Проект "Зима-чудесная пора"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Горожанцева Наталия Валерьевна

Проект "Зима-чудесная пора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima-chudesnaya_pora.docx78.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение        «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Проект

«Зима-чудесная пора!»

                                                       

C:\Users\user\Downloads\images (32).jpg

                                                                               

                                                                                                     Подготовила:                                              

                                                                                                               Горожанцева Н.В.

                                                   

Тип проекта: среднесрочный

Срок реализации: с 09.01.22. по 02.02.22.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, родители.

Вид проекта: познавательный, практический, игровой, оздоровительный, творческий.

Актуальность: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение трёх недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Цель: формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях.

Задачи:

- обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.        

- упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима». Активизировать словарь по данной теме.

- приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников, расширять кругозор, обогащать эмоциональную сферу ребенка, знакомить с явлениями социальной жизни.

- обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период,

Планируемый результат:

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

1.Подготовительный этап.

Длительность с 09.01.22– 12.01.22г.

В течении недели провести организационные мероприятия по подготовке проекта:

- Обсуждение с детьми темы проекта.

- Подбор литературы по теме проекта.

- Выявить у детей уровень знаний по данной теме.

- Развитие игровой деятельности.

- Работа с родителями.

2.Основной этап

Длительность с 15.01.22. – 31.01.22.

Познавательное развитие:

ОД «Зимующие и   перелетные птицы», «Путешествие в зимний лес»

Беседы: «Как звери к зиме готовятся», «Снежное одеяло для земли», «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае». «Первая помощь при обморожении», «Кому нужна зима?»

Речевое развитие: 

5.Чтение художественной литературы:        

М. Пришвин «Этажи леса», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», В.Даль «Старик-Годовик».

Сказки: «Зимовье зверей», «Два Мороза», «Морозко», «Снегурочка», отрывков из сказок «Снежная королева», «Щелкунчик», «Двенадцать месяцев».

Стихи, загадки, пословицы о зиме.

Выставка книг о зиме.

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Найдите и покормите зимующих птиц».

Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот». 

Сюжетно-ролевые игры: «Ждем гостей», «Прощание с елочкой до следующего года», «Цирк», «Готовимся к празднику».

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом. Расчистка дорожек от снега на участке.

Физическое развитие:

Подвижные игры и эстафеты: «Два Мороза», «Мороз Красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Перелет птиц»,  «Метелица», «Что нам нравится зимой», «Кто быстрее в лес за елкой».

Художественно-эстетическое развитие:

«На Севере далёком» (аппликация), «Песни метели», «Два Мороза», «Деревья в инее», «Заснеженный дом» (рисование).

Свободное творчество – раскрашивание картинок на зимнюю тему, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.

4.Заключительный этап.

Длительность с 01.02.22. – 02.02.22.

Подготовка и проведение литературного конкурса «Зима»

Сотрудничество с родителями:

1. Консультация для родителей: по теме «Заблуждения родителей о том, как нужно одевать ребенка зимой».

2.Подборка стихов для разучивания с детьми дома и чтения художественной литературы.

3.Предложить принести корм для подкормки птиц.

4. В беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.

Подведение итогов.

Можно отметить, что в процессе реализации проекта произошло углубление знаний детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года; развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом; развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря; развитие творческих способностей детей; развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме; приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Образовательная деятельность

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы.
Задачи:
Образовательная: дать знания о жизни зимующих птиц, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающая: Развивать мышление, навыки звукового слогового анализа слов, развивать речевые навыки.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу к птицам.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие.

ХОД ОД

В. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разными оперениями. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Послушайте стихотворение о птицах.

Бывают птицы разными,

Одни боятся вьюг.

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с Родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки.

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

                        К. Муххамали.

В. Так какие птицы бывают?

Д. зимующие и перелётные (снегирь, свиристель)

В. Почему каждую зиму перелётные птицы улетают в тёплые края?

Д. Они не приспособлены делать себе на зиму запасы и добывать корм в зимних условиях.

В. Назовите перелётных птиц. (грач, скворец, ласточка, жаворонок)

Чем питаются зимующие птицы?

Д. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе корм даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в коре деревьев, в щелях домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев, питаются семенами шишек хвойных деревьев.

В. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

А теперь поиграем в игру «Угадай птицу». Я загадаю загадку про зимующую птицу, если ответ правильный, птица появится на экране.

1. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, плоский, конической формы, чёрного цвета.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут. (СНЕГИРЬ)

2. Кто примостился на сучке?

В нарядном красном колпачке,

Как долотом долбит сучок

Тук – тук, а где тут червячок? (ДЯТЕЛ)

3.  Эта красивая птица, у неё на голове чёрная шапочка, щёчки белые, на       горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто –   зелёная, а брюшко жёлтое.

Спиной зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрная шапочка

И полоска шарфика. (СИНИЦА)

4. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Назови его скорей,

Кто там скачет… (ВОРОБЕЙ)

5. Птица села на ель, гнездо мастерит

Сви – ри – ри кричит.

К земле слетает – мох собирает

Его в гнездо несёт

И песню поёт сви – ри – ри. (СВИРИСТЕЛЬ)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. хвост длинный, прямой, будто стрела, клюв прочный и острый.

Длинный хвост торчком

Ни минуты молчком

Стрекотунья белобока

А зовут её …(СОРОКА)

Всех я за день навещу,

Всё что знаю сообщу.

7. Окраска серовата,

Походка мешковата.

Повадкой воровата,

Крикунья хрипловата. (ВОРОНА)

8. Посмотрите на балкон

Он с утра воркует тут.

Эта птица почтальон

Пролетит любой маршрут. (ГОЛУБЬ)

9. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым чисто

Клё – клё – клё поёт со свистом. (КЛЁСТ)

В. Тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов и метелей, в сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от голода и холода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей, и мы с вами должны помочь пережить зиму нашим пернатым друзьям. Как мы можем помочь птицам?

Д. сделать кормушки и подкармливать их.

В. Посмотрите, какие птичьи столовые вы сделали для птиц вместе с родителями. Они находятся на нашем участке и к ним прилетают полакомиться птицы. (Показ фото)

Консультация для родителей

«Заблуждения родителей о том, как нужно одевать ребенка зимой»

РЕБЕНКА СЛЕДУЕТ ОДЕВАТЬ КАК МОЖНО ТЕПЛЕЕ

Для многих малышей гуляние — это любимое занятие. Однако не всегда им удается погулять зимой и зачастую из-за существующих у родителей заблуждений. Вот некоторые из них.

          Наблюдения показывают, что дети, которых сильно кутают, чаще болеют. Причем специалисты отмечают, что опасно слишком тепло одевать детей, уже умеющих ходить. Дело в том, что движения сами по себе согревают организм и нет никакой необходимости надевать на ребенка «сто одежек». Если же малыша все-таки одеть подобным образом, то в его организме нарушается теплообмен и в результате он перегревается. И тогда вполне достаточно даже легкого сквознячка, чтобы ребенок простудился. Когда ребенок много двигается, то его естественное желание — обнажиться и подставить себя движущемуся воздуху. Видя это, родители чаще всего кричат: «Застегнись, ты простудишься!» Не лучше ли вместо этого одевать ребенка соответственно погоде и его двигательной активности? Профессор В.К. Таточенко пишет: «Меня часто спрашивают, как узнать, сколько нужно надеть на ребенка, чтобы ему не было холодно, как узнать ощущения ребенка. Насчет ощущений сказать трудно. Подсчитайте, сколько слоев одежды надето на вас — на верхнюю и на нижнюю половину тела, столько же наденьте и на ребенка. Если он будет на улице бегать, снимите один слой, если вы его везете на санках, добавьте один слой. Возьмите за правило не надевать на ребенка больше одного слоя теплой вязаной одежды, до наступления морозов ноги ребенка не стоит закрывать более чем одним слоем, будь-то колготки или штаны. Но почему, скажите, мальчишка десяти лет при температуре минус пять градусов надевает трусы, колготки и брюки, когда его мама все еще ходит с «неутепленными» брюками ногами? Будем надеяться, что родители, прочитавшие эти строки, будут следовать совету известного детского врача и на их детях не окажется даже зимой пять-шесть слоев одежды, как это часто бывает

ОДЕЖДА ДОЛЖНА ПЛОТНО ПРИЛЕГАТЬ К ТЕЛУ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬ ТЕПЛО

Все как раз наоборот. Самое надежное средство защиты от холода — воздух, чтобы лучше всего защититься от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Очень хорошо для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда.

ЕСЛИ МАЛЫШУ ХОЛОДНО, ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО ДАСТ ОБ ЭТОМ ЗНАТЬ Специалисты отмечают, что обычно ребенок до 2 - 3 лет не может сказать: «Мне холодно», он не умеет стучать зубами и дрожать. Объясняется это тем, что жировая прослойка под кожей у него еще очень мала и система терморегуляции сформировалась не до конца. А потому единственной реакцией сильно замерзшего малыша будут резкая бледность и непреодолимое желание спать. Именно на это следует обращать внимание родителям и не умиляться, когда ребенок засыпает в санках на морозе. В подобной картине нет ничего хорошего. Ведь ребенок без движения лежит на морозе.

ПРОСТУЖЕННОМУ РЕБЕНКУ ГУЛЯТЬ НЕ НУЖНО

Это верно лишь в том случае, если у малыша повышенная температура. Во всех остальных случаях прогулки нужны обязательно. На свежем воздухе даже насморк как бы отступает, прочищается и начинает дышать нос. Не повод для отказа от прогулок и мороз. Важно только следить за тем, чтобы ребенок не дышал ртом, чтобы его не продуло ветром, и он не вспотел.

ЗИМОЙ ДЛЯ ПРОГУЛКИ ХВАТАЕТ ОДНОГО ЧАСА

Детям нужно бывать на воздухе в любое время года, в том числе и в погоду, которую принято называть «плохой» Многие родители думают, что зимой можно погулять часок и этого вполне достаточно. А если гулять больше, то это может навредить малышу. Однако, но мнению специалистов, на этот счет нет строгих правил. Очень многое зависит от закаленности ребенка и погоды, в частности температуры воздуха. Естественно, что для младенца, которому всего несколько дней от роду, время прогулок должно быть ограничено (особенно в сильные морозы: за минус 10 °С. Но с ребенком, которому уже исполнился месяц, можно смело гулять и дольше — несколько часов. Медики отмечают, что максимально допустимая температура для прогулок с малышом первого года жизни — минус 15 °С, а к опасным «спутникам» холодного воздуха причисляют высокую влажность и ветер. Отмечают специалисты и тот факт, что дети гораздо лучше переносят холод, если перед прогулкой они хорошо поедят. Лучшая пища в этом случае та, которая богата углеводами и жирами.

ПРОСТУЖЕННОГО РЕБЕНКА НЕЛЬЗЯ КУПАТЬ

Бытует мнение, что простуженного ребенка нельзя купать. В действительности все с точностью до наоборот. Одним из самых эффективных средств снять простуду является горячая ванна. Очень важно,

чтобы малыш после купания находился в теплой комнате (не менее 22°С), иначе ребенок может переохладиться, и это приведет к обострению болезни.

Пословицы и поговорки про зиму

Больше снега — больше хлеба.

В Рождество на крылечке, сидеть в Пасху у печки.

В теплой зимней шубке и морозы как шутка.

В зимний холод всякий молод.

Вьюги да метели да к февралю налетели.

Где придется зимовать, там и на печи лежать.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

День темен, да ночь светла (зимою).

Зима - не лето, в меха одета.

Зима без снега, знать лето без хлеба.

Зима бредет понурив голову, а лето бежит вприпрыжку.

Зима все найдет, что лето впрок отложило.

Зима лодыря морозит.

Зиме да лету никак союзу нету.

Зимнее солнце что мачеха: всем светит, да только совсем не греет.

Зимние вьюги принесут летнее ненастье.

Зимний денек с воробьиный скок.

Зимой солнце лишь сквозь слезы-то и смеется.

Зимой теплый тулуп всякому молодцу люб.

Не было зимы настоящей — не будет нам и лета желанного.

Новый год — к весне поворот.

ПРИМЕТЫ ЗИМЫ

В начале зимы шел сильный снег, в начале лета пойдет сильный дождь.

Воробьи дружно чирикают - это к теплу.

Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.

Днем был сильный мороз, а к вечеру потеплело — жди долгую стужу.

Дым из трубы столбом — к холодам.

Если к вечеру первого февраля на небе много звезд, то зиме еще долго стоять.

Если зимой вьюги - летом ненастье.

Если зимой тепло - летом будет холодно.

Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.

Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.

Зима морозная - так лето жаркое.

Зима снежная - жди лето дождливое.

Зима холодная - жди лето теплое.

Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий.

Зимой месяц кверху рожками - быть морозу.

Зимой собаки валяются - жди метель.

Зимою кольцо вокруг солнца - к ненастью.

Когда зима случится летом, а лето — зимою, хороших хлебов не жди.

Когда в декабре частые ветры, то в марте и апреле на дворе будет слякоть.

Когда в начале февраля погода ясная — весна будет ранней.

Кошка на печи - к стуже, а кошка на полу - к теплу.

Облака плывут низко — жди мороз лютый.

Облака идут против ветра — быть снегу.

Первый прочный снег падает в ночи, денный снег не лежит.

Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

После большого урожая бывает и зима строгая.

Сильно блестят зимою звезды - к морозу.

Снег глубок - так и хлеб хорош.

Снег идет хлопьями — к хорошему урожаю.

Снегирь под окном зимой зачирикает - жди оттепель.

Снежный буран днем предвещает мороз ночью.

Сухой декабрь обещает сушь весной и летом.

Теплый декабрь — к затяжной зиме, а также поздней и холодной весне.

Теплый февраль обманчивый: весна будет холодная, с заморозками.

Туманы в феврале обычно предвещают дождливый год.

Холодны северные ветры в феврале — это к урожаю.

Ясные дни в Рождественскую неделю к хорошему урожаю.

Стихи про зиму

Пришла зима                                                          Ветхая избушка

Пришла зима веселая                                              Ветхая избушка

С коньками и салазками,                                        Вся в снегу стоит.

С лыжнею припорошенной,                                   Бабушка-старушка

С волшебной старой сказкою.                                Из окна глядит.

На елке разукрашенной                                          Внукам - шалунишкам

Фонарики качаются.                                                По колено снег.

Пусть зимушка веселая                                           Весел ребятишкам

Подольше не кончается!                                         Быстрых санок бег…

                               И. Черницкая                             Бегают, смеются,

                                                                                  Лепят снежный дом,                      Что ты делаешь, Зима?                                        Звонко раздаются

— Что ты делаешь, Зима?                                      Голоса кругом…

— Строю чудо-терема!                                           В снежном доме будет

Сыплю снежным серебром,                                    Резвая игра…

Украшаю все кругом.                                              Пальчики застудят, -

Раскружится карусель,                                            По домам пора!

Залихватская метель!                                              Завтра выпьют чаю,

Постараюсь, чтоб с утра                                         Глянут из окна -

Не скучала детвора,                                                 Ан уж дом растаял

Чтобы елка разожглась,                                          На дворе – весна!

Чтобы тройка понеслась!                                                         Александр Блок

У Зимы не счесть забот:

Скоро праздник — Новый год!

                                       Р. Фархади

Снежинки                                                           Метель

Легкие, крылатые,                                          Кружится и хохочет

Как ночные бабочки,                                      Метель под Новый год.        

Кружатся, кружатся                                       Снег опуститься хочет,

Над столом у лампочки.                                А ветер не даёт.

Собрались на огонек.                                     И весело деревьям,

А куда им деться?                                           И каждому кусту,

Им ведь тоже, ледяным,                                Снежинки, как смешинки,

Хочется погреться                                          Танцуют на лету.

                               И. Бурсов

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

                    Сергей Есенин

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Консультация для родителей. "Пора - не пора?"

Когда все-таки приучать ребенка к горшку? По этому поводу существуют разные мнения. Попробуем разобраться....

«Осенняя пора - пора очарованья»

Экологическое воспитание» ребенка раннего дошкольного возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и виде...

Беседа "Знакомство с улицей" и «Пора не пора – не ходи со двора».

Цель: Познакомить детей с улицей её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой стороне; переходить улицу только по подземному переходу или «зебре&raq...

Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"

Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"...

Беседа по ПДД "Пора не пора – не ходи со двора"

Беседа по ПДД«Пора не пора – не ходи со двора».Цель: Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.Приходит Кот Матроскин.Здравствуйте ребята! А вы любите играть в прятки? А кто не люб...

Долгосрочный проект "Осенняя пора- весёлая пора!" для подготовительной группы.

Актуальность темы: в условиях образовательного процесса в ДОУукрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережноеотношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместнойдеятельности детей и...