Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию с воздухом "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Денисевич Татьяна Протасьевна

В ходе занятия продолжаем формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа: Проект «Лаборатория неживой природы. Неизведанное рядом». Беседы«Откуда берется воздух», «Почему дует ветер?», «Как летит воздушный шарик?», «Какой воздух в нашем городе?» рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром. Чтение худ литературы

Материалвоздушные шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, ведерки с плотными крышками, горячая вода в термосе, пустые бутылки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

ИГРА на общение

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!

А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

                       Он нам нужен, чтоб дышать,

                       Чтобы шарик надувать.

                       С нами рядом каждый час,

                       Но не видим он для нас.

                                                              (Воздух)

Дети: - Воздух.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: - Лаборатория.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться надо наблюдать,

Будем вместе развивать важное качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность!

Воспитатель: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте туда мы отправимся и проведём опыты.

Но в лаборатории надо соблюдать определенные правила:

-  соблюдать тишину,

-  внимательно слушать руководителя,     

     -  не перебивать друг друга,

     -  нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,

     -  выполнять предложенные действия аккуратно,

     -  нельзя вертеться за столом, толкать товарищей, не мешать друг другу,

     -  всегда мыть руки по окончании работы в лаборатории.

Опыт № 1 «Что такое воздух?» (на ковре)

ВоспитательРебята отгадайте загадку:

       Через нос проходит в грудь

       И обратно держит путь.

       Он невидимый, но всё же

       Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Что такое воздух?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Да, ребята, воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь.

Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить от 2 - 10 минут! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
А кто ещё дышит кроме человека?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит?

Дети: Грудная клетка поднялась

Воспитатель: - Что в это время происходит с легкими?

Дети: Они наполняются воздухом.

Воспитатель: А при выдохе, что происходит с грудной клеткой?

Дети: Она опускается.

Воспитатель: А что происходит с нашими легкими?

Дети: Из них выходит воздух

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

Опыт № 2 «Воздух вокруг нас. Ветер» (Салфетка, ленточка) (на ковре)

Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?

Дети: мы должны его почувствовать.

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Дети: Холод

Воспитатель: Помашите ладошками на себя? Что мы сейчас почувствовали?

Дети: Ветер

Воспитатель: Возьмите салфетку, сомните ее в комок. Положите на ладонь и подуйте. Что произошло? Почему?

Дети: Салфетка слетела с руки.

Делаем вывод: Вы сделали ветер. Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух

Дети: Ветер.

Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.

Воспитатель: А теперь проходите в лабораторию, присаживайтесь.

Опыт № 3 «Как поймать воздух?» (пакет) (за столом)

Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он? Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: Он пуст!

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

Дети: Ответы

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.

Дети: Ответы

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Струя воздуха, ветерочек!

Вывод: воздух можно почувствовать, но он не видим – прозрачен, воздух есть вокруг нас.

Опыт № 4  «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный.  Он вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети: Ответы

Воспитатель: А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Дети: Ответы

Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух легче воды.

Опыт № 5 «Узнай по запаху»  (ведерки)

Воспитатель: Ребята. Возьмите с подноса ведерко. Оно не пустое.  Посмотрите, а в нем что-то есть?

Дети: Ответы

Воспитатель: - Правильно, воздух, А теперь понюхайте, чем пахнет воздух в ваших ведерках?

Дети: Ответы

ВыводПолучается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воздух не имеет запаха.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.

Физкультминутка «Беленькое облако»

Беленькое облако     (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей     (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако       (выпрямить руки)

Выше, выше, выше      (потянуться руками вверх)

Ветер это облако     (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу        (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако    (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу     (присесть) .

Опыт № 6 «Слышим ли мы воздух» (бутылки, воздушный шарик) (Подходят к отдельному столу)

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?

Возьмите по бутылочке и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети: Звук. Это воздух.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?

Дети: Писк. Это воздух.

Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли бутылочки и шарик

Выводвоздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Опыт № 7 «Воздух Внутри предметов» (Стакан с водой, камень, мел) (за столом)

Воспитатель: Возьмем два стакана в первый бросим камешек, а во второй мел. Что происходит?

Дети: Камешек и мел тонут, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх

Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в камне и в меле и вышел из них, когда камень и мел попали в воду. Мы с вами провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?

ДетиВоздух есть везде : в шарике, стакане, в камне, и в меле.

ВоспитательВоздух - это то, чем мы дышим. Он не имеет цвета и формы. Он проникает в каждый предмет и в каждое существо на земле. Воздух есть везде.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру

Игра «Волшебный шарик»

Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу

- что узнали сегодня о воздухе.

- Какой опыт вам показался интересным больше всего?

- Что вы сегодня узнали нового?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

 Калининграда детский сад № 4

Конспект

занятия

по познавательно-исследовательской,

экспериментальной деятельности

с детьми старшей группы

«Воздух вокруг нас»

                                                             Подготовила: Денисевич Татьяна Протасьевна, воспитатель







Калининград 2023г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

"Я - Петербуржец" конспекты занятий с детьми старшей группы

конспекты совместной образовательной деятельности ....

конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в страну счастья "Правознайка"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с основами прав человека.Развивать способность анализировать собственные  поступки и поступки окружающих людей, развивать способность к умозаключ...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Экскурсия в лес»

Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, пищево...

Конспект занятия с детьми старшей группы «Здравствуй, лаборатория чудес».

     Дать представление о том, кто такие ученые, о назна­чении детской лаборатории;      Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально ...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по экспериментированию Тема: «Извержение вулкана»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...