Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Береги энергию, сохрани планету»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Башмакова Анна Михайловна

Конспект занятия по ФЦКМ по изучению альтернативной энергии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида Пушкинского района                     Санкт-Петербурга

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе   компенсирующей направленности

для детей с ТНР

«Береги энергию, сохрани планету»

                                                             Воспитатель ГБДОУ №39

                                                               Пушкинского района СПб

                                                                      Башмакова Анна Михайловна

Цель:  Формирование у дошкольников экономного отношения к расходованию теплоэнергии, тепла.  Создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию электроэнергии.

Задачи:

Образовательные. Развить познавательный интерес детей к вопросам экологической грамотности и применению этих знаний на практике. Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; формировать у детей потребность в их экономии.

Развивающие. Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. Расширить словарный запас дошкольников по данной теме. Закрепить правила безопасного обращения с огнём, электричеством, электроприборами.

Воспитательные. Воспитывать уважительное отношение к дарам природы. Воспитывать экологическую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира. Воспитывать у детей активную жизненную позицию по бережному отношению к энергоресурсам, их экономии в условиях семьи и ДОУ.

Оснащение: игрушки Фиксики; мимио-доска с видеоматериалом и интерактивными играми; макет «Добыча природных богатств»; материалы для опытов: свеча, стеклянная банка, ложка, ламкочки, батарейки, воздушные шарики, конфетти; картинки для коллажей «Береги тепло»» и «Береги электричество».

Ход НОД:

Ребята, сегодня у нас важное событие. К нам в гости пожаловали Фиксики

(Включается заставка из м/ф «Фиксики»).

Фиксики поведали мне, что хотят вместе с вами разобраться в очень важной проблеме, которую на высоком уровне решают даже президенты разных стран и экологи.  Это проблема  называется «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ». Что скрывается за этим сложным словом? В этом  мы сегодня и постараемся разобраться.

Какие два слова вы  слышите  в длинном слове «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»? (энергия  + сбережение, беречь энергию).

Энергия бывает разная,  иногда мы можем услышать даже о каком-то ребёнке: «Какой энергичный ребёнок!». Что это обозначает, как вы думаете? (очень активный, неугомонный, подвижный, желающий везде всю успеть). А что произойдёт, если он будет слишком энергичным, чересчур? (устанет, не останется сил, может заболеть). Поэтому  даже человеку нужно беречь свою энергию, разумно оценивать свои силы.

Какое время года на улице? (зима)

Какая особенность этого времени года? (холодно)

На улице холодно, а в нашем детском саду? (тепло)

Почему в детском саду тепло? (включено отопление)

То, что вы сейчас назвали, называется тепловая энергия- энергия тепла.

Как человек может согреться, получить тепловую энергию, если не работают батареи или он начал замерзать на улице? (тепло одеться,  больше двигаться).

Вы сказали, что в саду тепло, т.к. включены  батареи. А почему батареи горячие? (в них горячая вода)

Как горячая вода даёт тепло нашей группе? (в них горячая вода, она даёт тепло батареям, а батареи передают тепло помещению).

А откуда вода попадает в батареи и почему они горячие? Кто нагревает воду? 

Воду нагревают в специально оборудованных котельных, которые нагревают огромное количество воды.  Котельные нужны для того, чтобы в наших домах было отопление и горячая вода.

По всему помещению котельной проходит много разных труб и  котлы,  в которых вода нагревается и с помощью водяных насосов подаётся под высоким давлением в наши дома по трубам. Оттуда она возвращается обратно в котёл и опять нагревается. Так она путешествует от котельной к домам весь год. Поэтому зимой в наших домах тепло.

Фиксики отправились в путешествие,  посмотреть, с помощью  чего вода нагревается в котельных. Давайте и мы отправимся вместе с ними. Итак, внимание на экран.

Как оказалось, нам нужно спуститься глубоко под землю…Там хранятся главные сокровища нашей страны - природные богатства, которые дают нам столько тепла, тепловой энергии.

Каменный уголь. Чёрного цвета. Основное его свойство горючесть. Каменный уголь идёт на отопление домов, используется как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах.

Каменный уголь залегает в земле пластами, для его добычи строят шахты, подземные коридоры. По ним прокладывают рельсы, перевозят добытый каменный уголь в особых вагонетках. Подъёмные машины поднимают уголь на поверхность земли, грузят в вагоны и отправляют туда, где он нужен.

Нефть - маслянистая жидкость, тёмного цвета с резким запахом. Какое главное свойство у нефти, как вы думаете? Правильно, горючесть.

При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь. Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По этим трубам нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. Из нефти получают бензин, керосин, машинное масло и другие продукты.

Вместе с нефтью, глубоко в земле, имеется природный газ. Многие из нас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Откуда же он берётся, какие у него свойства?

Природный газ - ценное топливо. Он бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется, при горении выделяет много тепла. От месторождения газа проводят многокилометровые трубы, по которым газ проходит в города и посёлки.

Итак, с помощью каких природных богатств приходит в наши дома тепло? (каменный уголь, нефть, газ)

Для отопления помещений может использоваться и  электрическая энергия.

Люди построили огромные котельные, в которых при помощи  сжигания мазута, получаемого из нефти, газа, каменного угля или использовании  электричества  нагревают воду и пускают ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах и больницах было тепло.

Тепловая энергия, тепло в доме - это очень хорошо! Но возникают 2 проблемы.

Первая проблема связана с их добычей. Давайте смоделируем простой  макет их добычи. Что мы можем увидеть на этом макете?

Уголь, нефть, газ - это не возобновляемые природные ресурсы. Для их формирования нужны миллионы лет.  О чём мы, люди, должны задуматься, используя их? Там, где человек их взял, снова они не  появятся снова.    И чем больше их используем, тем меньше остаётся. Что будет, если  человек будет растрачивать природные богатства впустую, не беречь, не экономить? (когда-то могут закончиться, и человек  останется без тепла). 

Вторая проблема связана с использованием природных богатств, их сжиганием для получения энергии.

Все котельные имеют огромную трубу, которая уходит высоко в небо. Из трубы котельной, которая отапливает наши дома, идёт дым, и смешивается с чистым воздухом.

Там, где из земли добывают нефть, также стоит большая труба с газом, газ зажигают, и он горит, как огромная свеча.

Безопасен ли  этот дым для человека и природы? Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?(ответы детей)

Давайте проведём небольшие  опыты, чтобы выяснить это. Помочь разобраться в этом нам поможет опыт, который приготовили Фиксики,  «Горение свечи».

Что произойдёт, если над пламенем обычной свечи подержать металлическую ложку? (гипотезы детей + правила обращения с огнём)

Провёдём опыт. Почему на ложке образовалась сажа? 

Остудим сажу и потрогаем пальцем. Какой стал палец? (грязный)

Какой из этого опыта мы можем сделать вывод?(Такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, и мы им дышим).

 Давайте проведём ещё один  опыт со свечой  и банкой, чтобы наглядно увидеть, как влияют продукты  горения на окружающую среду. Зажжём свечу. Горящую свечу накроем стеклянной банкой. Свеча некоторое время горит, а потом гаснет. Почему? В банке совсем не осталось кислорода, его израсходовала горящая свеча. Вместо кислорода, необходимого для дыхания человека, образовался углекислый газ.

Кислород поддерживал горение. Как только его не стало, свеча погасла. Углекислый газ образуется при любом горении: дров, угля, нефти и других горючих веществ.

Какой вывод мы можем сделать из опытов, которые мы провели?

                                                                                                                                      Мы сделали вывод, что очень важно беречь тепловую энергию. А что мы с вами  можем сделать для этого?

Давайте с вами подумаем и найдём нужные  решения проблем (коллаж).

А как можно сберечь тепло в доме, чтобы не тратить тепловую энергию напрасно? (Нужно закрывать окна и двери в помещении и подъезде, заклеивать оконные рамы  специальной  клейкой  лентой,  утеплять окна и двери специальными уплотнителями. Проветривать недолго, но интенсивно. Старые окна заменить на современные стеклопакеты. Не загораживать отопительные приборы. Одеться теплее, если прохладно. Постелить на пол ковёр, чтобы не мёрзли ноги. Ваши родители могут установить специальные регуляторы на батареи отопления в каждой комнате. Этим можно съэкономить немало тепловой энергии,  снижая  температуру в помещении, когда жарко).

 Отлично очищают воздух  растения. Они поглощают  углекислый газ. Чем больше зелени, тем чище и здоровее воздух, которым мы дышим. 

Не зря растения называют  «зелёными лёгкими планеты». Я предлагаю вам вспомнить, как это здорово!

Дыхательная гимнастика. «Дышать в лесу приятно и легко. Мы в лес пришли, и дышим глубоко. Носиком мы воздух все вдыхаем и ротиком спокойно выдыхаем».

**************************************************************

Ребята, Фиксики хотят познакомить вас ещё с одним видом энергии, которая вам встречается ежедневно. Попробуем сами выработать  эту энергию и немножко отдохнуть! Ф/М «Тыц,тыц, телевизор!»

Как вы думаете, что это за энергия? Что заставляет работать все те приборы, о которых говорилось в песне? Правильно, электричество.

 Где живёт электричество? (в розетках). Есть специальный прибор, который позволяет выяснить, есть ли в розетке ток - индикатор электрического напряжения (показать). А как электрический ток попадает в розетку? (Слайд на доске- электростанции, гидроэлектростанции).

Какую пользу приносит электричество людям? (свет, бытовая техника и т.д.). Ребята, как часто вы сталкиваетесь с электричеством? (смотрим телевизор, включаем ноутбук, заряжаем телефон, пользуемся электроприборами…).

Предлагаю, ребята, поиграть в игру «Электроприборы». Подсветите  картинку и посмотрите, какой  электроприбор включился.   Загадайте  загадку о нём.

Посмотрите, какой интересный предмет приготовил вам Нолик. Что это? Догадайтесь.

Электричество считает, ни о чем не забывает,
Крутит диск, меняет цифры, иногда он очень быстрый,
Иногда и медлен очень. Догадались? Это….счетчик.

Верно, это счётчик, который считает воду, газ и  электричество. Фиксики  очень любят считать  цифры, которые меняются на счётчике. Когда на счётчике маленькие цифры, у  Фиксиков хорошее настроение, значит, люди экономят энергию, берегут ее, а когда на счётчике  большие цифры, они  расстраиваются, т.к. это означает, что люди не экономные и не бережливые.

А зачем  беречь электричество, если его так много? Оно же всегда есть в наших домах?

Нам кажется, что так будет всегда. Но так ли это? Каждый день мы пользуемся электричеством, но не предаём значение тому, как много энергии мы расходуем. М/ф «Фиксики - Советы - Экономьте электроэнергию!»

Ребята, а вы запомнили, как вырабатывается электричество? 


А вы знаете, что современные способы получения электроэнергии приносят непоправимый ущерб природе и здоровью человека
? Какой? (Загрязняют атмосферу). Что стало бы с нашими станциями, если бы люди включили все электрические приборы одновременно? Станции стали бы очень сильно работать, вырабатывать слишком много энергии и тепла, а это  может привести даже к изменению климата на нашей планете, пожарам.

Может, стоит отказаться от использования электричества?

Давайте подумаем, что есть хорошее и что плохое   в использовании электричества? Игра «Хорошо - плохо» (по ТРИЗ) (с мячом):

Электричество хорошо тем, что (освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т. д.). Но электричество плохо тем, что… (смертельно опасно при неправильном обращении, загрязняет воздух, приводит к изменению климата).

Давайте подумаем, как мы будем обходиться, если электричество исчезнет, чем мы сможем заменить привычные нам вещи (мимио):

 пылесос – веник, обогреватель-печь, лампочка – свечка, стиральная машина –тазик, электрический утюг – угольный утюг, телевизор – книга и т.д.

Итак, ребята, можем ли мы полностью отказаться от электричества?

Конечно, полностью отказаться от электричества мы не можем. А что можем сделать? Да, правильно, мы можем экономить электроэнергию. Одним словом это называется энергосбережение.        

Как мы можем экономить  электроэнергию  у себя дома? (Коллаж и размышления  детей:  уходя,  гасим свет, кипятим в чайнике только необходимое количество воды, чтобы в следующий раз не кипятить ту же воду, пользуемся энергосберегающими лампочками.  Не включаем свет, если на улице светло. Выключаем  ночью свет. Выходя  из комнаты, выключаем  свет. Уходя  из дома, выключаем  все электроприборы).

Советы по сохранению электроэнергии с нами  хочет Симка. Внимание на экран!

М/ф «Как беречь  электроэнергию. 

Фиксики – Осторожно,  электричество!»

Давайте с вами наглядно сравним, какую экономию электричества даёт нам 1 энергосберегающая лампочка. (на столе 1 эн/сб и лампочка и … обычных ламп накаливания). Эн/сб лампочки гораздо дольше служат и потребляют меньше энергии.

Теперь мы с вами много знаем об электричестве и можем провести опыты, которые подготовили нам Фиксики (Опыт с шарами, опыт батарейками с электрической лампочкой).

Давайте подведём итог. Что нужно делать, чтобы сберечь энергию? (раздать карточки-подсказки)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе"Только там народ богат, где энергию хранят...(энергосбережение)".

Конспект занятия по познавательному развитию содержит материал по теме"Энергосбережение"и правилах безопасности при пользовании электроприборами....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие с птенцом»

Цель:Формировать умение ориентироваться по плану. Задачи:Образовательные:-Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах десяти, навыков уравнивания множеств.-Формировать ...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспект  ООД  по познавательному развитию в   подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речиТема: «Решение задач. Вес предметов....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности с ТНР на тему:«В ателье»

Конспект занятияпо познавательному развитиюв подготовительной  группе компенсирующей направленности  с ТНР на тему:«В ателье»...