Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В поисках трезубца Посейдона»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Блинова Ольга Анатольевна

Тема: «В поисках трезубца Посейдона».

Возрастная группа: старшая.

Цель: создание условий, способствующих закреплению у дошкольников представлений  о морских обитателях, воде и бережном к ней отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_trezubtsa_poseydona.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «В поисках трезубца Посейдона»

Автор:

Учитель-дефектолог

Блинова О. А.

г. Бор

2023 г.

Тема: «В поисках трезубца Посейдона».

Возрастная группа: старшая.

Цель: создание условий, способствующих закреплению у дошкольников представлений  о морских обитателях, воде и бережном к ней отношении.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать закреплению у детей представлений  о морских обитателях, их особенностях.
  2. Закрепить у детей представление о бережном отношении к природным ресурсам, в том числе к воде.
  3. Способствовать формированию у детей представлений о газообразном состоянии воды.
  4. Способствовать формированию у детей представлений о функциях водорослей.
  5. Способствовать формированию у детей навыков решения проблемных ситуаций.
  6. Закреплять у детей навыки безопасного поведения с горячими предметами с целью здоровьесбережения.
  7. Закрепить у детей представление о том, как пользоваться картой.

Развивающие:

  1. Развивать у детей речевые навыки: монологическую и диалогическую формы речи, активизировать словарь по теме, навыки построения  полных распространенных предложений.
  2. Развивать познавательную, творческую и двигательную активность детей.
  3. Развивать у детей воображение, фантазию, внимание и память.
  4. Развивать у детей инициативность и самостоятельность.
  5. Развивать у детей  интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей положительное отношение к объектам живой и неживой природы.
  2. Воспитывать у детей доброжелательные отношения при коллективном детско-взрослом взаимодействии, навыки взаимодействия  в команде.
  3. Воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Прогнозируемые результаты: дети имеют представления о морских обитателях, о воде, о бережном к ней отношении; дети познавательно, двигательно и творчески активны.

Предварительная работа: детско-взрослый проект «Подводный мир», беседа «Человек – защитник природы».

Средства: бутылка в водорослях, письмо, карта, микрофоны, видеокамера, термос, стеклянный бокал, сундук, корзина, материал для изготовления макета аквариума (муляжи морских обитателей и диких и домашних животных, песок в мешочке, камушки, ракушки, муляжи водорослей, картонные коробки разных размеров, самоклеющаяся цветная бумага, клей, цветной картон, ножницы, влажные салфетки,  наклейки «Морские обитатели», муляжи рифов), стол, стеклянная банка с водой и крышкой для фокуса, трезубец Посейдона, ведро с водой.

Применяемые педагогические технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, экспериментирование, игровая технология.

Ход занятия

МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Педагог входит в группу, держит в руке бутылку в водорослях.

Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите! Приходили рыбаки и принесли бутылку. Они сказали, что во время утренней рыбалки выловили ее из Волги, на бутылке написано, что она адресована нам, детям старшей группы детского сада № 1 «Ласточка». Интересно… Как вы думаете, что там?

Дети размышляют и  отвечают.

Учитель-дефектолог: Давайте посмотрим (открывают бутылку, извлекают содержимое: письмо и карту).

Учитель-дефектолог: здесь письмо: «Здравствуйте, мои сухопутные друзья! Пишет вам Царь морей и океанов Посейдон! В морском королевстве нынче приключилась беда. Коварные пираты похитили мой волшебный трезубец и спрятали его в вашем детском саду. Я не могу выйти на сушу, а без трезубца мне не справиться с синими водами. Прошу вас о помощи – найдите, пожалуйста, мой трезубец. А как найдете, поставьте его в воду, и через некоторое время я смогу его забрать, когда он напитается водой. Пираты оставили карту, и, зная их хитрые умы, наверняка, приготовили непростые  задания для вас.  Я в вас верю! Удачи! Да поможет вам морская сила!».

Учитель-дефектолог: вот это да. Что скажете, ребята?

Дети отвечают.

Учитель-дефектолог: поможем отыскать трезубец?

Дети отвечают.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Учитель-дефектолог: интересно, как нам это сделать? (Если дети не предлагают воспользоваться картой, то воспитатель подводит детей к этой мысли наводящими вопросами).

Учитель-дефектолог: Судя по карте нам нужно двигаться через приемную и коридор в музыкальный зал. Верно?

Дети отвечают.

Учитель-дефектолог: ну что, вы готовы?

Дети отвечают, следуют вместе с воспитателем в приемное помещение группы. Там их ждет Пират, стоящий у стола, на котором находится ноутбук.

Пират 1: Ох-хо-хо! Ну, здравствуйте, ребята! Куда это вы отправились!?

Дети отвечают.

Учитель-дефектолог: Мы по просьбе Царя Посейдона отправились на поиски его трезубца!

Пират 1: Да какой же он теперь Царь-то, если у него забрали его волшебный трезубец?!

Учитель-дефектолог: Самый настоящий! 

Пират 1: Ну как знаете. Я вас пропущу лишь в том случае, если вы выполните мое задание. Недавно мы ограбили богатое судно, и нашли там вот такую штуку (указывает на ноутбук). Как он называется?

Дети отвечают.

Пират 1: Если вы ищите морской трезубец, то должны много знать о море и его обитателях. Сегодня вашим задание будут «Морские новости»! Итак, представим, что вы снимаете новости, у нас есть телеоператор с камерой, он будет снимать ведущего, который  в микрофон будет рассказывать о том, что изображено на голубом экране. Рассказать можно все, что вы знаете о картинке с экрана. Внимание, начинается любимый всеми пиратами морской радио эфир! Ребята, вы готовы?

Дети отвечают, самостоятельно договариваются о распределении ролей, приступают к выполнению задания, по необходимости воспитатель помогает.

На экране транслируется видеоряд цифровых изображений: дельфин, морская черепаха, загрязненный водоем, отлив, водоросли, акула, замок из песка, сундук с сокровищами на затонувшем корабле.

Примерный ответ: На экране изображен дельфин. Он обитает в морях и океанах. Дельфины живут стаями, питаются маленькими рыбками и кальмарами. Люди умеют ставить представления с участием дельфинов. Также существуют дельфинарии, где можно увидеть разные виды этих млекопитающих  и поплавать вместе с ними.

При сюжете о загрязненном водоеме воспитатель заостряет внимание детей о бережном отношении к воде и всем природным ресурсам.

Учитель-дефектолог: Сколько всего вы, оказывается, знаете! Молодцы!

Пират 1: Это правда! Как посмотрел настоящие морские новости, спасибо! Задание выполнили, освобождаю путь. Проходите!

Дети и воспитатель выходят в коридор, встречают второго Пирата.

Учитель-дефектолог и дети: здравствуйте!

Пират 2: Здравствуйте! Смотрю, с первым заданием вы справились, ну что ж. Попробуйте выполнить мое.

Учитель-дефектолог: С удовольствием, правда, ребята?

Дети отвечают.

Пират 2. Видите рыб в ведерке? Им нужен дом! Ваша задача – построить макет аквариума и разместить в него всех морских обитателей. Использовать можно любой материал из  сундука. Но у вас всего 5 минут на работу! Справитесь?

Дети отвечают и приступают к выполнению работы, используя все предметы из сундука, педагог помогает. В ведре с рыбами оказываются не только морские обитатели, но и муляжи диких и домашних животных.

Пират 2: А что это в ведерке еще кто-то остался? Вы что их не поместили в аквариум?

Дети отвечают.

Учитель-дефектолог: Внимательные! Аквариум готов, в нем есть и водоросли, которые служат маскировкой и фильтрами воды, а также  источниками кислорода, и каменное дно и песок и ракушки. Молодцы! Проходите, путь свободен!

Учитель-дефектолог: Ребята, мы уже почти добрались до цели! Предлагаю набраться сил и поиграть в игру «Море волнуется  - раз».

Динамическая пауза «Море волнуется».

Учитель-дефектолог: ну, вот мы уже и подходим к музыкальному залу. Здесь нас ждет последнее задание, и мы сможем вернуть трезубец! 

Входят в музыкальный зал, встречают Пирата.

Пират 3: Доброе утро!

Воспитатель и дети: Здравствуйте! Я не самый простой пират, я не люблю морские новости и строить дома для рыб, зато я люблю эксперименты и фокусы!!! А вы?

Дети отвечают.

Пират 3: Хотите, я покажу вам фокус?

Дети отвечают.

Фокус «Заговор воды»

Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

Пират 3. Ну что, поверили в мои способности?

Дети отвечают.

Пират 3: Если вы выполните успешно со мной эксперимент, то я верну вам трезубец Посейдона! Вы готовы?

Дети отвечают.

Пират 3: Как вы думаете, с чем мы буде экспериментировать?

Дети отвечают.

Пират 3: Конечно, с водой! А вернее с одной из ее форм - паром! Вы знаете, что это такое? 

Дети размышляют и отвечают.

Пират 3: Внимание! Самый опасный эксперимент. У меня в руках термос. Для чего нужен термос? (Для сохранения горячей воды). Детям можно брать и открывать термос с горячей водой? (Нет). Почему? (Если открыть термос будет выходить пар он такой же горячий как вода, можно обжечься). Молодцы!

Открываем термос с горячей водой, из термоса выходит пар.  Сейчас я поднесу к горлышку термоса стеклянный бокал, мы увидим, что с ним произойдет. (На нем появились капельки воды).

Вывод: Пар — это вода в газообразном состоянии.

Учитель-дефектолог: как интересно, правда, ребята!?

Дети отвечают.

Пират 3: Ну ладно, хорошо! Опыт у нас удался. Пора возвращать трезубец!

Отдает трезубец детям, дети прощаются с Пиратом, возвращаются в группу, ставят трезубец в ведро с водой, как наказывал Посейдон и присаживаются на ковре в круг по приглашению педагога.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП:

Учитель-дефектолог: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Мы помогли Посейдону? Какой поступок мы совершили? Что мы сегодня вспомнили? Что делали и о чем говорили? Кто-то узнал для себя что-то новое? Было ли что-то, что вызвало сложности? Что запомнилось больше всего? Зачем нужны водоросли в воде?  Ребята, кто-нибудь разгадал фокус последнего пирата?

Дети и учитель-дефектолог проводят рефлексию.

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство: Сфера Год: 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП детей старшего дошкольного возраста. Тема: "В поисках сокровищ".

—Программное содержание: Развивать умения детей восстанавливать числовой ряд, упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном порядке. Развивать понимание взаимообразных отношений между чис...

Конспект квест-игры по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения «Незнайка в стране ПДД».

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых ...

Квест-игра «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

ЗадачиОбразовательные:Активизация словаря по теме «Птицы».Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Совершенствование грамматического строя речи.Автоматизация правильного произ...

Сценарий патриотической квест-игры «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: сформировать у детей чувство гордости за подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны; воспитать уважение к старшему поколению, ветеранам.Задачи:- создать условия для «по...

Квест – игра (развлечение)для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни «В поисках сокровищ острова Здоровья».

Итоговый квест-игра, по закреплению у детей страшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Именно с детства мы начинаем формировать привычки правильного питания, пользе закаливания и за...

Конспект квест-игры по профориентации в старшей группе на тему: «В поисках команды «Бесстрашного» для детей от 5 до 6 лет

Цель: Закрепить и углубить  знания детей о профессиях на корабле. Задачи:Образовательные: Расширять представления о профессии моряков, их разнообразности и необходимости.Развивающие: Развива...

Конспект квест-игры «Суперпапа» для детей старшего дошкольного возраста и пап.

Конспект квест-игры по физическому развитию «Суперпапа» для детей старшего дошкольного возраста и пап....