Проект в средней группе «Дикие животные нашего края»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Цель проекта: формирование познавательного интереса детей о жизни диких животных нашего края.

 

Задачи:

1.Формировать представления о жизни диких животных нашего края, среде обитания, повадках, питании;

 

2. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора). Имен прилагательных (колючий, неуклюжий, хитрый, злой, голодный). Глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.);

 

3. Развивать познавательный интерес, воображение.

 

4.Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и пересказ художественного текста;

 

5.Воспитывать бережное отношение к диким животным;

 

6.Вовлечение родителей в активное сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dikie_zhivotnye_nashego_kraya.docx224.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть-Ишимский детский сад №1»

Проект в средней группе

 «Дикие животные нашего края»

C:\Users\Домашний\Desktop\6f7523e1-5bef-4f67-99d9-9fa1afeb425a.jpg

                                                           Подготовила:

                                                                                           Воспитатель первой

квалификационной категории

Величко Анна Николаевна

с. Усть-Ишим, 2021г.

Содержание

  1. Паспорт проекта……………………………………………3
  2. Актуальность……………………………………………….6
  3. Этапы проекта………………………………………………7
  4. Результативность…………………………………………...10
  5. Заключение………………………………………………….11
  6. Использованная литература………………………………12
  7. Приложение………………………………………………….13

 

  1. Паспорт проекта.

 

Тема

«Дикие животные нашего края»

Адрес проекта:

Омская область, с. Усть-Ишим, ул. Горького, д. №6

Автор проекта

Воспитатель МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1» первой

квалификационной категории  Величко А.Н. стаж в должности воспитателя 7 лет.

Участники проекта

Педагог, родители, дети (4-5лет).

Типовые особенности проекта

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь-декабрь)

основная идея и гипотеза проекта

Идея:  Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления о диких животных, их особенностях жизни; развивать связную речь, творческие способности детей.

Гипотеза: Считаю, что мой проект призван сформировать чувства бережного отношения к природе, знания детей диких животных нашего края. 

Цель  и задачи проекта

Цель проекта: формирование познавательного интереса детей о жизни диких животных нашего края.

Задачи:

1.Формировать представления о жизни диких животных нашего края, среде обитания, повадках, питании;

2. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора). Имен прилагательных (колючий, неуклюжий, хитрый, злой, голодный). Глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.);

3. Развивать познавательный интерес, воображение.

4.Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и пересказ художественного текста;

5.Воспитывать бережное отношение к диким животным;

6.Вовлечение родителей в активное сотрудничество.

Образовательные области:

познание,

художественно-эстетическое развитие,      

развитие речи, физическое развитие.

Ресурсы проекта

активное взаимодействие родителей по реализации проекта

Ожидаемые риски

- отсутствие заинтересованности родителей для достижение общей цели;

- недостаточный словарный запас;

 - недостаточно развитая речь ребенка;

- возрастание педагогической нагрузки при реализации проекта.

Предполагаемые результаты проекта:

1.дети имеют представления о диких животных  нашей местности;

2.дети знают о том, что за дикими животными ухаживает человек - егерь (подкармливает, лечит),  для охраны некоторых видов животных создаются заповедники;

3.дети составляют описательные рассказы о животных и пересказывают художественный текст; 

4.прививать детям любовь и бережное отношение к животным;

5.дети отражают свои впечатления в изобразительной деятельности;

6.обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта;

7.вовлечение родителей в активное сотрудничество.

Критерии оценки эффективности проекта

- Комфортное состояние воспитанников и воспитателя;

- Повышение активности родителей к реализации проекта;

- Оценка удовлетворительности в успешности ребенка;

- Рост удовлетворенности педагога собственной деятельности;

- Скорость достижения воспитанников ожидаемых результатов;

- Результативность работы с родителями.

Продукт проектной деятельности:

Презентация проекта;

Изготовление альбома «Дикие животные нашего края»;

Изготовление лэпбука «Дикие животные нашего края»;

Изготовление альбома загадки о диких животных;

Изготовление книжек-малышек;

Изготовление карты Усть-Ишимского района.

Трансляция проекта

Презентация проекта. 

Срок проекта

 3 месяца (октябрь - декабрь) 2021г.

  1. Актуальность

Сейчас в современном мире дети с раннего возраста окружены механическими игрушками и различными электронными гаджетами, родители все меньше уделяют времени для общения с детьми, мало гуляют и читают вместе с детьми. Представления детей об окружающем мире часто ограничиваются только тем, что они видят вокруг себя.

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни диких животных наших лесов. Читая им рассказы, сказки и стихи, они  имеют очень скудные представления о том, а какие же дикие животные на самом деле? Какие у нас обитают дикие животные в  нашей местности?   Ребята задают много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе с детьми и попытаемся найти в ходе реализации нашего проекта.

Задачей педагога является рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, и заботе взрослых животных о своем потомстве. Развивать у детей познавательную активность. Активизировать и обогащать словарь по теме проекта. Воспитывать интерес к живой природе.

  1. Этапы проекта

I. Подготовительный этап: 

- определение темы, целей и задач содержание проекта,

- диагностика детей по теме проекта,

- подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по данной теме;

- разработки конспектов занятий, бесед;

- подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, материалов для игр; подвижных игр; пальчиковых игр;

 - подготовка материалов по изготовлению альбомов стихи, загадки про             диких животных;

- подготовка материала по изготовлению лепбука «Дикие животные нашего края»;

- изготовление книжек-малышек по теме «Дикие животные нашего края»

(детям на выбор были предложены разные дикие животные);

- подготовка материала для создания альбома дикие животные.

II. Основной этап:

чтение художественной литературы: 

Сказки: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики», «Лисичка со скалочкой»; рассказы: И.В. Гурина «Приключение волчонка», М. Пришвина «Лисичкин хлеб», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши», И.В. Гурина «Приключение лисенка»; заучивание стихотворений о диких животных: «Белка», «Еж», «Волк» - (интернет ресурс)

загадки про диких животных;

беседы о диких животных: 

«Каких диких животных вы знаете?»,

«Правила поведения в лесу», 

«Как зимуют дикие животные».

дидактические игры:  

Кто где живет?», «Чей детеныш?»,  «Четвертый лишний», «Чей хвост?», «Назови ласково», «Один - много», «Кто как голос подаёт?», «Узнай зверя по описанию», «Один-три-пять», «Отгадай, что за животное»;

подвижные игры:

«Зайцы и волк», «Зайка серенький», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Охотник и зайцы», «У медведя во бору», «Зайцы и медведь»;

продуктивная деятельность: 

рисунки детей на тему «Ежик в гостях», «Мишка в берлоге»; поделки из пластилина «Зайчики», аппликация «Лисичка»;

работа с родителями: привлечь родителей к сбору информации о диких животных для создания альбома «Дикие животные нашего края»; изготовление совместно с детьми книжек-малышек.

пальчиковая гимнастика «Дружат добрые зверята», «Колючий шарик», «Белочки»; «Лиса», «Кто в лесочке живет?»;

физкультминутки

музыкально-ритмическая игра «Кто как ходит?»;

рассматривание картинок по данной теме;

театрализации сказки «Заюшкина избушка»

III этап заключительный:

Итоговая диагностика детей по теме проекта;

Презентация проекта;

Изготовление альбома «Дикие животные нашего края»;

Изготовление лэпбука «Дикие животные нашего края»;

Изготовление альбома загадки о диких животных;

Изготовление книжек-малышек;

Изготовление карты Усть-Ишимского района.

Работа с родителями. 

- Познакомить родителей с предполагаемым проектом;

- Привлечь родителей к сбору информации и составить описательный рассказ о диких животных вместе с ребенком;

- Создание книжек-малышек «Дикие животные нашего края»

  1. Результативность
  • Дети стали проявлять познавательный интерес к диким животным, живущим в лесах нашего края;
  • Имеют представление об образе жизни, повадках и среде обитания животных наших лесов; 
  • Имеют представление о строении диких животных, способах передвижения;
  • В игровой деятельности проявляют личные симпатии к представителям лесных зверей;
  • При описании лесных зверей чаще стали употреблять прилагательные и глаголы, характерные для того или иного животного;
  • Развито умение сравнивать и анализировать животных;
  • Владеют понятием «дикие животные»;
  • У детей сформированы навыки поведения в природе (в лесу);
  • Участие родителей в реализации проекта.

  1. Заключение

    Полученные знания во время реализации проекта, помогли детям повысить уровень представлений о диких животных нашего края. Анализируя результаты проекта, я увидела, что он помог  детям обогатить имеющиеся знания и навыки, что они еще с большим интересом включаются в различные виды деятельности.

    Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень.

    В ходе реализации проекта, собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

  1. Использованная литература

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС.

Под редакцией Н.Е.Верксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

2. О.А. Соломенникова ФГОС Ознакомление с природой в детском саду средняя группа

3. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду ФГОС средняя группа.

4..Т.С.Комарова. ФГОС  Изобразительная деятельность в детском саду  средняя группа.

5. Д.Н. Колдина Лепка с детьми 4-5 лет

6.И.А.Лыкова Художественный труд в детском саду средняя группа

7. Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр для детей 2-7лет

8. Л.Ю.Павлова ФГТ Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 -7 лет с окружающим миром.

9. Г.П.Шалаева Маленький гений «Название детёнышей и способы передвижения животных». СЛОВО-АСТ Москва.

10. Детская энциклопедия «Царство животных» Москва ОНИКС 21 век 2000.

11. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва ОЛМА-ПРЕСС 2004.

12. Омское Прииртышье

13. Интернет – ресурс

- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454472-konspekt-zanjatija-dlja-detej-pravila-poveden

- Источник https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-dikix-zhivotnyx-s-otvetami.html

- https://akademiarechi.ru/        

- Картотека дидактических игр nsportal.ru

- Источник: https://multi-mama.ru

Приложение

Диагностика

Уровень знаний детей о диких животных до реализации проекта

октябрь 2021 учебный год

        Диаграмма №1        

Уровень знаний детей о диких животных после реализации проекта

декабрь 2021 учебный год

                Диаграмма №2        

Материал по проекту

Стихи

               ***

Что за странный мяч такой,
Весь лежит в иголках?
Прикоснусь слегка рукой,
Ведь спросить неловко!
Мячик быстро развернулся,
Носик — показался.
Этим мячиком колючим
Ежик оказался!

           

                ***

Медвежонок любит мед,
Сахарок, варенье
Лапой зачерпнуть – и в рот!
Просто объеденье!
Угости же поскорей
Лакомством ребенка!
Ну хоть блюдечко налей
Сладенькой сгущенки!

               

              ***

Солнце красное садится -
Значит спать пора ложиться.
Только Белка спать не хочет,
Всё хлопочет и хлопочет:
Много у неё Бельчат,
Кушать все они хотят!
Надо зёрнышек собрать
И орешков отыскать.

              ***

Серый, грозный с виду, волк
Не такой ужасный,
Он бывает одинок,
И совсем не страшный!
Ночью воет на луну,
От тоски по дружбе,
Потому, что и ему
Тоже кто-то нужен.
Но ему никто не верит,
От лисы и до зайчат,
Сторонятся волка звери,
И дружить с ним не хотят!

Загадки:

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

               ***

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост

— Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

               ***

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я — старательная … (Белка)  

               ***

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

               ***

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага

 — Есть копыта и рога! (Лось)

                ***

 Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле.

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)  

              ***

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину,

Хоть пиши картину. (Бобры)

               ***

Папа очень крепкий, рослый,

И рога ветвисты.

Сын, пока еще не взрослый,

— Рыжий и пятнистый.

Он рождается без рожек,

В шубке пестренькой в горошек. (Олень и олененок)             

              

              ***

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала. (Еж)  

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь) 

Беседы:

1.«Каких диких животных вы знаете?»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных.

Задачи:        

1. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.

2. Закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.

3. Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, волк) и словарь признаков: коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, серый.

4. Развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.

5. Формировать интерес к живой природе, доброжелательность.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где мы можем увидеть зайчика? Где он живёт?

Дети: В лесу

Воспитатель: Какое это время года? (Показывает картинку)

Дети: Зима.

Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром.

Воспитатель: Скажите, кто ещё живёт в лесу?

Дети: заяц, белка, лиса, волк, медведь, еж (Показывает картинки)

Воспитатель: Как мы можем назвать, одним словом всех этих животных?

Дети: Дикие

Воспитатель: Давайте мы с вами по - ближе познакомимся с зверями. Я буду вам загадывать загадку, а вы отгадывать отгадку:

1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый, ах краса,

А зовут ее...

Дети: Лиса.

Воспитатель: Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? (рассатривают картинку)

Ответы детей.

Воспитатель: У лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Знаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Ответы детей.

Воспитатель: Лисе нужен такой хвост, чтобы заметать следы. Лиса очень хитрая. Часто её в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Воспитатель: Где живет лиса?

Ответы детей.

Воспитатель: Лиса живёт в норе. Чем питается лиса?

Ответы детей.

Воспитатель: Лиса ловит мышей, зайцев.

2. Ни барашек, и ни кот

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

Дети: Заяц.

Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель: Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Ответы детей.

Воспитатель: Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Воспитатель: А где же зайка живет? Какой у него домик?

Ответы детей.

Воспитатель: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал. Чем питается зайка?

Ответы детей.

Воспитатель: Зайка любит морковку, капусту, веточки

3. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Дети: Волк.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: Волк сильный, смелый, умный. У волка острые зубы, серая шерсть. У волка длинный и протяжный вой.

Воспитатель: Как называется дом волка?

Ответы детей.

Воспитатель: Дом волка называется логовом. Чем питается волк?

Ответы детей.

Воспитатель: Ловит зайцев.

4. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Ответы детей.

Воспитатель: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы. А как называют дом медведя?

Ответы детей.

Воспитатель: Дом медведя называется берлогой. Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснётся.

Воспитатель: Как вы думаете, ему тепло или холодно?

Ответы детей.

Воспитатель: У медведя мех очень тёплый. Вход в берлогу ветками завален. Снегом сверху засыпан. Чем питается медведь?

Ответы детей.

Воспитатель: Медведь большой сладкоежка, очень любит мёд и малину.

5. Щелкает орешки мелко,

Ну, конечно, это...

Дети: Белка.

Воспитатель: Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Ответы детей.

Воспитатель: У белки короткие ушки, а на них кисточки. У неё большой, пушистый хвост. Где живет белка? Как называется ее домик?

Ответы детей.

Воспитатель: Домик у белки называется дупло. Дупло находится высоко на дереве, чтобы другие звери не достали. Белка прячется в дупле и хвостиком вход закрывает. Так она от мороза спасается. Чем питается белка?

Ответы детей.

Воспитатель: Белка питается орешками и грибами, которые запасла ещё осенью.

Воспитатель: Вот наша беседа подошла к концу. Ребята, скажите как можно назвать лесных зверей?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают пищу.

Воспитатель: Каких диких животных вы знаете?

Дети: Зайца, лису, волка, медведя, белку..

Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: Медведи и ежи зимой спят.

Воспитатель: правильно, молодцы!

2.«Правила поведения в лесу» 

Цель: Расширить знания детей о природе, пополнить знания о правилах поведения на природе.

Задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Формировать у детей нормы поведения в природе.

Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о лесе. А для чего люди ходят в лес?  (ответы детей) Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку леса, шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков.

Воспитатель: Как вы думаете, что даёт человеку лес?

Дети: Грибы, ягоды, орехи/, лекарственные травы, строительный материал. Воспитатель: А какие животные живут в лесу?

Ответы детей: волк, лиса и т.д.

Воспитатель: Вы знаете, в лесу есть тропы, по которым ходят звери, эти тропы называют звериные.

Отгадайте загадку:

Кто работает с утра, строит дом, несёт дрова,

Тащит целый воз еды, мало ест, не пьёт воды,

У него полно друзей, тот работник….(муравей).

Запомните, нельзя разрушать муравейник, муравей очень трудолюбивое насекомое, оно по хвоинке строит свой дом и самое главное, муравьи санитары леса.

Слушайте следующую загадку

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук, ищет пищу под корой

Он голодную порой (дятел).

Запоминаем ещё одно правило «Не трогай птичьи гнезда»

Если мы испугаем птицу, она может бросить своё гнездо.

 Будьте предельно внимательны и ответьте на загадку:

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор

Вырос пёстрый, как Петрушка Ядовитый….(мухомор).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вам в лесу встречаются мухоморы, поганки, их можно сбивать (ответы детей)

Конечно нет, потому что ими лечатся некоторые животные.

Ещё одна загадка:

Этот маленький зверек, колючий вдоль и поперёк

И лишь животик гладить можно

Его узнать совсем не сложно (ёж).

Помните нельзя ловить в лесу бельчат, ежат, так как они не смогут жить у нас в квартире, ведь они лесные животные.

Воспитатель: Дети, как вы думаете зачем нужны деревья?

Ответы детей. Они очищают воздух.. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях гнезда птиц.

- Скажите, а какое правило мы знаем про деревья, когда посещаем лес?

Дети. Нельзя ломать ветви деревьев.

И конечно же, ребята, запомните правило что нельзя разжигать костры в лесу. Не потушенная искра может привести к пожару. И на этом месте, где был костёр, ещё очень-очень долго не будет расти трава.

Воспитатель: Ребята, есть еще одно правило нельзя мусорить в лесу, т.е. оставлять мусор после пикника.

Что мы должны сделать?

Дети: Убрать мусор в мешок и вынести из леса.

давайте ещё раз повторим правила поведения в лесу: (ответы детей).

- ходить только по тропинкам

- не шуметь в лесу

- не рвать цветы

- не разрушать муравейники

- не пинать не съедобные грибы

- не трогать гнезда птиц

- не разжигать костёр

- не ломать ветви

- не брать лесных животных домой

- не мусорить.

Воспитатель: Ребята вы были сегодня молодцы, старайтесь всегда выполнять правила поведения в лесу и в парке.

 3. «Как зимуют дикие животные»

Цель: Познакомить детей о том, как зимуют дикие звери.

Задачи:

-Формировать представления детей о том, как дикие животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

-Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и особенностями жизни диких животных.

-Учить отражать в речи установленные связи. Воспитывать в детях любознательность, вызывать интерес к изучению объектов природы.

Ход беседы:

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как зимуют дикие звери в лесу. Все звери проводят зиму по-разному: одни устраивают себе теплые спаленки, другие лакомятся приготовленными и осени запасами, третьи меняют свои шубки на более теплые. А есть и такие, что страдают от голода и все свое время проводят в поисках пищи.

Посмотрите на картинки

БЕЛКА:  Белка к зиме шубку меняет с красивой рыжей на серенькую, чтобы ее среди деревьев видно не было. Живет в дуплах деревьев. Питается семенами хвойных пород деревьев. Осенью прячет некоторые шишки для использования их в зимний период. Также поедает семена, кору, орехи, жёлуди.

ЗАЯЦ : Живет и зайка в глухом лесу. Под кусточком прячется, всего боится. Страшно в лапы к волку да лисе попасться. Зубки у зайки острые, да укусить никого не может, смелости не хватает. Вот и прячется зайка то под кусточком, то под пенечком.

Осенью зайцы начинают есть мелкие веточки кустарников. По мере установления снежного покрова питание грубыми кормами приобретает всё большее значение. Зимой беляк кормится побегами и корой различных деревьев и кустарников. 

ЛИСА:  У лисицы зубы острые, мордочка тоненькая, ушки на макушке. Хорошо лиса наряжена: шерстка пушистая и золотистая; сама рыжая, грудка у нее белая, хвост пышный, красивый. Тепло лисе зимой в такой шубке. Ходит лисица тихонько, к земле низко пригибается. Свой пышный хвостик носит бережно. Повсеместно основу её питания составляют мелкие грызуны. Особенно это относится к зимнему периоду, когда лисица живёт в первую очередь охотой на полевых мышей: зверь, учуяв под снежным покровом грызуна, прислушивается к его писку, а потом быстрыми прыжками ныряет под снег, или разбрасывает его лапами, пытаясь поймать добычу. Этот способ охоты получил название мышкование.

ЕЖИК:  С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку. Обычно такая спячка длится с октября по апрель.

МЕДВЕДЬ:  Бурый медведь проводит большую часть зимы в берлоге, в состоянии  спячки. Зимой берлогу засыпает снегом – внутри медведю тепло и уютно. Медведь зимой спит и ничего не ест – он живёт за счёт накопленного летом и осенью жира.

ЛОСЬ:  Лось с большим удовольствием употребляет в пищу прутья и листья липы, осины, рябины, пихты, ели, сосны, даже сосновые шишки. Лось нагибает макушку деревьев ртом и держит невысокие деревья между ног, от этого иногда деревья не выдерживают его большой тяжести и ломаются. 

ВОЛК: Волку не страшны морозы — у него прекрасная шуба, которая к зиме становится ещё пушистее. Но в это время его часто мучает голод. Собираются волки стаю – вместе легче охотиться, легче поймать оленя, лося или кабана. В зимнюю пору волки чаще появляются, вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает, даже собаку схватят.

Дидактические игры:

 «Кто где живет?»

Цель: развитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.

Ход игры:

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.


«Чей детеныш?» 

Цель: Точное использование наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.

Материал: Животные и детеныши.

Ход игры: 

Воспитатель называет животное, а ребёнок, называет детёныша этого животного.

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 

Ход игры: 

Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,

Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д

 «Один - много»

Цель:  развитие способности детей в использовании существительных  в единственном и множественном числе 

Ход игры: 

Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

«Один-три-пять»

Цель:  согласование существительных с числительными «один», «два», «пять». 

Ход игры: 

Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

«Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие  голоса подают дикие животные.

Ход игры: 

- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокоет) и т.д.

«Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

Ход игры: 

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)
 

«Четвертый лишний»

Цель:  формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

Ход игры: 

Воспитатель называет животных:

Белка, собака, лиса, медведь;

Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;

Лось, слон, жираф, обезьяна.

 «Чей это хвост?»

Цель: формирование умения образовывать прилагательные.

Ход игры: 

Воспитатель:

 - Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост);       у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост);    у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост);   у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост);       у лося – (лосиный хвост).

«Отгадайте, что за животное»

Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное. 

Подвижные игры:

«Зайцы и волк»

Правила игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

«Зайка серенький» 

Дети стоят в кругу и вместе с воспитателем произносят стих, совершая движения, иллюстрирующие текст.

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг и убежал.

(воспитатель хлопает в ладоши и дети разбегаются по своим «домам»)

 «Бездомный заяц»

Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.

Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках.

«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».

«Хитрая лиса» 

Правила игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

«Охотник и зайцы» 

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры:

На одной стороне – «охотник», на другой «зайцы». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. 

Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.

«У медведя во бору»

Правила игры. При объяснении игры используется краткий сюжетный образный рассказ. На одной стороне площадки проводится линия — это опушка леса. Около нее через 2-3 шага рисуется круг — место для медведя. На другой стороне, за линией находится домик для детей. Один из детей играет роль медведя. Остальные дети идут «гулять по лесу», имитируя собирание грибов и ягод и проговаривая стихи:

 У медведя во бору Грибы, ягоды беру.

 А медведь сидит, И на нас глядит.

Лукошко опрокинулось (жестом показывают),

Медведь за нами кинулся!

На последних словах «медведь» встает со своего места и начинает ловить детей. Пойманный (тот, до кого медведь дотронулся) отправляется к нему на опушку. Игра повторяется, пока не поймаются 2-3 играющих. Затем выбирается новый медведь, и игра начинается снова.

«Зайцы и медведь» 

Ребенок - «Медведь» сидит и дремлет в своей берлоге на середине площадки. Дети «зайцы» прыгают вокруг медведя и дразнятся: 

«Мишка бурый, мишка бурый,

отчего такой ты хмурый?».

Медведь, вылезая из берлоги, отвечает:

«Я медком не угостился, вот на всех и рассердился.

Раз, два, три, четыре, пять, начинаю всех гонять!».

На последнем слове медведь начинает ловить зайцев. Первый пойманный заяц становится водящим – «Медведем».

Продуктивная деятельность: 

Конспект рисованию «Ежик»

Цели:

•  Продолжаем учить рисовать не традиционным методом.  

•  Формировать представления детей про ежей.  

•  Закрепить знания о подготовке к зиме диких животных.  

•  Учить устанавливать зависимость внешнего вида животного от

Продолжаем учить рисовать не традиционным методом.  

  Формировать представления детей про ежей.  

  Закрепить знания о подготовке к зиме диких животных.  

  Учить устанавливать зависимость внешнего вида животного от

Продолжаем учить рисовать не традиционным методом

Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Ход занятия:

Беседа об осени

Воспитатель: Я вам хочу рассказать, как звери готовятся к зиме,  и помочь

одному зверьку залечь в спячку. Но сначала хочу узнать какое сейчас время

года?    

Ответы детей: Осень.  

Воспитатель: Назовите приметы осени?

Дети: На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях

желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в

теплые края, звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме. А поможет вам

эта картинка. (Показ)

Воспитатель: Как заяц готовится к зиме?  

Дети: Меняет серую шубку на белую.  

Воспитатель: Как медведь готовится к зиме?    

Дети: Ложится спать в берлогу.

Воспитатель: Как белка готовится к зиме?    

Дети: Готовит запасы орехов, грибов, ягод.

Воспитатель: Правильно. Но есть еще один зверек, который ложиться в

спячку и вы его узнаете, если отгадаете загадку

Он живет в лесу дремучем. Сам он круглый и колючий.

Угадайте: это кто же? Ну, конечно, это...

Ответы детей: Ёжик.  

Воспитатель: Правильно и я сегодня  хочу предложить вам нарисовать

картину под названием «Ежик». Чтобы немного облегчить вам

работу, я кое-что уже нарисовала на ваших листах бумаги. Взгляните. Что

именно нарисовано?  

Дети: ежик без колючек.

Воспитатель:  Давайте приступим к работе. Нарисуйте нашему ежику глазки. Зрение у ежа неважное – плохо видят его глазки. Но зато нос ежиный хорош – очень чуткий. Нарисуйте ежу нос. Нарисуйте также уши своему ежику. Весной рождаются ежата маленькие и

голенькие. Ежата подрастают, вырастают у них иголки, но – мягкие! В это

время мама-ежиха не спускает глаз с малышей. Ведь без колючек они совсем

беззащитные. Но ежата продолжают расти, и иголки их начинают твердеть,

пока не становятся совсем твердыми.  

Дети: (рисуют кисточкой глазки, нос, уши)  

Воспитатель: Давайте нарисуем ежу иголки на спине и на боках.

Нет иголок у ежа только на голове, брюшке и лапках. А зачем ежу иголки? Чтобы

защищаться от врагов. А врагов у ежей хватает: лиса, барсук, волк и многие

хищные птицы с крепкими когтями и клювами: совы, филины и ястребы. При

виде врагов ежик сворачивается в клубок, чтобы спрятать голову, брюшко и

лапки.  

Воспитатель: Возьмите ватные палочки мы ими нарисуем иголки нашему

ежу.   Обмакните палочку в гуашь и проводим короткие линии на спинке и

по бокам ежика это у него иголки.  

Динамическая пауза «Ёжик топал по тропинке»

Ежик топал по тропинке.И грибочек нес на спинке.

(Ходьба на месте маленькими шажками)

Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша.

(Шарканье ногами)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

Шубку серую свою

Он сменил на белую.

(Прыжки на месте, руки перед грудью)

Идет по лесу серый волк,

Голодный волк – серый бок.

(Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки

попеременно выносятся вперед)

Чтоб волку не попасться на зубок,

Ты, еж, свернись скорей в клубок.

(Сесть на корточки и сгруппироваться)  

Воспитатель: Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в

зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным

толстячком. Тощий, худой ежик до весны не доживет. Вот и бегает осенью

еж, старается больше наесться. Кормиться еж ночью. А что же ест еж?                                      

Дети: Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц.  

Картина почти готова. Сейчас дорисуйте то, что не успели или хотели бы

добавить.

Рассматривание рисунков и подведение итогов занятия

Воспитатель: Что изображено на рисунке?  

Дети: Ёжик

Воспитатель: Сможет ли защититься наш еж, если повстречается с врагом?

Каким образом?  

 Дети: Да, мы ему нарисовали иголки, и он сможет свернуться в клубок.                                                                                  

Конспект занятия по рисованию «Мишка в берлоге»

Цель:

Рисовать красками несложный сюжет.

Ход занятия

Стук в дверь, заходит воспитатель и заносит большую плюшевую игрушку «Мишку»

Воспитатель: Что случилось? Милый мишка, а почему ты не спишь?

Медвежонок: Я уже было собрался лечь спать в свою берлогу, но вдруг вспомнил, что  у меня нет друзей и мне, стало очень грустно.

Воспитатель:

Ребята, а кто это к нам пришел?

Дети: Медведь!

Воспитатель: Да, это мишка - косолапый! Поздоровайтесь с ним. Он живет в лесу. Когда наступает зима, мишка устраивает себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. У медведя шуба теплая, пушистая, коричневого цвета. А носик и глазки у него черные.

Дети рассматривают мишку.

Не грусти, мишка, мы тебе поможем найти друзей, и ты сможешь спокойно спать в своей берлоге до самой весны. Посмотри, как дети умеют рисовать.

У меня в руках друг для нашего мишки (воспитатель показывает готовый образец), у тебя будет много таких  же красивых и добрых друзей (обращаясь к детям). Подойдите к своим столам. Видите? На столах лежат нарисованные медведи, но рисунки не закончены. Сделаем наших медведей пушистыми?

Воспитатель показывает каждому ребенку движения кисточки вверх, вниз, дети самостоятельно повторяют движения на листе бумаги.

Воспитатель: Молодцы, все правильно делаете! Теперь наберите на кисть коричневую краску и начинаем рисовать по контуру.

Воспитатель: Какие у вас получились красивые и пушистые медведи! Мы немного устали, давайте разомнемся, а наши друзья медведи пока обсохнут.

Проподится разминка

-молодцы, ребята, а теперь посмотрите на своих медвежат, что мы еще забыли нарисовать? Чего медвежатам не хватает?

Дети: Глаза, нос, рот.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Посмотри мишка, сколько у тебя теперь друзей! Ребята очень старались, тебе помочь(дети показывают свои рисунки)

Воспитатель благодарит детей от имени медведя.

Теперь ты можешь спать спокойно в своей берлоге

Воспитатель: Спасибо. Мишка, что пришел в гости к ребятам! Теперь тебе пора уходить в лес. До свидания!

Дети прощаются с мишкой. 

Конспект занятия по лепке в средней группе «Зайчики»

Программное содержание:

Учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем промазывания одной части к другой.

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?

Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой?

Дети:

- Зайчик.

Воспитатель:

- Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?

Дети:

- Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.

Воспитатель:

- Скажите, какой формы туловище? Голова? Лапки? Уши? Хвостик?

Дети отвечают: овальной, круглой.

Воспитатель:

- Какая часть тела самая большая?

Дети:

- Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.

Воспитатель:

-Нашему зайчику скучно одному, давайте слепим друзей.

-Делим брусок пластилина пополам; из одной половинки бруска лепим туловище: кусочек пластилина раскатать круговыми движениями, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.

-Вторую половину бруска еще раз делим пополам. Один из этих кусков делим на неравные части: из большой- лепим круглую голову- раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара; из меньшей лепим ушки- катаем из них «колбаски».

-Из оставшейся части пластилина отламываем маленький кусочек для хвостика- раскатываем маленький шарик. Оставшуюся часть делим стекой на четыре части (сколько лап у зайца) - катаем из них колбаски.

-Обратите внимание.

-Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем лапки, к голове ушки, потом хвост. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

Глазки и носик делаем из пластилиновых шариков черного цвета.

Физкультминутка

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть,

Вот так, вот так,

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

Воспитатель:

А теперь приступаем к работе.

(дети выбирают пластилин и начинают лепить зайчиков)

По ходу занятия воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Итог.

Воспитатель берет игрушку:

- Нашему гостю очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на подставке.

Конспект занятия по аппликации в средней группе "Лисичка"

Программное содержание:

Познакомить детей с диким животным- лисичкой. Закреплять умение передавать в аппликации образ животного, составлять композицию. Продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении задания. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, интерес к творчеству.

Ход занятия:

Воспитатель показывает картинки лисички из сказки «Колобок», где колобок встретился с лисой.

-Из какой сказки это изображение? (Колобок)

-Кого он встретил? (лису)

-Что случилось с колобком? (съела лиса)

-Правильно, молодцы.

Воспитатель показывает картинки лисички из сказки «Заюшкина избушка», где изображена лисичка.

-Из какой сказки это изображение? (Заюшкина избушка)

-Кто главные герои? (Заяц и лиса)

-Молодцы!

-Какой изображают лису в сказках? (хитрая, рыжая плутовка, злая)

-А давайте с вами сделаем вот такую лисичку (показать образец) и может быть кто – то придумает сказку для этой картинки.

Физкультминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,      

 Наши пальчики встряхнуть. 

Поднимайте ручки вверх,     

Шевелитесь, пальчики,         

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, 

Волк озирается кругом,        

Теперь садимся тише, тише,  

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,         

Хотел он очень меда,

А где достать, не знал.          

 Воспитатель:

-А давайте посмотрим из каких деталей будет состоять наша лисичка?

-Правильно из полуовала, кругов и треугольников. Ребята давайте приступим к работе.

Для начала мы берем в руки большой полуовал приклеиваем по середине картона. Теперь берем круг (голова) загибаем края следующим образом. Так мы начали формировать мордочку нашей лисы. Добавим ушки в виде треугольников из оранжевой бумаги. Приклеиваем глазки. Теперь приклеиваем голову к туловищу. Наша рыжая лисичка из бумаги готова.

-Давайте посмотрим, какая «лисичка» у вас получились.

Дети: (пушистая, хитрая, аккуратная.)

Физкультминутки:

«Лесные жители»

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка,

А лисята, как проснуться,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть,

И легонечко подпрыгнуть.

Медвежонок косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

«Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. (движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал.                                                                         локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)


«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос.                                       руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)


Ёжик и Зайка

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Зайка Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели.)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)

А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки

Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Мишка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом           наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Зайчата

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

Пальчиковая гимнастика

«Дружат добрые зверята»

  

Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук).

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

«Колючий шарик»

Этот шарик не простой

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

(Движения соответствуют тексту) 

«Ежик»
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку —
Оказалось…это еж!
(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

«Белки»
Скачут белки-шалунишки,
(«бегают» пальчиками по столу)
Рвут с сосновых веток шишки.
(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)
Лапками сжимает ловко
(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несут в свою кладовку.
(«бегают» пальчиками по столу)

«Кто живет в лесу»
Кто в лесочке живет?
(переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой — старый крот,
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!
(загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
(сжимать и разжимать кулачки)

«Лиса»
Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
(потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит,
(«ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит.
(стучат кулаками по столу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе. Тема: «Животные нашего края»

Тема проекта: ««Животные нашего края» Вид: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проект: дети средней группы, воспитатели, родители....

Проект в средней группе "Дикие животные Ставропольского края"

Проект в средней группе "Дикие животные Ставропольского края"...

Проект в средней группе «Дикие и домашние животные»

Актуальность темы:В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животных (кошка, ...

Презентация "проект в средней группе "Дикие животные".(окружающий мир)".

Проектная деятельность в средней групп по окружающему миру. Знакомство с дикими животными....

Проект в средней группе "Дикие животные"

Родители уделяют недостаточно внимания на развитие кругозора у детей.Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших л...

Математические представления в средней группе «Дикие, домашние животные. Цифры от 1-5»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№7»Математические представления в средней группе «Дикие, домашние животные. Цифры от 1-5»Выполнила: Ру...

Проект 1 недели ноября " Дикие животные нашего края"

Проект «Дикие животные нашего края»Цель:создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.Задачи проекта:Дать представления о диких животных ле...