«Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию экспериментирования в подготовительной группе»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Баранова Ирина Юрьевна

«Развитие познавательно-исследовательской

деятельности через организацию экспериментирования

в подготовительной группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_25_sadu2024_yanvar_25chislo.docx302.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)

Выступление на Городском методическом объединении воспитателей подготовительных к школе групп

на тему:

«Развитие познавательно-исследовательской

деятельности через организацию экспериментирования

в подготовительной группе»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Баранова Ирина Юрьевна

Выступление для воспитателей.

«Развитие познавательно-исследовательской

деятельности через организацию экспериментирования

в подготовительной группе».

  Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения.

      Детское экспериментирование имеет огромный творческий потенциал, оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

     Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствуют развитию речи)

   В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется – ломается, высоко – низко - далеко, мягкий – твердый – теплый и.т.д).

Приступая к работе с детьми в этом направлении, поставили перед собой следующую цель:

- практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. Исходя из цели, поставили задачи.

 Задачи:

- сформировать у детей представления об окружающей среде;

- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);

- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.

  Например: при формировании знаний о бумаге и картоне, об их свойствах, были поставлены задачи по умению выражать свои мысли, используя все части речи, отвечать на вопросы, касающиеся данной темы, узнавать бумагу и то, как она используется, изучить свойства, структуру бумаги, решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает бумага и как её можно использовать.

    Чтобы узнать о том, что бумага размокает в воде, рвется, мнется, режется ножницами, шуршит, были выбраны такие методы исследования, как изучение бумаги, прямые и косвенные наблюдения, проведение опытов с бумагой и анализ полученных результатов.

   Были проведены этапы работы:

1. Подготовительный:

а) Определение и изучение объекта;

б) подбор загадок и стихов;

в) игры с бумажными игрушками.

 2.Исследовательский:

 а) Рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация);

 б) эксперименты с бумагой;

в) игры с бумажными игрушками.

 3.Заключительный:

 обобщение результатов работы в виде беседы с детьми.

    Чтобы узнать на чем мы рисуем, что такое бумага и какая она, мы познакомились с бумагой и стали исследовать её при помощи опытов:

Опыт «Волшебная бумага»

Детям выдала альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами? Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

Далее у нас с детьми были сделаны выводы исследований:                                                                          1) Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая;

2) бумага бывает прочной и не прочной;

3) она боится воды;

4)ткань прочнее бумаги;

5) бумага может резаться ножницами или разрываться руками;

6) из бумаги можно делать игрушки;

7) при сжатии бумага издает звук;

8) бумага разлетается при ветре;

9) её можно склеивать.

    Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – бумага обладает многочисленными удивительными свойствами.  Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

    Для этого мы создаем специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

    Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является организация развивающей среды. Эту работу начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, разработали картотеку на тему «Детское экспериментирование».

    В группе создана мини-лаборатория, где размещаем различные коллекции, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.), есть место для выращивания растений, для хранения природного и бросового материала, для проведения опытов.

    Так же в процессе экспериментирования мы стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: - что мы делали? Что мы получили? Почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение. Рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

     Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности.

C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка (2)\af1838f14616f8cc6dbbfa517fe09758-800x.jpg

     После каждого эксперимента   приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

    Работа с родителями:

    Известно, что не одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

    Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы провели родительское собрание, консультации, на которых пытались объяснить родителям, что главное – дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребенка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

Мы привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды, в группе и они помогают в пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

   В заключение хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной группе.

Конспект занятия по познавательно исследовательской   деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной  группе.Тема: «Значение воздуха в природе ».Цель: Показа...

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...

Развитие познавательно -исследовательской активности детей через проектную деятельность «Деревянные игрушки»

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализ...

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в форме экспериментирования в подготовительной группе "Зачем зайцу длинные уши"

Деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма: экспериментированиеИнтеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: способствовать формированию пр...

Проект: «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки»

laquo;Самое лучшее открытие то,которое ребенок делает сам.(Ральф У. ЭмерсонЦель: в процессе познавательно-исследовательской деятельности направить внимание детей на динамичность окружающего мира, на ...

Картотека игр к проекту «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки».

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения....

Конспект образовательной деятельности «Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование» в подготовительной группе «Самоцветики»

Целью создания образовательного материала является: активизация умственных способностей, развитие логического мышления, познавательных возможностей детей с помощью экспериментирования с солью,...