Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Его главное достоинство в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или материала. Он обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. У детей проявляется самостоятельность, активность и инициатива, направленная на получение новых знаний и сведений. Для детей дошкольного возраста детское экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно тесно связано с наблюдением, трудом, изобразительной деятельностью и восприятием художественной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_poznavatelnomu_razv.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста

«Мир вокруг нас»

Актуальность:

Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом, педагог, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулке, опытническая деятельность, развивающие игры и художественное слово помогут детям в доступной форме понять и осмыслить назначение предметов, их свойств, материалы из которых они сделаны, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые открытия и выводы причинно-следственных связей и закономерностей.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Его главное достоинство в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или материала. Он обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. У детей проявляется самостоятельность, активность и инициатива, направленная на получение новых знаний и сведений. Для детей дошкольного возраста детское экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно тесно связано с наблюдением, трудом, изобразительной деятельностью и восприятием художественной литературы. Этот процесс, включает в себя и различные виды детской деятельности: игровую, двигательную, конструктивную, коммуникативную, познавательную.

Образовательная область “Познавательное развитие”

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Цель: познакомить детей со свойствами дерева и стекла, ткани и бумаги посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • расширить представление детей о дереве, стекле, бумаги, ткани, их качествах и свойствах
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования
  • поддерживать у детей пытливость, инициативу, самостоятельность
  • развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структура, твердость, прочность, не тонет, тонет, легко бьется и пр.)
  • развивать умение делать вывод

Гипотеза: обладает ли дерево, стекло, бумага и ткань различными свойствами.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Продолжительность проекта: 1 месяц

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии, познавательные игры и игры-эксперименты, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методическое:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М.: Мозаика-Синтез, 2009
  2. Вераксы Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: Мозаика – Синтез, 2012
  3. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет. Волгоград, 2013
  4. Громова О.Е., Саломатина Г.Н. Конспекты занятий по развитию речи детей 4 – 5 лет. М: Мозаика-Синтез, 2010
  5. Козина И.В. Лексические темы по развитию речи дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2014
  6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет. М:, 2010
  7. Тугашева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. С-Петербург, 2013

Материально-техническое:

  • подборка консультативного материала для родителей
  • разработка проекта, конспектов занятий и игр-экспериментов, дидактический игр
  • подборка иллюстраций и детской литературы
  • подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей
  • оформление детской лаборатории

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Подготовка к работе педагога:

  • Анализ методической литературы
  • Подборка рассказов, сказок, стихов, загадок, иллюстраций по теме
  • Разработка перспективно-тематического плана работы с детьми
  • Разработка дидактического и практического материала для проведения опытов

Сотрудничество родителями:

  • Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах, разнообразии тканей
  • Предложить родителям провести исследовательскую деятельность дома с детьми “Свойства древесины”
  • Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
  • Оформление папка передвижка “Игрушки из дерева, ткани, бумаги своими руками”
  • Консультации “Развитие исследовательской деятельности у дошкольников”, “Как развивать любознательность”

Практический

1. Экспериментирование и исследовательская деятельность

  • “Какие предметы могут плавать?”. Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит от размера предмета и его тяжести.
  • “Таинственные картинки”. Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
  • “Все увидим, все узнаем”. Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой, ее назначением
  • “Солнечные зайчики”. Цель: научить понимать причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечные зайчики (отражать свет зеркалом).
  • “Ткань бывает разная”. Цель: развивать умение выявлять свойства ткани: мягкая, не рвется, мнется, можно резать ножницами.
  • “Бумага – какая она” Цель: развивать умение выявлять свойства бумаги: мягкая, рвется, горит, непрочная, намокает, плавает, можно резать.
  • “Свойства древесины” Цель: расширять представление детей о том, что дерево можно пилить, строгать, вбивать в него гвозди, оно горит, излучает тепло, оно не прозрачное.

2. Дидактические и подвижные игры

  • “У кого какой предмет?”, “Какое что бывает?”, “Чего не стало”, “Поезд”, “Большой – маленький”, “Мебель для мишутки”, “Доскажи словечко”, “Из чего лучше сделать?”, “К названному предмету беги”,

3. Речевое развитие

  • Беседы: “Из чего делают книги?”, “История изготовления стекла”, “Свойства ткани”
  • Проблемные ситуации: “Почему надо беречь книгу?”, “Лес – наше богатство”

4. Восприятие художественной литературы

  • Сказки: “Три медведя”, “Красная шапочка”
  • Рассказы: “Как Аленка разбила зеркало”, “Мамина работа”
  • Загадки, стихи

5. Непосредственно образовательная деятельность

  • “Дерево умеет плавать”, “Что лучше: бумага или ткань”, “Свойства бумаги”

6. Продуктивные виды деятельности

  • Работа в раскрасках
  • Рисование, аппликация: “Украсим платье кукле”, “Да здравствует полотенце пушистое”, “Рыбки плавают в аквариуме”, “Украсим посуду узором”, “Строим теремок”, “Девочка в зимней одежде”

7. Заключительный

  • Создание коллекции “Разная бумага”, “Ткани”
  • Презентация продуктов детской деятельности

Ожидаемые результаты:

У детей:

  • у детей расширятся представления о материалах: дерево, стекло, ткань, бумага, их качествах и свойствах
  • сформируются личностные компетентности свойственные возрасту детей: познавательная активность, интерес, самостоятельность, инициатива
  • дети овладеют умениями устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием

У педагогов:

  • обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста.

Учебнно-методическое пособие дидактическая игра  "Назови одним словом"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Чудесный зимний лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Чудесный зимний лес"...

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»

: познакомить детей со свойствами дерева и стекла, ткани и бумаги посредством познавательно-исследовательской деятельности....

Проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Скоро, скоро Новый год»

В процессе работы над проектом у детей закладывается ценностное отношение к русской народной культуре, обычаям. Они знакомятся с традициями празднования Нового года. Дети узнают ответы на вопросы: &la...

«Развивающая многофункциональная напольная ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно - ролевых игр»

Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...