Конспект НОД по экологическому воспитанию с элементами продуктивной деятельности "Королева-Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект по развитию речи "Королева-Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_s_elementami.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект НОД по экологическому воспитанию с элементами      

                                      продуктивной деятельности

                                            Основная часть:

Тема: «Королева Зима»

Цель: продолжать расширять знания детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формировать у детей экологические представления, расширять знания об зимних изменениях в природе, учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами музыкальной выразительности, закрепить знания о зимних месяцах.

Коррекционно-развивающие:

Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы), координацию речи с движением, выявлять причинно-следственные связи, творчество, фантазию.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь   видеть её красоту, желание сохранять всё живое.

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: уточнять, обогащать активизировать словарь по теме «Зима», способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, закреплять навыки поведения в беседе, игре.

Образовательная область «Познавательное развитие»: развивать логическое мышление, выявлять следственно-причинные связи.

Образовательная область «Физическое развитие»: развивать двигательную активность детей: развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация с изображением зимы, музыкальная запись «Времена года» П.И.Чайковского, платок, плакат с нарисованным деревом, влажные салфетки, белая бумага, ножницы, конверты с деталями снеговиков.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы экологического направления.

2. Рассматривание иллюстраций зимней тематики.

3. Наблюдение за зимней природой на прогулке.

4.Разучивание загадок и пословиц о зиме.

Дидактические игры и упражнения:

«Подуй на снежинку», «Да или нет», «Зимние признаки», «Назови ласково», «Составь снеговика».

                                                Ход НОД:

  1. Организационный момент. (70 сек.)

Дидактическая задача. Активизация слухоречевого внимания, восприятия.

Зима: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!

Белоснежная хозяйка

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт. (Зима)

 Зима: Правильно, я и есть зима. Я пришла к вам рассказать о себе и узнать, что вы знаете обо мне.

2.Сообщение темы и цели НОД (80 сек.)

Дидактическая задача: заинтересовать детей, мотивировать их для последующей деятельности. 

Зима: А сейчас я приглашаю вас в зимний лес. А поможет нам там оказаться это волшебное облачко. Давайте все вместе встанем на наше облако и отправимся в зимний лес. Полетели! (Зима взмахивает волшебной палочкой, звучит музыка). Вот мы с вами и на лесной полянке. Посмотрите как красиво зимой в лесу, все деревья в снежных шапках.  А с неба летят нежные, белые, красивые снежинки. Я предлагаю вам с ними поиграть

3.Упражнение «Подуй на снежинку» (50 сек.)

Дидактическая задача. Развитие плавного длительного речевого выдоха.

Покажите мне левую ладошку, я вам положу на вашу ладошку снежинку, а вы наберите воздух и подуйте, чтобы снежинку, сдуло как ветерком, только не резко, а плавно.

Зима: А чтобы нам с вами было интересно, я должна узнать, знаете ли вы приметы зимы? Присаживайтесь на пенёчки.

4.Дидактическая игра: «Да или нет» (1 мин.) (дайте правильный ответ)

Дидактическая задача: закреплять знания о характерных признаках зимы, развивать слухоречевое внимание, восприятие.

Зимой цветут цветы?

Зимой растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Может быть метель бывает?

Звери в норках спят давно?

Снег все люди убирают?

Птички к кормушке прилетают?

С вами мы в снежки играем?

Достаём ли мы коньки?

Солнце светит очень ярко?

Дед Мороз несёт подарки?

5.  Постановка проблемы ( 4 мин.) (показ слайдов о зиме)

Дидактическая задача: умение анализировать, делать выводы, развивать быстроту мышления.

Зима: Ребята, давайте послушаем музыку П.И. Чайковского «Декабрь» из серии времена года и полюбуемся зимними пейзажами.

Да, музыка помогает передать настроение. Эта мелодия передала вам

настроение зимы- прекрасной поры. Вот мой сундучок, в нём  много секретов о зиме. Ой, куда же они девались? Помогите мне их вернуть.

Дети: Да, мы сможем вернуть ваши секреты Королева Зима.

Зима: О зиме можно сказать много слов. Какие слова вы подберёте?

Я открываю свой сундучок и буду складывать туда ваши слова.

Дети: снежная, сказочная, суровая, чудесная, прекрасная, морозная и.т.д.

6. Дидактическая игра «Зимние признаки» (4 мин.)

Дидактическая задача: активизация словаря по теме «Зима»

Зима: сейчас пришла пора поговорить о зимних признаках. Что же вы знаете обо мне? Становитесь в круг. За каждый правильный ответ вы получите от меня снежинку.

Дети: дни становятся короче, ночи длиннее, идёт снег, небо серое, остались зимовать только зимующие птицы, заяц поменял шубку на белую, все люди надели тёплую одежду, зимой глубокие сугробы, ветер северный, очень холодно, строим снежные крепости, катаемся на санках, лепим снеговиков.

 Зима: ребята все меня зовут Королева Зима, но я ещё владычица трёх месяцев. Каких?

Дети: «Декабрь год кончает, а зиму начинает», «Январь-крыша зимы», «В феврале два друга: мороз да вьюга»

 Молодцы ребята!

7. Дидактическая игра «Составь снеговика» (2 мин.)

Дидактическая задача: развивать наблюдательность, память и внимание.

Зима: Ребята, какая же зима без снеговика? Я предлагаю вам взять конверты, и попробовать сделать каждому, своего снеговика.

- Такие снеговики могут растаять?

Дети: нет, они бумажные (дети собирают снеговиков).

- Вам нравится зима?

Дети: да.

Тогда давайте встанем в круг и покажем, как мы любим Королеву Зиму.

8. Физминутка «Снежная баба» (2мин.)

Дидактическая задача: формировать точные координированные движения в сочетании с речью, снять мышечное напряжение.

Мы бабу снежную лепили,                (Изображают в воздухе            последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.                (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,        (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали        (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.        (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.        (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.        (Приседают.)

А третьим – голова была                (Показывают на голову.)

И участи своей ждала.                (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,                (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.                (Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,                (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.        Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,                 (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.                (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка        (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!         (Скрещивают пальцы рук в замок.)

9. Создание проблемной ситуации. Объяснение способа действия и практическая деятельность детей (7 мин.)

Дидактическая задача: умение выявлять причинно-следственные связи.

Зима: Ой, ребята посмотрите, дерево стоит одно не нарядное, а все остальные деревья, красивые, белые.

- Чем же они покрыты?

Дети: Деревья покрыты инеем.

- А из чего состоит иней?

Дети: иней состоит из мелких снежинок, капелек воды которые замёрзли.

- Я предлагаю вам помочь нашему дереву и тоже нарядить его в белое платье. А как мы можем это сделать?

Дети: украсить его снежинками.

Зима: Вот сейчас и увидите, сколько у зимы работы.

Я предлагаю вам пройти в мою мастерскую и из белой бумаги вырезать снежинки, а музыка будет вам помогать!

Возьмите заготовки будущих снежинок и по линиям вырежете узоры.

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику руки, творчество, фантазию.

Звучит музыка П.И.Чайковского  «Времена года»,  дети вырезают под музыку снежинки).

10. Анализ работ (2мин.)

Дидактическая задача: умение анализировать свои работы.

Зима: Какие снежинки у вас получились?

Дети: красивые, белые, пушистые, лёгкие, мохнатые, холодные.

Зима: А теперь наклейте снежинку на наше зимнее дерево. Какое красивое  зимнее дерево у нас получилось, а снежинки, словно живые.

10. Я вас приглашаю поиграть ещё в одну игру.

Дидактическая игра «Назови ласково» (дети становятся в круг и передают платок Зиме) (2 мин.)

Дидактическая задача. Образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Зима: зима - замечательное время года.  Давайте назовём слова, которые относятся к зиме  ласково: снег-снежок, санки-саночки, снежинка-снежиночка, сосулька-сосулечка, снеговик-снеговичок, снегурка-снегурочка, сугроб-сугробик  и.т.д.  

Итог НОД (4 мин.)

Зима: Ребята, вам понравилось на моей полянке? А что же интересного здесь было? (Ответы детей)

Я вам предлагаю выучить красивую загадку о зиме. И научимся говорить её

медленно, побыстрее, и совсем быстро.

Хоть сама и снег и лёд

А уходит слёзы льёт.

Молодцы ребята! Очень хорошо поиграли, и порадовали Королеву Зиму своими знаниями.

А сейчас нам пора возвращаться с зимней полянки в детский сад, закройте глаза, и наша красивая музыка перенесёт вас с опушки леса в детский сад.

                             Использованная литература:

  1. Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи МБДОУ №24 «Космос», утверждённая приказом заведующего.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2004. -144с.
  5. Сажина С.Д. «Технология интегрированного занятия» 2005г., Москва (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  6. С.Н.Николаева «Экология в детском саду»: Программа повышения квалификации дошкольных работников.-М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ,2003.-120с.

         

         

         подпись                                           Писанова Оксана Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД конспекта комплексного мероприятия по экологическому воспитанию с элементами аппликации в средней группе тема:"Берегите воду". Путешествие Капельки".

Цель: Уточнить представления о пользе воды и её значение для животных, растений, человека и неживой природы. Учить правильно располагать  детали на заготовке плаката....

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Земля - наш общий дом» в средней группе с элементами викторины.

Цель: Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней. Задачи: Закрепить представления детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери,  птицы, насекомые. Развивать умени...

Конспект НОД по музыкальному воспитанию с элементами экологического тренинга "ДЕРЕВЬЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

Увлекательное музыкальное занятие, где дети узнают о  деревья и помогают лесному Гному сохранить их в его родном лесу....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию с элементами ИКТ «Угощение для Кисточки»

Конспектобразовательной деятельностипо экологическому воспитаниюс элементами ИКТ «Угощение для Кисточки»...

Конспект ООД по экологическому воспитанию с элементами театрализации «ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ»

З а д а ч и :доставить детям радость от пения русских народных песен; пробуждать желаниевыступать, играть и танцевать; использовать накопленные знания; учить детейнаблюдать за природой и беречь ее...

Конспект ООД по экологическому воспитанию с элементами лепки из соленого теста "Перелётные и зимующие птицы. Сова на ветке"

Конспект ООД по экологическому воспитанию с элементами лепки из соленого теста «Перелетные и зимующие птицы. Сова  на ветке»подготовила воспитательпервой категории И.П. БалахоноваЦель...