Паспорт проекта «Знакомство дошкольников с традициями и бытом казачества» 2023 год
проект по окружающему миру

Иванова Елена Юрьевна

Паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo.docx67.83 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Лена\Desktop\новая аттестация 23\аттестация Лена 24г\3\титульные листы\казак23.jpg

Паспорт проекта «Знакомство дошкольников с традициями и бытом  казачества»

 Авторы проекта: Иванова Е.Ю., Рябых Е.Ю.

Тип проекта: социально-гуманитарный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Актуальность

 Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями. Воспитание в человеке этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в ДОУ.

Целью Проекта является создание условий для формирования нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к истории, природе и культуре своей Родины и родного края, воспитание чувства гордости за свою малую Родину, развитие толерантности, на основе исторических культурных традиций казачества, укладу жизни.

 Задачи:

- формировать интерес к своей малой Родине, ее достопримечательностям, историческому прошлому Сахалинской области и людям, ее прославившими;

- расширять представления детей о географическом положении, социально-экономической значимости родного края, района, города, села, роли казачества в освоении Дальнего Востока в целом и территории Сахалинской области в частности;

- знакомить с культурой, бытом и традициями казаков, казачьими праздниками;

- формировать традиционное для казаков уважительное и доброжелательное отношение к своей семье, к обществу;

- приобщать к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;

- проявлять отличающее казака и казачку стремление оказать помощь другому человеку;

- раскрыть духовную одаренность ребенка и его личностные дарования;

- развивать коммуникативные качества детей посредством традиционных для казачества игр, танцев, забав.

Основные направления воспитания в реализации проекта

Духовно-нравственное направление ориентировано на сознательное усвоение и принятие детьми дошкольного возраста традиционных ценностей и идеалов, норм поведения казачьей семьи, Православия, российского гражданского общества, многонационального народа Российской Федерации, человечества.

Патриотическое направление ориентировано на формирование главных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отображающих специфику развития нашего общества. Поэтому в данном направления рассматриваются определения «любовь» и «преданность» своему Отечеству, «гордость» за принадлежность к своему народу (к его свершениям, испытаниям и проблемам), изучение национальных святынь и символов.

Трудовое направление направлено на формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также приобщения ребенка к труду.

 Планируемые результаты освоения Проекта

Решение поставленных цели и задач Проекта ориентированы на достижение тех самых целевых ориентиров дошкольного образования. Они определяют основные характеристики возможного развития ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры дошкольного образования

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. 

Ребенку представляется Родина как то – что, ему близко и дорого. Педагог должен научить ребенка понимать, что такое Родина и зачем она нужна человеку, что такое «малая родина» и как их различать, за что так любят люди свой край родной, место, где он родился.

Ознакомление с историей малой Родины, историей казачества, народными ремеслами, творчеством в детском саду осуществляется во всех видах детской деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок обладает знаниями из истории Древней Руси, своей «малой родины», географическому положению, исторического прошлого и настоящего родного края, многонациональности, главных исторических событиях и чувством гордости своей принадлежности, символике;
  • ребенок обладает установкой уважительного отношения к семье, обычаям, традициям воспитания, народным промыслам народа, профессиям;
  • ребенок обладает устойчивым интересом к традициям, праздникам, фольклоре, играм, сказаниям, казачьей песне.
  • ребенок обладает общечеловеческими ценностями, нормами - как основой православной традицией нашей Родины;
  • ребенок обладает установкой к здоровому образу жизни, его сохранении, потребности к занятиям спортом и физической культурой.

 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

Педагогическая культура родителей (законных представителей) в области казачества по духовно-нравственному воспитанию ребенка опирается на принципы:

  • обязательное вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательный процесс, в организацию и проведение событий по воспитанию и социализации дошкольников;
  • повышение уровня духовно-нравственного развития родителей в процессе развития духовно-нравственного воспитания их ребенка;
  • укоренение семьи в традиционной казачьей культуре по мере развития казачьей идентичности их ребенка;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, признание и строгость к родителям;
  • включение опыта родителей (духовного, казачьего, жизненного) в содержание воспитания детей дошкольников.

Основные направления духовно-нравственного   воспитания, развития, и социализации дошкольников должна быть отражена в содержание программ для повышения педагогической культуры родителей в области казачества.

Время проведения всех мероприятий (событий) по повышению педагогической культуры родителей в области казачества должны быть обязательно согласованы с планированием дошкольного учреждения: родительские собрания, конференции, лектории, диспуты, практикумы и т.п. с обязательным включением представителей казачьего движения, которые могут проходить по следующим направлениям: образовательное, просветительское, организационно-деятельностное.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие

Теория Знакомство с режимом работы в творческом объединении, основными видами деятельности по программе и правилами техники безопасности.

Практика Игры  на  знакомство,  сплочение  детского  коллектива.  Входной  контроль.  Анализ познавательного  интереса  учащихся  к  изучению  казачьей  культуры.  Анализ  выполнения творческих заданий с целью выявления творческого потенциала учащихся. Анализ наблюдения за межличностными отношениями в детском коллективе.

Раздел.2. С чего начинается Родина? Казачество в России

Тема 2.1.   История казачества на Сахалине и Курилах

Теория Появление острова Сахалина на русских картах.

Практика Изучение  по  карте  маршрута  движения  русских  казаков  первооткрывателей  Сахалина  и Курильских островов.

Тема 2.2. Сахалин. Историческая хроника

Теория Открытие  и  исследование  Сахалина  и  Курильских  островов.  Роль  казаков  в  освоении Сахалина.

Практика Рисование на тему: «Сахалин».

Тема 2.3. Разновидности казаков. Казаки – люди вольные

Теория Кто такие донские, терские, сибирские (уральские), уссурийские казаки?

Практика Знакомство  с  песней  В.  Захарченко  «Мы  с  тобой  казаки».  Сюжетно-ролевая  игра «Путешествие с севера на юг» и др.

Тема 2.4. Служба казака. Заповеди

Теория Казачий характер. Казачьи заповеди и традиции.

Тема 2.5.  Казачья честь

Теория Круг.  Атаман.  Символы казачьей доблести: бунчук, булава, насека.   Казачьи  чины,  звания,награды.  11  казачьих  войск:  Донское,  Оренбургское,  Терское,  Сибирское,  Семиреченское,Уральское,  Забайкальское,  Амурское,  Уссурийское,  Кубанское,  Астраханское.  Внешний  вид  и форма одежды казачьих войск

Практика Разучивание казачьих пословиц и поговорок о военной славе и доблести.

Тема 2.6. Казачьи дружины

Теория Военная жизнь казаков. Значимость казачьих дружин. Охрана границы от врагов.

Практика Рисование на тему: «Казачья дружина».

Тема 2.7.  Знаменитые казаки-атаманы

Теория Знаменитые казачьи атаманы. Их вклад в развитие страны.

Практика Игра-конкурс: «Наука побеждать».

Тема 2.8.  Многообразие казачьих войск

Теория 11 казачьих войск: Донское, Оренбургское, Терское, Сибирское, Семиреченское, Уральское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Кубанское, Астраханское. Их символика. Отличия.

Практика Рисование на тему: «Символика войск».

Раздел 3. Жизнь и быт казачества

Тема 3.1. Жилище казаков

Теория Казачье подворье: хозяйственные постройки, баз. Этимология слов «подворье» и пр.

Практика Изготовление макета на тему: «Казачье подворье».

Тема 3.2. Казачьи ремесла

Практика Изготовление изделий предметов кухонной утвари и глиняных игрушек из глины.

Создание альбома «Казачьи ремесла».

Тема 3.3. Традиционная казачья посуда

Теория Этимология  слов  глиняная  посуда:  кубышки,  махотки,  макитры,  кувшины  и  др.  Посуда

казаков (кувшин, ложки). Солонница на обеденном казачьем столе.

Практика: Создание альбома на тему: «Традиционная казачья посуда».

Тема 3.4.  Воспитание мальчика в казачьей семье

Теория Праздник первых штанов. Привлечение к мужскому труду, обучение верховой езде. Учеба военному искусству. Как вырасти настоящим казаком в наши дни.

Практика Лепка на тему: «Конь»

Тема 3.5. Воспитание девочки в казачьей семье

Теория Убранство  девичьей  казачьей  комнаты,  предметами  женского  рукоделия.  Воспитание девочки-казачки как умелой и аккуратной хозяйки.

Практика Лепка на тему: «Бусы»

Раздел 4. Культура и традиции казачества

Тема 4.1. Казачий игровой фольклор

Практика Казачьи игры, развивающие ловкость, точность движений, меткость:  «Горшки», «Казаки-разбойники»  и др. Словесные игры: молчанки и голосянки, поддевки, сечки, скороговорки и др.

Детские забавы казачат. Казачьи игры: «Казаки», «Грыбаки», «Заря» и др.

Тема 4.2. Устное народное творчество казаков

Теория Устное народное творчество казаков: загадки, прибаутки, былины, небылицы и пословицы, поговорки, шутки, присказки.

Практика Разучивание народных пословиц, поговорок, прибауток, пословиц.

Практика  Викторина. Обобщение и систематизация знаний детей по пройденным темам программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с традициями обско-угорских народов

материал из опыта работы по приобщению детей к традициям обско - угорских народов в ДОУ...

Проект "Знакомство с семейными традициями, как средство формирования толерантности у старших дошкольников"

Обоснование актуальности проекта:Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно с...

Проект "Знакомство дошкольников с народной культурой и традициями"

Проблема: какие бывают народные традиции и народная культура.Актуальность темы: недостаточность знаний детей младшего дошкольного возраста о народной культуре и традициях....

Паспорт проекта по образовательной деятельности «Традиции семейного воспитания»

Паспорт проекта по образовательной деятельности   «Традиции семейного воспитания»...

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Знакомство дошкольников с пейзажем»

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА«Знакомство дошкольников с пейзажем»...