатель открывает дверь, заходят дети в масках муравьев, плачут.)

Воспитатель:. Ой, к нам в гости пришли муравьи, но у них что-то случилось: они плачут.

Что с вами?

1-й муравей. Мы, ребята, муравьи,

Мы пришли к вам не играть.

Просим помощь оказать.

2-й муравей. Был у нас огромный дом,

Нам уютно было в нем.

Вдруг пожар в лесу большом —

И дотла сгорел наш дом.

1-й муравей. Вот теперь мы все без крова.

Мы не выживем без дома.

Очень зимушка-то злая —

Муравьи все замерзают.

2-й муравей: Вы, ребята, помогите,

Новый дом нам возведите.

Воспитатель: Ребята, поможем муравьям? (Ответы детей.)

Воспитатель: Муравьи, присядьте, пожалуйста, а мы с ребятами попробуем вам помочь. (Дети-муравьи садятся.)

Воспитатель: Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (Осень.) И уже холодно. А как одеваются люди осенью? (Тепло.)

Вот и нашим муравьям очень холодно, им срочно нужна наша помощь. Нужно помочь им построить домик. Мы с вами смотрели фильм и узнали о жизни этих насекомых очень много. А кто скажет мне, что происходит с муравьями, когда наступает осень? (Они прячутся глубоко в муравейнике и спят всю зиму.) А почему муравьи прячутся? (Муравьям холодно.)

Давайте вспомним, из чего построен дом муравьев? (Из песка.)Правильно, но не только. На землю муравьи кладут веточки, иголки от хвойных деревьев (сосны, ели, шишки, делают холмик. В нем проделывают коридорчики, комнаты и всю зиму спят в своем домике. (Воспитатель показывает на картине.)

Воспитатель: Ребята подойдите к своим столам и посмотрите, что вы там видите? (Вода, песок, иголочки, веточки деревьев, мох.) Вот из этих материалов мы и будем строить муравейник. Чтобы в доме было сухо, вниз мы положим что? (Песок.)А какой должен быть песок: сухой или мокрый? (Сухой.)

Воспитатель берет песок рукой. Посмотрите, какой сыпучий песок он сыплется сквозь пальцы.

(Дети повторяют за воспитателем.)

Воспитатель просит некоторых детей произнести слово сыпучий.

Воспитатель: А смогу ли я из этого песка сделать холмик для муравейника? (Ответы детей.)Конечно смогу. Давайте попробуем сделать холмик. (Дети на подносе совочками делают холмик.)

Воспитатель: Ну что, получился холмик? (Да.) Из какого песка мы его сделали? (Из сухого, сыпучего.)Ребята, а что произойдет, если я налью воду на холмик? (Холмик разрушится.)

Воспитатель: Правильно. Холмик потеряет форму и превратится в лужу с грязью. Давайте попробуем на холмик налить немного воды и посмотрим, что произойдет. Посмотрите, вода исчезла, она забралась в песок и там уютно «устроилась». Сухой песок хорошо пропускает воду. А теперь он стал мокрым и влажным.

Воспитатель: Ребята, каким стал песок? (Мокрым и влажным.) А какой песок был до того, когда мы еще не лили в него воду? (Сухой, сыпучий.) А можно ли из мокрого песка построить муравейник? (Нет, да.)

Воспитатель: Можно и нельзя. Но лучше, когда песок сухой, тогда наши друзья муравьи будут уютно себя чувствовать у себя в муравейнике. Чтобы в доме было сухо, мы вниз положим сухой песок. Затем — иголки от хвои, мох, чтобы было теплее муравьям. Далее снова насыпаем холмик из песка. Коридорчики и комнаты сделают для себя сами муравьи. Вот и готовы новые домики для наших гостей.

1-й Муравей. Спасибо, ребята, домики чудесные, жить в них будет весело.

2-й Муравей. Побежим мы быстро в лес, сообщим друзьям, что домик есть. Муравьи прощаются с детьми и уходят.

Воспитатель: Вот, ребята, сегодня мы сделали с вами доброе дело — помогли маленьким муравьям построить домики. Сейчас у муравьев будет свой дом, где они будут жить в тепле и уюте. А скажите, тяжело помогать слабым и беззащитным? (Нет.) Так давайте всегда будем помогать слабым. На этом наше занятие подходит к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Конспект занятия на тему: Экспериментирование с объектами неживой природы.

Формировать навыки поисково-познавательной деятельности детей путём экспериментирования....

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Развитие познавательного интереса у детей  в процессе экспериментирования с объектами неживой природы...