Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Шмакова Елена Петровна

Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eto_russkaya_stronka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе

Тема: «ЭТО - РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО- РОДИНА МОЯ!»

Воспитатель:

Шмакова Елена Петровна

Ачинский район

п. Малиновка

2019 год

«ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»

(занятие для детей старшего дошкольного возраста в мини-музее)

Цели:

— воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;

— продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси;

— формировать интерес к русскому фольклору.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление с картой и глобусом, пословицами и поговорками, оформление альбома «Это Родина моя».

Словарная   работа:   изба, горница, косоворотка, атласный.

Оборудование: картины, предметы быта, куклы в русских костюмах, игрушки.

 Ход занятия:

Воспитатель и дети входят в мини-музей детского сада.

Воспитатель:

Мать моя, нежная светлая

Родина.

Сколько тобой передумано, встречено,

 Милая Родина, жизнь

моя вечная.

Здесь родились все мы,

Здесь я и песню пою

Оттого всей душою

Я Россию люблю.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

Дети: О Родине, России.

Воспитатель: Как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: Как называют людей, живущих в России?

Дети:  Россияне, русские.

Воспитатель: В России живут и другие народы, но больше всего русских, поэтому мы сегодня с вами поговорим о русском народе. Скажите, чтобы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас?

Дети: Как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались.

Воспитатель: Ребята, обо всем, что вас интересует, мне помогут рассказать наши гости.

Воспитатель обращает внимание на кукол в русских костюмах (три куклы — мальчик в русском костюме и две девочки в праздничной и будничной одежде).

Давайте знакомиться, Маша, Ваня и Настя — они в русских костюмах. Сначала рассмотрим одежду Маши, что на ней надето?

Дети: Синий сарафан, белая кофточка с небольшой вышив-

кой, платочек, в косе синяя лента, на ногах лапти.

Воспитатель: Во что одет Ваня?

Дети: На нем штаны, рубашка-косоворотка, поясок.

Воспитатель: В такой одежде русские люди ходили на работу, сидели дома. Для праздников у них была другая одежда, нарядная, яркая, как у Насти. Посмотрите на нее и расскажите о ее одежде.

Дети составляют описательные рассказы об одежде. Воспитатель закрепляет их знания, используя стихотворения.

Эта часть костюма

Не мужской кафтан.

 Носит красна девица

 Длинный ... (сарафан).

С давних пор краса девицы

Не румяна, не ресницы.

 Всюду русская краса —

 С лентой длинная ... (коса).

Ходит девица с косой,

С непокрытой головой,

Красоте помощник —

Расписной ... (кокошник).

На Руси с давних пор

Головной носят убор.

Платки для женщин — украшенье.

 Носят их они с уменьем.

Ворот вышит, а застежка

Сбоку подбородка.

Всем наряд известен этот

Как ... (косоворотка).

Шиты золотом сапожки

русские,

Блестят на солнышке

носочки узкие... Идет красавица, плывет

лебедушкой,

 И все любуются ее красой!

Воспитатель подводит детей к картине, на которой изображена старинная русская деревня: дети и взрослые в русских костюмах, избы.

Воспитатель: Ребята, найдите на этой картине детей, одетых в русские костюмы. Почему вы так решили?

Дети отвечают. Воспитатель обращает внимание детей на русские избы.

Воспитатель: Теперь посмотрите, в каких домах жили русские люди раньше. Как назывались эти дома?

Дети. Избами.

Воспитатель. Изба была необычная, строилась из бревен, с резными ставнями и карнизами, высоким крыльцом. Каждый хозяин придумывал избе свое украшение, и когда идешь по улице с такими избами, то кажется, что в сказку попал. Многие красивые избы сохранились до сих пор, их вы видели, когда ездили на экскурсию.

Воспитатель проходит с детьми в уголок, оформленный в стиле русской старинной кухни.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядит изба внутри. (В середине стоит длинный стол.) Как вы думаете, почему стол такой длинный?

Дети: Раньше были большие многодетные семьи.

Воспитатель: Что стоит возле стола?

Дети: Длинные лавки.

Воспитатель: Ребята, на чем ваша мама готовит пищу? Может, кто-то из вас знает, на чем раньше готовили пищу?

Дети рассматривают печь.

Воспитатель: Такие печи называли русскими, на них готовили пищу, можно было погреться и даже спать. Русские печи сохранились в деревнях до сих пор.

В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей. Красивое русское слово — горница!

 

Воспитатель обращает внимание детей на другой уголок русской избы.

 

Воспитатель: В горнице стоят кровать, украшенная подзорником, с подушками, сложенными горкой, стол с вышитой скатертью, на окнах висят кружевные занавески, на полу лежат домотканые половики. Многие вещи сохранились и до сих пор, мы их с вами видим в нашем музее.

У кого дома есть вышитые полотенца, скатерти, кружевные занавески, нарядные половики? Вот здесь в уголке стоят предметы, изготовленные руками русских людей, из чего они сделаны?

Дети: Из глины и дерева. Воспитатель. Как вы думаете, почему они сохранились до сих пор?

Дети читают стихотворения и показывают предметы с этой выставки.

Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок.

Из станка струятся стружки,

Получаются игрушки.

Вот русская красавица:

Для соли, для чая,

Для всякого случая,

На сахар, на мед,

На все пойдет!

А вот ложка —

Хлебай понемножку!

А вот молоток —

На мелкий зубок!

А вот матрешки —

Три штучки в одной кучке:

Дочь Матрена, дочь Елена,

Сама третья — целая семья.

Воспитатель: А сколько русский народ сложил сказок, загадок, посло-

виц   и    поговорок!    Давайте вспомним русские сказки.

Дети называют.

А теперь вспомним русские пословицы и поговорки.

Дети называют.

Сей музей мы покидаем,

Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живет русская душа!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики "Морские глубины" старшая группа

развиваем творческую активность детей, мелкую моторику рук.путешествуем по морю....

конспект занятия по познавательному развитию " Русская изба" в старшей группе

Конспект занятия по позавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект организации и проведения ООД по познавательному развитию Тема: Беседа-экскурсия в мини - музее « Русская изба» в старшей группе

Цель: Изучение быта  русского народа, развитие интереса к прошлому Задачи:Образовательные: Познакомить детей с избой жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного  русского быта.О...

Открытое занятие по познавательному развитию «Русская изба» в старшей группе.

Открытое занятие по познавательному развитию «Русская изба» в старшей группе....