Открытое занятие по познавательному развитию «Русская изба» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Софронова Татьяна Викторовна

Открытое занятие по познавательному развитию «Русская изба» в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Ласточка»

общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»

Юридический адрес: 649007, г. Горно-Алтайскк, ул. Оконечная, 7

Тел: (388 22) 4-43-71

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

по теме «Русская изба»

в старшей группе

Воспитатель:

Софронова Татьяна Викторовна

г. Горно-Алтайск, 2019 г.

Пояснительная записка

Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям.

Задачи:
Обучающие: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, люлька и т.д.) и кухонными принадлежностями (кочерга, ухват, чугунок, сито, самовар).

Развивающие: обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Предварительная работа: - изготовление макета «Русская изба»;

-беседа с детьми на тему: «Русский народный быт»;

-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»;

-слушание русских народных мелодий;

-чтение стихотворений, загадок, пословиц, шуток-прибауток.

Оборудование и материал: макет русской избы с предметами быта, ноутбук, колонки, русская народная музыка, столы, скатерть, русские народные костюмы, разрезные картинки с изображением самовара, посуды, чугунка, картинка со старинной и современной мебелью, платок, туес, ложка, корзинка с пряниками.

Ход занятия:

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей у входа. Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Гость на порог — хозяину радость. Прошу проходите, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся за большой круглый стол.

Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)

Как мы себя чувствуем дома? (Ответы детей)

Почему так говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (Ответы детей)

В старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

А из чего люди раньше могли построить себе дом? (Из деревьев) Правильно. В деревянных домах прохладно летом и тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Поговорим мы с вами сегодня о русской избе – деревянном крестьянском доме.

Воспитатель ставит на стол макет русской избы.

Воспитатель: Слово «изба» произошло от слова «истопка», «истба», т. е. отапливаемое жилище, а некоторые считают, что слово «изба» произошло от слова «избыть» (избавиться, переждать морозы, неблагоприятное время). Сооружали избы из сосны, лиственницы, ели. Эти деревья имели длинные и ровные стволы, которые плотно складывались в сруб, отлично сохраняли тепло дома, и долго не портились.

Как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Как вы думаете, для чего нужна была печь? (Ответы детей)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток.

Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас на макете русской избы «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька (люлька) для самого маленького в семье. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее.

Что-то мы засиделись. Давайте немного поиграем в русскую хороводную игру «Как у тётушки Матрёны».

Физминутка: хороводная игра «Как у тётушки Матрёны...»

Один игрок встаёт в центр круга. Остальные игроки встают вокруг него в хоровод и поют песню, заменяя имя Матрёны именем игрока, стоящего в кругу:

«Как у тётушки Матрёны (Алисы, Варвары…; у дядюшки у Димы, Ильи…)

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё глядели,

Разом делали вот так.

Как?»

Стоящий в кругу показывает какое-нибудь движение, а играющие должны его повторять.

И выбирает того, кто по его мнению лучше всех выполнил задание. Этот игрок становится новым водящим и игра повторяется.

Воспитатель: Хорошо поиграли. Присаживайтесь на свои места.

Жили в доме не только люди. Были в нём «жильцы» — кто родом из леса, кто - с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы ещё находились в русской избе? Чтобы это узнать, постарайтесь собрать эти разрезные картинки.

Дети по трое или четверо собирают разрезные картинки с изображением самовара, посуды, чугунка.

Воспитатель: Ну, что, получилось собрать? Молодцы. Скажите, ребята, что изображено на этих картинках? (Самовар, посуда, чугунок). Всё верно. Покажите эти предметы в нашей избе. Скажите, а для чего нужен самовар? (Для кипячения воды и приготовления чая). Правильно. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с мёдом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Как вы думаете, из чего делали посуду? (Из дерева, глины). Правильно. Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.

А для чего же нужен был чугунок, кто знает? (Для приготовления разных блюд в печи). Молодцы, верно. Чугунок незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна - особого вида металла, который никогда не бился и мог выдержать любой огонь.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Какой нужен помощник? (Ухват) Молодцы. Всё – то вы знаете! Покажите его в нашей избе. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть. (Достаёт туесок) Что это такое, как вы думаете? (Туесок) Верно. Туесок - небольшой круглый короб с тугой крышкой для хранения и переноса мёда, ягод и других различных пищевых продуктов. Изготавливали его из бересты – белой наружней части коры берёзы.

Угадайте, что находится у меня в туеске. Послушайте загадку:

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Посмотрите на картинку и скажите, какие предметы из нашей избы вы видите на ней? (Показываю картинку со старинной и современной мебелью) (Стол и скамейка). Правильно. За столом собиралась вся семья, за ним кушали, а также обсуждались все важные вопросы. Лавки были прибиты к стене, и их нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы много знаете о русской избе и предметах быта! А что вам сегодня понравилось больше всего? (Ответы детей) Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей). Ну, как говориться:

«Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живёт русская душа!»

Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли ко мне в гости я угощаю вас пряничками. Благодарю, дорогие, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию " Русская изба" в старшей группе

Конспект занятия по позавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Русская ярмарка народных мастеров»

Конспект занятия по позновательному развитию "Русская ярмарка народных мастеров"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию: «Путешествие паучка» в старшей группе.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие паучка". Данное занятие будет полезно воспитателям, родителям....

Конспект открытого занятия по познавательной опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе "Вода-жизнь"

Конспект открытого занятия по познавательной опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе Тема занятия: "Вода-жизнь" ...

Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе

Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе...

Занятие по познавательному развитию "Русская изба"

Знакомство детей с предметами и традициями наших предков....