Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лабутина Надежда Сергеевна

Программное содержание:

1. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах его обнаружения.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_st.gr_.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательному развитию дошкольников в старшей группе

Воспитатель Лабутина Надежда Сергеевна

  1. Направление – познавательное, социально-коммуникативное
  2. Тема: "Свойства воздуха"

Программное содержание:

1.     Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах его обнаружения.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

      3. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

.     4. Словарная работа:

- обогащение словаря – научная лаборатория, колебание воздуха

- активизация словаря – опыты, исследования, струя воздуха.

       Предварительная работа не проводилась, опора на знания, полученные детьми ранее.

Оборудование:

 Воздушные шары, полоски бумаги,   ёмкость с холодной и горячей водой, трубочки, пакеты, пластмассовая бутылка, апельсиновая корка, мыльные пузыри по количеству детей

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Надежда Сергеевна, я – заведующая Научной лаборатории.  Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

- Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. А вы хотите поучаствовать в проведении опытов? (ответы детей)

- Тогда вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил, давайте с ними познакомимся:

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

И обязательно нужно надеть фартуки, чтобы не испачкать одежду. А пока вы их надеваете, я загадаю загадку, отгадав которую, вы узнаете, что мы сегодня будем исследовать.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?  (воздух)

Правильно, воздух. Итак, уважаемые сотрудники научной лаборатории, предлагаю вам изучить вместе со мной свойства воздуха и познакомиться со способами его обнаружения.

 Предлагаю детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

1. Посмотрите - я принесла вот такие шарики.  Как называются эти шарики?

- Воздушные

- А вы знаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

- А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

- Значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим.

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Выходят пузырьки.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

-Ответы

- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

2.  Продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему столу.

- Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух?

- Нет (ответы)

- Да вы правы, ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории, благодаря одному опыту, мы постараемся увидеть воздух. Возьмем полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто)

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

- Ответы

- Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

- Ответы.

- Мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили. Значит, воздух есть вокруг нас. А как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух?

- Ответы.

3. Для того, чтобы его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

-Ответы

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

- Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.

Ещё можно включить фен для сушки волос или вентилятор, чтобы почувствовать воздух.

Давайте немного отдохнём.

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

4. А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

- Ответы

-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется (словарная работа).

-Колебание

- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

- Да

- Благодаря свистульке, мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух, издаваемый из резиновой игрушки)

5.  Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу). Что ещё о воздухе мы можем узнать?

- Можно опустить бумагу в воду и не намочить её. Посмотрите.

Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.

Она сухая, а почему?

Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.

6.  А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. В целях безопасности вы сядьте на стулья и оттуда следите за проведением опыта. Воздушный шарик нужно надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Шарик надулся, а почему?

Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик.

Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

Дети.  Шарик сдулся, почему?

Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Давайте я ещё раз повторю опыт, а вы объясните, что происходит.

Воспитатель: Уважаемые сотрудники, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

7.  Скажите, а у воздуха есть запах?

- Нет

- Совершенно верно, воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

-Пахнет апельсином.

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

-Это корка

-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем. В каждом помещении пахнет по–разному. В аптеке – лекарствами, в парикмахерской - …, в столовой - …., везде  разные запахи, а воздух не имеет запаха.

-Ребята, вам было интересно проводить опыты про воздух? А что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории?

Подведём итог.

*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы.    *Воздух бесцветен.

*Воздух не имеет запаха.

*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Стихи

Воздух – это то, чем дышим. 
Через воздух звук мы слышим. 
Птица в воздухе летает. 
Разным воздух наш бывает, 
Воздух может быть прозрачным, 
Пахнуть может дымом дачным. 
Может пахнуть апельсином, 
Кофе, завтраком, бензином. 
Он из фена вылетает, 
Тёплым он тогда бывает. 
А когда вокруг мороз, 
Щиплет больно он за нос.

Воспитатель:

Уважаемые сотрудники лаборатории! В результате исследований мы убедились,  что воздух имеет разные свойства и обнаружить его можно различными способами. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.

Но оказывается, в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри. Можете сейчас поиграть.

Дети дуют мыльные пузыри….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».

Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Воздух"

Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе "На защиту Родины"

Конспект итоговой совместной деятельности педагога с детьми то проекту "День Защитника Отечества". Тема: "На защиту Родины"....

Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Занятие в старшей группе по познавательному развитию....

конспект по познавательному развитию для старшей группы: Помоги Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу».   Интеграция образовательных областей: («Познаватель...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»

Программное содержание:познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;дать элементарное представление о значении чистого воздуха;закреплять у  детей представле...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Воздух и его свойства».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                           детский сад комбинированного вида  № ...