Конспект ООД по экологическому воспитанию с элементами лепки из соленого теста "Перелётные и зимующие птицы. Сова на ветке"
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект ООД по экологическому воспитанию с элементами лепки из соленого теста «Перелетные и зимующие птицы. Сова  на ветке»

подготовила воспитатель

первой категории И.П. Балахонова

Цель: закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.

Задачи: Продолжать формировать знания детей об образе жизни перелетных и зимующих птиц;

Развивать мелкую моторику, внимание, связную речь, творчество в работе, развивать эстетическое восприятие.

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять её для создания выразительных образов.

Воспитывать у детей интерес к искусству как средству выражения чувств, мыслей.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Оборудование: Гипсовые фигуры птиц - сова, дятел, свиристель. Мультимедийная установка.

Материал и инструменты: Иллюстрации птиц (перелетных, зимующих).  Разрезные карточки, аудиозаписи с криками птиц. Заготовки из картона с изображением осенней ветки дерева. Соленое тесто, колпачки фломастеров, стеки.

Предварительная работа: Рассматривание картинок и иллюстраций о перелетных и зимующих птицах. Знакомство со стороением птицы. Изготовление из соленого теста веточки осеннего дерева на картоне.

 

 Ход    занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какими словами можно поприветствовать друг друга?

Дети: Доброе утро. Привет. Здравствуй. Рад тебя видеть. Приветствую тебя. В гости просим.

Основная часть. Беседа о перелетных и зимующих птицах.

Различаемся мы цветом,  встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –  будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Кто мы, дети? Назовите!

Дети: Это птицы.

Воспитатель: Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц?

Верно, перелетные.

Воспитатель: Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (ответы детей)

Воспитатель: Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Назовите перелетных птиц (слайд).

Дети: Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки, соловьи, лебеди, утки…

Воспитатель: А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?

Дети: Зимующие.

Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
Назовите зимующих птиц (слайд).

Дети: Сорока, голуби, воробьи, дятел, сова, свиристель, ворона.

 

Дидактическая игра «Узнай по голосу».

 Включить аудиозапись голосов птиц.

 

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Воспитатель: Сорока….. (стрекочет)
ворона….. (каркает)
воробей….. (чирикает)
кукушка….. (кукует)
утка…… (крякает)
гусь….. (гогочет)
сова….. (ухает)
журавль….. (курлычет)
голубь….. (воркует)
глухарь….. (токует)

 

Воспитатель: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!»

Дети отгадывают загадки, воспитатель достает  гипсовую фигурку  птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Воспитатель: Дятел - врач лесного царства, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Спят деревья, спит трава,  но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей  по ночам ловить мышей.

Воспитатель:  Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

  СОЙКА ?

Воспитатель:  У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Воспитатель:  Как  готовятся к зиме  и живут птицы зимой?

Дети: Меняют свое оперение на более теплое, густое, длинное. Между перышками у птиц воздух, он не подпускает холод и удерживает тепло. Вот они и не мерзнут. А если очень холодно, то греют свои лапки в перышках, по одной поджимают.  А ещѐ когда птицы начинают замерзать, начинают прыгать на двух лапках с

Воспитатель: Чем питаются птицы зимой?

Дети: Семенами растений, деревьев. Семечками подсолнечника. Ягодами рябины, калины, боярышника. Семенами шишек, желудями.

Воспитатель: Чем человек может подкормить птиц?

Дети: Несоленым салом, зернами пшеницы, овса, крупами, семенами  арбуза, крошками белого хлеба.

Дидактическая игра  «Сложи картинку». Интерактивная технология  «Работа в парах»

 

Воспитатель:  Ребята у меня есть конвертики,  а в них игра, которая называется «Сложи картинку». Вам нужно их собрать, а для этого вам нужно поделиться на пары, договоритесь, кто с кем будет   собирать картинки. (Садятся за столы  собирают картинки)  Называют птицу.

Игра «Прилетели птицы»

Воспитатель:  Давайте поиграем: Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то вы должны захлопать в ладоши:

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, филины и  совы, лебеди, скворцы.

 

Воспитатель:  Представьте, что вы  все  - птички.

Физкультминутка

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовим птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

Воспитатель:   Ребята давайте немного разомнем руки.

(Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд

А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.


Воспитатель:   Я приглашаю вас  в настоящую мастерскую соленого теста. Я буду мастером, а вы – подмастерьями.  Перед началом работы необходимо надеть фартуки, чтобы не запачкаться в муке (раздаю фартуки).

Воспитатель:   Дорогие мои подмастерья, вам необходимо  вспомнить  правила техники безопасности, их назубок знают все ребята нашей мастерской.

 

Чтобы что-то сотворить   и здоровье сохранить

Технику и правила  нужно повторить.

 

Воспитатель:   Прежде чем приступить к работе, вспомните технику безопасности.

Дети:

1. Следи за порядком на рабочем месте.

 2.Клади инструмент в безопасное место.

3. Работай со стекой только на подкладной доске.

4. Будь внимателен!

5. И самое главное - нельзя брать в рот тесто, его замешивают с солью и с клеем.

Воспитатель:  Во время лепки не забывайте о правильной осанке:  спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом.

Воспитатель:  Повторите и  поговорки про мастеровых людей.

Дети: «Дело мастера боится».

«Сто раз отмерь – один раз отрежь».

«За всякое дело берись смело».

Воспитатель:  Давайте и займемся настоящим делом.Сегодня мы будем лепить птиц, которых мы с вами очень хорошо знаем.

И в лесу, заметьте, дети.
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы филины и ..

Дети: Совы.

Воспитатель:  Наши совы будут сидеть на  веточке дерева. Ветку дерева мы сделали заранее, теперь будем лепить сову.

Посмотрите, ребята, в каком порядке вы будете работать (педагог показывает алгоритм работы):

1)Раскатаем шар из теста.

2) Расплющиваем его – получается круг.

3)С помощью колпачка от фломастера  внизу круга «делаем перья».

4) Правую и левую части шара сгибаем, чтобы получились крылья.

5) Из верхней части формируем голову совы.

6) Колпачки от фломастеров снова помогут нам, чтобы сделать глазки у совы.

7) С помощью  стеки  делаем клюв.

8. Помещаем фигурку совы на картон с  веточкой дерева.

Пальчиковая гимнастика.

1) Мы ладошки сложили вместе,

Словно их слепили тестом.

Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

Начинаем поднимать, только, чур,  не разжимать

- сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул - закрылся);

- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);

- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;

- изображать “Фонарики” кистями рук;

- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;

- барабанить пальцами обеих рук по столу.

 Самостоятельная работа детей.

Воспитатель Мы продолжаем знакомиться с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто - материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный, пластичный,  теплый, добрый.  А когда высыхает, становиться как каменное, но по неосторожности его легко можно разбить.

Итак, мои дорогие, приступайте к лепке совы.

Самостоятельная работа детей.

Рефлексия:

Воспитатель:  Чем мы с вами занимались? Что интересного узнали?

Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый чем-то отличился; вы много знаете о зимующих птицах; интересными были ответы на вопросы; умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. 

Сегодня мы с вами  еще раз прикоснулись к волшебному миру тестопластики, мне хочется, чтобы вы подружились с прекрасным материалом - с соленым тестом. Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ.  Мне было очень приятно с вами работать. В завершение работы еще один секрет - «секрет чистых рук»,- приглашаю ребят вымыть руки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по экологическому воспитанию с элементами лепки из соленого теста «Перелетные и зимующие птицы. Сова  на ветке»

подготовила воспитатель

первой категории И.П. Балахонова

Цель: закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.

Задачи: Продолжать формировать знания детей об образе жизни перелетных и зимующих птиц;

Развивать мелкую моторику, внимание, связную речь, творчество в работе, развивать эстетическое восприятие.

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять её для создания выразительных образов.

Воспитывать у детей интерес к искусству как средству выражения чувств, мыслей.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Оборудование: Гипсовые фигуры птиц - сова, дятел, свиристель. Мультимедийная установка.

Материал и инструменты: Иллюстрации птиц (перелетных, зимующих).  Разрезные карточки, аудиозаписи с криками птиц. Заготовки из картона с изображением осенней ветки дерева. Соленое тесто, колпачки фломастеров, стеки.

Предварительная работа: Рассматривание картинок и иллюстраций о перелетных и зимующих птицах. Знакомство со стороением птицы. Изготовление из соленого теста веточки осеннего дерева на картоне.

 Ход    занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какими словами можно поприветствовать друг друга?

Дети: Доброе утро. Привет. Здравствуй. Рад тебя видеть. Приветствую тебя. В гости просим.

Основная часть. Беседа о перелетных и зимующих птицах.

Различаемся мы цветом,  встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –  будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Кто мы, дети? Назовите!

Дети: Это птицы.

Воспитатель: Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц?

Верно, перелетные.

Воспитатель: Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (ответы детей)

Воспитатель: Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Назовите перелетных птиц (слайд).

Дети: Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки, соловьи, лебеди, утки…

Воспитатель: А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?

Дети: Зимующие.

Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
Назовите зимующих птиц (слайд).

Дети: Сорока, голуби, воробьи, дятел, сова, свиристель, ворона.

Дидактическая игра «Узнай по голосу».

 Включить аудиозапись голосов птиц.

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Воспитатель: Сорока….. (стрекочет)
ворона….. (каркает)
воробей….. (чирикает)
кукушка….. (кукует)
утка…… (крякает)
гусь….. (гогочет)
сова….. (ухает)
журавль….. (курлычет)
голубь….. (воркует)
глухарь….. (токует)

Воспитатель: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!»

Дети отгадывают загадки, воспитатель достает  гипсовую фигурку  птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Воспитатель: Дятел - врач лесного царства, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Спят деревья, спит трава,  но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей  по ночам ловить мышей.

Воспитатель:  Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

  СОЙКА ?

Воспитатель:  У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Воспитатель:  Как  готовятся к зиме  и живут птицы зимой?

Дети: Меняют свое оперение на более теплое, густое, длинное. Между перышками у птиц воздух, он не подпускает холод и удерживает тепло. Вот они и не мерзнут. А если очень холодно, то греют свои лапки в перышках, по одной поджимают.  А ещѐ когда птицы начинают замерзать, начинают прыгать на двух лапках с

Воспитатель: Чем питаются птицы зимой?

Дети: Семенами растений, деревьев. Семечками подсолнечника. Ягодами рябины, калины, боярышника. Семенами шишек, желудями.

Воспитатель: Чем человек может подкормить птиц?

Дети: Несоленым салом, зернами пшеницы, овса, крупами, семенами  арбуза, крошками белого хлеба.

Дидактическая игра  «Сложи картинку». Интерактивная технология  «Работа в парах»

Воспитатель:  Ребята у меня есть конвертики,  а в них игра, которая называется «Сложи картинку». Вам нужно их собрать, а для этого вам нужно поделиться на пары, договоритесь, кто с кем будет   собирать картинки. (Садятся за столы  собирают картинки)  Называют птицу.

Игра «Прилетели птицы»

Воспитатель:  Давайте поиграем: Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то вы должны захлопать в ладоши:

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки,
макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи,
комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, филины и  совы, лебеди, скворцы.

Воспитатель:  Представьте, что вы  все  - птички.

Физкультминутка

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовим птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

Воспитатель:   Ребята давайте немного разомнем руки.

(Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд

А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.


Воспитатель:   Я приглашаю вас  в настоящую мастерскую соленого теста. Я буду мастером, а вы – подмастерьями.  Перед началом работы необходимо надеть фартуки, чтобы не запачкаться в муке (раздаю фартуки).

Воспитатель:   Дорогие мои подмастерья, вам необходимо  вспомнить  правила техники безопасности, их назубок знают все ребята нашей мастерской.

Чтобы что-то сотворить   и здоровье сохранить

Технику и правила  нужно повторить.

Воспитатель:   Прежде чем приступить к работе, вспомните технику безопасности.

Дети:

1. Следи за порядком на рабочем месте.

 2.Клади инструмент в безопасное место.

3. Работай со стекой только на подкладной доске.

4. Будь внимателен!

5. И самое главное - нельзя брать в рот тесто, его замешивают с солью и с клеем.

Воспитатель:  Во время лепки не забывайте о правильной осанке:  спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом.

Воспитатель:  Повторите и  поговорки про мастеровых людей.

Дети: «Дело мастера боится».

«Сто раз отмерь – один раз отрежь».

«За всякое дело берись смело».

Воспитатель:  Давайте и займемся настоящим делом.Сегодня мы будем лепить птиц, которых мы с вами очень хорошо знаем.

И в лесу, заметьте, дети.
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы филины и ..

Дети: Совы.

Воспитатель:  Наши совы будут сидеть на  веточке дерева. Ветку дерева мы сделали заранее, теперь будем лепить сову.

Посмотрите, ребята, в каком порядке вы будете работать (педагог показывает алгоритм работы):

1)Раскатаем шар из теста.

2) Расплющиваем его – получается круг.

3)С помощью колпачка от фломастера  внизу круга «делаем перья».

4) Правую и левую части шара сгибаем, чтобы получились крылья.

5) Из верхней части формируем голову совы.

6) Колпачки от фломастеров снова помогут нам, чтобы сделать глазки у совы.

7) С помощью  стеки  делаем клюв.

8. Помещаем фигурку совы на картон с  веточкой дерева.

Пальчиковая гимнастика.

1) Мы ладошки сложили вместе,

Словно их слепили тестом.

Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

Начинаем поднимать, только, чур,  не разжимать

- сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул - закрылся);

- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);

- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;

- изображать “Фонарики” кистями рук;

- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;

- барабанить пальцами обеих рук по столу.

 Самостоятельная работа детей.

Воспитатель Мы продолжаем знакомиться с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто - материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный, пластичный,  теплый, добрый.  А когда высыхает, становиться как каменное, но по неосторожности его легко можно разбить.

Итак, мои дорогие, приступайте к лепке совы.

Самостоятельная работа детей.

Рефлексия:

Воспитатель:  Чем мы с вами занимались? Что интересного узнали?

Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый чем-то отличился; вы много знаете о зимующих птицах; интересными были ответы на вопросы; умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.  

Сегодня мы с вами  еще раз прикоснулись к волшебному миру тестопластики, мне хочется, чтобы вы подружились с прекрасным материалом - с соленым тестом. Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ.  Мне было очень приятно с вами работать. В завершение работы еще один секрет - «секрет чистых рук»,- приглашаю ребят вымыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому развитию с детьми 5 -6 лет на тему: «Зимующие птицы».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк».    Конспект НОД по экологическому развитию...

Конспект ООД по экологическому воспитанию с элементами театрализации «ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ»

З а д а ч и :доставить детям радость от пения русских народных песен; пробуждать желаниевыступать, играть и танцевать; использовать накопленные знания; учить детейнаблюдать за природой и беречь ее...

Конспект досуга по экологическому воспитанию детей средней группы с обобщением тем «Признаки весны. Птицы. Дикие животные»

Задачи: Воспитательные : воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе, формировать умение работать в коллективе. ...