Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»
проект по окружающему миру

Борисова Алина Александровна

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,     чувств,     мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад «КАТЮША»

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Тип проекта:

Практико-ориентированный

Участники проекта: Воспитатели, родители воспитанников, специалист, дети 4-6 лет.

Автор:

Борисова А.А.

ВВЕДЕНИЕ

«Патриотизм — это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий

уровень существования…»

В.А. Сухомлинский Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной        основы        ребенка,        эмоций,        чувств,        мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь,

что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви в Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Актуальность: во время спортивного развлечения «Отвага. Дружба. Честь», посвященному Дню битвы под Москвой, у детей возник вопрос:

«Почему наш герб так выглядит». В ходе последующей беседы с детьми, выяснилось, что детям интересно, почему государственная символика России выглядит именно так. Поэтому было решено провести данный проект в старшей группе, совместно с воспитателем средней группы и логопедом.

Проблема: дети средней группы не знают порядок цветов на флаге России и их значения; дети старшей группы не знают, почему государственная символика России должна выглядеть именно так.

Цель: рассказать детям среднего и старшего дошкольного возраста о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с государственной символикой России.

Задачи:

Образовательные:

  • Пробуждать интерес детей к знакомству с символами России;
  • Расширять и углублять представление детей о государственной символике.

Развивающие:

  • Развивать и поддерживать познавательный интерес к истории России;
  • Способствовать развитию навыков и умений детей в различных видах деятельности;
  • Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие личности ребенка через знакомство с государственной символикой России.

Воспитательные:

  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширены        и        систематизированы        знания        детей        о        государственной символике России;
  2. Организована выставка детских работ «Символы России»;
  3. Активизация словаря детей по теме «Символы России»;
  4. Сформированы представления об истории государственной символики России;
  5. Дети проявляют интерес к истории своего государства.

Практическая значимость: научить детей пользоваться своими знаниями в жизни. Различать символику своего государства на различных мероприятиях, в поездках.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этап 1 – Подготовительный

  1. Определение актуальности (опрос детей, что они знают о символах России);
  2. Постановка цели и задач;
  3. Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
  4. Составление плана и этапов реализации проекта;
  5. Создание        необходимой        предметно-пространственной        развивающей среды.

Этап 2 – Содержательный

  1. Чтение        художественной        литературы:        В.Степанов        «Флаг        России», М.Бебина «Российский флаг», Г.Лапшина «Три цвета на флаге России».
  2. Рассматривание        наглядно-демонстрационного        материала:        «Символы России», «Москва – столица нашей Родины».
  3. Дидактическая игра: «Чудеса России» (старшая группа).
  4. Рассказывание стихов средней группой для старшей группы «Символы России».
  5. Просмотр презентации «Символы России».
  6. Беседы: «Герб России» (средняя группа), «История символов России» (старшая группа).
  7. Речевые игры с логопедом на тему «Родина».
  8. Консультация        для        родителей        «Что        рассказать        детям        о        символике России».

Этап 3- Итоговый

  1. Изобразительная художественная деятельность: аппликация «Моряки под Российским флагом» (старшая группа), рисование «Флаг России» (средняя группа).
  2. Выставка детских работ «Символы России».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся. Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Данный проект помог детям расширить знания о символах России. Дети знают и различают символы России (герб, флаг, гимн). Беседуя и уча стихи о Родине, у детей повышалась речевая активность, а так же активизировался словарь по темам «Моя Родина», «Символика России».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96с.
  2. Шуйская Ю.В. Наша Родина – Россия. – М.: Эксмо, 2017. – 104с.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
  4. Печерская А.Н. Хрестоматия для детского сада: старшая группа. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 328 с.
  5. Степанов В.А. Моя Родина – Россия. Стихи. – М.: ООО Издательство

«Фламинго», 2004.

  1. Нагладно-дидактическое пособие «Мир в картинках» (Государственные символы Российской Федерации)
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования.-3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дидактическая игра «Чудеса России»

Цель: знакомить детей старшего дошкольного возраста с природными парками и заповедниками России; учить правильно называть природный ландшафт (пустыня, равнина, горы, лес).

Ход игры: Это вариант игры для 3-4 игроков старше 8 лет (все игроки должны уметь читать). Игроки ставят фишки на старт. В свой ход игрок становится ведущим. Он бросает кубик и переставляет свою фишку вперед на выпавшее количество очков. Игроки (кроме ведущего), знающие, как называется то, что изображено   на   клетке   поля,C:\Users\marya\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_julia.l.1970.08.15@yandex.ru_2023-01-23_19-26-22.zip\IMG_20230120_164252.jpg

должны накрыть большую финишную клетку в центре поля ладонью. Чья ладонь первая, тот и отвечает. Если игрок правильно назвал чудо природы, то он бросает кубик и переставляет свою фишку вперед на выпавшее количество очков. Если назвал неправильно, то бросает кубик и переставляет фишку назад, а право ответить переходит к игроку, чья ладонь оказалась на карте следующей. Если никто не ответил правильно или желающих отвечать не было, то ведущий хода называет правильный ответ. После этого ход переходит к следующему игроку, и он становится ведущим. Чья фишка первой дойдет до центра поля, тот и победит.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа «Герб России» (средняя группа)

Цель: Познакомить детей с символом России – гербом. Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников.

Ход беседы:

Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Собрало друзей всех в круг Я твой друг, и ты мой друг.

Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся!

Россия страна необыкновенная, Каждая область России замечательна своей природой, своей народной культурой, художественными промыслами, трудом и достижениями людей.

Сейчас мы познакомимся с символом России – с гербом, откуда он появился и для чего он нужен. История герба начиналась в те времена, когда наши предки очень часто воевали. А какие виды оружия, дети, вы знаете?

Дети: Стрелы, меч, пушку, автомат.

Флаг помогал воинам определить, где свои войска, а где чужие. Но флаг был один. Во время сражений воины были все похожи друг на друга, и чтобы не ошибиться, где свой воин, а где чужой, придумали поместить на щит знак. Это изображение стали называть гербом. Давайте мы с вами сейчас его рассмотрим. Что вы видите в центре?

(Ответы детей).

Да в центре изображен орел. А что можно про него рассказать, какой

он?


Дети: у него две головы, крылья подняты.

Орел на гербе означает силу, значит наше государство сильное и

непобедимое. А почему у орла две головы?

Россия – государство очень большое и головы смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей.

А что вы еще видите? Дети: Шапку.

Нет, дети, это корона. В России главный царь, сейчас он называется президентом. А зовут президента нашей страны Владимир Владимирович Путин.

Ребята, орел держит в левой руке скипетр - это символ власти, а в правой у него шар, его называют держава.  В  центре  герба

России изображен герб Москвы, потому что Москва является столицей нашей Родины – России. Российскому гербу много-много лет, потому что наша Родина возникла очень давно.

Кроме флага и герба есть еще один символ России - это гимн. Гимн - торжественная песня, которая исполняется в торжественных случаях. При исполнении гимна все люди встают, а мужчины снимают головные уборы.

Вопросы к беседе:

А скажите, ребята, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

А что же вы узнали нового? Как называется наша Родина? Для чего нужен герб?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседа «История Государственных символов России» (старшая группа)

Цель: формировать представления детей о символике нашей страны, ее значение.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, у каждого человека на земле есть свое Имя, Отчество и Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией, особенно, если этот человек прославился в науке или искусстве. И этими людьми гордится уже вся страна, и даже весь мир. Есть свое имя и у нашей Родины. Какое имя носит наша Родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: Верно, Россия. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу. Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением. Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова, хорошо вам известный поэт Сергей Михалков, тот самый, который написал Дядю Степу. Послушайте, пожалуйста, музыку Гимна России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине. (Звучит Гимн Российской Федерации).

Воспитатель: А теперь мы послушаем слова нашего гимна (чтение). Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на

Земле, имеют свои гимны, гербы и флаги. Мы знаем наш гимн, а теперь поговорим о гербе. Герб - отличительный знак страны.

Зачем же нужен герб? Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы и другие люди, приезжающие из других стран, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации (предложить детям рассмотреть современные российские монеты).

Воспитатель: Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, которые подтверждают подлинность важных документов. Кроме гербов существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки. (предложить детям рассмотреть и описать Герб России).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу  добра  и  справедливости  над  силами зла. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим  вверх  распущенные  крылья.  Орел  увенчан  двумя  малыми

коронами и над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите

- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспитатель: Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войск называлась стягом. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли  к  древу,  а  над  ним  появилось  железное  навершие  -

«острожник». Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги: древко, полотнище, навершие. Чаще всего стяги были красного цвета: червленые или багряные. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки»). Так появилось слово знамя. Когда в России правил царь Алексей Михайлович, отец Петра I, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно -

«Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по Волге-реке, и для него потребовался опознавательный знак. Царь Алексей Михайлович приказал изготовить материю червленую, белую и лазоревую, а Петр I во время северной войны дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Белый, синий и красный цвета издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна», «красна девица». Белый, синий и красный цвета отвечали народным приметам, представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней - синего и нижней - красного цвета. (рассказ иллюстрируется показом наглядным материалом).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Речевые игры с логопедом на тему «Родина»

Игра «Какой, какая, какое?»

(Проводится по сюжетным картинкам)

Город в России? российский город.

Деревня в России? российская деревня.

Паспорт гражданина России? российский паспорт.

Москва - столица России? российская столица. Народ, который живет в России? российский народ. Памятники России? российские памятники.

Наша Родина, какая она? Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная.

Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась? Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства.

Как называются люди, которые стоят на страже Родины? Защитники Отечества

Выделение первого и последнего звука в слове.

Слова:

Родина, Россия, береза, деревня, город, село, столица, проспект, улица, житель, народ, государство, президент, мэр, губернатор...

«Семейка слов»

Взрослый предлагает детям подобрать семейку слов к слову БЕРЕЗА - ответить на вопросы:

Как можно назвать маленькую березу? Как можно назвать березу ласково?

Какая роща?

Как назвать березовый лес?

*Повторите всю семейку слов.

Скажи наоборот

Эта улица узкая, а эта ... широкая. Эта дорога длинная, а эта ...

Эта речка мелкая, а эта ... Эта школа близкая, а эта ...

Эта тропинка прямая, а эта ... Этот дуб молодой, а этот ...

Этот путь далекий, а этот ... Этот мост высокий, а этот ...

Работа с чистоговоркой «Береза»

Оща-оща-оща – березовая роща

Озы-озы-озы – много веток у березы Ол-ол-ол- у березы белый ствол

Орни – орни – орни – у деревьев корни

*О каком дереве мы говорили в чистоговорке? Береза - символ красоты русской природы. Ею можно восхищаться в любое время года. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Береза – символ России.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ушанка – ушаночка Матрешка – матрешечка Гармонь – гармошечка Самовар – самоварушка Медведь - медведушка Балалайка – балалаечка Береза – березонька Тройка - троечка

Игра «Продолжи предложение»

Наша страна называется (Россия)

Люди, которые живут в нашей стране называются (Россияне) Самый главный человек в России (Президент)

Президент нашей страны (В.В. Путин)

Игра «Закончи предложение»

На карте обозначена … моя Родина. Я очень люблю…мою Родину.

Сегодня мы говорили о …моей Родине. Я горжусь …моей Родиной.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Консультация для родителей

Что рассказать детям о символике России?

Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои герб и флаги. Герб – отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение, - «эмблема», «символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орёл – эмблема, или символ России. Зачем же нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, предприниматели, приезжающие из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации.http://zlatoust.com/upload/iblock/3c8/3c86c3ebcf0c61fb48c58c786e35dbd8.jpg

Предложите детям рассмотреть современные российские монеты. Что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображён всадник? Почему они так называются?

Копьё Святого Георгия Победоносца дало название монетке - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, поражающего копьём змея.

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. С течением времени, в ходе исторического развития государства герб может изменяться. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность важных документов. Кроме гербов стран существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы – отличительные знаки.

Можно рассмотреть и описать герб России, Москвы и родного посёлка, обратив внимание детей на то, что золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьём чёрного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или        конский        хвост, окрашенный яркой краской. Называлось    это    стягом.https://foxstickers.ru/image/cache/catalog/tovary/avto/russian/106/106z-500x500.jpg

Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или города. В те времена даже счёт войску вели по количеству стягов. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги – древко, полотнище и навершие. Чаще всего стяги были красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели различные цвета – зелёный, жёлтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звёзды и кресты блестели золотом и серебром.

Когда в России правил царь Алексей Михайлович, то по его приказу на реке Оке начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно - “Орёл”. На его борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов,

плавающих по реке Волге, и для него потребовался опознавательный знак. Для изготовления морских знамен царь приказал выделить красную, белую и лазоревую (голубую) материю. А уже Пётр I дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг в полоску.

Белый, синий и красный - цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим “сине-море”, “белый свет”, “весна-красна”, “красна- девица”. Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани. Белый, синий и красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, всё же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Первый отличительный знак страны – это флаг. Второй отличительный знак – герб. И третий – гимн. Гимн – это музыкальное произведение, торжественная песнь, в которой кого-нибудь или что- нибудь прославляют, хвалят. Такие песни появились очень давно, намного раньше, чем гербы и флаги.https://placepic.ru/wp-content/uploads/2021/09/18-32.jpg

Государственный гимн страны – это торжественная песня, в которой каждый народ прославляет свою Родину. В государственном гимне России поётся о том, как велика, могуча и прекрасна наша Родина. Гимн исполняют в особо торжественных случаях: когда спортсмены побеждают        в        международных

соревнованиях и получают золотые медали. Каждый день в шесть утра гимн можно услышать по радио.

Государственный гимн принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики должны снять головные уборы.

Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. И, пожалуй, это главное, что надо сказать о ней детям.

Выучите с детьми стихи.

«Герб России»        «Флаг России»

У России величавой        Три полоски флага – это неспроста: На гербе орёл двуглавый,         Белая полоска – мир и чистота,

Чтоб на запад, на восток        Синяя полоска – это цвет небес,

Он смотреть бы сразу мог.         Куполов нарядных, радости, чудес. Сильный, мудрый он и гордый.   Красная полоска – подвиги солдат, Он - России дух свободный.        Что свою Отчизну от врагов хранят.

В.Степанов        Он страны великой самый главный знак-

Доблестный трёхцветный

наш российский флаг!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ООД по изобразительной деятельности

коллективная работа в технике аппликации

«Моряки под Российским флагом»

для детей старшей группы

Цель: Развитие творческих способностей и познавательной активности детей

Задачи:

Образовательные:

Продолжать расширять представление детей о военных профессиях; учить детей вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (брюки, тельняшка)

Развивающие:

Развивать умение располагать изображение на листе бумаги; упражнять детей в аккуратном наклеивании готовых форм на цветную основу; совершенствовать навыки работы с клеем, салфеткой

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к Российской Армии и флоту, патриотизм и уважительное отношение к людям военных профессий; закреплять умение сохранять порядок на столе и умение контролировать правильную позу при работе за столом.

Материал: цветная бумага, клей, салфетка, ножницы, цветной картон, картинки с изображением военных профессий.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественно – творческая

Интеграция   областей:   «Художественно-эстетическое   развитие»,

«Познавательное  развитие»,  «Социально  –  коммуникативное  развитие»,

«Физическое развитие»,

Планируемые результаты: дети умеют выполнять аппликацию по образцу, знакомы с порядком цветов на Российском флаге, имеют представление о празднике День защитника Отечества, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Ход:

Организационный момент.

Воспитатель:

Проходите ребятишки,

И девчонки и мальчишки. Прошу в круг всех встать Возьмемся за руки друзья. Друг другу улыбнемся

Мы пожелаем всем добра.

И скажем всем , здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в большой стране, как она называется? (Россия)

Правильно,        это        наше        Отечество.        Кто        охраняет        нашу        страну?        (Армия, солдаты)

Скоро праздник 23 февраля – День защитника Отечества. Напомните мне символы нашего государства (Флаг, герб и гимн)

Правильно! А как расположены полоски и какого они цвета на флаге Российской Федерации? (Сверху горизонтальная белая полоска, синяя и красная)

Введение в тему.

Воспитатель: Давайте посмотрим на эти картинки. (Картинки с различными родами войск). Кого вы здесь видите? (Ответы детей)

Правильно, это различные рода войск нашей армии. А нужны они для того, чтобы защищать нашу Родину и на море, и на суше, и в воздухе. Давайте познакомимся с ними поближе:

  1. Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска на границе. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашей родины.
  2. Военно-воздушные войска. Кто из вас знает, кто такие десантники? Это войска, предназначенные для высадки с воздуха, из самолета. Солдаты этих войск не должны бояться высоты, умеют прыгать с парашютом и должны быстро действовать в сложной ситуации.
  3. Сухопутные войска. В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. А также в военных войсках есть связисты, минёры, военные строители.
  4. Военно-морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки.

Дидактическая игра «Подбери признак»

Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает назвать качество, которым должен обладать защитник Отечества (он какой), затем передать мягкий мяч соседу ( Защитник Отечества, он какой? Дети: смелый, храбрый, отважный, сильный, умный… )

Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам выполнить аппликацию

«Моряк», которая станет частью коллективной работы для нашего патриотического проекта и будет называться «Моряки Российского флота». Согласны? (ответы детей)

Основная часть: Дети сейчас садимся за столы, и внимательно слушаем как будем создавать изображение матроса. Какая форма у матроса? (тельняшка, брюки, бескозырка с лентами). У каждого на столах лежат тарелки с цветными бумагами для аппликации и шаблоны. Берем белую бумагу сложенную вдвое и шаблон для тельняшки. Прикладываем шаблон к бумаге, одной рукой придерживаем и обводим вокруг с графитным карандашом. Вырезаем. Получилась белая рубаха. Нарисуем на ней синим карандашом горизонтальные полоски. На что они похожи? (На морские волны) Получилась тельняшка. Берем черную цветную бумагу сложенную вдвое и точно также обводим карандашом. Получились брюки. Берем квадрат, срезаем углы – круг (лицо). Чтобы сделать бескозырку надо взять черную полоску бумаги, сложить пополам и разрезать. Из одной части получится

головной убор матроса - бескозырка. А почему она так называется? (Она без козырька) Вспомним, как мы умеем аккуратно работать клеем. Сначала раскладываем детали, а затем по одной, смазываем клеем и наклеиваем, плотно прижимая салфеткой. Глаза, нос, рот дорисовываем карандашом.

Прежде чем начать работу разминаем наши пальцы. Кто из вас нам напомнит последовательность        действий        в        работе?        (Желающий        ребенок        у        доски повторяет последовательность действий при проведении аппликации) Пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Все живем в краю родном.

Самостоятельная работа Физкультминутка «Полоски на флаге» Белый – вверх мы потянулись,

Синий – смирно мы стоим,

Красный – все присели дружно, А теперь опять стоим.

Рефлексия: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Чем мы занимались? Что для вас было самым сложным во время выполнения аппликации?

Ради мирной жизни на родной земле достойно несут свою нелёгкую службу российские воины. Скоро наши мальчики, став взрослыми, тоже пойдут служить  в  армию,  как  их  дедушки  и  папы,  и  станут настоящими защитниками Отечества.

Предлагаю собрать всех наших матросов в одну команду на корабле с капитаном под флагом России.

Цель:


ООД по изобразительной деятельности рисование: «Флаг России»

для детей средней группы


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Задачи:

  1. Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране.
  2. Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн, с функциональным назначением флага России, о символичном

значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.

  1. Учить детей изображать Российский флаг при помощи гуаши. Воспитывать аккуратность в работе.

Материалы и оборудование: герб России, Российский флаг для детей: листы бумаги, гуашь, кисти.

Ход занятия

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы поговорим о нашей родной стране.

Живут на свете дети – мальчишки и девчонки.

Все они разные голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие в деревне, одни на севере, другие на юге.

И все они живут в нашей огромной стране, которая, как ребята называется?»

«Россия».

Воспитатель: «Россия – это большое государство. Мы гордимся нашей великой Родиной.

В нашей стране много городов, деревень, поселков. Воспитатель: «А как называется главный город страны?» Ответы детей: «Москва».

Воспитатель: Смотрите вот герб и флаг, чьей страны?»

Ответы детей: «России».

Воспитатель: Внимательно посмотрим на флаг, какой он формы?

Ответы детей: Прямоугольной.

Воспитатель: Ребята, из скольких полос состоит наш флаг?

Ответы детей: Из трёх.

Воспитатель: Правильно, флаг состоит из 3х полос. Верхней - белой,

средней – синей, нижней – красной.

Воспитатель: Послушайте стихотворение о флаге :

Белый цвет – берёзка, Синий - неба цвет,

Красная полоска – Солнечный рассвет.

Каждый цвет имеет своё значение.

Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы.

Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.

Воспитатель: А сейчас, давайте разомнемся.

Физминутка:

«Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх) Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками) Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец) Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня нарисовать Российский флаг красками.

Перед вами лежит лист, на котором вы будете рисовать флаг.

Сначала рисуем контур флага простым карандашом, затем раскрашиваем полоски флага белым, синим и красным цветами.

Готовы?

Приступаем к работе.

Рефлексия:

Воспитатель: Что мы сегодня рисовали.

Ответы детей: Флаг Воспитатель: Флаг какой страны? Ответы детей: России.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы все сегодня хорошо потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (Познавательное развитие) Тема: "Символы России"

В данном материале знакомим с детей и закрепляем символы Российского государства: герб. гимн, флаг....

Конспект ННОД по познавательному развитию "Государственные символы России"

Занятие для детей в подготовительной к школе группы....

НОД по познавательному развитию "Неофициальные символы России"

Знакомство детей с неофициальными символами России...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Береза – символ России»

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюб...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Секреты символов России"

Приобщение к культурным ценностям, воспитание патриотических чувств к Родине....