Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.
статья по окружающему миру (средняя группа)

Латышева Наталья Владимировна

Одной  из  составляющих  образовательной  области «Познавательное  развитие»  предполагается  развитие  интересов  детей, любознательности  и познавательной  мотивации;  формирование  познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portale.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при    ознакомлении с окружающим миром.

            Современные  дети  живут  и  развиваются  в  эпоху  информатизации.  В

условиях  быстро  меняющейся  жизни  от человека  требуется  не  только  владение знаниями,  но  и  в  первую  очередь  умение  добывать  эти  знания  самому  и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Вся наша работа строится  на  преемственности целей,  задач  и  содержания  различных  уровней  образования  при  сохранении уникальности  и  самоценности  дошкольного  детства  как  важного  социально

значимого этапа в жизни человека. Одной  из  составляющих  образовательной  области «Познавательное  развитие»  предполагается  развитие  интересов  детей, любознательности  и познавательной  мотивации;  формирование  познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

           Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности  –  это игра, то необходимо  так  смоделировать  групповое  пространство,  накопить  необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания.

           Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу  –  проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то  напоминают  детям  фокусы,  они  необычны,  они  удивляют.  Потребность  ребенка  в  новых  впечатлениях лежит  в  основе  возникновения  и  развития  неистощимой  ориентировочно-исследовательской  (поисковой)  деятельности,  направленной  на  познание окружающего  мира.  Чем  разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность,  тем  больше  новой  информации  получает  ребенок,  тем  быстрее  и полноценнее он развивается.

             Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.           Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Можно дать ему готовый ответ, но ведь можно научить его искать ответы на свои вопросы самостоятельно. Усвоить знания крепко и надолго ребенок сможет только тогда, когда увидит, услышит, попробует и главное сделает что-то сам. В этом случае роль взрослого - организовать и направить, а не поучать и давать готовые ответы.

              В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводиться в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно начинают проводить эксперименты. Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

            Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги, лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега. Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, мусор прятался внутри глыбы. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке - немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..

         Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал.  

            Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  В  дошкольном  возрасте  он  является  ведущим,  а  в  первые  три года, практически, единственным способом познания мира. Исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им

возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания, что и предполагает образовательная область «Познавательное развитие». В процессе исследовательской  деятельности  идет  обогащение  памяти  ребенка,  активизируются его  мыслительные  процессы,  так  как  постоянно  возникает  необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.  Необходимость  рассказывать  об  увиденном,  формулировать  обнаруженные  закономерности  и  выводы  стимулирует  развитие  речи  у  детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности  на эмоциональную сферу ребенка,  на развитие творческих  способностей,  на  формирование  трудовых  навыков.

Исследовательская  деятельность  вызывает огромный  интерес. Ведь это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

            Успешность усвоения дошкольниками содержания опытнической деятельности, развития содержания и желания в ней участвовать зависит от выбора форм организации экспериментирования. Организуя исследовательскую деятельность детей воспитатели специально создают различные проблемные ситуации с участием понятных детям персонажей. Очень интересно в нашем саду проводится организованная экспериментальная деятельность. Общаясь с воспитателем, дети узнают много нового, расширяют кругозор, утоняют свой личный опыт.

           Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление обратите внимание на следующую структуру:  

‒  формулирование проблемы (познавательной задачи);

‒  выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;

‒  проверка предположений, гипотез;

‒  подведение итогов, вывод;

‒  фиксация результатов.

Для положительной мотивации деятельности детей необходимо

использовать различные стимулы такие как:

‒  новизна, необычность объекта;

‒  тайна, сюрприз;

‒  мотив помощи;

‒  познавательный момент (почему так);

‒  ситуация выбора.

В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной

жизнью  и  исследовательской  деятельности,  между  жизнью  и  обучением. Эксперименты  –  не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Лучший способ личностного развития, настоящий залог  высокого  интеллекта  -  это  искренний  интерес  к  миру,  проявляющийся  в познавательной  активности,  в  стремлении  использовать  любую  возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Следовательно, внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС ДО»

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.  Эт...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

На тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности ...